Виртуальный мир будущего: взгляд из карантина

Евгений Всяких, 2020

Человечество стоит на пороге новых глобальных изменений. За последние несколько десятилетий мы сделали мощнейший технологический рывок, но не изменили свои привычки. Теперь обстоятельства принуждают нас к этому. Может ли кто-то вспомнить время, когда люди во всём мире не могли выйти из дома несколько недель подряд? Готовы ли современные технологии к тому, чтобы мы могли остаться дома навсегда? Как изменится жизнь после карантина? И куда нас приведёт технологический прогресс ещё через 30 лет?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Виртуальный мир будущего: взгляд из карантина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Торговля и логистика

Торговля и логистика, в целом, являются разными сферами экономики, но по ряду причин, которые скоро станут понятны, мы объединим их в одном разделе.

Как я уже упоминал вначале, привычные нам форматы торговли очень скоро начнут постепенно отмирать. Операции населения по закупке продуктов и промышленных товаров будут всё чаще и чаще становиться удалёнными. Владельцы супермаркетов и различных розничных магазинов начнут замечать, что физических покупателей, приходящих к ним, становится всё меньше, тогда как онлайн-продажи растут. Тем не менее магазины будут продолжать работать, постепенно меняя форматы взаимодействия с покупателями.

Если внимательно понаблюдать за работой современных супермаркетов, то невольно напрашивается вывод, что они всё больше и больше напоминают нам склады. Дорогие склады с хорошим ремонтом, расположенные в зданиях с весьма высокой арендной платой. Иногда на таком складе можно встретить работника в униформе, который, безусловно, подскажет вам, где можно найти определённый товар, но уж точно вряд ли сможет достоверно рассказать о его полезных свойствах. По крайней мере, я часто убеждался, что даже в супермаркетах электроники так называемые продавцы (а на деле обычные кладовщики) не могли что-то объяснить и посоветовать, и поэтому проще было посмотреть описание товара в Интернете, вбив данные со стикера на полке.

Более десяти лет назад активно обсуждался вопрос по замене на товарах в супермаркетах штрих-кодов на так называемые RFID-метки, которые могли бы позволить существенно ускорить процесс обслуживания клиентов на кассах и постепенно отказаться от использования живых кассиров. Однако данная технология не прижилась в супермаркетах, хотя отдельные попытки её внедрить были. Тем не менее она стала активно применяться в других областях, где это оказалось более оправданно. А супермаркеты постепенно получили в своё распоряжение более совершенные сканеры штрих-кодов и с тех пор очень активно внедряют процесс самообслуживания на кассах. Кассовая техника нового поколения очень удобна и без особых проблем позволяет любому необученному человеку самостоятельно завершить покупку.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что владельцы супермаркетов постепенно, шаг за шагом меняют нашу модель покупки товаров, незаметно повышая свою рентабельность и отказываясь от избыточных бизнес-процессов либо перекладывая их на нас. Всё, что им осталось сделать, — это полностью уволить персонал и перевести свой магазин-склад в место с более низкой арендной ставкой. Возможно, они предвидят, как будет меняться мир, и поэтому уже сейчас готовятся к наименее болезненному выводу с рынка ставших традиционными для нас за последние десятилетия форматов торговли.

Первый вывод, который мы можем сделать из сказанного выше о супермаркетах, заключается в том, что уже и в наше время туда совершенно незачем ходить — все покупки давно пора перевести в онлайн-формат и экономить время. Практика показывает, что при онлайн-заказе вероятность получить некачественный или бракованный товар ничуть не выше, чем случайно взять его с полки. Нужно понимать, что одним из важнейших бизнес-процессов любого уважающего себя супермаркета является контроль качества, который направлен как раз на то, чтобы следить за отзывами онлайн-покупателей и максимально снижать уровень брака. Единственная причина, по которой мы продолжаем туда ходить, — это выработанная десятилетиями привычка. Однако у нового поколения этой привычки уже не будет.

По мере осознания людьми того факта, что онлайн-покупка более удобна, в обществе будет постепенно меняться модель потребления в целом. Все без исключения магазины будут запускать онлайн-продажи, чтобы не потерять своих клиентов, параллельно оптимизируя бизнес-процессы и сокращая продавцов. Владельцы всех магазинов (в том числе магазинов одежды) будут искать и успешно находить способы обеспечить клиента всем необходимым удалённо. На помощь им придут новые мобильные приложения, позволяющие выбрать нужный товар, провести виртуальную примерку, а также многое другое. И даже так называемые «магазины у дома» будут разносить свою продукцию по подъездам и квартирам, пытаясь сохранить продажи и продлить своё существование. Но и они постепенно исчезнут, уступив место вендинговым аппаратам нового поколения.

Однако окончательное понимание того, что физические магазины больше не нужны, наступит лишь после массового запуска беспилотных автомобилей. К этому времени подрастёт новое поколение молодых потребителей, которые не будут знать мира, в котором нет мобильных телефонов и Интернета. Вот эти-то люди и закрепят тенденцию полного отказа от физических покупок.

В какой-то момент времени в городах перестанут строить большие торговые центры, а существующие начнут постепенно перепрофилировать. Мы ещё вернёмся к этому вопросу и подумаем, во что их можно будет превратить. А пока давайте рассмотрим, как будет происходить покупка после появления на улицах беспилотных автомобилей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Виртуальный мир будущего: взгляд из карантина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я