Виртуальный мир будущего: взгляд из карантина

Евгений Всяких, 2020

Человечество стоит на пороге новых глобальных изменений. За последние несколько десятилетий мы сделали мощнейший технологический рывок, но не изменили свои привычки. Теперь обстоятельства принуждают нас к этому. Может ли кто-то вспомнить время, когда люди во всём мире не могли выйти из дома несколько недель подряд? Готовы ли современные технологии к тому, чтобы мы могли остаться дома навсегда? Как изменится жизнь после карантина? И куда нас приведёт технологический прогресс ещё через 30 лет?

Оглавление

Транспорт

Трансформация транспорта в следующие два десятилетия станет катализатором для изменения всех остальных отраслей без исключения.

Развитие транспорта, безусловно, будет связано с двумя тенденциями: роботизацией и шерингом. Причём мы получим в результате модель — роботизированный шеринг. Думаю, на это уйдет не более 20 лет, во всяком случае в более развитых странах. Рассмотрим, как на практике будет выглядеть использование этой модели.

Предположим, вам предстоит выехать куда-то из своего района. Для этого вы просто вызовете через мобильное приложение автомобиль без водителя, который подъедет к вашему дому и либо будет курсировать по ближайшим улицам, пока вы не выйдете из дома, либо припаркуется на свободном месте. А поскольку личного транспорта постепенно будет становиться меньше, то припарковаться не будет серьёзной проблемой практически в любом месте. Как только вы подадите сигнал о своём приближении, автомобиль подъедет максимально близко к вам и разблокирует или откроет (в зависимости от модели) дверь при вашем приближении. Вы сядете внутрь, автомобиль заблокирует (закроет) дверь и сразу же тронется, попутно сообщая вам детали поездки — время в пути и стоимость. Безусловно, во время поездки вам будут предложены музыка и видео, вода, стоимость которой будет добавлена к поездке, и, может быть, что-то ещё. В момент приближения к пункту назначения вам будет предложено ожидание на месте, если вдруг вы приехали ненадолго. В этом случае автомобиль поступит аналогично: либо встанет на ближайшей парковке, либо будет курсировать по району до вашего сигнала. Разумеется, деньги за поездку будут списаны с вашего счёта автоматически, как это уже и происходит сейчас. Помимо стандартных поездок, автомобили будут использоваться для отправки различных грузов, а также выполнения поручений.

Будет ли транспорт через 20–30 лет использовать бензин или дизель? Думаю, что нет. Во всяком случае развитые страны за этот срок полностью перейдут на электричество.

В развивающихся странах всё будет зависеть от позиции государства и финансовых возможностей бизнеса, потому что при наличии достаточного количества электрических заправок на всей территории страны обеспечить переход на электричество будет очень просто. В целом мне достаточно сложно представить себе беспилотный автомобиль на бензине или дизеле.

Каким будет общественный транспорт через 20–30 лет и будет ли он вообще? Я думаю, что наши самолёты и поезда станут полностью беспилотными (поезда во многих странах уже давно передвигаются без машинистов). Автобусов, как и другого наземного транспорта, станет значительно меньше, так как передвижение в таком объёме, как сегодня, будет не востребовано.

Сейчас мы наблюдаем массовое перемещение между городами либо различными районами одного города только по причине неоднородности инфраструктуры, а также отсутствия во многих случаях возможности работать удалённо. Офисы стараются располагать ближе к центру, чтобы всем работникам было более-менее одинаково неудобно добираться до работы. Офисы через 20–30 лет будут строиться по другому принципу: они будут равномерно располагаться во всех спальных районах и при этом не будут принадлежать или сдаваться в аренду какой-то одной конкретной организации. Наоборот, они будут строиться и оборудоваться по единому стандарту и позволять любой организации арендовать там необходимое количество рабочих мест, в зависимости от численности проживающих в данном районе сотрудников.

Полагаю, что уже достаточно скоро больше половины офисных работников в принципе будут работать из дома. Именно поэтому наземный общественный транспорт будет не так сильно востребован. Что же касается подземного общественного транспорта, то, на мой взгляд, он станет нерентабельным и будет в какой-то момент упразднён. Полностью автоматизировать и роботизировать его, скорей всего, будет бессмысленно из-за слишком малого пассажиропотока с учётом существенных вложений, которые потребуются для полного переоборудования. Безусловно, процесс его остановки будет болезненным и поэтому очень постепенным. Возможно, если начать переход на роботизацию движения подземного транспорта прямо сейчас, то шанс успеть окупить вложения ещё будет. Тем не менее мы видим, как в некоторых странах, наоборот, активно развивается подземный транспорт, запускаются новые линии и станции. Но я не могу себе представить, что с учётом всех тенденций по автоматизации и такого стремительного развития технологий пассажиропоток будет возрастать в следующие десятилетия. Будем надеяться, что осознание тенденции по снижению количества пассажиров к транспортным компаниям не придёт слишком поздно.

Уже сейчас на примере некоторых развитых стран мы видим, какими станут аэропорты будущего. В них не будет живых сотрудников, только роботы. Аэропорты и полёты вообще должны быть полностью автоматизированы в первую очередь, чтобы исключить какие-либо вмешательства человеческого фактора. Вы будете приезжать в практически пустые помещения, за 5–

10 минут проходить все необходимые процедуры в автоматическом режиме и сразу проходить на посадку. Задержки вылетов будут связаны исключительно с погодными условиями, но о них вы будете предупреждаться также автоматически и заранее, а учитывая отсутствие серьёзных пробок на дорогах и полную автоматизацию движения транспорта, сможете ждать дома подходящего момента, чтобы вовремя выехать к отправке самолёта. Я считаю, что авиакомпании начнут со временем брать на себя ответственность за доставку пассажиров «из двери в дверь», то есть автомобили авиакомпаний будут забирать пассажира из заданной точки и затем, по прилёте, доставлять до конечной точки путешествия (офис, отель, квартира и т.п.).

Будут ли востребованы в такой же степени, как сейчас, поезда дальнего следования? Сегодня существенное количество посадочных мест в таких поездах занимают люди, которые приезжают в другой город в командировки либо на работу в течение всей недели. На мой взгляд, через 20–30 лет это будет полностью исключено. Мне кажется по меньшей мере странным, что уже при текущем уровне развития дистанционных сервисов различные организации тратят собственные средства для доставки сотрудников из города в город каждую неделю, а то и чаще. Кроме того, эти организации оплачивают им временное проживание. Такое расходование средств выглядит абсолютно неоправданным и даёт избыточную нагрузку на транспорт. К тому же после появления беспилотных автомобилей все поездки дальностью до 1500 км будет гораздо более комфортно осуществлять именно в автомобилях. В наше время многие предпочитают поезда чаще всего из-за нежелания тратить время и силы на вождение. Если же взять поездки дальностью свыше 1500 км, то полёт на самолёте, вероятно, будет выгоднее.

Развивающиеся страны сейчас находятся в сложной ситуации, когда поезда дальнего следования ещё не обладают тем уровнем комфорта, который мы можем наблюдать в странах развитых, и качественные скоростные дороги всех типов пока отсутствуют, но нужно делать выбор: готовить свою страну к эре беспилотных автомобилей и модернизировать в первую очередь автомобильные магистрали — или же инвестировать в переоборудование поездов и построение скоростных железных дорог. В любом случае, как я уже говорил, стоит исходить из того, что пассажиропоток будет постепенно снижаться.

Появится ли за следующие 20–30 лет принципиально новый транспорт, например летающее такси или что-то в этом роде? Я думаю, что нет — такая необходимость полностью исчезнет, как только исчезнут пробки на дорогах. Полагаю, что гораздо проще будет либо выделить специальные автомобили, которые смогут ездить с повышенной скоростью, либо все автомобили оснастить возможностью при определённых обстоятельствах пользоваться выделенными полосами и приоритетом при проезде. Для этого нужно будет иметь определённые причины, такие как угроза здоровью или что-то подобное.

Светофоры полностью исчезнут через 1–2 года после полного запрета на дорогах нероботизированного транспорта.

В том числе и пешеходные. Машины будут прекрасно «видеть» как пешеходные переходы, так и людей.

Путешествия из одного города в другой на автомобиле, как я уже говорил, через 20–30 лет будут совершаться не так часто, как сейчас, и с поистине исключительным комфортом. Идеальные умные дороги, средняя скорость 200 и более км/ч, удобные кресла, полная автоматика, прекрасный обзор, безопасность.

Я даже немного завидую тем, чья работа будет связана с регулярными поездками между городами. Бóльшая часть транспорта на магистралях будет состоять из беспилотных грузовиков, перевозящих различные товары. Для многих людей идеальным временем поездки станет ночь, когда в машине можно будет прекрасно выспаться. Возможно, появится определённый класс автомобилей, оснащённых специальными спальными креслами, которые будут использоваться преимущественно для междугородних поездок.

Как я уже писал выше, не уверен, что за 20–30 лет люди придумают и массово внедрят какой-то принципиально иной транспорт, который сможет доставлять пассажиров на большие расстояния существенно быстрее, чем это происходит сейчас. Зато комфорт такой доставки должен будет повыситься так, чтобы люди не видели разницы между своим обычным днём и днём, когда они куда-то перемещаются. В самолётах, конечно же, будет повсеместно высокоскоростной Интернет, что позволит путешественникам оставаться в виртуальном мире коммуникаций. Думаю, что для человека, живущего в том времени, оказаться без Интернета даже на 5 минут будет самой настоящей катастрофой. Уверен: никаких перемещений по территории аэропорта на перронных автобусах до и после посадки через 20 лет уже не будет. В целом сокращение временных затрат на всех этапах авиарейса может составить до 2 часов, что особенно станет заметно во время коротких перелётов.

Кроме того, я не могу не остановиться на индивидуальном транспорте малых дальностей. Сейчас таким транспортом являются велосипеды, самокаты, а также их электрические продолжатели (включая гироскутеры, моноколёса и т.п.). После перехода на электрический беспилотный транспорт на всех дорогах общего пользования многим людям будет не хватать ощущений скорости и, возможно, определённой свободы. Сейчас мне не очень понятно, что произойдёт с современными мотоциклами после перехода на беспилотный транспорт, сохранит ли автомобильная индустрия данный способ перемещения или трансформирует его во что-то иное. Безусловно, электрический мотоцикл — вполне уместная и уже существующая вещь, но вот беспилотный электрический мотоцикл вызывает определённые сомнения.

Именно поэтому, в том числе, мощное развитие получит электрический индивидуальный транспорт малых дальностей. При этом возрастут скорости и мощности, после того как системы безопасности такого транспорта выйдут на следующий уровень. Малыми дальностями будут считать уже не 20 или 50 км на одной зарядке, а 200 или 500. Индивидуальный транспорт будет развиваться во всех направлениях, людей будет интересовать возможность получения максимальной свободы перемещения по суше, воздуху и воде. Если говорить совсем просто, то даже восхождение на Эверест с использованием такого транспорта будет совершаться практически любым желающим за сравнительно небольшой промежуток времени. Соответственно, начнёт меняться инфраструктура отдалённых и ныне практически непосещаемых участков нашей планеты. И мы поговорим об этом дополнительно в разделе «Туризм».

Ещё одним из очень ожидаемых изменений в транспорте ближайших 20–30 лет станет электрификация и роботизация малой авиации. При этом должны возрасти скорости и дальность перелётов, иначе никакой практической выгоды после запуска беспилотного транспорта мы не заметим. Легкомоторный самолёт нового поколения должен будет способен пролететь на одной зарядке минимум 3 тыс. км со средней скоростью минимум

500 км/ч. В этом случае мы получим настоящий прорыв, учитывая, что влияние человеческого фактора будет сведено к минимуму и при возникновении малейшей вероятности неблагоприятного исхода самолёт будет сам искать лучшие варианты для предотвращения гибели своих пассажиров.

В заключение замечу, что с точки зрения процесса установки и обновления базового программного обеспечения, а также возможностей использования дополнительных приложений автомобиль или любой другой транспорт будущего мало чем будет отличаться от современного смартфона или компьютера.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Виртуальный мир будущего: взгляд из карантина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я