ЕГЭ по обществознанию. Универсальный справочник

Евгений Валерьевич Фоменко

Предлагаемое пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию предназначено для учащихся 9–11 классов. Пособие содержит сжатый теоретический материал, необходимый для систематизации знаний и подготовки к итоговой аттестации. Теоретический материал охватывает все элементы кодификатора ЕГЭ по обществознанию. В пособие включены образцы сложных планов. Пособие можно использовать учителям для подготовки к урокам, олимпиадам и экзаменам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ЕГЭ по обществознанию. Универсальный справочник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тема 2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Механизмы рынка

1. Спрос — желание и возможность потребителя приобрести товар в определенный период по определенной цене.

Величина спроса — количество товаров (услуг), которое готовы приобрести в данное время по данной цене.

Закон спроса — при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.

Особенности формирования спроса:

1. Формирование спроса на товары низшей категории (товары с невысокими потребительскими свойствами: гречка, макароны и т.д.). По мере роста доходов спрос на такие товары падает.

2. Формирование спроса на нормальные товары (спрос растет по мере роста доходов населения).

Эластичность спроса — мера реакции величины спроса на изменение цены товара.

2. Предложение — готовность производителя предложить товар или услугу в определенный период по определенной цене.

Величина предложения — количество товаров и услуг, которые готов предложить производитель в данный момент по данной цене.

Закон предложения — при прочих равных условиях величина предложения товара (услуги) находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара.

Эластичность предложения — реакция на изменение цены со стороны производителей.

3. Равновесная цена — цена, при которой весь поставленный на рынок товар покупается; цена при которой объём спроса равен объёму предложения. Рыночное равновесие бывает устойчивым или неустойчивым. В результате нарушения рыночного равновесия возникает дефицит или избыток товара (услуги).

Конкуренция — соперничество производителей за лучшие условия производства и продажи товаров на рынке.

Конкуренция побуждает:

1) Проводить гибкую ценовую политику (например, салон красоты перед праздником предоставил клиентам сидки).

2) Рекламировать товары.

3) Повышать качество (например, фабрика по производству обуви стала изготавливать изделия из высококачественной кожи).

4) Расширять ассортимент (например, кондитерская фабрика расширила ассортимент выпускаемой продукции).

5) Внедрять новые технологии.

Виды конкуренции:

1) Ценовая (за счет более низкой цены).

2) Неценовая (реклама, качество товара, ассортимент).

3) Добросовестная.

4) Недобросовестная (например, промышленный шпионаж).

Функции конкуренции:

1. Регулирующая.

2. Инновационная.

3. Контролирующая.

Рынок — система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров.

Признаки рынка:

1. Нерегулируемое предложение — производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить.

2. Нерегулируемый спрос — потребитель сам определяет, что, как и сколько покупать.

3. Нерегулируемая цена — цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Функции рынка:

1. Регулирующая (регулируется объём спроса, предложения, цены)

2. Информационная (на рынке мы получаем информацию о производителе, цене и качестве товара).

3. Посредническая (рынок — это то место, где встречаются продавец и потребитель)

4. Стимулирующая (рынок стимулирует производить товары на которые есть спрос).

5. Оздоровление или санирующая (слабые фирмы разоряются).

Виды рынков:

1. По товару (объекту купли-продажи):

а) потребительских товаров и услуг;

б) рынок средств производства;

в) рынок инвестиций;

г) рынок ценных бумаг (фондовый);

д) рынок труда.

2. В соответствии с законом:

а) легальный;

б) нелегальный (чёрный, теневой).

3. По масштабу:

а) локальный (местный);

б) региональный (рынок области, края);

в) национальный (рынок РФ).

г) мировой.

Типы рыночных структур

1. Совершенная конкуренция и ее признаки:

а) большое количество фирм на рынке;

б) нет барьеров для вхождения на рынок для новых фирм;

в) доступность для всех информации;

2. Несовершенная конкуренция и ее типы:

а) монополистическая конкуренция;

б) олигополия (2—5 фирм);

в) монопсония (один покупатель на рынке);

г) монополия.

Характеристики рыночных структур

Рынок совершенной конкуренции — характеризуется наличием множества продавцов, предлагающих однородный товар, при свободном ценообразовании. На таких рынках продается и покупается достаточно однородный товар (валюта, акции, зерно), и его продавцов очень много.

Особенности или условия совершенной конкуренции:

— размер фирм-продавцов: маленький;

— количество покупателей: большое;

— контроль над ценой: отсутствует;

— доступ к рыночной информации: свободный;

барьеры для входа в отрасль: практически отсутствуют;

Рынок монополистической конкуренции — характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар. В условиях монополистической конкуренции вход на рынок достаточной свободный, барьеры есть, но они относительно легко преодолимы. Например, чтобы войти на рынок фирме может потребоваться получить специальную лицензию, патент и т. д. Контроль фирм-продавцов над фирмами ограничен. Спрос на товары имеет высокую эластичность

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ЕГЭ по обществознанию. Универсальный справочник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я