За 5 лет вырасти от менеджера до генерального директора компании из Fortune 500? Из наёмного директора стать собственником бизнеса? А учителю из глубинки получить партнерство в частной школе? «Да это же невозможно!» – думаете вы. Однако примеры реальных людей показывают, что в жизни возможно всё. Почему же, пока одни люди продолжают плыть по течению, другие добиваются таких успехов? Ответ прост: они действуют (и даже думают) иначе. Можно ли этому научиться? Из этой книги вы увидите, что можно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Coaching. Дао карьерного роста. Практическое пособие на основе реальных историй предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Арт-директор Ирина Белоносова
Редактор А. С. Фокина
© Евгений Бажов, 2021
ISBN 978-5-0055-2278-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Все имена и события в книге изменены с целью соблюдения конфиденциальности. Образы героев собирательные. Любые совпадения случайны.
Этой книги бы не случилось без помощи и содействия многих людей. Благодарю мою жену Ольгу за поддержку и ценные советы. Папу, маму, сестру — за веру в меня. Психолога, академика Михаила Литвака — за личный пример и рекомендацию идти своим путём. Маршалла Голдсмита — за совет работать только с победителями. Ирину Белоносову — за идею обложки, которая передала главную мысль книги: люди — главная ценность.
А также спасибо всем коллегам-коучам и партнерам за их примеры из жизни и работы.
Вместе мы сила!
ОБ АВТОРЕ
Евгений Бажов — предприниматель, исследователь, полномочный представитель Финансово-банковской ассоциации Организации Евро-Азиатского сотрудничества, проживает и ведёт бизнес в Китае с 2004 года. Владеет китайским, английским и японским языками, глубоко погружён в культуру стран Азии.
Имеет степень Executive MBA (управление бизнесом). Является бизнес-коучем Executive Coach АCC, ICF для руководителей мировых корпораций из списка Fortune 500. Автор нескольких книг о ведении бизнеса и саморазвитии, изданных в СНГ, США и Китае.
Автор сам прошёл путь предпринимателя, а также получил уникальный опыт работы бизнес-консультантом для китайских собственников и руководителей компаний. Это дало ему возможность увидеть потребности и понять образ мышления китайцев, чтобы осознать, какие методы вывели Китай на первые позиции в мире.
О КНИГЕ
Китай сегодня — это первая экономика мира. Страна, которая стремительно вырвалась из аутсайдеров и стала лидером. Китайские бренды завоёвывают сердца людей по всему земному шару, а бизнес-опыт и управленческие секреты, зародившиеся в Китае, уже активно используют предприниматели из разных стран и изучают в международных школах бизнеса.
Но всё же редкий иностранец знает Китай так, как автор этой книги — изнутри. И лишь единицам доводилось работать с китайцами в закрытом мире бизнеса, предоставляя услуги коуча-консультанта для руководителей и собственников компаний. На страницах этой книги автор раскрывает методики консультирования и решения бизнес-проблем, основываясь на примерах своей богатой практики работы с китайцами.
Можно сказать, что эта книга — практическое руководство по работе с подчиненными. Как бизнесу расти и увеличивать прибыль, за счёт развития сотрудников. А сотрудникам успешно сделать карьеру.
Предисловие от автора
Так получилось, что моя жизнь с детства связана с Китаем. Родом я из Владивостока, откуда до границы рукой подать. Окончил Институт восточных языков, где обучался на факультете китаеведения по специальности «Региональный менеджмент и межнациональные коммуникации».
Учили нас хорошо, и уже после первого курса я начал оказывать услуги гида-переводчика китайским туристам, приезжавшим посмотреть Владивосток. Так я одновременно совершенствовал языковые навыки и зарабатывал.
После вуза, некоторые из моих однокурсников продолжили работать гидами. Я же грезил о загадочном и экзотичном Китае. Чтобы мои фантазии воплотились в жизнь, я устроился на работу помощником руководителя в логистическую компанию в Шанхае — городе моей мечты.
Спустя несколько лет мне стало тесно в логистике. К счастью, в скором времени появилась возможность перейти в производство: я стал руководителем представительства экспортно-импортной компании, специализировавшейся на товарах народного потребления. Впоследствии, разобравшись в законах бизнеса, открыл свою компанию. Мы сотрудничали с торговыми сетями из СНГ — производили для них товары народного потребления под их СТМ (собственными торговыми марками).
Несмотря на полную вовлечённость и интерес к делу, на этом этапе я столкнулся с новыми трудностями: нужно было эффективно выстраивать взаимодействие с подчинёнными, заказчиками, коллегами и предпринимателями-китайцами, на фабриках которых я размещал заказы на производство. Чтобы лучше разобраться в тонкостях управления, я поступил в бизнес-школу на программу EMBA для руководителей.
Обучение проходило на английском языке, а группа состояла из 40 человек 30 национальностей. Дикие нагрузки. Суперинтенсивно. Супернапряжённо. И при этом — здорово! Впервые учёба доставляла мне удовольствие. Меня окружали интересные, необычные люди, желавшие большего. В это же время я интенсивно изучал психологию управления. Ведь по сути бизнес — это умение слушать и договариваться с людьми.
Во время учёбы пришла идея организовать поставку в Китай продуктов питания из СНГ. Все тернии пути по построению дистрибьюции в Китае, весь свой опыт и все набитые шишки я описываю в книге «Тёмная сторона бизнеса в Китае». Эта сфера позволила мне понять потребителя и процессы работы в Китае, а также увидеть будущее направление развития рынка. Было очевидно, что экономика и торговля активно переходят в онлайн.
В тот момент меня захватила идея, что можно находиться у себя дома: в Шанхае, Москве или Торонто — где угодно, лишь бы там был интернет — и при этом продавать товары по всему миру. Моими партнёрами тогда были Стивен Ян и Джордан Сун, вместе с ними я вёл подкаст о нюансах жизни и ведения бизнеса в Китае.
Вскоре ко мне стали обращаться люди, которым были нужны консультации по выходу на китайский рынок, развитию новых направлений в Китае, сокращению издержек и запуску новых продуктов. Так и родилась наша консалтинговая фирма «Симлифай» (от английского simplify — простота).
Консультировать международные компании было интересно. Истории некоторых проектов описаны в моей книге «E-commerce: китайский опыт. Если вас нет онлайн, вас просто нет. Практическое пособие по онлайн-коммерции на рынке с 1,4 млрд покупателей». По развитию онлайн-бизнеса Китай опережает многие страны на 5—7 лет, и в этой книге можно увидеть, к чему с большой вероятностью придёт мир в скором будущем. Заранее изменив свои подходы и отношение к стратегическому планированию, читатели могут подготовить себя, свой бизнес и своих близких к новым условиям жизни.
Консультируя корпорации и предпринимателей, я замечал, что причиной большинства проблем становится нарушенная коммуникация между людьми, а также недоверие, неумение выстроить диалог и систему открытых отношений. В разных ситуациях люди нередко жаловались мне на непонимание со стороны коллег и родных, а я в меру сил старался не давать рекомендаций, следуя золотому правилу, которое усвоил от Маршалла Голдсмита. По версии «Форбс», он является бизнес-коучем номер один во всём мире, и он утверждал, что «рекомендация — это критика, а критиковать можно только за деньги». Известна также шутка: «Вы хотите бесплатный совет или платную консультацию? Вот вам мой бесплатный совет — приходите на платную консультацию!»
Почему так? По сути, вся книга — ответ на этот вопрос. Многие люди хотят устроить свои дела побыстрее и по возможности бесплатно. Однако, чтобы помочь кому-то решить его проблему, требуется: а) глубоко разбираться в сути дела; б) понимать, что может сделать именно этот человек. На всё это требуется время и энергия. К тому же люди часто спрашивают совета, уже приняв решение, и просто ищут человека, мнение которого совпадет с их собственным. Для чего ищут? Чтобы было кого обвинить в случае неудачи. Если же кто-то приходит на платную консультацию к специалисту, то шансы реальной заинтересованности и стремления изменить ситуацию гораздо выше. Деньги, полученные за работу, компенсируют специалисту потенциальный урон от обвинений. А клиент, знающий, сколько стоит полученная консультация, с большей степенью вероятности станет выполнять рекомендации.
К тому времени я уже более 10 лет увлекался психологией, проводил исследовательскую работу по психологии управления, а также занимался коучинговой деятельностью и руководил клубом решивших овладеть стрессовыми ситуациями (КРОСС) в Китае. У меня накопился богатый опыт взаимодействия с людьми и решения их вопросов, связанных с личностным развитием, продвижением по карьерной лестнице, проблемами в бизнесе.
Мне удавалось найти общий язык даже с китайскими клиентами. Причём китайцы, часто закрытые для внешнего общения, как-то легко открывались и показывали свою ранимую душу. Не могу точно сказать, с чем это было связано. Возможно, с тем, что я говорил с ними на их языке, но при этом оставался человеком из другого мира, а значит, не мог раскрыть их личные секреты кому-то из их окружения. Это было похоже на разговор со случайным попутчиком в поезде. В такой ситуации можно открыто говорить о чём угодно, вывернуть душу наизнанку, рассказать всё как есть. Без прикрас. Без преувеличения или, наоборот, сглаживания. В таких беседах появляется реальный шанс выговориться и очиститься. И для моих клиентов я становился тем самым попутчиком, кратковременным другом, которого больше никогда не увидишь.
На момент написания и издания этой книги мне неизвестно о существовании других русскоговорящих коучей или бизнес-психологов в Китае, которые работали бы именно с китайцами. И я с полным правом могу назвать себя первопроходцем на этом пути.
А ещё я хочу попросить прощения у всех профессионалов, деятельность которых связана с развитием персонала и оказанием помощи при решении психологических вопросов, за то, что я взялся за эту тему. Наверняка они лучше разбираются в этом, знают всю тематическую литературу, работая HR-консультантами, штатными коучами в организациях, психологами или менторами, возглавляя отделы дополнительного образования и институты усовершенствования кадров. Эта книга не может заменить все другие книги, посвящённые развитию человека. Но я хотел бы, чтобы все, кто так или иначе содействует развитию общества и конкретного индивида в жизни и на работе, ознакомились с точкой зрения ментора-коуча, работавшего с китайскими бизнесменами и корпоративными служащими. Может быть, мои подходы помогут ещё в чём-то усовершенствовать ваши, безусловно, эффективные приемы.
В этой книге я поделюсь с вами тем, как я понимаю профессию коуча, а также расскажу о моём опыте работы в Китае. О корнях и происхождении коучинга вы узнаете из первой главы. Она сухая и занудная, если хотите экшена, то ее можете пропустить. Во второй главе я подробнее останавливаюсь на вопросах бизнес-коучинга. В третьей — моя личная история, как я пришёл в профессию и рос в ней. В четвёртой даю оценку положению коучинга в разных странах. В этом вопросе я опираюсь, в частности, на мнение коллег-коучей, которые дали своё видение ситуации. Это расширяет границы понимания того, что происходит в профессии. Пятая глава рассказывает о нескольких клиентах — корпоративных и частных — на примере работы с ними я разбираю методы и подходы. Практические стратегии и тактика роста бизнеса и карьеры человека. Образы клиентов собирательные: я взял для них черты разных людей, с которыми мне довелось работать с 2016 года. Наконец, в шестой главе я пытаюсь приподнять завесу тайны, за которой скрывается грядущая эра искусственного интеллекта и новых технологий.
Вся книга — это моя попытка ответить на вопрос, как стать более эффективным менеджером. Как руководить командой без перегруженности и головной боли. Как расти внутри корпорации и управлять компанией в удовольствие: затрачивая минимальные ресурсы на администрирование и достигая при этом максимальной отдачи.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Coaching. Дао карьерного роста. Практическое пособие на основе реальных историй предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других