Развивающие занятия с детьми 3—4 лет. Осень. I квартал

Е. Ю. Протасова, 2022

Данное методическое пособие представляет собой современную развивающую педагогическую систему построенную на деятельностном подходе и принципе интеграции содержания образования детей 3—4 лет в условиях дошкольной образовательной организации. Каждая неделя учебного года в данной системе посвящается определенной теме, которая осваивается и проживается детьми в разных видах детской деятельности. В книге вы найдете сценарии непосредственно образовательной деятельности, а также содержание работы в режиме дня по всем образовательным областям. Комплект состоит из трех книг, каждая из которых представляет систему работы на каждый квартал учебного года. Данное пособие содержит материалы на I квартал (сентябрь, октябрь и ноябрь). Книга адресована педагогам, работающим с детьми 3—4 лет в дошкольных организациях, центрах развития, образовательных комплексах и др. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Истоки знаний

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивающие занятия с детьми 3—4 лет. Осень. I квартал предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Содержание образовательной деятельности на I квартал

Сентябрь

1-я неделя. «Наши игрушки. Мячик»

Направленность педагогической работы. Эта неделя посвящена адаптации детей к новой обстановке, режиму дня. Дети будут знакомиться со своими воспитателями, другими детьми. Педагог поможет им сориентироваться в пространстве группы, покажет места для игр, еды, сна, хранения одежды, поможет запомнить местонахождение их шкафчиков и полотенец. Начнется работа по формированию культурно-гигиенических навыков — взрослый покажет, как нужно правильно умываться, мыть руки.

Средством поддержания интереса детей к детскому саду и вовлечения в разные виды деятельности станут знакомые и любимые игрушки малышей — мяч и кубики. В процессе строительства башенок из разноцветных кубиков у детей будут развиваться первичные конструктивные навыки, а также закрепятся их представления о четырех основных цветах спектра.

Чтение рассказа Я. Тайца «Кубик на кубик» и стихотворения Г. Лагздынь позволят педагогу поговорить с детьми о том, почему важно играть дружно, делиться друг с другом игрушками. Разыгрывание ситуаций по сюжетам этих произведений будет способствовать развитию навыков общения со сверстниками.

С помощью мячика воспитатель познакомит детей друг с другом, вовлечет в общение со взрослым и другими детьми, стимулируя их ответные речевые реакции. Мячик «познакомит» детей с расположением предметов и игрушек в группе и на участке, расскажет, во что можно поиграть, где находятся на участке горка, песочница, качели и другие малые формы; познакомит со своими «друзьями» — выносными игрушками для игр с песком (ведро, лопатка, ситечко, формочки). Дети рассмотрят разные мячики и попробуют поиграть с ними, узнают, что мячики не тонут в воде и «утешат» героиню стихотворения А. Барто, уронившую в речку мячик. Они услышат стихотворения про мячик С. Маршака и Г. Лагздынь, слепят мячик в подарок игрушкам, выполнят коллективную аппликативную композицию «Мячики катятся по дорожке». Мячик будет использоваться также в подвижных играх и упражнениях.

Воспитатель дает рекомендации родителям, как облегчить детям период адаптации к детскому саду, о необходимости поддержания дома того же режима, что и в ДОО; приглашает утром в группу родителей тех детей, которые тяжело переносят расставание; просит дать им в детский сад их любимую игрушку. Рекомендует родителям расспрашивать про детский сад, выражать уверенность, что ребенка в детском саду ждут, ему рады.

Педагог создает условия для совместных сюжетно-дидактических игр. Например, для разыгрывания ситуации «знакомства с куклами», когда педагог от имени кукол здоровается с детьми, спрашивает, как кого зовут, рассказывает, что любит. Или ситуации «куклы вернулись с прогулки», у них грязные руки, надо их помыть, куклам показывают мыло, полотенце, разыгрывается процесс мытья рук и т. д.

Непосредственно образовательная деятельность

Познание окружающего мира «Наши игрушки. Мячик»

Задачи:

— расширять представления об окружающих предметах и их свойствах;

— развивать навыки общения и взаимодействия друг с другом.

Материалы: большой разноцветный мяч, текст стихотворения С. Маршака «Мяч», несколько небольших мячиков из разных материалов (резиновый, пластмассовый), тазик с водой.

Содержание

Педагог показывает детям большой разноцветный мяч и предлагает рассмотреть его. Дети трогают мячик, называют, какой он (гладкий, круглый, разноцветный). Взрослый уточняет, какие именно цвета есть у мячика. Затем спрашивает детей, знают ли они, что умеет делать мячик. Вместе с детьми вспоминает, что мячик может катиться, прыгать, его можно подбрасывать вверх, кидать друг другу. Предлагает послушать стихотворение про мячик и зачитывает отрывок из стихотворения С. Маршака «Мяч» (начиная со слов: Мой / Веселый, / звонкий / Мяч, / Ты куда / Помчался / Вскачь… и до слов: Ты / Скакал / И звонко / Топал.). При повторном чтении дети обыгрывают текст стихотворения: прыгают как мячики, разбегаются в разные стороны.

Затем большой разноцветный мяч «знакомит» детей со своими друзьями — небольшими мячиками из разных материалов (резиновыми и пластмассовыми). Дети рассматривают, трогают их, выясняют, какие мячики мягкие, а какие — твердые, какие легкие, а какие — тяжелые, прыгают они или нет, катятся быстро или медленно и т. д.

Воспитатель предлагает послушать историю про девочку Таню и ее мячик. Читает стихотворение А. Барто «Мяч» (Наша Таня громко плачет: / Уронила в речку мячик…). Предлагает вместе попробовать и посмотреть, будут ли плавать мячи в воде или утонут. Ставит тазик с водой и вместе с детьми проводит «исследование»: дети по очереди опускают в тазик разные мячики и наблюдают, что с ними происходит.

В заключение педагог вспоминает с детьми, с какими разными мячиками они сегодня познакомились.

Последующая работа: педагог организует совместные игры с мячом, например: дети садятся на пол, катают мяч в кругу, а взрослый называет имена детей, к которым покатился мяч. Читает полностью и обсуждает стихотворение С. Маршака «Мяч», в процессе чтения дети подговаривают запомнившиеся слова.

Занятие физической культурой № 1.1

Задачи:

— обучать согласовывать свои движения с движениями рядом идущего ребенка при ходьбе парами;

— упражнять в беге в определенном направлении (небольшими группами и всей группой);

— обучать выполнять движения в соответствии с сигналами.

Место проведения: физкультурный зал.

Материалы: разноцветные кольца, куклы.

Содержание

Воспитатель предлагает детям в групповой комнате встать парами, кто с кем хочет: «Посмотрите, Настя взяла за ручку Юлю, Дима пойдет рядом с Костей. Коля, а ты с кем в паре, с Сережей? Хорошо, все нашли свою пару, а теперь мы пойдем в новую для многих из вас комнату — физкультурный зал — хотя некоторые дети уже там бывали. (Называет имена детей.)». По дороге в зал воспитатель напоминает малышам, как надо идти в паре: не тянуть друг друга, стараться не отставать и т. п.

Держась за руки, дети входят в зал парами, идут вдоль зала. По сигналу воспитателя останавливаются в определенном месте; воспитатель обращает внимание детей на длинную «скамеечку», высокую «лесенку», «горбатые» мостики, низкие «воротца» (дуги). Называется, что можно с ними делать (ходить, подлезать и т. п.). Дети рассматривают вместе с воспитателем также корзину с разноцветными мячами, уголок с различными предметами (колечки, кубики, флажки, колокольчики, обручи и пр.).

Дети обходят весь зал, потом воспитатель спрашивает: «Ребята, вам понравилось в физкультурном зале? Здесь можно бегать, прыгать, лазать, бросать и ловить мячик, поиграть с погремушками, флажками, колечками. Они вас давно ждали, давайте поиграем».

Воспитатель приглашает детей поиграть с цветными колечками (их нужно заранее положить на видном и удобном для детей месте, например, на гимнастическую скамейку).

Игровые упражнения «Поиграем с колечками»

Вместе с воспитателем дети выполняют несложные движения (можно выполнять игровые упражнения под веселую музыку):

— покрутить колечко перед собой как будто в руках руль, подражая звуковым сигналам машин «би-би-би»;

— присесть, положить колечко, встать; присесть, взять колечко, встать;

— показать колечко — руки перед собой; спрятать колечко — руки за спину.

Подвижная игра «Догоните меня»

Дети стоят на одной стороне комнаты. «Догоните меня», — говорит воспитатель и бежит к противоположной стороне комнаты. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Воспитатель останавливается, дети подбегают к нему. Воспитатель хвалит детей за то, что они умеют так быстро бегать. Затем предлагает убегать на свое место. «Убегайте, убегайте, догоню!» — говорит воспитатель и догоняет малышей. Дети бегом возвращаются на свои места, в противоположную сторону зала. Вначале игру целесообразно проводить с подгруппой детей. Воспитатель не должен слишком быстро убегать, им интересно его поймать. Не следует слишком быстро бежать за детьми, так как они могут натолкнуться друг на друга или на стоящие предметы. Сначала бег проводится только в одном направлении. Когда малыши подбегут к воспитателю, их надо приласкать, похвалить, что они умеют быстро бегать. Игру можно повторить 2–3 раза. При повторении на втором занятии воспитатель может изменять направления, убегая от детей.

Воспитатель обращает внимание на то, что не только ребятам нравится в физкультурном зале заниматься и играть, но и куклам.

Спокойная игра с ходьбой «К куклам в гости»

Воспитатель говорит, что сейчас дети пойдут в гости к куклам: Кате и Маше. Дети вместе с воспитателем ищут кукольный уголок. Куклы «здороваются» с детьми, спрашивают, как их зовут, что они увидели в зале, во что играли, а когда воспитатель скажет: «Уже пора ребятам возвращаться в группу, идти гулять», они «говорят» детям: «До свидания!» и приглашают прийти к ним в гости еще раз.

Лепка «Мячики для игрушек»

Задачи:

— вызывать интерес к лепке как виду изобразительной деятельности, позволяющему создавать объемные изображения, которые можно обыгрывать;

— формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней;

— координировать и синхронизировать движения рук; укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

Материалы: комочки пластилина разного цвета (на выбор), клеенки, матерчатые салфетки, мячики для пинг-понга или грецкие орехи, 3–4 мяча разного цвета и размера, пластилиновый шар для демонстрации формы, 2–3 пластилиновых мяча для показа вариантов оформления (с одной и двумя полосками из жгутиков, с пятнышками), комок пластилина, поворотный диск.

Содержание

Педагог предлагает детям взять в руки маленькие мячики для пинг-понга (или грецкие орехи) и покатать их в ладонях. Показывает способ кругового раскатывания обеими ладонями для переноса освоенного способа обследования в лепку. Уточняет и контролирует положение рук каждого ребенка.

Сообщает детям, что их игрушки тоже хотят поиграть, и предлагает слепить маленькие разноцветные мячики.

Педагог показывает пластилиновый шар и комок пластилина такого же цвета. Спрашивает детей, как можно слепить мячик из пластилина. Дети вспоминают, как они обследовали шарики (или грецкие орехи), и показывают жестами. Педагог уточняет представления детей, демонстрирует способ кругового раскатывания обеими ладонями и предлагает повторить имитационное движение без пластилина.

Затем показывает 2–3 пластилиновых мячика, подготовленных заранее, и просит детей определить, как они украшены. Дети замечают на мячиках полоски и пятнышки. Педагог показывает и поясняет приемы декорирования: слепить жгутик, положить на мячик и прижать — получится полоска; отщипнуть маленький кусочек пластилина и прижать к шарику — получится пятнышко.

Педагог предлагает детям выбрать по желанию цвет пластилина и слепить красивые мячики, украсив их полосками или пятнышками.

Дети лепят. Воспитатель помогает словесными пояснениями, жестами, приемом «рука в руке», советами (к примеру, если полоска короткая, ее нужно сильнее раскатать или добавить кусочек; если длинная, ее нужно укоротить — отщипнуть или оторвать лишнее, отрезать стекой), вопросами (Как ты украсишь свой мячик? Какую игрушку ты хочешь порадовать своим мячиком?).

Музыка № 1.1

Задачи:

— приобщать к слушанию музыки;

— вовлекать в движения, связанные с музыкой.

Место проведения: в группе.

Содержание

Слушание музыки: В.А. Моцарт «Аллегро», «Анданте»; М.И. Глинка «Чувство» (фрагмент); П.И. Чайковский «Сладкая греза» (фрагмент) (любое из них по выбору музыкального руководителя, время звучания 2–3 мин); рус. нар. песни «Солнышко» или «Дождик» (в обр. Т Попатенко).

Музыкальное движение: свободная пляска малышей под пение взрослого (рус. нар. мелодия по выбору музыкального руководителя).

Художественная литература «Рассказ Я. Тайца “Кубик на кубик”»

Задачи:

— развивать интерес к чтению художественных произведений;

— формировать умение обсуждать содержание художественных произведений с привлечением собственного опыта.

Материалы: куклы (девочка Маша и мальчик Миша), набор кубиков.

Содержание

Внимание детей привлекается к игровой обстановке, созданной педагогом по сюжету рассказа Якова Тайца «Кубик на кубик». Педагог предлагает детям послушать историю, которая однажды приключилась с Машей и Мишей. Читает рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик», начиная со слов: «Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша…».

Чтение сопровождается разыгрыванием ситуации на игрушках. После чтения педагог вовлекает детей в обсуждение примерно по следующим вопросам: «Что делала Маша? Что у нее попросил Миша? Разрешила ли Маша взять один кубик? Что произошло с башней? Почему башня развалилась? Как вы думаете, огорчилась ли Маша?»

После рассуждений детей педагог обобщает: «Если бы Миша взял не нижний, а верхний кубик — башня, которую построила девочка, не упала бы. Жаль, что Миша об этом не догадался. Если детям хочется поиграть друг с другом или с общей игрушкой, надо не отбирать ее, а договориться и играть вместе или по очереди».

Педагог утешает куклу Машу, просит ее не огорчаться, что башня развалилась, говорит, что дети научатся строить башни из кубиков и обязательно ей помогут.

Аппликация «Мячики катятся по дорожке»

Задачи:

— вызывать интерес к созданию коллективной композиции;

— учить устанавливать связь между реальным предметом (мяч) и абстрактной формой (круг);

— показать возможность создания образа мяча из двух полукругов разного цвета;

— помочь установить связь между кругом и двумя полукругами;

— создавать условия для тактильного и зрительного обследования формы круга;

— развивать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми.

Материалы: кусок обоев зеленого или желтого цвета (или 2–3 листа формата А3, склеенные в одно полотно); готовые формы разного размера и цвета — круги и полукруги; клей и клеевые кисточки, бумажные и матерчатые салфетки, мяч и картонный круг для сравнения объемной и плоской формы, варианты силуэтных мячей — одноцветных и двуцветных, флейцевая кисть и краска оранжевого или темно-желтого цвета для изображения дорожки.

Содержание

Воспитатель берет мяч и прокатывает его по столу: «Вот как быстро и весело катится мячик».

Затем показывает детям основу для коллективной композиции, быстро изображает на ней широкую дорожку с помощью флейцевой кисти. Эту работу можно выполнить и заранее, но в присутствии детей, чтобы они накапливали художественный опыт, наблюдая за действиями педагога. Поясняет, что это дорожка, по которой сейчас покатятся-поскачут красивые мячи. Берет цветной круг и показывает, как он катится по нарисованной дорожке. Снова показывает реальный мяч, поясняет: «Это настоящий мяч, мы может взять его в руки, он объемный, мы держим его вот так» (жест обхвата объемного тела). Показывает цветной круг и говорит: «А этот мяч нарисованный, мы можем спрятать его в ладошках, вот так».

Педагог обращает внимание на приготовленные формы — круги и полукруги. Просит показать мячики. Дети поднимают круги. Воспитатель спрашивает, можно ли сделать мячики из полукругов. Дети догадываются, что мячи можно составить из двух половинок разного цвета. Начинают создавать изображения мячей, соединяя полукруги разного цвета в круги.

Педагог уточняет задачу: показать, как мячи свободно катятся и скачут по дорожке. Дети свободно размещаются возле композиционной основы и создают образы мячей — приклеивают круги и составляют круги из половинок.

Каждый ребенок создает от двух до трех-пяти изображений мяча. Педагог учитывает индивидуальные особенности и способности детей. По окончании работы предлагает детям отойти от картины и посмотреть на нее издалека, чтобы всем вместе порадоваться тому, как красиво получилось, как много мячиков катится по дорожке, и какие они нарядные, яркие, разные.

Последующая работа: коллективная композиция «Мячики катятся по дорожке» предлагается детям в индивидуальной работе с педагогом в вечернее время для изображения травы. На следующей неделе эта же композиция будет дополнена образами цветов, выполненных комбинированной техникой.

Физкультурное занятие на воздухе

Задачи:

— повышать двигательную активность;

— обогащать игровой опыт.

Содержание

Движение парами по кругу, в различных направлениях; подвижная игра с бегом; игра малой подвижности на развитие внимания.

Конструирование «Строим башенки»

Задачи:

— знакомить с деталью строительного материала — кубиком;

— приобщать к конструированию башен через разыгрывание простых сюжетов.

Материалы: кубики четырех основных цветов (не менее 4 шт. на каждого ребенка), игрушка петушок.

Содержание

Воспитатель помогает детям сесть на ковре в большой круг, вносит игрушку петушка, говорит, что петушок пришел к детям в гости. Педагог говорит: «Петушок просит нас построить башенки из кубиков». Вносит коробку с разноцветными кубиками, высыпает их на середину круга. «Посмотрите, как много кубиков, они разного цвета. Этот кубик какого цвета? (Например, синего). А есть еще кубики синего цвета? Найдите их. Из синих кубиков построим синюю башню: будем ставить их аккуратно друг на друга. Вот какая высокая синяя башенка получилась! Взлетел на нее петушок и закричал: “Ку-ка-ре-ку”. Давайте и мы споем песенку петушка». Дети вместе с воспитателем произносят: «Ку-ка-ре-ку!»

Далее воспитатель от имени петушка просит детей построить много башенок. Кладет перед каждым ребенком кубик определенного цвета, предлагает выбрать из лежащих в общей большой коробке несколько кубиков такого же цвета и построить из них свою башенку (рис. 1). Помогает детям при необходимости. По ходу деятельности спрашивает некоторых детей, какого цвета у них башенка. Петушок «взлетает» на готовые башенки и вместе с детьми кричит: «Ку-ка-ре-ку».

Данное занятие можно считать диагностическим на начало учебного года по различению и называнию детьми четырех основных цветов.

Рис. 1

Музыка № 1.2

Задачи:

— приобщать к слушанию музыки;

— вовлекать в движения, связанные с музыкой.

Место проведения: в группе.

Содержание

Занятие повторяет содержание предыдущего, но начинается со знакомства с детьми. Музыкальный руководитель подходит к каждому ребенку с песенкой «Как тебя зовут?» (мелодия песенки меняется: например, нисходящее постепенное движение в пределах квинты, движение по звукам трезвучия и т. д.).

Развитие речи «Любимые игрушки»

Задачи:

— вовлекать детей в речевое общение со взрослым и сверстниками;

— побуждать вступать в диалог всеми возможными способами (вокализации, игровые действия, фразовая речь);

— подводить к составлению текстов-описаний;

— обогащать словарь образными словами;

— в процессе звукоподражаний уточнять правильное произношение гласного звука [а].

Материалы: игрушки (кукла, кошка, собака).

Содержание

Воспитатель заранее раскладывает на видных местах групповой комнаты игрушки: собачку и куклу.

Собирает детей полукругом. В гости к детям приходит кукла. Знакомится с ними. Представляется: «Меня зовут Даша. А как зовут вас?» Приближается к отдельным детям и узнает их имена. (Спросить надо всех.)

Далее говорит: «У Даши есть друзья игрушки. Давайте их пригласим в гости.

Самый верный друг Даши — черный нос, колечком хвост, весело лает, дом охраняет. Кто это?» (Собачка.) Как лает собачка? (Ав-ав.) А еще Даша дружит с Муркой. У Мурки — серенькая шубка, пушистый хвост, мягкие лапки, острые ушки. Кто же это? (Киска.) Как она мяукает? (Мяу-мяу.)».

Затем воспитатель предлагает послушать стихотворение Б. Заходера «Кискино горе» [2] (Плачет киска в коридоре / У нее большое горе…).

Воспитатель обращается к детям: «Кто хочет рассказать о киске, какая она?» По желанию кто-то из детей берет в руки игрушку и подговаривает слова к речи воспитателя: «Это… (киска) Мурка. У Мурки серенькая… (шубка). Пушистый… (хвост). Мягкие… (лапки). Острые… (ушки). Воспитатель говорит в замедленном темпе и по ходу речи дотрагивается до частей тела, о которых идет речь. Спрашивает двух желающих.

«А кто хочет рассказать о собачке?» — обращается воспитатель к детям. Вызывает желающего и продолжает: «Это… (собачка). У нее черный… (нос), колечком… (хвост). Собачка весело… (лает). Как лает собачка? (Дети хором: «Ав-ав».) Воспитатель интонацией незавершенности побуждает детей включаться в рассказывание. Выслушивает двух детей по желанию.

Далее предоставляет детям возможность подвигаться. Обращается с предложением: «Сейчас вы все, как будто собачки и киски. Мальчики — собачки, девочки — киски. Киски бегут и мяукают: “Мяу-мяу” (двигаются девочки), а собачки бегут и лают: “Ав-ав” (двигаются мальчики)».

Дети произносят звукоподражания и резвятся. Занятие переходит в свободную игру.

Занятие физической культурой № 1.2

Задачи:

— обучать при ходьбе парами согласовывать свои движения с движениями рядом идущего ребенка;

— упражнять в беге в определенном направлении (небольшими группами и всей группой);

— обучать выполнять движения в соответствии с сигналами.

Содержание

Повторение основного содержания предыдущего занятия этой недели.

Образовательная деятельность в режиме дня

Организация наблюдений

Наблюдения на прогулке. Наблюдения в природе за цветами, травой, какие они, какого цвета; полив цветов; знакомство со свойствами сухого и влажного песка во время игр в песочнице.

В первые недели сентября воспитатель организует наблюдения на прогулках и в уголках природы с учетом условий адаптации детей к пребыванию в детском саду. Обращает внимание детей на самые необычные, самые яркие объекты и природные явления. Знакомить малышей с природой детского сада можно с помощью игрушки, например, медвежонка. Чтобы подчеркнуть изменения в погоде, воспитатель может одевать медведя в разную одежду.

На прогулке воспитатель спрашивает, любят ли дети играть в прятки, и говорит, что сегодня среди цветов спрятался мишка, который живет в детском саду. Дети ищут место, где на участке растут цветы. Воспитатель вместе с малышами подходит к месту, где спрятан игрушечный медведь, и вынимает его после того, как дети обнаружат игрушку. Медведь обращается к детям: «Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться! Меня зовут Мишка. А как вас зовут? (Дети по желанию называют свои имена и жмут медвежонку лапу или гладят его.) Я уже много лет живу в детском саду и очень люблю всех ребят, которые приходят к нам. Можно, я буду с вами гулять? А то мне одному скучно. Знаете, почему я сегодня здесь спрятался? Я очень люблю цветы. А вам они нравятся? Мне больше всего нравится вот этот красный цветок. А вам? (Дети показывают понравившиеся им цветы.) Кто из вас нюхал цветы? Они так замечательно пахнут! Давайте вместе полюбуемся цветами, только делать это надо осторожно, чтобы не помять цветочки. (Дети по желанию обходят цветник и по просьбе воспитателя показывают цветы желтого, красного, синего цвета.)

Воспитатель проводит игру и предлагает детям стать красивыми цветочками. Дети становятся в круг. Воспитатель говорит, что у детей-цветочков выросли красивые-красивые лепестки. (Дети разводят руки в стороны.) Цветки тянутся к солнышку. (Встают на цыпочки, поднимают головы и руки.) Вот какие замечательные цветочки выросли в нашем детском саду!

Медвежонок рассказывает, что сидит на травке — она зеленая, мягкая. Дети гладят травку, трогают листья растений.

В теплый солнечный день воспитатель прячет медведя под кустом в тени и обращает внимание детей на то, что сегодня солнечная, ясная погода: «Давайте посмотрим на небо! Есть там сегодня солнышко? Давайте с ним поздороваемся: “Солнышко, солнышко! Мы тебе рады! Приходи к нам почаще!” Давайте подставим солнышку ладошки и щечки! Чувствуете тепло? Давайте скажем: “Спасибо тебе, солнышко, за твое тепло!” А где же наш медвежонок? Может, ему стало жарко? Где он может спрятаться от солнышка? Давайте его поищем».

Воспитатель вместе с детьми ищет медвежонка в тех местах, где есть тень. Когда дети находят медвежонка под кустом, объясняет, что тот уже погрелся на солнышке, но ему стало жарко, и он спрятался в тени.

На одной из прогулок воспитатель ставит возле растений леечки с небольшим количеством воды и сажает медведя с пустой лейкой. Когда дети приходят на участок, медведь сообщает им, что он решил сегодня полить свои любимые цветы, так как давно не было дождя. Некоторые из них он уже полил, но не все, и просит ребят помочь ему. Воспитатель спрашивает, правильно ли поступил мишка, полив цветы. Зачем нужно поливать цветочки? (Они тоже живые и хотят пить.) Воспитатель предлагает детям потрогать под растениями землю и определить, сухая она или влажная. Если сухая, значит, нужно помочь мишке и полить цветы. Дети поливают растения с помощью воспитателя, после чего он говорит, что растения очень довольны, их лепестки стали ярче и даже блестят на солнышке. А некоторые растения качают головками, словно говорят «спасибо»!

Во время игр в песочнице воспитатель обращает внимание детей на свойства песка: сухой песочек хорошо сыплется, но из него нельзя ничего построить или слепить. Если добавить в песок немного воды, он станет влажным, из него можно сделать куличики. Если в песочнице выкопать ямку, то под сухим песком можно найти влажный, из которого получаются отличные куличики и домики.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Истоки знаний

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивающие занятия с детьми 3—4 лет. Осень. I квартал предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я