Психология социальной реализации профессионала

Е. П. Ермолаева, 2008

В рамках многоаспектного исследования рассматриваются психологические проблемы социальной реализации профессионала, ведущая роль в решении которых отводится профессиональной идентичности. Разработанная автором «идентификационная исследовательская модель человек-профессия-общество» использована для описания и исследования широкого круга вопросов, связанных с закономерностями профессиогенеза и сменой социально-профессиональных эпох и реализационных стереотипов, динамикой профессиональной идентичности в меняющемся социально-экономическом пространстве, реализационным поведением профессионалов разных идентификационных типов, профессиональным маргинализмом как новым психологическим феноменом и адаптационной стратегией некоторых категорий профессионалов в реформируемой России. С позиции выделенной автором трехкомпонентной структуры профессиональной идентичности предлагается новое толкование таких известных психологических феноменов, как субъектность профессионала, профессиональная готовность и социальная безопасность деятельности. Рассмотрены актуальные современные проблемы реализации профессионалов в России: пределы преобразования идентичности и типичные стратегии совладающего поведения профессионалов в условиях глобализации; преодоление психологических барьеров по отношению к новым видам массовых профессий в сфере бизнеса; корпоративные аспекты и нравственные проблемы социальной реализации профессионалов. Предназначается для специалистов в области психологии труда, общей и социальной психологии: научных работников, преподавателей, студентов и аспирантов, а также психологов-практиков, занимающихся проблемами профессиональной консультации, подбора кадров и социально-профессиональной реабилитации лиц, утративших работу. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Павла Ильича и Марии Дмитриевны Ермолаевых, посвящается

Российская академия наук Институт психологии

Рецензент:

доктор психологических наук, профессор

Л. Г. Дикая

© Институт психологии Российской академии наук, 2008

Предисловие

Когда ученики спросили Фрейда, что человек должен уметь хорошо делать в жизни, он ответил: «Любить и работать». Если считать этот ответ чем-то большим, обращенным к широкому кругу людей, то он обретает значение формулы социальной реализации человека в двух ведущих сферах, где он может выступать как самоактуализирующаяся личность и как субъект самоутверждения. И одной из этих сфер является сфера профессионального труда. Неслучайно Л. П. Гримак назвал профессию «одной из форм реализации личности человека в повседневной жизни».

Проблемой социальной реализации профессионала я занимаюсь уже четверть века, с того момента, когда при исследовании психологических факторов принятия решений диспетчерами энергосистем мне пришлось столкнуться с влиянием социальных условий и корпоративных отношений на качество выполнения, казалось бы, сугубо профессиональных функций и на социальную безопасность принимаемых ими решений. Тогда эти вопросы остались за рамками исследования, но последующий период, который я бы назвала эпохой технологических и профессиональных катастроф, подтвердил их актуальность. Это привело к пониманию необходимости рассмотрения человека-оператора как субъекта, действующего по-разному в разных типах оперативных сред, в частности, в рамках закрытых элитарных корпоративных структур, какими тогда были энергосистемы.

Затем этот подход был распространен на других профессионалов, которые рассматривались как разные психологические типы, действующие в различных профессиональных средах: массовых и элитарных, корпоративных, открытых и закрытых, одним из дифференцировочных признаков которых была степень и характер социальной ответственности за конкретные профессиональные действия.

В дальнейшем тема социальной реализации профессионала была продолжена в контексте идентификационных отношений профессионала в системе человек-профессия-общество. Это позволило исследовать: проблемы сохранения и преобразования идентичности профессионала в условиях социально-экономических реформ; соотношение и роль реализующей и преобразующей деятельностей в процессе профессиогенеза; принятие профессионалом опасных и социально неадекватных решений; феномены профессионального маргинализма как массового социально опасного явления; механизмы преодоления психологических барьеров по отношению к новым видам массовых профессий на примере малого предпринимательства; закономерности социальной адаптации профессионалов.

В современной России, пережившей ряд социогенных профессиональных кризисов за период меньший, чем длится индивидуальный профессиональный путь человека, и вступившей в новую, психологически неоднозначную эпоху глобализации, — проблемы социальной реализации профессионала неизбежно затрагивают и деформируют его профессиональную идентичность, причем она в большей степени, чем в стабильных странах, становится социально-обусловленной. Поэтому весьма актуальным представляется выделение особого социального компонента в структуре профессиональной идентичности как индикатора нарушений в отношениях человека с социумом и профессией и как регулятора процессов адаптации профессионала к новым условиям.

Каждая профессия имеет три функции, три компонента, три идентификационных ориентира: инструментальный, индивидуальный и социальный. Профессии различаются по степени выраженности того или иного компонента: одни призваны отвечать социальным запросам, другие в большей степени апеллируют к индивиду с его неповторимыми способностями, третьи — к отработанному до совершенства умению владеть профессиональным инструментарием. Если отношения профессионала с каждой из этих функций представить как пространственную модель взаимосвязей, то близость и сила связей между функциями будут отражать функциональную структуру самой профессии, а связи профессионала с каждой из функций наглядно представят три компонента профессиональной идентичности. Профессионал, с одной стороны, — проекция этих трех функций профессии и их отношений, а с другой — имеет собственную субъектно-личностную сущность. Это послужило основой для описания разных идентификационных типов профессионалов, которые могут быть как профессионально-инвариантными, т. е. встречаться в любой профессии; так и профессионально-специфичными, т. е. формироваться под влиянием характерных особенностей той или иной профессии. Иными словами, нет жесткой и однозначной связи «тип профессии-тип профессионала», эти связи более мягкие и подвижные.

Очевидно, что психология социальной реализации профессионала не простая, а многоаспектная, многоуровневая и многоплановая проблема, требующая для своего решения не только теоретического и методологического, но и эмпирического исследования, — на полный охват которого данная книга не претендует. Социальная реализация профессионала — это вечная тема для исследования, и изменения, происходящие в окружающем профессионала мире, неизбежно ставят и будут ставить новые проблемы. Эмпирические данные устаревают раньше, чем успевают быть обработанными. Поэтому основное внимание мы уделяли поиску общих признаков и выявлению закономерностей поведения профессионалов в различных условиях, препятствующих их социальной реализации.

Здесь предлагается лишь одна из точек зрения на рассмотрение этой проблемы — через призму профессиональной идентичности. Излагаются концептуальные посылки, даются теоретические модели взаимосвязей профессионала в системе его идентификационных отношений как человека, представителя профессии и члена общества, предлагаются методические подходы к анализу поведения профессионала в разных типах профессиональных сред. Выделяются новые аспекты социальной реализации профессионала в условиях изменения профессиональной структуры общества, вызванной реформами и глобализацией. Адаптационные аспекты реализации рассматриваются в контексте преобразования и смены профессиональной идентичности и изменения структуры самой идентичности, поскольку социальная реализация современного профессионала становится все более связанной со способностью оценивать коммерческий потенциал своей профессии.

Нам удалось обрисовать лишь некоторые контуры проблемы социальной реализации профессионала и подходы к ее исследованию. Книга не ставит окончательного диагноза и не дает рецептов успешной профессиональной карьеры на все случаи жизни.

Выражаю благодарность Ларисе Григорьевне Дикой и Анатолию Лактионовичу Журавлеву за предоставленную возможность завершить эту книгу, а также Юрию Яковлевичу Голикову, Анатолию Николаевичу Костину и Вячеславу Алексеевичу Бодрову за конструктивные замечания и ценные советы, высказанные в ходе работы над книгой.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я