Задачи для изучающих ТРИЗ

Е. Л. Пчелкина, 2018

В книге представлены разнообразные, но вполне доступные для детского понимания изобретательские задачи (бытовые, социальные, военные, исследовательские) с подробным методическим разбором хода их решения на основе алгоритмического подхода. Даны примеры разбора, выполненные авторами-составителями сборника, и примеры, выполненные преимущественно детьми от 6 до 14 лет; представлены общие методические рекомендации по работе с материалами сборника. Рассмотренные задачи взяты из заданий Международных и Российских конкурсов 2007–2017 г.г. по решению творческих задач методами ТРИЗ, а также материалов Всероссийских дистанционных олимпиад по ТРИЗ. Данное издание предназначено для родителей, заинтересованных в развитии творческого мышления детей, преподавателей ТРИЗ, школьников и студентов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Задачи для изучающих ТРИЗ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Задачи для дошкольников

Бедная Настенька

В сказке «Морозко» злая мачеха приказала старику увезти Настеньку в лес и оставить там на съедение волкам. Долго горевал старик, да делать нечего. Повёз свою дочку в лес и оставил там под большой елью. Хорошо, что Настеньку нашёл в лесу Морозко и за сердце её доброе наградил. А если бы Морозко гулял в другом месте и не встретил Настеньку?

Что мог сделать старик, чтобы и злобной жене угодить, и дочку в лес не отвозить? А, может быть, он мог что-то придумать, чтобы мачеха сама выбросила из головы такую злобную мысль в отношении падчерицы?

Задача предоставлена Е. Пчелкиной

Краткое условие задачи:

Злая мачеха приказала старику отвезти Настеньку в лес. Как сделать так, чтобы мачеха передумала?

Определение КП:

— Что мы хотим получить в результате решения нашей задачи?

Мы хотим, чтобы мачеха не давала старику такого ужасного приказа.

КП: мачеха и старик.

Некоторые могут при выделении КП ответить на вопрос следующим образом: «Мы хотим, чтобы старик не отвозил Настеньку в лес». В этом случае КП — Настенька и старик. Но между Настенькой и стариком конфликта нет, т. к. они оба являются «жертвами» злой мачехи и выполняют её приказ. Следовательно, конфликт именно между мачехой, отдающей такое приказание, и тем, кому она приказывает. А это старик.

Формулировка ИКР:

ИКР-1: Мачеха сама откажется от своих намерений.

ИКР-2: Старик сам не повезёт Настеньку в лес (без посторонней помощи заступится за дочку).

Определение ресурсов:

Рассмотрим ресурсы конфликтующей пары: если в состав КП входит живое существо, то в первую очередь вспомним про органы чувств (слух, зрение и др.) и психологические характеристики (чувства страха, радости, злости и др.).

Ресурсы, которые есть в задаче: изба (со всеми вспомогательными помещениями — погребом, хлевом, чердаком, сеновалом и т. д.), соседские избы.

ИКР-1 + Ресурсы: Мачеха из-за чувства страха откажется от своих намерений.

Идея решения:

Чего злая мачеха боится? Труда, т. к. по натуре она лентяйка. Кроме того, мачеха излишне опекает свою дочь. Следовательно, «трудом» и нужно мачеху напугать. Старику стоит сказать, что он отвезёт Настеньку в лес, а всю работу в доме придётся выполнять ей самой или Марфушке. Мачеха ужаснётся такой мысли и сама откажется от своих слов.

ИКР-2 + Ресурсы: Старик с помощью избы (благодаря помещениям избы) не повезёт Настеньку в лес.

Идея решения:

Старик может сделать вид, что увёз Настеньку, а сам спрячет её в хлеву или на чердаке. Через некоторое время мачеха одумается из-за того, что работать стало некому, и прикажет вернуть Настеньку. Эта идея плоха тем, что зимой подсобные помещения в избах не отапливаются и Настенька может там замёрзнуть.

ИКР-2 + Ресурсы: Старик благодаря соседям не повезёт Настеньку в лес.

Идея решения:

Старик на время может отвезти Настеньку к соседям. Она во время своего пребывания у них будет помогать им по дому. Эта идея опасна тем, что кто-нибудь из соседей может проболтаться мачехе, и тогда она осерчает и поднимет крик не только на старика, но и на соседей тоже.

Покормите белочку!

Серенькие пушистые любимицы приносят людям радость. И взрослые, и дети всегда готовы угостить их чем-нибудь вкусным. Особенно зимой. Но в сильные метели людей не особо тянет в парк, где пушистые зверьки ждут вкусной подмоги. Для птиц есть кормушки. И даже с дозатором, что позволяет оставлять пернатым запас корма. А для белочек таких кормушек нет. Иногда им приходится таскать корм у птиц, иногда угощаться у снеговиков.

А хорошо бы и для белочек сделать кормушки. И чтобы семечек там хватало надолго. И чтобы снегом не засыпало. И чтобы птицы не таскали из них корм. Можно, конечно, подписать «столовая только для белок», но вряд ли это поможет.

Предложи свои идеи решения этой задачи. А ещё лучше — смастери по своей лучшей идее «белкину столовую» и пришли фотографию.

Задача предоставлена Е. Пчелкиной

Краткое условие задачи:

Зимой многие подкармливают птиц. Но кроме птиц в парках живут белочки. Что можно сделать, чтобы белочкам было чем подкрепиться и в ненастную зимнюю погоду, когда мало народа посещает парки?

Определение КП:

— Что мы хотим получить в результате решения нашей задачи?

Мы хотим, чтобы у белочек был корм.

КП: белочки и корм.

Формулировка ИКР:

ИКР-1: Белочки сами (без посторонней помощи) достают корм.

ИКР-2: Корм сам «поступает» (подаётся) к белочкам.

Определение ресурсов:

Ресурсы КП: нюх белочек, слух, вес, умение бегать по деревьям, любопытство, запах корма, его небольшой размер.

Ресурсы, имеющиеся в задаче: парк с деревьями, большое количество снега, кора деревьев и ветви.

ИКР-1 + Ресурсы: Белочки, с помощью умения бегать по деревьям, достают корм.

Идея решения:

В коре деревьев между трещинками можно вставить маленькие орешки. Птички орешки не склюют, а белочки почувствуют запах, перебираясь вверх и вниз по стволам деревьев.

ИКР-2 + Ресурсы: Корм с помощью стволов и веток деревьев попадает к белочкам.

Идея решения:

На стволы и ветви можно закрепить бусы из корма. Для этого можно скрепить верёвкой половинки футлярчиков от киндерсюрприза. Гирлянду из таких футлярчиков укрепить на стволе дерева за ветви, и в каждый положить несколько орешков.

ИКР-2 + Ресурсы: Корм благодаря большому количеству снега попадает к белочкам.

Идея решения:

Так как снега в парке много, то в выходной день можно скатать из снега снеговиков. Снеговика можно поставить под деревьями, на которых живут белочки, и «утыкать» орешками. Белочкам легко будет взобраться на снеговика и из его головы и туловища вытащить орешки. А если украсить снеговика семечками, то и птицам будет подкормка.

ИКР-1 + Ресурсы: Белочки, с помощью своего веса достают корм.

Идея решения:

Сделать кормушку с дозатором из пластиковой бутылки. В бутылку сверху засыпаются орешки, а внизу в ней делается небольшое отверстие и заслонка, которая это отверстие закрывает. Заслонка укрепляется с помощью слабой пружины. Под тяжестью белочки пружинка приходит в движение и перемещает заслонку. Заслонка отодвигается, и белочка получает доступ к орешкам (либо сама их вынимает из открывшегося отверстия, либо орешки выпадают перед ней на столик). Необходимо отметить, что конструкция кормушки не должна позволять воронам подлетать к заслонке. Это вторичная задача, которая требует отдельного решения.

Дело в шляпе

В сказке «Гном Гномыч и Изюминка» рассказывается про гнома, который устроил себе домик под большой широкополой шляпой. Но через какое-то время шляпу унесло ветром, и Гном остался без дома. В скором времени Гномик нашёл большую тыкву. Тыква была внутри совершенно пустая, и Гном устроился жить в тыкве. Уж её-то ветер не унесёт. Но вот опять беда: каждый, кто пролетал или пробегал мимо тыквы, норовил её клюнуть или отъесть кусочек. Гному приходилось выбегать и объяснять, что тыква — это его дом.

Вот было бы хорошо, если бы тыква сама отгоняла всех. Как это сделать?

Предложи решения этой задачи, используя знакомый тебе алгоритм.

Задача подготовлена А. Кисловым и Е. Пчелкиной по материалам книги Балит Агнеш «Гном Гномыч и Изюмка»

Краткое условие задачи:

Как сделать так, чтобы на тыкву, в которой живёт гном, никто не смотрел как на корм?

Определение КП:

Выделим конфликтующую пару.

— Что мы хотим получить в результате решения нашей задачи?

Мы хотим, чтобы окружающие (звери, птицы) не трогали тыкву.

КП: окружающие и тыква.

Формулировка ИКР:

ИКР-1: Окружающие сами не подходят к тыкве.

ИКР-2: Тыква сама не подпускает к себе окружающих.

Было бы хорошо, если бы звери и птицы умели читать. В этом случае Гном бы мог написать на тыкве: «Мой дом. Не трогать!». Но такое решение в данном случае не подойдёт. Можно покрасить тыкву в зелёный цвет. Все будут думать, что она ещё неспелая и не будут трогать. Но у Гнома нет денег на краску, да и магазина в лесу нет.

Чем же тогда воспользоваться Гному?

Определение ресурсов:

Ресурсы КП: тыква имеет вес, размер, шершавую поверхность, цвет; у окружающих птиц и зверей есть органы чувств: зрение, слух, обоняние и осязание. Есть чувство страха.

Ресурсы, имеющиеся в задаче: лес, в котором живёт Гном, с травами, грибами, ягодами, шишками и другими природными элементами.

ИКР-1 + Ресурсы: Окружающие звери и птицы благодаря шишкам, травам и пр. не подходят к тыкве.

Идеи решения:

— Гном может обмазать тыкву смолой и прикрепить к этой смоле еловые и сосновые шишки или хвою. В этом случае тыква станет похожа на муравейник, и не будет привлекать к себе внимание.

— Можно набрать в лесу еловых веток, связать их и укрыть тыкву этим пучком. Большая еловая куча спрячет тыкву и от непрошеных гостей, и от дождя, и от яркого солнечного света.

ИКР-2 + Ресурсы: Тыква с помощью запаха не подпускает к себе окружающих.

Идея решения:

Гном может сплести гирлянду из пахучих цветов, запах которых будет отталкивать разных зверей и птиц. Эта идея имеет ограничения. Важно, чтобы запах был полезным для Гнома, и не привлекал большого количества пчёл. Поэтому цветы можно заменить полынью.

Если у Гнома есть возможность вырастить чеснок на своём огородике, то можно увешивать тыкву гирляндами из нарезанного чеснока. Этот запах тоже не любят звери и птицы.

ИКР-2 + Ресурсы: Тыква с помощью природного материала не подпускает к себе окружающих.

Идеи решения:

— Гном может из палок и листьев (травы, соломы) смастерить флюгеры, которые закрепит на тыкве с разных сторон. Флюгеры будут шуршать и звуком отпугивать назойливых гостей.

— Из чешуек еловых шишек и травы можно сплести сеть. Такая сеть может прикрывать тыкву сверху от птиц и частично маскировать с боков.

Вариантов решений этой задачи может быть множество. Попробуйте и вы найти ещё несколько решений.

Опасные качели

В детских садах на площадках часто нет качелей. Взрослые боятся, что качели, раскачиваясь, могут ударить любого, кто подойдёт близко.

Как исключить такую опасность?

Предложи решения этой задачи, используя знакомый тебе алгоритм.

Задача подготовлена А. Кисловым и Е. Пчелкиной

Краткое условие задачи:

Часто родители и воспитатели боятся детских качелей, так как они не могут остановиться мгновенно и ударят любого, кто к ним подходит. Как устранить эту опасность?

Определение КП:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Задачи для изучающих ТРИЗ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я