Опека и попечительство

Е. В. Мартынова, 2019

Пособие содержит полное и систематическое изложение материала, входящего в учебную программу курса «Опека и попечительство», контрольные вопросы, описание практических ситуаций и задания, которые помогут студентам проверить изученный материал. Предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения, получающих высшее образование по направлению подготовки «Социальная работа», преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, а также для всех, кого интересуют проблемы и технологии социальной работы при организации опеки и попечительства.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Организационно-правовые модели опеки и попечительства

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Опека и попечительство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Организационно-правовые модели опеки и попечительства

1.1. Понятие и виды опеки и попечительства

Опека — понятие очень многогранное и зависит от того, в каком контексте употребляется. В обыденной жизни и с точки зрения этимологии слова оно означает заботу; с позиций социологии — либо социальный институт заботы о нуждающихся, либо малую социальную группу, члены которой связаны взаимными обязанностями и взаимопомощью; с позиций же права — это форма защиты личных имущественных и неимущественных прав нуждающихся в помощи и поддержке.

В любом случае это традиционная для российского менталитета форма помощи, основу которой чаще всего составляют семейные отношения. И действительно, пока дети маленькие, родители опекают их: ухаживают, заботятся, воспитывают и т. п., что является их правовым и нравственным долгом. Позже уже совершеннолетние дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. В современном обществе нередко оказывается так, что человек (ребенок, инвалид, пожилой человек) остается без семейной поддержки в силу разных обстоятельств, и тогда ему на помощь приходит государство в лице учреждений, осуществляющих уход и опеку. Таким образом, мы можем выделить два вида опеки: государственная и семейная (частная), каждая из которых, в свою очередь, делится на возмездную и безвозмездную.

Наиболее распространенными организационными формами опеки являются:

— опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

— попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации[1];

— попечительство в форме патронажа — форма защиты личных имущественных и неимущественных прав и интересов совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья нуждаются в помощи при исполнении своих гражданских обязанности и использовании прав[2].

1.2. Структура и функции органов опеки и попечительства

В Российской Федерации вопросы, которые так или иначе связаны с организацией и оформлением опеки и попечительства над детьми, недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, а также над гражданами, которые по состоянию здоровья не могут выполнять свои гражданские обязанности, регламентируют следующие нормативные документы: ФЗ «Об опеке и попечительстве», Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ. Этими же документами определено, что организации, в которые помещены нуждающиеся в опеке и попечительстве недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе учреждения для сирот, фактически приравниваются в правах и обязанностях к опекунам и попечителям и выполняют свои функции в лице руководителя организации.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но конкретные действия и решения в области опеки и попечительства принимаются на уровне[3]:

— муниципальных или районных отделов образования в отношении тех несовершеннолетних, которые остались без попечения родителей;

— муниципальных или районных управлений социальной защиты населения в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья нуждаются в помощи при исполнении своих гражданских обязанностей и использовании прав;

— управления здравоохранением в отношении недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.

Основные задачи органа опеки и попечительства[4]:

— социальная защита лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, а также лиц, уже находящихся под опекой или попечительством государственных учреждений или физических лиц;

— выполнение надзорных функций в отношении учреждений и организаций, а также в отношении физических лиц, исполняющих функции опекунов и попечителей;

— выполнение надзорных функций в отношении физических или юридических лиц, взявших на себя обязанность управления имуществом подопечных граждан.

Исходя из обозначенных задач органы опеки и попечительства выполняют следующие функции[5]:

— учет и поиск граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

— осуществление профилактической работы в области превенции нуждаемости в опеке и попечительстве;

— подача искового заявления в суд о признании лица недееспособным или об ограничении его в дееспособности;

— осуществление защиты прав и охраняемых законом интересов подопечных, в том числе в суде;

— подбор граждан, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к опекунам и попечителям, подготовка материалов, необходимых для назначения опекуна, попечителя, а также подготовка документов для отмены опекунства, попечительства и т. п.;

— ведение учета граждан, в отношении которых установлена опека или попечительство;

— подготовка материалов о назначении денежных выплат на содержание подопечного;

— осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

— проведение обследования и подготовка заключения об условиях жизни подопечных;

— обеспечение установления опеки или попечительства, а также сохранности их имущества;

— осуществление устройства нуждающихся в опеке и попечительстве в семьи родственников или иных граждан, готовых к выполнению данных обязанностей, а при отсутствии такой возможности — в воспитательное учреждение, учреждение здравоохранения или социальной защиты;

— осуществление подбора и ведение учета граждан Российской Федерации, способных к выполнению обязанностей опекуна, попечителя и т. п., а также осуществление подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;

— выдача разрешений на совершение сделок с имуществом лиц, находящихся под опекой или попечительством, заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных;

— выдача специальных разрешительных документов при необходимости раздельного проживания попечителей и их подопечных;

— осуществление консультирования и информирования граждан по вопросам опеки и попечительства и т. п.

Орган опеки и попечительства при выполнении своих функций тесно взаимодействует с рядом других организаций: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным по правам ребенка, ювенальными судами и т. п. Одним из ключевых органов, занимающихся социальной защитой семьи и детства, является комиссия по правам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссия). Она образуется при органах местного самоуправления (районная, городская), а также при администрациях субъектов РФ.

В функции комиссии входит работа со следующими категориями детей:

— дети, в отношении которых выявлен ненадлежащий надзор со стороны родителей;

— дети, у которых выявлена склонность к побегам из дома и бродяжничеству;

— дети, воспитывающиеся в специализированных учреждениях (интернаты, приюты, социально-реабилитационные центры, детские дома и т. п.);

— несовершеннолетние, состоящие на учете у нарколога или характеризующиеся как злоупотребляющие алкоголь, токсические вещества, наркосодержащие вещества;

— несовершеннолетние правонарушители или совершившие преступление;

— несовершеннолетние, освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений, и т. п.

В целом основная миссия комиссии — организация мероприятий по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних. Комиссии берут на учет детей и подростков, чьи родители или лица, их заменяющие, не обеспечивают надлежащих условий для воспитания. Комиссии также могут оказывать помощь в трудовом и бытовом устройстве вышеуказанных категорий детей, ходатайствовать о подаче в суд заявления о признании родителей недееспособными или ограничении их в дееспособности, лишении родительских прав, принятии экстренных мер в случае угрозы детям со стороны родителей и т. п.

Согласно законодательству ребенок в любом возрасте может обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а тот, в свою очередь, — в суд; с 14 лет ребенок может это сделать самостоятельно. В зависимости от тяжести нарушения прав ребенка специалисты органа опеки и попечительства могут обратиться и в ювенальный суд. Ювенальная юстиция — это система специальных судов для несовершеннолетних, т. е. дела несовершеннолетних рассматриваются при председательстве судей, специализирующихся на рассмотрении уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Также при суде вводится должность психолога или специалиста по социальной работе для оказания содействия суду в изучении социально-психологических особенностей личности, социальной и воспитательной среды подростка. Ситуации, из-за которых несовершеннолетние совершают преступления, могут быть разными: влияние взрослых, непонимание серьезности происходящего, страх за близких, тяжелая жизненная ситуация и т. п. Конечно, может оказаться и так, что подросток вполне осознанно идет на преступление и на самом деле опасен для общества. Именно для того, чтобы понять, к какой категории относится несовершеннолетний, необходимо исследование его личной ситуации и тех событий, которые ей предшествовали[6].

Сравнительно новым механизмом защиты прав граждан, в том числе детских прав, является служба уполномоченного по правам ребенка в РФ. Уполномоченный по правам ребенка — это должностное лицо, к которому можно обратиться в случае неудовлетворения административным решением, процессом его принятия или действиями (бездействием) государственных органов. Этот институт был образован для защиты прав и интересов несовершеннолетних, в том числе их права жить и воспитываться в семье.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Организационно-правовые модели опеки и попечительства

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Опека и попечительство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=325675&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.01931068579234796#0367192046222512 (дата обращения: 14.06.2019).

2

Певцова Е. А. Права детей и молодежи в российском и зарубежном законодательстве: сравнительно-правовой подход. М.: Международный юридический ин-т. 2015.

3

Певцова Е. А. Права детей и молодежи в российском и зарубежном законодательстве…

4

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ.

5

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ.

6

Цветков В. А. Отдельные проблемы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Омского юридического института. 2009. № 1 (10). С. 29–32.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я