Историческое развитие корейского народа. 한국인의 역사적 발전

Андрей Тихомиров, 2023

Корея имеет многовековую историю. Летописи древней Кореи говорят о богатой культуре корейского народа, о развитии народного творчества. 한국은 오랜 역사를 가지고 있습니다. 고대 한국의 연대기는 한국 사람들의 풍부한 문화,민속 예술의 발전에 대해 이야기합니다.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Историческое развитие корейского народа. 한국인의 역사적 발전 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Древняя китайская историография утверждает, что первое племенное объединение в Корее, возникшее в северной части полуострова и прилегающих частях Южной Маньчжурии, было образовано в конце II тысячелетия до н. э. выходцами из Китая, в большом числе перешедшими в этот район во время междоусобных смут, которое сопровождало падение древнего царства Инь и возникновение царства Чжоу. Во главе этого объединения, получившего китайское наименование Чаосянь, в корейском произношении — Чосон, стал один из племенных вождей Инь — Кидза (Ци Цзы), перешедший в Корею вместе со своей племенной группой. Вскоре китайские переселенцы слились с основным населением этой части полуострова, так что это объединение — если даже и допустить важную роль китайцев в его образовании — было по характеру корейским. Местное население научилось у китайских переселенцев шелководству и некоторым ремёслам. Из Китая проникли в Корею и некоторые земледельческие культуры (чёрный горох, гаолян, гречиха), а также изделия из бронзы и железа.

В 3—2 вв. до н. э. — в годы падения в Китае империи Цинь и образования империи Хань — в эти места проникла новая большая волна переселенцев из Китая, среди которых был Ви Ман (Вэй Мань) — один из ванов северного китайского царства Янь. Ви Ман захватил власть в царстве Чосон (начало 2 в. до н. э.). В 108 г. до н. э. царство Чосон подпало под власть Ханьской империи и из его территории были образованы четыре области. Одна из них — Накран (Лолан) с центром в районе современного Пхеньяна — достигла в первых веках нашей эры высокого культурного уровня. Отсюда китайское влияние проникает на юг Кореи и в Японию.

Дольмен на территории Кореи, I тысячелетие до н. э. Всемирная история, главный ред. Е.М. Жуков, т. II, 1956, с. 577.

В Южной Корее уже к 4 в. до н. э. складывается несколько племенных объединений: Махан, Чинхан, Пёнхан. Племена Махан уже употребляли металлические орудия, жили оседло в землянках, занимались земледелием и скотоводством (разводили быков, лошадей). Племена Чинхан, среди которых было много китайских переселенцев, знали шелководство, строили небольшие города, добывали железо. Племена Пёнхан по своей культуре были близки к Чинхан. По данным китайских хроник, население этих трёх племенных объединений по языку и обычаям было схоже между собой и более резко отличалось от северокорейских племён. Постоянный приток новых переселенцев из Китая, бежавших, по выражению китайских хроник, от"горькой службы", а также тесные связи с Китаем способствовали быстрому разложению родового строя у племён Кореи и появлению самостоятельных государств

Предки корейцев населяли территорию Корейского полуострова с глубокой древности. Жили они родами и племенами, занимались охотой, рыбной ловлей, позднее земледелием. Об этом периоде истории Кореи рассказывают многие археологические памятники. Эпоха неолита представлена стоянками со скоплениями раковин морских моллюсков (культура так называемых"кухонных куч") вдоль западного и южного побережья. Вместе с раковинами на стоянках обнаружены кости рыб, животных (олень, кабан), каменные топоры и ножи из шиферного сланца, изделия из кости, керамика. В Унги (провинция Хамгён-Пукдо, КНДР) вместе с находками неолитического времени найдены остатки человеческих скелетов той же эпохи, обнаруживающих сходство с северокитайским антропологическим типом, что доказывает общность происхождения и китайцев и корейцев на территории большого Алтая в 4-2 тысячелетиях до н.э. Пережитки неолитической культуры существовали в Корее вплоть до 5—4 вв. до н. э.

Археологические памятники, относящиеся к 4 в. до н. э., свидетельствуют о том, что в этот период население Кореи было знакомо с металлом (бронза, затем железо), занималось земледелием, шелководством, животноводством (крупный рогатый скот, лошади). С развитием производительных сил у корейских племён начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Он шёл быстрее у более передовых племён северной части Корейского полуострова, на развитие которых оказывали благотворное влияние связи с более развитым в культурном и экономическом отношении Китаем. У этих племён возникло первое государственное образование в Корее — княжество Чосон, которое было основано, согласно легендам, около 1122 до н. э. Однако достоверные сведения о княжестве Чосон имеются лишь с 3 в. до н. э.; во 2 в. до н. э. оно было подчинено императорами Ханьской династии Китая. К началу нашей эры территория Кореи была заселена несколькими группами родственных племён. Северная и северо-восточная части занимали племена когурё и емэк, центральную и южную части — махан, пёнхан и чинхан.

С 3 в. до н. э. по 3 в. н. э. у древних корейских племён происходит переход к энеолиту, бронзе и раннему железу. К этому времени относятся многочисленные дольмены, тесно связанные с дольменами Ляодуна и отчасти Японии, и курганы. Они распространены главным образом в Центральной Корее и на юге. Население, освоившее уже и внутренние районы страны, знало земледелие, в раковинной куче Кымхэ у Пусана, относящейся к 1—2 вв. н. э., найдены зёрна риса.

В первых веках нашей эры среди корейских племён происходит процесс становления феодальных отношений, у наиболее развитых из них возникают новые государственные образования — княжества (возможно, племенные союзы): Когурё на северо-западе, Пэкче в долине реки Ханган и Силла на юго-востоке. Важное значение в становлении феодальных отношений в Корее имело распространение в начале нашей эры конфуцианства и позднее, в 4—5 вв., буддизма. Формирование корейской народности завершилось в 7 в. До этого времени территория Корейского полуострова была разделена между феодальными владениями Когурё, Пэкче и Силла, ведшими постоянные междоусобные войны. В это время Силла вступила в союз с правившей в Китае Танской династией, после чего войска союзников разгромили в 663 г. Пэкче и в 668 г. — Когурё. Однако вскоре Силла, используя поддержку населения отошедших к Китаю областей в войне против Таиской династии, расширила свою территорию и подчинила постепенно почти весь полуостров. Столицей Силлы был город Кёнчжу. Объединение страны под властью Силлы создало возможность для тесного экономического объединения отдельных ранее разрозненных частей страны и укрепления этнических общности населения. Прекращение разорительных войн содействовало подъёму производительных сил, экономическому и культурному расцвету Силлы. Экономической основой господства корейских феодалов в этот период была надельная система, являвшаяся одной из форм феодальной собственности на землю. Земля была объявлена собственностью короля и предоставлялась для обработки в виде наделов. Знать и чиновники получали наделы, в десятки раз превосходившие крестьянские. При обработке этих наделов применялся труд зависимых крестьян и частично рабов. За пользование землёй крестьяне уплачивали натуральные налоги и выполняли барщинные работы. Отчуждаемый прибавочный продукт распределялся среди чиновников в виде жалованья.

В 9 в начался экономический упадок Силлы. По всей стране происходили волнения крестьян, доведённых непосильными налогами и поборами до крайней нищеты. Против центральной власти выступали провинциальные феодалы, стремившиеся превратить свои наделы в наследственные владения. Их поддерживала буддийская церковь, также заинтересованная в захвате государственных земель. Силла фактически распалась на отдельные феодальные владения.

Название корейского государства в 10 — 14 вв. было Корё, в период упадка и раздробления корейского феодального государства Силлы крупный феодал Ван Гён в 918 г. провозгласил свои владения королевством Корё и, сломив сопротивление соперничавших феодалов, объединил к 935 г. в границах Корё весь Корейский полуостров. Столицей нового государства стал город Сондо. Ван Гён роздал огромное количество земель буддийским монастырям, которые наряду с крупными землевладельцами заняли господствующее положение в стране.

В конце 10 — начале 11 вв. Корея подверглась нашествию полчищ киданей. В тяжёлой десятилетней войне корейский народ нанёс киданям полное поражение. Руководителем всенародного сопротивления выступил национальный герой корейского народа талантливый полководец Кан Гам Чан. Со 2-й половины 11 в. королевская власть вновь пришла в упадок; между отдельными феодалами происходили бесконечные столкновения и войны, в которых активно участвовали также буддийские монастыри. Войны между феодалами ещё более ухудшали положение крестьянства. В стране вспыхнули крестьянские восстания; крупнейшее из них происходило в правление короля Син Дусона (1198—1204 гг.) и было жестоко подавлено феодалами.

В 1231 г. в Корею предприняли вторжение монголы. Летом 1232 г. в результате всенародного сопротивления монгольские войска были изгнаны из страны. Однако корейские феодалы даже перед лицом грозной опасности не прекратили междоусобной борьбы; это позволило монгольским полчищам в 1235 г. снова вторгнуться в Корею и подвергнуть её невиданному разорению. В 1259 г. корейские феодалы признали власть монгольского хана и обязались выплачивать дань, ставшую тяжким бременем для разорённой страны. С конца 13 в. центральная власть переживала полный упадок; в стране хозяйничали крупные феодалы и буддийские монастыри. В народе нарастало глубокое недовольство. Крестьянство и горожане страдали от нестерпимого феодального гнёта, бесконечных раздоров феодалов и нападений японских пиратов, а также монголов и подвластных им племён. Мелкие феодалы — дворяне — требовали раздела земель буддийских монастырей и крупных феодалов и установления сильной власти, способной обеспечить оборону страны и повиновение крестьян. Огромное значение для освобождения страны от монгольского ига имела успешная борьба китайского народа, приведшая к свержению власти монгольской династии в Китае в 1368 г. Король Корё в 1369 г. объявил о прекращении уплаты дани монголам и признал покровительство утвердившейся в Китае династии Мин. Однако вскоре по требованию промонгольской знати король Син У порвал отношения с Китаем и в 1388 г. приказал начать против него военные действия. Против короля выступили дворяне, возглавленные видным военачальником Ли Сон Ге, которого поддержало и городское население. Ли Сон Ге овладел столицей Корё — Сондо, и стал фактическим правителем страны. В 1392 г. он был провозглашён королём; переименовал Корё в Чосон (в переводе с корейского — "страна утренней свежести"или"страна утреннего спокойствия") и перенёс столицу в Сеул. От названия государства Корё и происходит название Корея.

В конце 16 в. страна подверглась нашествию японских захватчиков. В 1592 г. правитель самурайской Японии Тоётоми Хидэёси предпринял вторжение в Корею. Японцы захватили Пусан, Сеул, Пхеньян и ряд других городов. На борьбу с японцами поднялся весь корейский народ. В оккупированных районах население создавало многочисленные партизанские отряды, повсеместно возникало народное ополчение. В конце 1592 г. на помощь корейцам прибыли китайские войска. Осенью корейские войска перешли в наступление и блокировали японские гарнизоны. Решающее значение в наступившем переломе имели победы корейского флота, возглавлявшегося талантливым флотоводцем Ли Сун Сином. Были освобождены Пхеньян и Сеул, а летом 1593 г. японские войска были отброшены к южному побережью. С целью выиграть время японские захватчики согласились на мирные переговоры, но в 1597 г. сорвали их и повторили нападение. Однако они были разбиты корейскими войсками и народным ополчением с помощью китайских войск; остатки японских армии в 1598 г. бежали из страны. В 1-й половине 17 в. Корея подверглась нашествию маньчжуров. В 1637 г. корейский король подписал договор, по которому признавался сюзеренитет маньчжуров и уплачивалась им дань. Война с Японией и подчинение Кореи маньчжурам тяжело отразились на положении страны. Сократились посевные площади, ремесло и торговля пришли в упадок, уменьшилось количество населения.

В 17—18 вв. начался кризис феодальных отношений. Росло землевладение янбаней за счёт захвата ими крестьянских земель, многие крестьяне превращались в бесправных арендаторов, уплачивавших кабальную аренду.

К началу 19 в. феодальная Корея переживала глубокий кризис. Крестьянское хозяйство, являвшееся основой экономики страны, было доведено до разорения, уменьшилось производство риса и других культур. Феодальная эксплуатация крестьян усугублялась ростовщическим гнётом. Феодальные производственные отношения становились тормозом для дальнейшего развития производительных сил. Торговля и ремесло, получившие в 17—18 вв. известное развитие, находились еще на низком уровне. Непомерные налоги и произвол властей, наряду с системой государственных монополий на производство и торговлю всеми товарами, препятствовали развитию ремесла и торговли. Отставание усугублялось вследствие проводившейся правителями с 17 в. политики строгой внешнеполитической изоляции. С начала 19 в. участились стихийные выступления и восстания крестьянства и городской бедноты. Наиболее крупным из них было восстание 1811 г., охватившее Пхеньянскую провинцию, в котором, наряду с крестьянами, участвовали работники королевских шахт и золотых приисков, а также городская беднота. Лишь с помощью значительных сил правительству удалось подавить восстание. Правящие классы пытались укрепить центральную власть реформами, которые были связаны с деятельностью Тэ Вон Гуна, бывшего в 60-х гг. 19 в. регентом при короле Ли Хы (1864—1907 гг.). Тэ Вон Гун боролся против монастырей, выступавших носителями идеи политической децентрализации, и пытался укрепить оборону страны. В то же время он беспощадно расправлялся с крестьянскими выступлениями, принявшими широкие размеры в 60-х гг. 19 в., и увеличил поборы и налоги с населения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Историческое развитие корейского народа. 한국인의 역사적 발전 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я