Беседы о космосе. Методическое пособие

Е. А. Паникова, 2022

Пособие содержит материалы для бесед с детьми о космосе и планете Земля. Предложены разработки занятий, игр, досугов, праздников, даны указания по организации поисковой деятельности, рекомендуются книги для чтения. В приложении дается произведение «Как мальчик стал космонавтом» и советы родителям. Книга предназначена воспитателям ДОО, педагогам, гувернерам и родителям в индивидуальной и коллективной работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Вместе с детьми (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о космосе. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I цикл

Этот загадочный мир

Познавательная беседа «Неизвестная вселенная»

Цели:

— сформировать у детей понятия «космос», «Вселенная»;

— объяснить, что представляет собой Вселенная;

— ввести понятия «звезды», «галактика»;

— воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.

Оборудование и материалы:

— разрезные картинки на космическую тему (на обратную сторону картинок с изображением планеты, космической ракеты наклеить лист цветной бумаги так, чтобы у каждой картинки «рубашка» получилась своего цвета, картинки разрезать на фрагменты);

— изображение различных видов галактик, Вселенной;

— тонированные черным цветом листы бумаги формата АЗ;

— конфетти, клей, кисти для клея.

* * *

Игра «Разрезные картинки»

Разрезные картинки раскладываются на столе лицевой стороной вверх. Детям предлагается взять по одному фрагменту картинки и взглянуть на их обратную сторону. Для составления картинки дети объединяются в группы по цвету выбранной «рубашки». Когда все картинки собраны, детям предоставляется возможность сделать вывод, что на занятии речь пойдет о космосе. (На данном этапе дети не сидят за столами, а работают стоя.)

Рассказ воспитателя

Что мы можем увидеть ночью и днем на небе? (Солнце, звезды, луну.) Все это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «все на свете», Вселенная — это все, что существует. Земля — часть Вселенной, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звезды, облака газа и пыли — это тоже Вселенная.

Ученые используют телескопы и космические автоматические станции для изучения Вселенной. Они считают, что она образовалась в результате огромной вспышки, названной Большим Взрывом. Вселенная непрерывно расширяется, громадные скопления звезд, называемые галактиками, постепенно отдаляются друг от друга.

В лунную ночь можно увидеть белую полосу, проходящую через все небо. Это Млечный Путь — наша галактика — одна из миллиона галактик, имеющая форму спирали, похожую на пропеллер. Галактики бывают разной формы и размеров.

Показывает иллюстрации с видами галактик.

На ночном небе мы видим звезды. Они очень разные и по размеру и температуре. Звезды — огненные шары, одни более горячие, другие — менее, поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие — белые, чуть менее горячие — голубые, потом желтые и красные. Самые яркие звезды на нашем небе — голубые и белые.

А какая звезда к нам ближе всего? Солнце — это звезда. Она считается самой близкой к нам звездой во Вселенной. Солнце — шар, состоящий из раскаленных ярко светящихся газов. Оно дает нашей планете свет и тепло, без него не было бы жизни на Земле.

Коллективная работа «Создание Вселенной»

Детям раздаются листы бумаги формата АЗ черного цвета. Воспитатель помогает детям нарисовать клеем разные формы галактик (спиральную, круглую и неопределенной формы). Поверх клеевого слоя насыпаются блестки. Чтобы открыть изображения, дети берут бумагу за края и стряхивают лишние блестки. Полученные виды галактик объединяются в «часть Вселенной».

Наблюдение за звездным небом

Цели:

— уточнить представления о космосе, Вселенной;

— развивать познавательную деятельность: умение понимать проблемно-познавательную задачу и устанавливать причинно-следственные связи;

— развивать стремление к познанию нового.

Занятие по рисованию и аппликации «Звездная фантазия»

Цели:

— обучить детей новому способу рисования с помощью метода отпечатывания;

— развивать навыки симметричного вырезания из листа бумаги, сложенного пополам;

— развивать у детей чувство композиции: учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию.

Материалы и оборудование:

— листы бумаги формата АЗ, тонированные акварелью в темно-синий цвет;

— цветная бумага;

— ножницы;

— гуашь разных цветов;

— кисти для рисования;

— кисти для клея;

— клей;

— листы бумаги (бросовый материал).

* * *

Далекие звезды

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какими маленькими кажутся дальние звезды, и рассказывает, как можно их изобразить способом разбрызгивания краски кистью.

Воспитатель. Берем большую кисть с жесткой щетиной, обмакиваем в гуашь желтого или оранжевого цвета. Одной рукой держим кисть ворсом вверх, указательным пальцем другой руки наклоняем ворс по направлению к себе и резко отпускаем. От этого движения краска мелкими брызгами разлетится по листу. Если вы считаете, что «звезд» получилось недостаточно, этот способ можно повторить.

После такого рисования руки следует вымыть с мылом или хотя бы вытереть влажной салфеткой из ткани.

Загадочные планеты

Воспитатель объясняет детям, что с помощью комка плотно сжатой бумаги можно получить необычные изображения.

Воспитатель. Сжимаем плотно листы бумаги (разного размера), чтобы получились комки. Обмакиваем комок в приготовленный раствор гуаши любого яркого цвета. После этого плотно прижимаем его, как печать, к листу темно-синего цвета и осторожно поднимаем.

Необходимо отметить, что комок надо поднимать вверх, а не сдвигать в сторону. Благодаря отпечатку, на листе получается изображение планеты, либо покрытой какими-то удивительными облаками, либо в густой сети кратеров. Это могут быть и астероиды неправильной формы — все зависит от размера и формы получившегося комка и фантазии детей.

Космический корабль

Воспитатель. Чтобы исследовать это «космическое пространство», мы пошлем к звездам и планетам корабли.

Воспитатель предлагает детям из листа бумаги, сложенной вдвое, вырезать силуэты космических кораблей (изобразить на них иллюминаторы, другие детали корабля) и разместить их в «космическом пространстве».

Работа детей может сопровождаться музыкой группы «Зодиак».

Сюжетно-ролевая игра «Исследователи новой планеты»

Цели:

— побуждать детей широко и творчески использовать в играх знания об окружающем;

— воспитывать умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

— продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

Роли:

— командир звездолета — направляет работу экипажа;

— штурман корабля — прокладывает путь космического корабля на карте, управляет полетом;

— врач экспедиции — следит за здоровьем экипажа, оказывает первую медицинскую помощь;

— космический турист — фотокорреспондент;

— бортинженер — контролирует работу техники на корабле.

Игровые действия:

— постройка звездолета;

— составление маршрута путешествия;

— выполнение условий пребывания на планете.

Расширение сюжета за счет сюжетно-ролевых игр:

— «Поликлиника»;

— «Фотостудия»;

— «Космодром».

Оглавление

Из серии: Вместе с детьми (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о космосе. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я