1. книги
  2. Кинематограф / театр
  3. Дэвид Кёртис

Фильмы художников. С предисловием Стива Маккуина

Дэвид Кёртис (2021)
Обложка книги

Книга Дэвида Кёртиса, британского специалиста в области арт-кино, заполняет важную лакуну в искусствознании, располагающуюся между профессиональным кинематографом и визуальным искусством. Это фильмы, объединяемые понятием «нишевого» кино, а также видео, инсталляции и мультимедиа-произведения художников ХХ–XXI веков — не только живописцев, скульпторов, представителей поп-арта, лэнд-арта, концептуального искусства, но и кинематографистов-любителей, а также «цеховых» режиссеров, сделавших ставку на независимость от коммерческих задач киноиндустрии и дух эксперимента. Их поиски не ограничиваются изображением и сюжетом: они затрагивают весь мир кино — от технологий производства и съемки, манипуляций с пленкой, светом, цветом, звуком, экраном, кинозалом и зрителем до рефлексии о статусе фильма и его автора. Дэвид Кёртис группирует объемный материал — фильмы более чем четырехсот авторов со всего мира — тематически, оставляя место неравнодушным наблюдениям о киноискусстве и его создателях.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Фильмы художников. С предисловием Стива Маккуина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Художник — человек, занимающийся или владеющий каким-либо искусством, чаще всего изобразительным; человек, обладающий воображением и вкусом, необходимыми в искусстве; живописец или рисовальщик; исполнитель <…> человек, посвятивший себя какому-либо делу или хорошо его знающий <…> ученый человек <…> тот, кто практикует магию, астрологию, алхимию и т. д.

Словарь Чемберса

Перед нами словарное определение 1990-х годов (по-прежнему гендерно предубежденное), которое, как и все мы, пытается кратко сформулировать роль художника в нашем обществе. В этой книге слово «художник» употребляется в наиболее широком понимании: для описания людей, которые «владеют ремеслом и занимаются определенной деятельностью», в нашем случае — работой с движущимся изображением.

Думаю, не стоит говорить о том, что гиганты классического кино — Ренуар, Антониони, Варда, Рэй, Тарковский и другие — имеют не меньше прав называться художниками, чем любой из порядка 400 кинематографистов, представленных в этих главах. Они тоже сумели сформировать свое видение, несмотря на то что работали в условиях по большей части враждебной индустрии развлечений. Однако их творчество отличается от описанного здесь по масштабу и замыслу и, скорее, относится к почтенной истории повествовательных искусств — романа, пьесы или исторической живописи. Отношение между кинорежиссером и кинохудожником, по мнению многих, сродни отношению прозаика и поэта. Описанные здесь кинохудожники, как правило, работают в одиночку (как живописцы и поэты), часто вне — или, в лучшем случае, на задворках — мейнстримного кино и рынка коммерческого искусства. И многие из них, по крайней мере в начале своей карьеры, демонстрируют стремление шокировать — «раскачивать лодку». Нередко им приходится бороться за то, чтобы их голос был услышан, но при этом они так или иначе оказывают влияние на развитие искусства. Этим людям — «алхимикам» кино, по мнению некоторых, — и посвящена книга.

Искусствоведы, как правило, предпочитают фокусироваться на истории одного из кинонаправлений — например, экспериментального кино, видео-арта, расширенного кино [1] или мультимедийного искусства. Такие истории важны, но они не позволяют оценить вклада художников в развитие кинематографа за последние сто лет. Эта вводная книга объединяет эти отдельные истории, рассматривая работы — будь то кино, видео или инсталляции, — тематически, но соблюдая при этом хронологию и отмечая, где это важно, особое отношение художника к выбранной технологии. Главная цель — дать представление о богатстве и разнообразии фильмов художников, а также о скрытых в них удовольствиях. Тематические группы позволяют установить связи между разными десятилетиями, континентами и медиа. Мы также старались давать краткие характеристики социальной и политической среде, в которой работали художники. Kто-то работал изолированно от своей эпохи или возвращался к идеям прошлого, но для нас главное, чтобы за их деятельностью стояло нечто принципиально новое.

Таким образом, речь идет о единой истории — истории творческих личностей, разбросанных по всему миру, которых привлекал мерцающий экран, кто чувствовал потребность воплотить на нем свои собственные образы, «снять» общий для художников язык. Такой инклюзивный подход также признает, что сегодня, в эпоху цифрового кинопроката, существует множество способов знакомства с фильмами художников — в кинотеатрах, на стенах галерей и чаще всего, пожалуй, в интернете. Многие из этих форм теперь далеки от первоначальных ожиданий художников, и этому феномену посвящена Глава 9. Хочется надеяться, что эта книга подтолкнет читателя к дальнейшему поиску и наслаждению от будущих встреч с киноискусством.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Фильмы художников. С предисловием Стива Маккуина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

1. Расширенное кино (англ. expanded cinema) — термин начала 1960-х годов, включающий кино, видео, мультимедийные перформансы и т. д., направленные на расширение одностороннего зрительского опыта. — Примеч. пер.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я