Конкурентоспособность

Дмитрий Юрьевич Донец

Книга посвящена изучению и анализу одной из основных характеристик предприятия рыночной экономики и стремительно глобализующегося мира – его конкурентоспособности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конкурентоспособность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сущность и теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий

Основные подходы к явлению конкуренции и конкурентоспособности среди экономистов и философов были сформированы только к середине 18 века. Одним из основоположников изучения данного явления можно назвать Адама Смита. В своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1768 году, доказывал, что преимущество государств в международной торговле определяется действием четырех факторов: земля, капитал, природные ресурсы и труд1.

Данная теория получила свое развитие в трудах Д. Риккардо, который предполагал, что, используя абсолютные преимущества, национальные экономики получают прибыль как за счет себестоимости, так и за счет обмена товарами и услугами. По этой причине Риккардо делал вывод о том, что государства должны производить только те товары и услуги, по которым они имеют большие сравнительные преимущества. Его теория получила известность как теория сравнительных издержек и теория международного разделения труда2.

Однако М. Портер в своей книге «Конкурентная стратегия», изданной в 1980 году, поставил выводы предшественников под сомнение3. По мнению учёного, конкурентоспособность национальной экономики нельзя рассматривать как следствие природных богатств государства, его трудового потенциала, процентных ставок или стоимостью национальной валюты, как утверждает классическая школа экономической теории. Портер считал, что важную роль в рыночных отношениях играет государство. Оно должно способствовать повышению ожиданий хозяйствующих субъектов и их собственной конкурентоспособности за счёт повышения эффективности деятельности, стимулирования спроса на прогрессивные продукты, стимулирования местной конкуренции через ограничение прямого сотрудничества и введения антитрестовских законодательных норм.

В свою очередь, Й. Шумпетер, П. Ромир, Б. Хендерсон, О. Уильямс, конкретизировали конкурентоспособность на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Шумпетер указывал, что конкурентоспособность предприятия определяется его способностью создавать новые технологии, новые рынки и новые идеи. Б. Хендерсон и О. Уильямс полагали, что в основе конкурентоспособности лежат низкие издержки производства, получаемые в результате применения более эффективных методов производства при сравнимых с конкурентами ценах4.

Р. Уотермен и Т. Питерс внесли значительный вклад в дальнейшее изучение конкурентоспособности и факторов, влияющих на нее. В своем совместном труде «В поисках эффективного управления», изданной в 1986 году, они выделили факторы эффективности и неэффективности управления предприятиями5.

Дж. Грейсон и К. О’Дейл посвятили свою деятельность дальнейшему теоретическому изучению понятия конкурентоспособности. В своей книге «Американский менеджмент на пороге XX века» они отмечают, что характеристиками конкурентоспособности являются потребность в достижении успеха и уверенность в своих силах на основе осознания собственных способностей и возможностей6.

Изучение и оценка конкурентоспособности является актуальным для сложившихся в российской экономике условий хозяйствования, что подтверждается значительным числом работ отечественных исследователей по этой проблеме. Наиболее распространенные и признанные подходы к изучению и оценке конкурентоспособности разработаны Р. А. Фатхутдиновым, И. И. Пичулиным, П. В. Забелиным, И. В. Ершовой.

П. В. Забелин в своей работе «Основы стратегического управления» рассматривает конкурентоспособность как способность предприятия приносить прибыль на вложенный капитал выше заданного значения в среднесрочной перспективе7.

Фатхутдиновым под конкурентоспособностью поднимается наличие возможности у предприятия выпускать более конкурентоспособную продукцию, чем у остальных участников рынка8.

Ершова И. В. в то же время считает, что конкурентоспособность предприятия определяется прежде всего его способностью эффективно использовать кадровый и финансовый потенциал для производства пользующейся спросом продукции. И. И. Пичулин в своей книге «Основы маркетинга» определял конкурентоспособность как реальную и потенциальную способность предприятия, а также имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов9.

Целью любой предпринимательской структуры является получение прибыли, которая формируется за счет разницы в себестоимости и цене продажи продукции, поэтому целесообразно определять конкурентоспособность предприятия через конкурентоспособность его продукции. Однако следует учитывать, что существует множество других факторов, влияющих на финансовый результат деятельности предприятия. Среди них можно выделить финансовую политику, операционную эффективность, маркетинг, рекламу и т. д. Совокупность этих факторов необходимо учитывать при изучении явления конкурентоспособности предприятия.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конкурентоспособность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Маркетинг, 2002.

2

Вальтер Ж. Конкурентоспособность: Общий подход. — М.: РЕЦЭП, 2005.

3

Портер М. Е. Конкурентная стратегия. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 г.

4

Данилов А. И. Ретроспективный анализ трактования терминов «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество» отечественными авторами. — Челябинск: Вестник Челябинского государственного университета, 2010, №3.

5

Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. — М.: Прогресс, 1986.

6

Грейсон Д. К. Американский менеджмент на пороге XXI века. — М.: Экономика, 1991.

7

Забелин П. В. Основы стратегического управления. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.

8

Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. — М.: Дело, 2010

9

Пичулин И. И. Основы маркетинга: теория и практика: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я