Московский повеса Тихомир приезжает в российскую глубинку, где влюбляется в очаровательную, но странную девушку Забаву, которая рожает от него сына. Позже оказывается, что Забава и ее сын являются потомками «Первых» людей на Земле, смыслом жизни которых является обретение высших знаний. За «Первыми» испокон веков ведут охоту потомки «Вторых» людей на Земле, желающие уничтожить «Первых», чтобы обрести мировое господство. Одновременно «Вторые» разыскивают древнюю реликвию «Первых», способную дать им доступ к высшим знаниям. Не зная об этом, Тихомир сталкивается с реальной угрозой, и не только для себя, но и для своего сына. Гонка и лишения, страх и радость, интриги и добродушие, убийства и спасения, загадки и ответы, а также внезапно нахлынувшие чувства к простой русской женщине – все это меняет мировоззрение Тихомира. А открытие основ исходного русского языка, восприятие исконной русской духовности и культуры приводит его к осознанию своего предназначения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первые и Вторые. Первый сезон. Медведь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
7 серия
Эпизод 1
Купала
23–24 июня 1861 года, Костянки
Уже заметно начало темнеть, когда Тихомир подошел к большой поляне, где начиналось гулянье. Стол был накрыт по деревенским меркам очень богато: было много разнообразной, в основном жирной мясной пищи, много яиц, меда, кваса. Но, к удивлению Тихомира, он не увидел у стола ни одной лавки, и стар и млад — все были на ногах.
К Тихомиру подошел довольный Третьяк:
— Ох и хорош в этом году сбор! Видишь, на том берегу только костры догорают — зола до утра не остынет!
Тихомир кивнул и спросил:
— Почему нет лавок? Все стоят!
Третьяк отмахнулся:
— Знахарка запретила ставить лавки, хотя старожилы рассказывали, что в давние времена все сидели за столом. Да и не усидишь тут — сейчас гуляния начнутся!
Громко засвистев, Третьяк пустился вприсядку:
— Эх, барыня, барыня, барыня-сударыня!..
Отдышавшись, сказал:
— Я скоро буду. Завершу дела и приду.
Начались гулянья.
Тихомир с интересом в сторонке наблюдал за народными обрядами.
Девушки в цветочных венках пели песни в хороводе.
Девушки и парни поодиночке вереницей прыгали через костер.
Девушки опускали венки в воду, а парни вылавливали их и приносили девушкам назад.
Девушки и парни играли в догонялки.
Девушки и парни уже парами, взявшись за руки, прыгали через костер.
Все вместе водили хоровод и пели песни.
Все веселились, ели и пили угощения.
Наблюдая за обрядами, Тихомир не заметил, как к нему подошла Знахарка.
Она жестко и внимательно посмотрела ему в глаза, взяла его руку и немного подержала в своей.
Глаза Знахарки потеплели.
— Как называется твое устройство? Я когда-то давно смотрела через такое стекло на звезды, — без предисловий спросила она.
— Это — фотоаппарат. Его совсем недавно изобрели. Он делает фотографии — это как маленькие картинки с изображением того, на что направляешь объектив. Только для этого надо солнце, а сейчас уже темно, — разочарованно ответил Тихомир.
При словах «совсем недавно» Знахарка едва улыбнулась и понимающе кивнула головой:
— Солнце надо для всего!
Тихомир понял, что Знахарка имела в виду телескоп и хотел ее пораспрашивать, но та уже отвлеклась и смотрела в сторону на рыжую женщину, которая выбилась из хоровода и танцевала сама по себе, словно в экстазе.
Знахарка подошла к рыжей женщине и посмотрела ей в глаза: зрачки были сильно расширены.
Знахарка сделала знак, подзывающий женщин из хоровода, и указала им на рыжую. Две женщины тут же подхватили ее под руки и повели ее в лесок рядом с поляной. Другие две женщины выхватили из хоровода молодого мужчину, что-то сказали ему и проводили в тот же лесок.
Некоторые женщины, глядя на происходящее, стали запросто брать мужчин из хоровода за руки и уводить их за собой, а те безропотно следовали.
К Тихомиру и Знахарке подошел Третьяк с факелом в руках и, картинно стерев пот со лба, объявил:
— Работы закончены. Получилось много золы.
Знахарка улыбнулась и, потрепав Третьяка по русой шевелюре, сказала:
— Еще нет! Сегодня ночью будет сильная гроза…
Третьяк удивленно посмотрел на чистое звездное небо и переспросил:
— Матушка! Так ясно же?
Знахарка загадочно ответила, глядя на Тихомира:
— Дело не в ясном небе, а дело в том, что она сделала свой выбор…
Видно было, что Третьяк расстроился, но перечить не стал:
— Эх, не суждено мне в этом году погулять! Поеду, привезу рогожи да золу укрою.
Тихомир был удивлен предсказанием Знахарки и ее пояснением. Он вопросительно посмотрел на нее, но та словно не поняла его и увела разговор в сторону, не менее интересную…
— Хочешь знать правду о древнем обычае? — Знахарка показала рукой на кострище.
Тихомир согласно кивнул.
Знахарка хорошо поставленным спокойным голосом, словно рассказывала сказку, начала:
— Обычай изменился со временем. В стародавние времена он был посвящен божеству летнего солнца Купале, затем он был замещен христианами на праздник Иоанна Предтечи, или по-другому Иоанна Крестителя — можно говорить Иван Креститель, который, по разумению церковников, родился в эту ночь. Так совместились два имени в одно «Иван Купала», а церковники объяснили второе имя «Купала» тем, что Иоанн Предтеча «купал» Христа при его крещении.
Тихомир спросил:
— Почему именно эта ночь так привлекательна была и для древних людей, и для христиан?
Знахарка ответила:
— Солнце очень важно для всего живого. Ночь эта приходится на день летнего солнцестояния, «солнцеворота», когда день идет на уменьшение. Все животворящие силы на Земле пробуждаются и хотят успеть воспользоваться последним «длинным» солнечным днем. Травы и цветы являются самыми простыми созданиями на Земле, у которых есть разум, они меньше других живут, поэтому стараются больше всех впитать в себя солнечную энергию. А человек, как самое разумное творение на Земле, может воспользоваться этим и собрать травы и цветы, переполненные целебными свойствами.
В древние времена люди жили в лесах, знали о целебных свойствах трав и цветов, которые потом использовали как лекарства, но только для собственных нужд, не забирая у природы больше, чем надо. Теперь люди живут в городах и пользуются готовыми лекарствами, поэтому те люди, которые остались жить в лесах, стали скашивать целые луга — для городских. Но травы не так просто сохранить и перевезти на большие расстояния, поэтому люди придумали, как извлечь из них лекарственные свойства: они сжигают их для поташа, сушат, делают отвары.
Но люди не понимают, что собирание большого количества трав может привести к тяжелой болезни и даже смерти, поэтому их приходится учить, как предохранять себя от воздействия трав, обманывать, предлагая игры, пугать нечистой силой.
Тихомир сосредоточенно слушал чарующий голос Знахарки, рассказ был построен так, что его сознание затуманилось: в его голове сами собой всплывали образы.
Знахарка посмотрела на него, улыбнулась и продолжила:
— Послушай, что говорят традиции, а что происходит на самом деле!
Традиция говорит, что в праздник девушкам надо носить цветочные венки, которые символизируют честь, красоту и счастливую судьбу обладательницы. На самом деле венок на голове девушки — это символ ее невинности и желания выйти замуж. Посмотри: вон стоят девушки, к которым пришла «весть» от жениха — они без венков, они «Весты», а вон тем — с венками на голове — еще «не пришла весть» от жениха, и они пока не знают, кто их возьмет замуж, — это «Невесты». Но тем, кто познал плотскую любовь до замужества, не разрешается надевать венок.
Традиция говорит, что в праздник надо много есть, на то он и праздник, что не каждый день. На самом деле люди постоянно должны есть, особенно жирную пищу и сырые яйца, чтобы травяная и цветочная пыльца не глубоко вдыхалась. Жиром обволакиваются дыхательные пути.
Традиция говорит, что этой ночью нельзя засыпать ни на мгновенье, чтобы не украл леший, который только и ждет случая, поэтому даже едят стоя, водят хороводы, поют песни, играют в догонялки. На самом деле люди должны постоянно двигаться, чтобы не заснуть — можно не проснуться от задержки дыхания под воздействием пыльцы.
Традиция говорит, что ночью в праздник надо жечь костры, потому что вместе с дымом в небо уходят все беды, накопленные за весь год. На самом деле костер нужен, потому что огонь уничтожает пыльцу. И чтобы ночью было видно — одной луны не хватает. Да и прыгать будет через что!
Традиция говорит, что прыжки над костром — обязательный ритуал. Влюбленным прыгать надо парами, взявшись за руки, если руки не разойдутся, то будет удачный брак. Пара же по взаимному согласию состоит из девушки, пустившей в воду свой венок, и парня, поймавшего этот венок в воде. На самом деле прыжки через костер всегда страшны для человека, а от страха сердце начинает биться чаще и кровь быстрее бежит, от чего организм быстрей высвобождается от действия пыльцы.
Традиция говорит, что надо сжигать старую одежду, чтобы с ней ушли все болезни. На самом деле одежда, в которой собирали травы, сжигается, потому что забита пыльцой.
Традиция говорит, что надо окунаться в воду с головой, чтобы смыть все болезни, что вода бывает волшебной только дважды в год, но в отличие от крещенской воды, которая считается целебной для души и тела, купальская вода обладает животворящими качествами, поэтому крещенскую воду считают мертвой, а купальскую считают живой. На самом деле надо обязательно ополоснуться, чтобы смыть с себя пыльцу.
Традиция говорит, что надо быть в воде только возле самого берега, чтобы не утопила русалка, которая следит за людьми из воды. На самом деле под воздействием пыльцы можно не справиться с собой и утонуть.
Традиция говорит, что среди всех растений не цветет лишь папоротник, но хорошо известно, что растению, для того чтобы дать жизнь своему «потомству», нужно зацвести. Поэтому если цветок папоротника появляется в ту ночь, когда цветут все растения, то принесет счастье и удачу тому, кто увидит невиданное! На самом деле папоротник всегда растет вместе с «грибом-корнем», который имеет споры, которые ночью светятся как светлячки. Эти споры предотвращают отравление, поэтому их можно просто слизать языком, как требует организм.
Слушая Знахарку, Тихомир следил за происходящим на его глазах: как девушки в венках и парни возвращались из лесочка, неся в руках листья папоротника, как в уже почти погасших кострищах люди сжигали одежду, а затем, почти в темноте, голые бежали в реку и плескались в ней. Тихомир чувствовал себя на подъеме: знания окрыляли его, теперь он знал правду.
Но все же ему не давал покоя вопрос о рыжей женщине, и он спросил Знахарку:
— Что не так было с той рыжеволосой женщиной?
Знахарка нехотя объяснила:
— Традиция говорит, что в единственную ночь в году накануне Ивана Купалы старые девы имеют право зачать от любого мужчины в селении, не заслужив осуждения соседей и не наведя вечного позора на голову своего будущего ребенка. Каждой женщине, потерявшей надежду найти себе мужа, разрешается взять из хоровода мужчину, который ей приглянулся, вне зависимости от того, женат он или холост. Никто не смеет отказываться от этого «почетного долга». Если появляется дитя, то все селение празднует его рождение. Все считают своим долгом любить и лелеять, а отца ему заменяет все селение. На самом деле в постоянных и продолжительных войнах гибнет много мужчин, и их число надо восполнять. Да и самое быстрое и надежное средство против тяжелых отравлений, которые обычно бывают у женщин, которые собирают особенно опасные ядовитые травы, — это немедленная связь с мужчиной. Когда женщина «радуется», то женский организм оживает.
Подошел Третьяк и гордо объявил:
— Вся зола укрыта. Пришлось повозиться.
Знахарка, как будто задумавшая оставить Тихомира одного, сказала Третьяку:
— Проводи меня. Совсем темно уже.
Третьяк выставил вперед факел и подчеркнуто галантно взял Знахарку под руку, приглашая следовать за ним.
Знахарка улыбнулась ему:
— Баловник.
Тихомир, исполненный благодарности, сказал Знахарке:
— Спасибо!
К его удивлению, Знахарка в ответ фыркнула:
— Прежде чем говорить слова, надо знать их значение.
Эпизод 2
Гроза
23–24 июня 1861, Костянки
Наступила Купалавская ночь. В чистом небе была видна россыпь звезд и луна, тускло освещающая землю.
Тихомир стоял в полном одиночестве и размышлял, что делать: дождаться Третьяка или самому идти к усадьбе?
Внезапно ему до смерти захотелось увидеть Забаву…
В ту же секунду к нему кто-то неслышно подкрался сзади и чьи-то горячие тонкие руки прикрыли его глаза.
— Кто я?! — прозвучал мелодичный девичий голос.
— Забава? — удивленно произнес он.
Забава, как и обычно, звонко рассмеялась, взяла его за руку и повела за собой.
В этот момент стали слышны первые раскаты грома. Засверкали молнии, и начался проливной дождь.
Забава ускорила шаг, затем побежала, увлекая за собой Тихо-мира. Дождь уже вовсю лил, как из ведра.
Насквозь мокрые, они зарылись в стог сена на лесной полянке…
Им казалось, что они одни на всем белом свете… что нет ни грома, ни молний, ни дождя…
За стогом сена из-за берез наблюдала Пелагея.
Гроза закончилась так же внезапно, как и началась. Небо снова стало чистым и звездным.
Слегка разворошив сено, Забава смотрела в небо.
Потом прошептала:
— Я сосчитала звезды!.. — И заснула на плече Тихомира, как ангелочек.
Ткань с ее плеча сползла, и Тихомир увидел на шее необычное родимое пятно, напоминающее по форме закругленный в правую сторону четырехлепестковый «коловорот».
Тихомиру, наоборот, не спалось. Он был по-своему счастлив… и охранял сон Забавы.
Только перед самым рассветом сон сморил его.
Пелагея ни сдвинулась с места до самого рассвета. Она ждала, когда Тихомир уснет, но тот, как назло, лежал и улыбался сам себе.
Она уже мысленно представляла, как подходит к стогу и…
— Рассвет! Сейчас меня хватятся в усадьбе! Пора бежать!
Пелагея скрипнула зубами.
Возле усадьбы ее ждал Игнат.
Подойдя к нему, Пелагея отрицательно помотала головой.
Игнат скорчил недовольную гримасу.
Пелагея тихонько спросила:
— А у тебя что?
Игнат помотал головой:
— Проверил весь дом. Никаких следов. Надо искать в избе колдуньи.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первые и Вторые. Первый сезон. Медведь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других