Как я стал букинистом Орск

Дмитрий Харьковой

Воспоминания провинциального книготорговца. Рассказ о книготорговле в маленьком провинциальном городе. От магазина с новыми книгами до букинистического. О работе в YouTube на нашем канале «Букинист Орск».

Оглавление

БРОСАЮ КНИЖНЫЙ БИЗНЕС

После разрыва с моей «боевой» подругой у меня было не очень веселое настроение. Надо признать, что она для меня была стимулом, своеобразным «моторчиком», который «заводил» меня и направлял заниматься бизнесом. При отсутствии рядом со мной женщины я становлюсь аморфным, ленивым, и абсолютно безынициативным, то есть возвращаюсь в свое самое комфортное состояние для моей души, и, главное, для моего тела.

Все забыть и бросить!? Этот кошмар: налоговая, полиция, фонды, арендодатели, вытягивающие из нас деньги по любому поводу, скандалы, беготня, и прочие «прелести» русского бизнеса. Я представил, что скоро буду свободен от всего — и вот, вперед, все вывезем и быстрее отдыхать. Что будет дальше? Не хотел даже думать.

Стресс от всего глубоко подкосил мою нервную систему и ничего, казалось бы, меня не остановит от прекрасного шага вперед — или назад, кто знает!?… Но, но, но!

Был еще один фактор — родители! Оба они, не сговариваясь, «повисли» на мне, умоляли и просили не бросать «книги». Я кричал, ругался, приводил кучу доводов pro и contra, но давление папы и мамы в итоге все не снижалось, с двух сторон они меня обрабатывали, и я…сдался. Решил для себя — никаких активных действий не предпринимать. Была такая то ли «задняя», то ли «передняя», мысль: скорее всего этот бизнес сам как — то умрет.

Буду сидеть в своем маленьком отдельчике, «страдать фигней», читать книги, авось и накроется все медным тазом. Малодушно решив проблему, я отдался на волю случая. «Беда» была в том, что бизнес был худо — бедно налажен, все процессы шли как часы. Покупателей было много. Папа и мама с двух сторон меня «подпихивали». Развития не было, но и конца бизнеса что — то не предвиделось. Немного успокоившись, меня ситуация даже устроила.

«День сурка» приносил свои дивиденды в виде денег, спокойной жизни и необременительной интересной работы. « День сурка» — это я о своей деятельности в отделе, фактически из бизнесмена — предпринимателя превратился в простого продавца книг, приходившего к десяти часам на работу и в восемнадцать часов закрывающего свой отдел, а потом бегущего на диван к плотному ужину и телевизору. Мой рацион питания — это пельмени, тортик и десять стаканчиков мороженого. Такая жизнь затягивает многих, не избежал этого и я. День за днем, месяц за месяцем. После года такой жизни некоторые события разрушили мою идиллию, или точнее говоря — мое «болотце».

Начало 2005-го года, февраль. У мамы инсульт, и мне приходится много ухаживать за ней, ведь нет у меня ни братьев, ни сестер, и в августе этого же года я бросил пить. В конце этого года был второй тяжелейший удар для меня — в декабре умер отец. После похорон папы я пришел в отдел, осмотрел пустые полки (все деньги ушли на лекарства маме и похороны отца), заказывать книги в прежнем объеме я не мог, кроме того висела куча долгов, надо было что-то делать.

За год, «крутясь», бегая, перезанимая и работая, я «раскидался» с долгами, «забил» полки книгами и вылез из депрессии. Тем не менее, жизнь продолжалась.

В мае 2007 году я женился, все было прекрасно, доходы росли, мы ждали ребенка. При первом УЗИ нам сказали, что будет мальчик, но повторное показало, что родится девочка.

Красотка родилась в апреле 2008 года, назвали ее Аней, я носился с ней везде, не спускал ее с рук, коляска часто стояла у меня в отделе. Ребенок рос, денег хватало и… Как всегда бочка дерьма прилетает в лучшие моменты жизни.

Кризис 2008 года «долбанул» в ноябре, первый раз на себе ощутил панику, люди покупали продукты, опасаясь финансовой «дыры», книги были не нужны. Все мои попытки выправить ситуацию — новый ассортимент, снижение цен, реклама — ни к чему не приводили, денег нет! Снова безденежье: на руках полный «собес», неработающая жена, мама-инвалид второй группы, годовалый ребенок. Ничего, прорвемся!!!

Мы сократили все свои личные расходы: только еда. Стресс «ударил» по моему желудку — я мог есть один геркулес и творог. Многочасовые прогулки с дочкой на руках закалили меня, общение с маленьким человечком вдохновило меня на новые дела, заставило похудеть на двадцать килограмм и привело в прекрасную физическую форму.

Постепенно спрос начал восстанавливаться, но это уже был не тот ажиотаж при завозе новинок, когда покупатели сметали с прилавка все. Интерес к книгам, по моим наблюдениям, начал ослабевать. Кроме того, открывались большие сетевые книжные магазины с огромным ассортиментом, и мой мини отдел в шесть квадратных метров был просто смешон. «Выезжал» я только на постоянных клиентах, редких изданиях и своих знаниях о книгах и о литературе.

Что делать? Все-таки бросить книжный бизнес? Хорошая мысль, но куда идти, к чему стремиться? «Денежной подушки» у меня не было, значит будем продолжать. Может придумаем что-то новое и интересное, в голове вертелись разные мысли и варианты. И тут…

Да, опять мне помогли люди, навели на мысль о новом формате торговли — комиссионной. Как-то раз один из моих постоянных покупателей, любитель фантастики, обратился ко мне с предложением: «Дима, мне эти книги надоели, читаю я аккуратно, на вид они как новые. Давай выставим у тебя в отделе на продажу, деньги пополам». С большим сомнением я принял это предложение и… Книги эти, вы представляете — разошлись в считанные дни. Ого!!! Пошло!!!

Таким образом, мы продали всю «фантастическую» библиотеку моего клиента, я не затратил на закуп ни копейки, получив деньги, не особо напрягаясь. Цену мы, естественно, ставили намного дешевле, чем новые книги. Узнав о моем опыте комиссионной торговли, другие клиенты потянулись ко мне. «Сарафанное радио»! Приносили списки книг, а я отбирал наиболее известные и ходовые, быстро продавал и рассчитывался со сдатчиками. Все были довольны.

Закупать новые книги я стал меньше, практически одни новинки современной прозы, продавал как «бук» — фантастику, детективы и тому подобное «чтиво». Обороты набирались, количество книг росло, это был уже 2010 год, начали предлагать и старые советские издания. Но тут я опасался, смогу ли я их продать, брал на пробу, и поначалу они не имели большого спроса. Я забил ими небольшой стеллаж, по сути это был сигнал — ТУТ ПРИНИМАЮТ БУК!!! Получился такой смешанный ассортимент и новых, и старых книг. Интерес к советским изданиям начал проявляться более активно, но тут у меня случился неожиданный казус в личной жизни — ушла жена!

Я остался с двухлетним ребенком и мамой на руках. Ну что-ж, ничего страшного, дело я не бросил, продолжаем жить! Более того, с одним из моих клиентов, а в дальнейшем и другом, и соратником Андреем, мы оформили витрину в магазине в очень своеобразном стиле, выделяющимся из безвкусной и пошлой рекламы, окружающей нас. Андрей взял на себя творческую и практическую составляющую часть проекта, придумав разместить в витрине инсталляцию, посвященную памяти погибших в ходе массовых репрессий поэтов и писателей. Сделана она была по принципу — минимум затрат, максимальный результат. Но эффект, оказываемый на прохожих и посетителей магазина, был диаметрально противоположным.

В основном, конечно, это были робкие вопросы — а что ЭТО? Молодежь того времени восторгалась, снимали на фото и делали видео. Заходили ко мне в отдел, делились восторгами и впечатлениями от увиденного, соответственно покупали и книги.

Люди «среднего» возраста приветствовали наше творение, понимая символизм нашей задумки. Но были и крики, вопли различных граждан с призывом все это безобразие разобрать, уничтожить, виновных (то бишь меня, сидящего в отделе) наказать, и тому подобные «интересные» предложения. Через некоторое время мы добавили внешние элементы инсталляции: на витринной раме смонтировали ряды колючей проволоки и на нее бросили старую солдатскую шинель, испачканную красной краской — эффект окровавленности. Этот последний штрих и добавил проблем, в первую очередь от владельцев магазина. Им не нравилась наша конструкция «Дима — убери!!!»

Все это выслушивал я с «каменным «лицом, иногда резко отвечал, иногда с шуткой, ждал когда все забудут. Волна недовольств не затухала и не прекращалась. В конце концов меня «дожали» — я убрал внешнюю составляющую: «колючку» и шинель. Всю витрину я убрал уже в момент своего ухода из магазина. Могу добавить, что для любого города России оформление такой витрины было невозможно и невероятно. Смогли это сделать только мы — я и Андрей, его творческий потенциал, мои скромные возможности, все вместе это дало ошеломляющий результат в эру баннеров и безвкусной и коммерчески-опошленной рекламы.

Сотрудничество наше продолжалось и дальше, уже на новом месте, кстати, именно Андрей и помог с поиском места для нового магазина. Дело в том, что количество книг, скапливавшихся у меня в отделе и дома, увеличивалось пока еще в арифметической прогрессии, грозило перейти в большие масштабы. Книги лежали в стопках, коробках и, казалось, говорили мне — «Продай нас людям, мы им нужны!» Но, как вы понимаете, шесть квадратных метров моего отдела не давали выставить все, что имелось в наличии. В то время начали расти сети магазинов по стране, мне тоже захотелось создать свою мини-сеть. В это момент мне подвернулся один мой сослуживец по армии, на вид такой «сермяжный» парень из деревни, и я, предложив переезд ему с семьей в Орск, вместе с ним открыл еще один отдел книг. У него не было опыта, не было интереса к книгам, и мне через несколько месяцев пришлось закрыть этот проект. А вопрос с местом для моего дела стал еще более актуальным: книгами завалили.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я