50 книг с моей полки

Дмитрий Федорович Капустин, 2021

Книги не должны просто стоять на полке, их нужно читать, обсуждать, писать о них. Только в акте говорения (обсуждения) и написания (создания текста) литературное произведение обретает подлинную жизнь. Так рождается культура. Культура вне литературы для сегодняшнего поколения превращается в фарс, для следующего обернется трагедией. Многие из тех, кто читают сегодня, ориентируются установкой: «Читать книги – это копать яму одиночества». А как считаете вы?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 книг с моей полки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Добро пожаловать в пустыню реального[78]

(«Мы»[79] Е. Замятин)

Итак, «добро пожаловать в пустыню реального!»[80].

Антиутопия Евгения Замятина «Мы» — это первая антиутопия XX века. Его книга является столь же прорывной, как книга Томаса Мора «Утопия»[81], название которой стало нарицательным для всего жанра, автор которой обозначил идиллическое государство. В свою очередь Е. Замятин представляет другой взгляд на общество, который являет собой плод разочарования в социалистических идеях. Замятин создал противоположный жанр, не идеального государства, а совсем наоборот — деспотичного, несвободного, унифицированного. Мир, где правит жестокий «Благодетель», а человек не рассматривается как личность, а является лишь частью безликой массы и не представляет ценности сам по себе. «Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту, мы, миллионы, встаем как один. В один и тот же час, единомиллионно, начинаем работу — единомиллионно кончаем. И, сливаясь в единое, миллионорукое тело, в одну и ту же, назначенную скрижалью, секунду, — мы подносим ложки ко рту, и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум, в зал Тэллоровских экзерсисов, отходим ко сну…»[82].

Безликость человека, лишение его личных свобод, унификация становятся одной из стержневых идей для всех последующих произведений жанра антиутопии, но Замятин, будучи первым, зашел гораздо дальше в обезличивании человека, отказавшись от имен для членов гипотетического будущего, присвоив им лишь номера. Отныне рациональность и логика должны являться вектором направления мысли и действия любого номера, жесткое следование распорядку. Например, даже для секса выделяется определенное время и дни недели. «А это разве не абсурд, что государство (оно смело называть себя государством!) могло оставить без всякого контроля сексуальную жизнь. Кто, когда и сколько хотел»[83].

А любое проявление чувств и эмоций, свойственные человеческой душе, отныне объявляются болезнью и требуют вмешательства в организм, для их излечения и возврата на путь рациональности и логики. Так, главного героя романа под номером Д-503 излечивают от болезни «наличие души», и он становится статичным, безропотным, однообразным членом общества. Вид казни его любимой женщины как врага всеобщего счастья не вызывает в нем никаких эмоций, так как он абсолютно «здоровый» член общества, а она, со своей иррациональностью, душой, является врагом счастья, а, следовательно и всего общества.

Поражает тот факт, что антиутопия написана в Петрограде в страшном 1921 году. Е. Замятин сам был свидетелем жестоких и кровавых расстрелов, он видел, как вчерашние крестьяне брали в руки винтовки и без всякого сожаления и ропота расправлялись с наследниками царского режима, теми, кто был неугоден новой власти из-за происхождения или идей. Таким образом, роман «Мы» — это во многом личный опыт автора — страх, голод, жестокие расправы, где рассматриваются реальные аспекты жизни эпохи военного коммунизма. Е. Замятин прошел пробу того времени, он стал не только основателем жанра антиутопий. Его роман, в основе которого лежит личный опыт автора, обнажает жестокость человеческой природы, которая под маской стремления к всеобщему благополучию и комфорту лишает человека главного — свободы. «Единственное средство избавить человека от преступлений — это избавить его от свободы»[84]. Инакомыслие сегодня не в почете — вам это ничего не напоминает?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 книг с моей полки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

78

См., Капустин, Д. Философский калейдоскоп повседневности/ Дмитрий Капустин. М., ЛитРес: Самиздат, 2020. С. 139–152.

79

См., Замятин, Е. Мы/ Евгений Замятин. СПб., Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. — 224 с.

80

См., Бодрийяр, Ж. Симулякры и симмуляции/ Жан Бодрийяр. М., Постум, 2017. — 240 с.

81

См., Мор, Т. Утопия/ Томас Мор. М., Эксмо-Пресс, 2018. — 160 с.

82

Замятин, Е. Мы/ Евгений Замятин. СПб., Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. С.38.

83

Там же. С.39.

84

Там же. С.56.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я