Практическое пособие по инструментальной соционике

Дмитрий Голихов

Практическое пособие по инструментальной соционике, с минимумом теории, которое поможет вам определять психотипы людей в повседневной жизни. Вы узнаете всю правду про них на реальных примерах. Типирования знаменитостей с фактами их биографии помогут понять, что представляет собой каждый из 16-ти типов в окружающей действительности. Инструментальная соционика дополняет знания Карла Юнга и MBTI, ни в коем случае им не противоречит. По сути книга представляет собой современную юнгианскую типологию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практическое пособие по инструментальной соционике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Подробнее о предмете инструментальной соционики

Первой функции противостоит четвертая, при этом там находится аспект противоположной вертности. Если на первой находится экстравертная логика, то на четвертой — интровертная этика. Как бы происходит бессознательное дополнение наиболее сознательных действий человека. Можно понять это на обычном примере: наиболее брутальные такие мужчины часто оказываются истеричными, это происходит неосознанно. Это общий механизм работы психики человека, когда кто-то утверждает какую-то ценность «во что бы то ни стало», то неосознанно подпадает под противоположный полюс бессознательного, Альтер-эго там. Чего человек сильно ненавидит, того неосознанно может захотеть. Именно поэтому запретный плод всегда сладок. При этом интровертному «уходу в себя» противостоит экстравертное «растворение в окружающем мире». Тот же интроверт, несмотря на все свое стремление спрятаться и отгородиться от окружающего мира — имеет свойство неосознанно чудовищно сильно от него зависеть. Экстраверт же, несмотря на все свое стремление «жить» проблемами окружающего мира — неосознанно оказывается зависим от своих каких-то личных привычек, предпочтений.

Примерно тот же механизм можно увидеть в противостоянии второй и третьей функций, которые Юнг лишь вскользь затронул. Вторую описал как вспомогательную, в которой все же так же присутствует сознание существенно. Про третью сказал мало, но она, очевидно, противостоит второй по аспекту и вертности (аналогично первой — четвертой). При этом вторая функция не может совпадать с первой (про это тоже есть упоминание у Юнга), это понятно в связи с тем, что сознательно человеку нужна какая-то, альтернативная основной первой функции деятельность: если человек много живет своим «внутренним миром», то есть опасность ухода в аутизм. Вторая его несколько отвлекает, вынуждает искать «работу» в окружающем мире. Аналогично экстраверт имеет риск «раствориться» в мире и потерять в нем себя, свое «я», как члены первобытного племени имели мало своих каких-то личных сознательных устремлений, «жили» больше проблемами племени. То есть, вторая функция интроверта будет экстравертной.

Исходя из всех этих допущений — у нас получается 16 соционических типов. У каждого из них есть четыре ценностные функции: первой человек как бы «живет» наиболее сознательно и полноценно в этом мире; по второй ищет в нем же себе работу (и это делает его сознательно полноценной личностью с позиции экстраверсии — интроверсии, как бы необходимая человеку альтернативная деятельность); третья, как скорее более бессознательная — противостоит второй, то есть, человек неосознанно ищет себе по ней работу в мире, сам того не осознавая, радуется, когда там успехов удается достичь (в типологии MBTI она называется функцией детской радости потому); четвертая наиболее бессознательная, противостоит первой и создает то, чего человек просто неосознанно хочет.

Вообще, пожалуй, стоит объяснить, почему образуется каждый аспект в виде ценностных противостоящих функций. Сильная ценностная осознаваемая экстравертная сенсорика — это умение обращаться с объектами окружающего пространства. За это умение, в соответствии с принципом «каждое действие создает противодействие» — человек получает бессознательно неумение контролировать свое душевное настроение — слабая ценностная интровертная интуиция (при обратном расположении аспектов — все выходит наоборот). Сильная ценностная осознаваемая интровертная сенсорика — это умение распоряжаться своим телом, его какими-то функциями, процессами. За это человек расплачивается слабым неосознанным умением видеть возможности окружающего мира — экстравертная интуиция (при обратном расположении аспектов — все наоборот). Сильная ценностная осознаваемая экстравертная логика — это умение разбираться в технически сложных вопросах, технологиях там, процессах, правилах. За это умение человек неосознанно расплачивается слабым контролем своих чувств, неумением в них разбираться — интровертная этика. Кого надлежит любить, кого ненавидеть («что такое хорошо и что такое плохо»)? Человеку это надо объяснить, сам он может не знать. При обратном расположении аспектов — все наоборот. Сильная ценностная осознаваемая интровертная логика — это умение что-то понимать, строить логические цепочки у себя в голове, делать правильные выводы из какой-то ситуации. За это умение человек расплачивается неосознанно неумением строить отношения с окружающими людьми — экстравертная этика. Он не знает, надо ли ему с кем-то здороваться или, что полагается сказать в какой-либо ситуации. При обратном расположении аспектов — все наоборот (человек умеет хорошо строить отношения с кем-либо, но не умеет строить у себя голове элементарные логические цепочки).

Несколько слов также стоит сказать про так называемые минусовые функции. Если вы умеете считать, то уже должны были понять, что, помимо четырех ценностных функций, осознанно или неосознанно представляющих собой важность для человека — остается четыре незадействованных аспекта. Они и образуют минусовые функции, эти ценности для человека — некое «абсолютное зло», «аппендикс», от чего в мире ему кажется, что только проблемы существуют. Спросите любого человека про то, что он больше всего ненавидит в жизни — и, будьте уверены, он вам расскажет именно про минусовые функции. При этом особенно сильную ненависть, как правило, вызывают минус первая и минус четвертая функции. Если по плюс первой функции человек наиболее активно функционирует, «живет» этим аспектом, то минус первая — это зона игнора. Он просто отказывается замечать этот аспект. Если человек «живет» ценностями интровертной этики, любит давать всем оценки того, «что такое хорошо и что такое плохо», то он так увлекается, что просто вытесняет тот же аспект противоположной вертности, здесь — это выходит экстравертная этика. То есть, вместо того, чтобы соблюдать нормы и правила приличий в какой-то ситуации, человек начинает «рубить правду-матку» там. Например, на похоронах не принято говорить об умершем человеке плохо, а представителя такой первой функции это может ни капельки не останавливать. Главное, что ведь это же — искренне. На приеме у королевы такой человек может не соблюдать необходимый «церемониал», вызывать на себя гнев плохими манерами общения. Примерно такая же «дырка» вместо функции находится на минус четвертой функции. Если плюс четвертая функция — это то, чего человек неосознанно хочет получать извне, то минус четвертая — это то, чего человек не хочет, боится. Это некая зона страхов. Если на плюс четвертой функции — интровертная интуиция, то такому представителю типа хочется, чтобы на душе у него было все хорошо. Ему нужен помощник, который будет его постоянно успокаивать, говорить что-то вроде «не злись, это ерунда, успокойся». Этот аспект тоже очень важен, но неосознанно, с точки зрения бессознательного. И он, тем самым, тоже вытесняет собой аспект противоположной вертности. Если такой человек попадает в излишне спокойную внешне ситуацию, где мир и покой, нет войн, никто ни с кем не ругается, нет проблем, то ему начинает казаться, что это — какое-то болото, где ничего не происходит. Эта ситуация настолько его пугает, что он тут же начинает закатывать скандал, конфликт какой-то, любит «тормошить» окружающих без всякого весомого повода. Сразу появляется какое-то действие, «жизнь», ситуация перестает его пугать.

Минус вторая и минус третья функции вытесняются несколько меньше как минус-ценности, так как вторая и третья функции меньше выражены в своем противостоящем характере. Минус вторая — это просто то, к чему прибегают только в крайнем случае. Если вторая функция — экстравертная сенсорика, то такой человек любит в мире предстать в образе такого гениального тренера или бизнес-специалиста по зарабатыванию денег. Вы привели ему своего сына и он с удовольствием научит его основным навыкам самообороны. Будет его нагружать тренировками обильными, но не будет переходить граней разумного, аспект интровертной сенсорики не будет игнорироваться, как это было бы при первой функции (вспомните тренера по хоккею Анатолия Тарасова, у которого все буквально «умирали» на тренировках). Скорее это будет что-то вроде позиции «заболел — лечись», а до тех пор нет особо смысла печься о себе. Это более здравая позиция, чем при первой функции, когда фактор потребностей своего тела просто игнорируется ради высокой цели. Минус третья функция — это тоже некоторое отсутствие ценности аспекта, как и вторая, но дело в том, что плюс третья функция представляется для любого человека неосознанно настолько важным аспектом, который приносит много радости и огорчений, что то, что способно давать позитив на нее — автоматически считается благом. А улучшать результаты самооценки, как плюс третьей функции — возможно только через полезную проработку и минус третьей функции. Это — некие «лекарства», набор полезных навыков, решающих проблемы самооценки. В чем тут причина? Тот же аспект другой вертности — качественно дополняет недостатки своей. Плюс третьей функции важно вообще все, что может дать позитив, рост самооценки. Если эта функция — экстравертная сенсорика, то человеку хочется всех победить, стать лучшим, самым богатым, самым сильным там. И понятно, что без здорового, работоспособного тела — этого всего сложно достичь. То есть, улучшение показателей здоровья — способно помогать достижению «победных» целей. Именно поэтому, несмотря на осознаваемую «порочность» аспекта минус третьей функции, человек все равно для себя много всего запоминает полезного, что способно дать хоть какой-то плюсик на самооценку. Ведь каждый плюсик на нее — это признание того, что жизнь — удалась, а минус — иногда и повод «выброситься в окно». То есть, из минусовых аспектов минус третья функция — пусть отдаленно, но все же — несомненный претендент на звание «представляющая хоть какую-то ценность для человека».

Надо сказать еще, что происходит при минусе, негативе на каждую из ценностных функций.

Минус на первую консервативную функцию создает реакцию злости, раздражения. Человек наиболее полноценно «живет» этой функцией в сознательном смысле, потому отрицание заявленных им ценностей по ней — это некий акт, направленный против его собственного сознания. Это просто вызывает неконтролируемый всплеск ярости, человек может тут же вас ударить, кинуть чем-то, не особо себя контролируя. Так представителю первой функции интровертной этики сказали, что его любимый «летописный свод» — это извращение, а он тут же запустил стаканом в ответ. Сама функция ориентирована на себя, а не на окружающий мир, как бы создает себя из той информации, которую удалось собрать за время существования человека. Она и не особо адаптирована под выдачу какого-то нового продукта, скорее человек просто «живет» данным аспектом в мире для себя самого. Это — элемент потребления, а не выдачи нового «товара» какого-то, «услуги». Понятно, что он умеет делать это очень хорошо, но эта деятельность наносит ущерб его психике, так как лишь еще больше вынуждает энергию либидо выдавать излишнее истечение энергии в ущерб остальным функциям. То есть, при всем соблазне искать себе работу в мире по этой функции, делать этого не стоит. Такая деятельность утомляет и перегружает человека, он от нее быстро устает, может даже здоровье как-то пошатнуться в некоторых случаях.

Минус на вторую творческую функцию создает реакцию просто снижения активности сознательно выдаваемого в мир основного продукта. Эта функция пытается быть адекватной миру, ее развитие важно самому человеку, чтобы просто отвлечь энергию либидо от привычки постоянного истечения по первой функции. Она — залог хорошей, комфортной обработки информации типом, способствующей даже хорошему самочувствию человека. Иначе он опять будет перегружать первую функцию, что будет создавать дисбаланс всей психике, системе обработки информации. Потому так выходит, что часто кто-то дает работу на эту функцию, просит помочь, а человек за это благодарен. Он рад, что у него просто кто-то взял то, что он выдает. Если кто-то просит не выдавать продукт со второй функции, то такой человек прекратит, будет стараться сделать его более адаптированным к существующим реалиям, чтобы его больше спрашивали. Функция ориентирована на мир, а не на себя, и на выдачу в него нового продукта. Она альтруистичная по сути своей, сложности ей интересны, ведь этот процесс лишь еще больше отвлекает энергию либидо от излишнего истечения по первой функции. Так у меня на первой функции находится аспект интровертной логики, а на второй — экстравертной сенсорики. Одно время я работал управляющим в магазине по продаже воды в 19-литровых бутылях, приходилось довольно много работать физически, но сам я не особо ощущал какой-то усталости от этого. Было ощущение, что тело даже само просит нагрузки какой-то. А вот когда я разбираю анкеты на определение психотипа, то приходится нагружать активно понимание, первую функцию. Буквально час такой работы, и мне надо тут же отдохнуть, немного полежать. Смешно, но утомляет это быстрее, чем если разгрузить в этот же час «Газель», полную привезенного товара.

Минус на третью функцию самооценки вызывает реакцию избегания. В этом месте — все мы очень уязвимы, нам неосознанно хочется преуспеть по этому аспекту, а критика воспринимается очень болезненно. Если похвалить представителя третьей функции экстравертной этики, то он может даже покраснеть, застесняться. Это даст ему много позитива. Если его отругать, то сразу — «жизнь не удалась». Человек постарается в будущем при хорошей самооценке все же завоевать похвалу, например, может вам подарить на праздник какой-нибудь памятный сувенир. При плохой самооценке же постарается меньше иметь с вами какие-то дела. Эта функция — самое уязвимое место человека, он считает, что на эти темы надо говорить очень деликатно. Реакция избегания подразумевает просто необходимость не получать негатив на эту функцию в будущем. То есть, он либо будет активно обороняться, как животное, которое не хочет получить новый удар плетью от дрессировщика и начинает кусаться, либо же просто попытается сбежать от него при пассивной установке. Она ориентирована на себя, а не на мир, и на выдачу в него продукта, получается что-то вроде «выдачи себя в мир». То есть, она — тоже такая критичная, обидчивая, как и первая. Я обычно называю функции, ориентированные на себя — «жесткими» за это их свойство. Они как бы себя ставят выше реалий окружающего мира, не любят под него подстраиваться. При этом третья функция еще и хочет выдавать в него какой-то продукт, быть востребованной. Ну и не нужно забывать, что функция плохо осознается, слабая. Чуть «нажать» на нее, и человек «расклеился», может даже заплакать. Понятно, что на эту функцию тоже можно искать работу в мире, но это чревато психическими проблемами. Если представитель такой функции ведет бизнес и все получается, то он радуется, как ребенок, но если дела не пошли, и он разорился, то он может даже «наложить на себя руки». По этой причине нужно очень аккуратно работать по этой функции, стараться ее не подвергать излишним рискам. Для работы же, очевидно, что более целесообразна вторая функция, там даже разорение — лишь повод начать все с начала. Третьей функции же просто неосознанно нужно «состояться», порадовать себя любимым плюсиком, позитивом, если надо — даже придумать его из воздуха. Она очень инфантильна, ей надо просто похвастаться, как ребенку, что у него есть игрушка, которой больше ни у кого нет в песочнице. По этой причине в MBTI ее называют функцией детской радости, там считается, что она полноценно наполняется информацией где-то к тридцати годам.

При минусе на четвертую внушаемую функцию человек просто будет искать более комфортное место нахождения, ничего никому не объясняя и не пытаясь изменить. Самая пассивная реакция из всех возможных функций. Она ориентирована на мир и на потребление продукта. То есть, она, как и вторая функция — такая «мягкая», адекватная реалиям мира. Ей не так страшно где-то проиграть, наоборот, даже посмеяться может над своей слабостью. При четвертой внушаемой функции экстравертной этики — жена назвала его плохим человеком, он, не долго думая, собрал вещички и ушел к соседке, которая постоянно его хвалила. Ничего доказывать жене он не будет, ему это не нужно. Надо просто найти комфортное место нахождения и уходить из некомфортного. Эта функция — самая слабая, самая бессознательная, да еще и совсем не любит работать. Можно ее назвать еще «сделайте это за меня». Она не стесняется просить помощи и расписываться в собственной некомпетентности, слабости. Тем не менее, аспект воспринимается ценностным, это важно для человека, но ему проще «сесть кому-то на шею и ехать», чем сделать что-то для достижения интересующих целей. При экстравертной сенсорике на четвертой функции женщине неосознанно проще найти богатого, «статусного» мужа, чем самой пытаться заработать состояние, вести какой-то свой бизнес. Хорошее место — просто там, где с неба падают плюсики, надо его просто найти. Если с неба падают минусы, то из него просто надо уходить. В месте, где много падает с неба плюсов по данному аспекту — он отдыхает, ему там хорошо. Хотя, при активной работе по четвертой, и она тоже может выдавать отличные результаты. Для этого надо просто преодолеть бессознательную леность, свойственную ей. В MBTI считается, что эта функция последней получает полноценное наполнение информацией и начинает работать только в зрелом возрасте.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практическое пособие по инструментальной соционике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я