Коронованный пустотой

Дмитрий Гаун, 2018

В «Коронованный пустотой» раскрывается иной взгляд на природу объективной реальности, затрагиваются такие темы, как: сознание, философия, саморазвитие, смысл – вообще и в частности. Несмотря на то, что книга написана в художественном формате, в ней описаны достаточно простые практики, помогающие понять природу сознания, развить способности, улучшить качество жизни.

Оглавление

Глава 6

Неожиданный опыт

Весь вечер и следующий день Митя обдумывал то, что они обсуждали с дядей Леней накануне. Что касается смысла, Митя не сразу, но почти согласился с тем, что говорил дядя Леня. А вот что касается «сновидческой природы жизни», тут согласиться не получалось. Вообще-то согласие не было обязательной задачей для выполнения, но «имевшийся в сознании авторитет дяди Лени» предполагал, что если он что-то говорит, то говорит то, что знает… Вспомнив все свои сны, которые можно было вспомнить, он предположил, что теоретически возможно то, что прямо сейчас происходит более масштабное относительно привычного сновидение, но его текущее восприятие уверенно настаивало на том, что это не так. Все вокруг слишком реально и разнообразно, чтобы производиться в одном сознании… Митя хотел обсудить свои мысли с дядей Леней и несколько раз смотрел, не сидит ли он дворе. Старика не было в течение всего дня, и появился он только вечером, а так как рядом сидели еще несколько соседей, юноша не стал к нему подходить. В итоге всех размышлений к вечеру воскресенья Митя решил осуществить необычный эксперимент: завтра с утра он попробует воспринимать все происходящее, как будто все происходит в сновидении, про которое он якобы знает, что это сон.

Проснувшись утром от голоса мамы, заглянувшей к нему в комнату: «Митя, вставай. В школу опоздаешь!», юноша поднялся и начал убирать постель с тахты. Складывая простыню, Митя увидел на кисти левой руки нарисованный вчера вечером крестик для напоминания себе с утра и дальше в течение дня все воспринимать как сновидение. Митя на несколько секунд приостановился, настраиваясь на восприятие, как будто все во сне, и, «вживаясь в эту роль», продолжил утренний ритуал сбора в школу…

Первое, на что обратил внимание юноша, это то, что необычно быстро прошла сонливость, и еще то, что он стал спокойней собираться — как будто сегодня был выходной день. Исчезла внутренняя суетливость, и пропало привычное по утрам в будние дни «ощущение вынужденности походов в школу». А еще все обычное стало как-то немного ярче и интересней: приготовленная мамой, еще пыхтящая на масле в сковороде глазунья, запах растворимого индийского кофе, небо и зелень деревьев за окном…

Не спеша идущий в школу юноша хорошо понимал, что если не поторопится, то опоздает на первый урок, но Митя почему-то шел размеренным шагом, наслаждаясь «залитым солнцем» утром. Ощущая приятное спокойствие, он подумал: даже если то, что вся жизнь снится, неправда, то «самообман на эту тему» — очень прикольная штука.

Пока он шагал по опустевшим в связи с началом урока коридорам школы, хорошее настроение постепенно растворялось по мере приближения к классу, переходя в напряженное состояние от мыслей, что сказать учителю про причину опоздания. Из всех приходящих в голову идей наиболее подходящие уже были использованы в предыдущие опоздания, а остальные не годились из-за своей банальности или доступной возможности проверки на достоверность. И вот, открывая дверь класса, юноша снова заметил уже несколько подтершийся крестик на руке. «Быстро вернувшись в настроение, что все лишь сон», он вошел в класс, спокойно произнес:

— Здравствуйте, можно?

Нина Викторовна, пожилая и строгая учительница алгебры и геометрии, сквозь очки изучавшая классный журнал, повернув в сторону юноши голову, спросила:

— Здравствуй, Немцов, причина опоздания?

Юноша продолжал сосредотачиваться на идее того, что происходящее — просто сновидение, что в свою очередь создавало в текущем восприятии некий фон ощущения приключения и некой безнаказанности.

— Причина в том, что я недостаточно быстро собирался и излишне спокойно шел в школу, — неожиданно честно для себя ответил Митя.

Нина Викторовна, за свой многолетний педагогический стаж никогда не слышавшая от учеников такого ответа, сняла очки и, встав со стула, поближе подошла к Мите. Больше всего ее удивляло понимание того, что именно этот юноша говорит правду. От данного ученика она совсем не ожидала услышать честный ответ, так как он всегда предлагал очевидные для нее лживые версии, но которые нельзя или сложно было проверить, и поэтому ей приходилось делать вид, что верит.

Митя, стоя у двери, продолжая представлять, что ему все снится, заметил: что, несмотря на то что чувствует, как весь класс внимательно за ним наблюдает, и даже несмотря на то что строгая Нина Викторовна подходит к нему, что не предвещает ни чего хорошего, он почему-то совсем не напряжен. Некоторая возбужденность, конечно, присутствует, но это, скорее, от заинтригованности текущей ситуацией. Юноша также ощутил сходство своего состояния с тем, которое возникает при просмотре интересного фильма: он как бы вовлечен в сочувствие и сопереживание главному герою, но понимает, что нет смысла серьезно переживать, и просто получает удовольствие от происходящего.

— Интересно, а почему ты не спешил? — снова спросила подошедшая Нина Викторовна.

Митя вдруг предвкусил ощущение куража от разрешения себе говорить правду и решил продолжать «в том же духе»:

— Сегодня утром я обратил внимание на то, как интересно и прекрасно все вокруг: голубое небо, яркость листьев, щебетание птиц… — возникла небольшая пауза, в которой и учительница, и ученики ожидали что юноша скажет дальше, и Митя продолжил: — Именно поэтому я не торопился, спокойно получая удовольствие от сегодняшнего утра.

Снова пауза, на этот раз удивленные необычной причиной опоздания ученики ждали реакцию педагога, а не знающая, как себя повести в такой ситуации, Нина Викторовна спросила:

— И что же нам с этим делать, Немцов?

— С моей сегодняшней неспешностью?.. Думаю, для того чтобы меньше возникало таких, как сейчас, ситуаций, мне надо или быть расторопнее по утрам, или вставать раньше минут на десять, — снова неожиданно для себя просто и честно предложил Митя.

Нина Викторовна ухмыльнулась, услышав такой ответ, и, возвращаясь к своему столу, спокойно сказала:

— Хорошо, посмотрим, как у тебя получится меньше создавать таких ситуаций, садись, — непривычно не раздраженная сегодняшним опозданием ученика на свой урок произнесла учительница и добавила: — Надеюсь, ты, Немцов, и все остальные понимают, что впредь подобное сегодняшнему объяснение опоздания меня не устроит… Итак, к доске пойдет Арутюнов.

Митя сел на свое место в среднем ряду за последней партой, снова заметил неяркий крестик на левой кисти, достал ручку и с большим удовольствием подкрасил крестик, сделав его не только поярче, но и пожирнее — для большей заметности.

Эта половина дня в школе прошла у Мити на удивление легко, юноша, почувствовавший необычный эффект от такой практики, по возможности чаще возвращался к такому настрою восприятия. Уроки сегодня не казались бесконечными, темы предметов были достаточно интересными и легко запоминались, общение воспринималось как бы под другим углом — более объемно, что забавляло и способствовало лучшему пониманию сути разговора, собеседников и, как ни странно, себя. Еще Митя заметил, что ведет себя несколько смелее, но не из-за повышения агрессивности, а из-за игривого воодушевления происходящим.

Он очень хотел обсудить все это с дядей Леней, но, возвращаясь из школы и заходя во двор, не увидел соседа, часто сидящего на топчане. Войдя в квартиру, Митя привычно позвонил маме на работу, она сказала, что ему поесть на обед, еще сходить за хлебом, и поинтересовалась, как дела в школе. Обедая, юноша не переставал думать о своем сегодняшнем опыте: ему, несомненно, понравился необычный эффект восприятия реальности как сновидения. Митя размышлял о возможных причинах такого легкого состояния, вдруг вспомнил слова дяди Лени о том, что «все напряжения и проблемы у человека от слишком серьезного отношения к происходящему», а это как раз то, чего сегодня у него почти не было! Довольный возникшим пониманием сути сегодняшней практики, юноша пошел делать домашние задания на завтра.

Выйдя к пяти часам дня во двор, Митя обрадовался, увидев дядю Леню, в одиночестве сидящего на привычном месте. Юноша быстро направился к нему и, присаживаясь, поздоровался:

— Здравствуйте, дядь Лень!

— Привет, Митя, как дела?

Юноша рассказал ему о своих воскресных размышлениях, о сегодняшнем опыте, своих ощущениях и выводе, который в итоге сделал…

Дядя Леня со вниманием все выслушал, улыбнулся и заговорил:

— Хочу похвалить тебя, Митя, за пару моментов: во-первых, за то, что не строго придерживаешься сказанного мною тебе.

Митя изумленно взглянул на соседа, не понимая и ожидая продолжения, и старик продолжил:

— Ты ведь со своим экспериментом сделал не так, как я тебе велел.

Митя засомневался в том, что это была похвала, и начал расстраиваться неожиданным началом ухудшения отношений с дядей Леней. Но старик, сразу заметивший изменение состояния юноши, поспешил продолжить:

— Нет, мой друг, не напрягайся, я ведь тебе вроде наставника, а не рабовладелец. И, как наставник, я очень рекомендую всегда поступать по-своему! И всегда знай: даже если все пойдет не так, как надо, после того, что ты не слушал других, это не ошибка, это твой опыт, только потому, что ты живешь свою жизнь, и поэтому тебе всегда решать, как поступать. Так что искренне хвалю тебя за твою импровизацию. Во-вторых, за то, что сделал правильный вывод, анализируя сегодняшний опыт. Постарайся почаще помнить, что — ничего не серьезно, пока не начать серьезно воспринимать. Да, пока еще свежи твои сегодняшние ощущения, вспомни, как в некоторые периоды тебя удовлетворяло все таким, каким было само по себе, несмотря на то что подобные ситуации раньше напрягали или расстраивали…

Митя задумался и, утвердительно кивая, начал отвечать:

— Да, дядь Лень, если не воспринимать серьезно, иногда прямо как будто в забавном кино все происходило!

— В таком состоянии, наверное, даже не возникало мыслей развивать какие-либо «сверхспособности» для влияния на людей или мир?

Митя, снова задумавшись, помолчал и ответил:

— А ведь и правда, в некоторые моменты все было хорошо само по себе, я как будто просто для удовольствия участвовал или наблюдал!

Старик, прищурившись, глянул на наручные часы, сказал:

— Ну да ладно, мне в продуктовый надо, я схожу, и потом продолжим, — сказал дядя Леня, нащупывая в кармане брюк «авоську».

Митя, довольный своей предусмотрительностью, тоже пощупал карман, убедившись в наличии заранее положенной двадцатикопеечной монеты, предложил:

— Дядь Лень, мне тоже надо, правда, только за хлебом, давайте вместе пойдем и поговорим, а то вечером рядом с вами еще кто-нибудь будет сидеть…

— Хорошо, Митя, пошли, — сказал старик, они неспешно направились к выходу со двора, и дядя Леня продолжил: — Как ты думаешь, что придает силу?

Сразу поняв, что Митя не совсем ясен смысл вопроса, немного переформулировал:

— Откуда возникает сила или энергия для действия или достижения чего-нибудь?

Митя, искренне интересующийся биологией человека, почти не задумываясь, уверенно начал отвечать: питательные вещества, поступая из желудочно-кишечного тракта, перерабатываются и участвуют в процессах…

— Прости, что перебиваю тебя, Митя, но если ты хочешь объяснить мне, почему мы можем совершать движения, то давай не будем терять время. Я немного про другое спрашиваю: скажи мне, не почему мы можем действовать по физиологическим причинам, а почему мы делаем что-либо и достигаем чего-либо, или не делаем. Понимаешь суть вопроса — что побуждает к чему-либо?

— Это тоже общеизвестно, — начал юноша. — Инстинкты: размножения, самосохранения, питания… — несколько тише произнеся последнее слово, закончил Митя, так как сильно засомневался в правильности формулировки.

— Очень возможно, что ты прав, но давай порассуждаем еще: если я спрошу, в каком месте нашего организма гнездятся эти и другие инстинкты, ты, наверное, ответишь «в мозгу»? — дядя Леня взглянул на юношу, тот согласно кивнул, и старик продолжил: — Медицине известны самые различные случаи повреждений целостности или отсутствия некоторых частей мозга человека, при которых те или иные инстинкты сохранялись… Так в каком же возможном месте спрятались наши «основные мотивы действовать»?

Митя некоторое время обдумывал сказанное и вполне логично предположил:

— Возможно, в самой середине, в центре головного мозга или чуть ближе к соединению со спинным мозгом? Травмы или отсутствие части мозга до такой глубины вряд ли будут совместимы с жизнью, и, возможно, поэтому нет доказательств того, что в «этом районе головы» не гнездятся инстинкты.

В первые мгновения после этого ответа и Митя, и дядя Леня почувствовали одновременное усиление удовольствия от текущей беседы. Юноша — потому что на собственное удивление изъяснялся достаточно грамотно по манере и существенно по смыслу, а старик — потому что ему очень нравилось общаться со своим «подопечным», который приятно удивлял своей смышленостью.

— Хорошая версия! — констатировал дядя Леня и, обдумывая ее, пришел к выводу, что Митя инстинктивно верно угадал «приоритетное направление необходимого самоисследования», и решил использовать версию юноши…

— Знаешь, Митя, предлагаю тебе в качестве «домашнего задания» пару упражнений. Запоминай: первую практику выполняй один или лучше несколько раз в день. Уединившись в спокойной обстановке, удобно сидя или лежа, расслабишь тело, и после этого попробуй почувствовать то место в глубине середины головы, о котором ты говорил. Слушай внимательно, пробуя почувствовать, «что там гнездится»… Сконцентрируй туда все внимание и по возможности не обращай внимание на свои мысли, целенаправленно проваливайся как можно глубже своим наблюдением в центр своей головы, игнорируя то, о чем думается. Второе упражнение — на все остальное твое время! Пытайся как можно больше слушать, о чем ты думаешь. Ты ведь всегда слышишь в голове свои мысли, так вот теперь не столько думай их, сколько слушай как бы «извне». Слушая свою внутреннюю болтовню, не начинай осмысливать воспринимаемые мысли, просто «наблюдай общие темы» того, о чем сейчас думаешь. Твоя задача — внимать общую тему размышлений, не вникая в конкретные мысли. Это как включить телевизор, где в передаче что-то уже обсуждают, при этом, не концентрируясь на звучащем — прямо сейчас предложении участника передачи, продолжать наблюдать — не вовлекаясь в обдумывание сейчас звучащих идей, как бы боясь, своим начавшимся осмыслением — упустить общую тему передачи.

Когда, при внимании к темам своих мыслей будут возникать «промежутки тишины в голове», то спокойно воспринимай эти периоды «безмыслия», вслушиваясь в возникшую тишину. Понимаешь, ты — только слушаешь, не начиная мысленно делать выводы. Причём, наблюдаешь без обдумывания не только — «балабольство в голове», но и — тишину. Запомнил?

— Да, дядь Лень, запомнил, но не пойму, как это может чем-либо помочь.

Они подошли к магазину, над входом в который были надписи: «Хош гельдиниз!» и чуть ниже — «Добро пожаловать!», приостановились…

— Люди годами и десятилетиями ищут в окружающем мире знание, которое освободит их быстро или сразу, но не видят смысла уделить несколько недель самостоятельному формированию привычки «наблюдать себя», чтобы осознать «там» «свою суть», которая соответствует «сути всего». Мы очень долго копаемся в океане информации, как бомж, ковыряющийся на свалке в кучах мусора. Он периодически находит то, что почти удовлетворяет его текущие потребности, и всегда надеется найти то, что освободит его навсегда от необходимости копаться в мусоре. Но фокус в том, что освобождения от необходимости копаться в мусоре, в самом мусоре нет. От «мусора» надо очищать сознание, а для этого надо копаться не в «информационном хламе снаружи», а находить мусор и освобождать от него свое сознание. Если это перефразировать, то свобода от внешнего влияния какой-либо информации в том, чтобы этой информации не было в сознании, это касается всего: проблем, болезней, напряжений, страхов, неудовлетворенности… На завершающем этапе возникнет «высшая степень свободы» — это свобода от «того, кто может быть чем-либо ограничен», но об этом чуть позже, а сейчас, привыкая «наблюдать темы своих мыслей», ты постепенно будешь освобождаться от «бесполезной шелухи на своем сознании». Ну, уже пора, Митя, продолжим в другой раз, иди в хлебный магазин, а я сюда за продуктами. Практикуй эти задания, они очень важны — сам это скоро почувствуешь, но старайся не раздумывать над возникающими ощущениями, а продолжай нейтрально наблюдать!

— Спасибо, дядь Лень, все так и сделаю, — сказал Митя, направляясь к магазину, расположенному на противоположной стороне «оживленной улицы», которую как всегда собирался перебежать между проезжавшими машинами.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я