Удержаться над бездной. История Компании «Бизнес-Юрист»: от маленького офиса к федеральной Компании

Дмитрий Алексеевич Шуховцев, 2022

История предпринимателя от офиса в квартире до генерального директора группы Компаний «Бизнес-юрист», представительства которой работают в 350 городах от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Как не сорваться в бездну, когда на пути ждут предательства, внешние кризисы, несправедливость людей, отсутствие опыта и другие проблемы.“Спустя 15 лет работы в бизнесе, видя множество банкротств, разорений и закрытий разных компаний, могу с уверенностью сказать, что взять вершину (открыть бизнес, заработать и стать миллионером) далеко не самое сложное. Действительно сложно – удержаться наверху и не рухнуть в бездну, а если рухнул, то снова подняться.”В книге вы можете найти проверенные на практике инструменты работы, истории о набитых шишках. Кто-то откроет новые горизонты, идеи, а кто-то найдет вдохновение на дальнейшие подвиги. Все события и люди в книге реальны. Все совпадения не случайны. Здесь специально был исключен художественный вымысел, так как нет ничего интереснее самой жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Удержаться над бездной. История Компании «Бизнес-Юрист»: от маленького офиса к федеральной Компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Из студентов в директора

Смертная казнь заменена ипотекой под 25 %.

Шутка на просторах интернета

Подойдя к выпускным экзаменам в академии, я понял, что могу получить красный диплом. При всех моих прогулах и иногда просто разгильдяйском отношении к учебе пятерок у меня было более семидесяти пяти процентов, что давало право (при условии сдачи государственных экзаменов на пятерки) получить красный диплом. Не могу сказать, что я дико этого хотел, но, если есть возможность, ее надо использовать. Кроме того, очень хотелось порадовать родителей и потешить свое самолюбие.

Я стал усердно готовиться к государственным экзаменам. Их было три: теория государства и права, гражданское право и гражданский процесс.

И вот первый экзамен, я получаю билет. Вопросы были несложными — гражданское общество и норма права. Спокойно готовлюсь и иду отвечать. Комиссия, главой которой был председатель Челябинского областного суда, выглядела слегка скучающей. Ответив на оба вопроса, я закончил фразой: «Уважаемые члены комиссии, у меня все. Готов ответить на ваши вопросы». Вопросов не было. Никто ничего не спросил и не указал мне на какие-либо неточности, из чего я сделал вывод, что сдал экзамен отлично, и спокойно пошел ждать результат. И вот объявляют, что у меня четыре. Красный диплом летит мимо. Надо сказать, что, работая начальником юридического отдела, я уже много раз бывал в судах и доказывал свою правоту, загоняя в угол других юристов. И тут решил: надо тоже попробовать, ведь преподаватели — это такие же юристы, которых можно убедить и переубедить. Пошел в атаку. Между мной и преподавателями комиссии состоялся следующий диалог:

Я. Уважаемая комиссия, подскажите, пожалуйста, а почему мне поставили четыре?

Председатель комиссии. Это единогласное решение. (Ага, кто бы сомневался.)

Я. Понимаю, что единогласное. Не могли бы вы указать, в чем я ошибся или что не рассказал.

Председатель комиссии. Мы точно не помним, много людей сдавало.

Я. После меня было всего два человека. Я сдавал одним из последних. Вы должны помнить.

Председатель комиссии. Ты тему не полностью раскрыл!

Опять это преподавательское «не раскрыл тему»! У меня в голове пронеслась ситуация с поступлением в ЮУрГУ и забушевал целый рой мыслей. «Не раскрыл тему» — вот уж универсальный ответ и оправдание на все времена! Никакой конкретики, никаких фактов. Так можно любому ответить на любой вопрос:

«Иванов, почему план работ не выполнил?» — «А Вы, когда мне задачу ставили, тему не раскрыли. Вот я ничего и не понял, поэтому не сделал».

«Начальник, где зарплата?» — «Зарплаты не будет, ты, когда работал, тему не раскрыл».

«Чиновники, где дороги?» — «Вы, граждане, в своем обращении к нам тему не раскрыли. Не будет дорог».

«Уважаемый врач, что с моим лечением?» — «Вы знаете, врач, который брал анализы, в карточке тему не раскрыл, не можем лечить».

Тем временем наш диалог с преподавателями продолжался:

Я. Вы утверждаете, что я тему не раскрыл? Могли бы пояснить, что именно не раскрыл?

Преподаватели комиссии молчали. Сказать им было нечего, а я не унимался.

Я. Вы не можете указать на мои ошибки. Вы не задали мне ни одного дополнительного вопроса. Вы затрудняетесь объяснить, что именно я не раскрыл в своем ответе. Вы действительно считаете это объективной оценкой? У меня только что сорвался красный диплом, а вы даже не можете мне пояснить почему и указать, в чем я не прав?

Повисло молчание. И тут на помощь преподавателям пришел глава комиссии — он же председатель Челябинского областного суда.

Председатель. Мы выставляем оценки не потому, выходит у студента красный диплом или нет.

Я. Полностью с вами согласен, что нельзя ставить оценку на этом основании. Но у меня вопрос о качестве моего ответа и отсутствии ошибок, так как никто из комиссии ни во время ответа, ни сейчас на ошибки не указывал и вопросов не задавал.

Председатель комиссии развернулся спиной и стал уходить. Я понял, что дискуссия окончена. Дальше апелляцию можно подать только в Верховный Суд РФ. У кого еще можно обжаловать решение комиссии, главой которой был председатель Челябинского областного суда?

Выйдя с этого экзамена, я столкнулся с нашим ректором, который, узнав, что у меня четыре, поздравил. Я объяснил, что поздравлять особо не с чем. Ректор постарался защитить своих подчиненных, сказав, что «преподаватель часто видит, как знает студент». На что пришлось ответить, что преподаватель, конечно, может все видеть, и это хорошо, но когда он не может пояснить, почему студент не так ответил, то это просто-напросто необъективность. По лицу ректора, который был одним из моих любимых преподавателей, мне стало понятно, что ему неудобно за эту ситуацию.

Самое интересное, что через месяц по судебному делу одного из своих Клиентов я пришел в надзорную инстанцию Челябинского областного суда с требованием отменить судебное решение. В судебной коллегии, которая рассматривала мою жалобу, председателем был тот самый председатель государственной экзаменационной комиссии. Он очень удивился, увидев в надзорной инстанции (до рассмотрения которой доходит лишь малый процент дел) вчерашнего наглого студента, который настойчиво требовал отменить одно из судебных решений федерального судьи. В этот раз коллегию и председателя мне удалось убедить в своей правоте, решение суда по моей жалобе было отменено, а дело я в итоге выиграл.

Дальнейшие государственные экзамены и защита диплома были формальностью. Я понимал, что в любом случае их сдам, так как два оставшихся предмета были связаны с практикой. Поэтому решил особо к ним не готовиться. Двое моих друзей, которые учились в другом вузе, уже вовсю отдыхали — один из них был на год младше, а другой ушел в академический отпуск. Вместо подготовки к государственным экзаменам я ездил с ними по базам, озерам и разным интересным местам. Приезжал в город в день экзамена или накануне, брал в библиотеке учебник со словами: «Мне на пару часиков, к ГОСам подготовиться, только с базы отдыха приехал». А библиотекари, выдавая учебник, смотрели на меня, как на городского сумасшедшего.

В итоге гражданское право я сдал на четыре, гражданский процесс — на пять, диплом защитил тоже на пять. Если бы я хоть немного серьезнее готовился, то и гражданское право тоже сдал бы на отлично, но такой цели уже не было. Зато отдых с друзьями был прекрасен!

Когда я и мои одногруппники защитили диплом, нам огласили наши оценки, мы поняли — всё! Пять лет учебы позади, и это надо отметить с шампанским! Все бы ничего, но именно в этот день в 15 часов 30 минут у меня был процесс в Арбитражном суде Челябинской области по обжалованию штрафа, вынесенного налоговой инспекцией. Возникла дилемма: пойти отмечать вместе со всеми или поехать на работу. Я принял «гениальное» решение — совместить эти приятные и интересные события, за что мне потом было очень стыдно. Хорошенько отметив защиту диплома, поехал в суд. Клиентом по этому делу была мой будущий компаньон и соучредитель Наталья. Сильно удивившись, увидев меня в таком развеселом виде, она решила поправить ситуацию и дала мне жвачку. В самом начале процесса судья, увидев меня с жевательной резинкой, попросила ее выкинуть, что я и сделал. Теперь ничто не заглушало запах шампанского.

Следует отметить, что я часто вел судебные процессы в довольно жесткой манере, перебивая оппонента и указывая на его ошибки и неточности. Понимая, что лучше всего по-быстрому отложить и перенести процесс на другую дату, я начал цепляться к оппоненту из налоговой инспекции, требуя дать мне копии документов, которые он приобщил к материалам дела, так как в противном случае это нарушало требования Арбитражного процессуального кодекса, а если он не в курсе такой обязанности, пусть идет в институт. Но судья была настроена провести процесс сегодня, сказав, что сама сделает ксерокопии, и попросила показать, какие документы мне не предоставили. Подойдя к ее столу и стараясь не дышать, я стал показывать на материалы дела, лежащие перед ней. Судья сделала мне ксерокопии, и процесс продолжился.

Я стал опять цепляться к оппоненту и всячески его перебивать. Судья сделала мне замечание… потом еще одно замечание… и еще одно замечание… После трех замечаний предупредила, что еще одно — и она выгонит меня из процесса. Оно прозвучало уже через минуту. Далее у нас с судьей произошел следующий диалог:

Судья. Представитель Шуховцев, вы обнаглели! Выйдите из зала.

Я. Уважаемый суд, я не могу оставить своего Клиента.

Судья. Выходите.

Я. Не выйду.

Судья. Я сейчас вызову пристава и оштрафую вас.

Я. Я все равно не выйду.

Судья. Ладно, сидите. Но это точно последний раз.

В итоге процесс все-таки отложили. Дело я выиграл. Перед судьей извинился, объяснив, что в тот день у меня была защита диплома. На что судья с улыбкой ответила, что все мы люди. Но этот процесс я запомнил надолго.

После того как я выиграл несколько судов с государственными органами по обжалованию штрафов, Клиентом по которым была Наталья, у нас возникла мысль о создании совместной юридической Компании. Основной бизнес Натальи П. заключался в торговле продуктами питания. Вкладом Натальи были офис и Клиенты, ее знакомые из сферы торговли и не только, которых она должна была к нам направлять. Моим вкладом были работа и знания.

Мы обговорили, что Клиенты, которых я найду до покупки офиса Компании, будут моими, и в этом случае прибыль не распределяется. А после покупки офиса наши доли будут 50 на 50. Встал вопрос о названии Компании. После долгого и тщательного отбора остались два варианта: «Юрист Профи» и «Бизнес-Юрист». Да-да, уважаемые сотрудники, вы могли сейчас работать в «Юрист Профи», а не в «Бизнес-Юристе».

Помню, как удивилась моя мама, когда я пришел и сказал, что открываю свою Компанию, а единственный нерешенный вопрос — это ее название. Родители у меня советской закалки. Для них создание своего бизнеса было чем-то сложным и очень рискованным.

«Юрист Профи» казалось более универсальным названием, так как «Юрист Профи» мог заниматься любыми делами, тогда как «Бизнес-Юрист», исходя из названия, ориентирован только лишь на бизнес. Вопрос был решен довольно быстро. К тому же я был уверен: не понравится — переименую. Делается это за пять рабочих дней. Как, кстати, и создание Компании, которая регистрируется всего за пять дней.

Самое трудное было впереди. Открытие бизнеса было лишь подножием горы, у которой я стоял. Мне еще только предстояло сделать первые шаги к вершине. Открывая бизнес, я даже не представлял, как это будет непросто — постоянно идти вперед. Не предполагал, как сложно будет удержаться и не сорваться в бездну, как нелегко будет подниматься после ударов в спину. Но все это будет позже. А тогда я был студентом, который летел вперед к своей мечте — стать отличным юристом, которого волновало лишь то, как назвать Компанию.

В дождливое утро 20 июля 2007 года я взял папку с подписанным протоколом о создании ООО «Бизнес-Юрист» и пакетом учредительных документов, сел в маршрутку и поехал на другой конец города к своей соучредительнице Наталье. Свою машину ВАЗ-2105 я к тому времени продал, купив на вырученные деньги принтер, сканер и компьютер. Подписав документы, на троллейбусе поехал в налоговую инспекцию. А через неделю получил документы, где стояла дата регистрации Компании «Бизнес-Юрист» — 27 июля 2007 года. Именно эта дата считается датой рождения Компании.

Для офиса мы решили использовать квартиру на первом этаже, переведя ее в нежилое помещение. Процесс был длительным и занял не менее полугода. Денег для аренды не было, и первое время офисом служила квартира, где я жил с родителями. Поскольку до покупки офиса я был предоставлен сам себе, нужно было найти какое-то помещение, где бы я мог принимать Клиентов, так как в квартире это делать невозможно. В поисках вариантов вышел на знакомого своего брата, Николая, у организации которого были проблемы со службой по надзору в сфере ценных бумаг. Проблемы эти были регулярными и требовали решения. У Николая был офис в центре города, куда я пришел с предложением: я решаю все его проблемы с вышеуказанной службой, а Николай выделяет мне стол, интернет и компьютер в своем офисе. Нас обоих этот вариант полностью устроил: Николай решил свои проблемы, а мне достался офис, который был хорош не только отличным местоположением и красивым ремонтом, но и тем, что я сидел в офисе не один. У Клиентов складывалось впечатление, что тут работает много человек, а не только вчерашний студент.

Основной поток Клиентов на ближайшие два года я нашел следующим образом. На предприятии, где работала моя мама, в начале 90-х давали земельные участки. Многие люди забыли про них, потеряли документы или не получали их вовсе. Однако мой опыт работы подсказал решение, как восстановить документы и оформить землю в собственность. Таким образом я получил несколько сотен Клиентов — тех, кто хотел оформить свои земельные участки. Деньги каждый готов был заплатить хорошие. Работа началась.

Параллельно я вел судебные процессы и принимал Клиентов по другим вопросам. Когда понял, что сам не справляюсь, нанял помощника. Каждый из Клиентов был на вес золота. Работать приходилось очень много. Оформление участков проходило в области, куда приходилось ездить на маршрутках, теряя на это кучу времени. К тому же в органах, где оформлялись участки, были гигантские очереди. Чтобы успеть и быстро сдать документы, приходилось вставать в 5 утра и ехать как можно раньше занимать очередь.

Для работы срочно потребовалась машина. Встал вопрос, какую машину брать? Первый автомобиль ВАЗ-2105 доставил множество проблем: у него отваливались на ходу колеса, он мог закрыться на сигнализацию и не открываться, про кучу мелких поломок я вообще молчу. Отец и брат стали предлагать свои варианты: взять ВАЗ-2115 или ДЭУ «Нексия». Ни та ни другая мне не нравилась. Первая, как я полагал, будет ломаться, а вторая… ну просто не нравилась мне такая машина.

В итоге, в очередной раз всех внимательно выслушав, я сделал по-своему: купил в салоне новенький «Мицубиси Лансер». Взял его в кредит, но зато за четыре года он ни разу меня не подвел. Я испытывал истинное удовольствие, когда садился в этот автомобиль, чтобы поехать на работу. Мне частенько приходилось спать в нем, поскольку занимать очередь для оформления земельных участков иногда нужно было и в три часа ночи, чтобы все успеть сделать.

Наступил 2008 год. Мы открыли новый большой офис, который имел отдельную входную группу и выглядел довольно солидно, хотя не был расположен в центре.

В начале этого же года я принял в штат свою маму, которая ушла с прежнего места, проработав 25 лет в должности инженера. Ей было очень сложно разбираться в юриспруденции, но у нее было огромное желание помочь мне. Мама проработала около полугода и внесла свой вклад в развитие Компании.

Кроме нее, мне приходилось нанимать помощников юриста, так как сам я уже просто физически не успевал быть и в офисе, и отрабатывать заявки Клиентов. Я не мог позволить себе нанимать сразу высокооплачиваемых юристов, так как на это не было денег, да к тому же Компания была маленькой и не могла привлечь хороших профессионалов. Ставка была сделана на таких же недавних выпускников, как и я. По моему мнению, взяв вчерашних студентов без опыта, вы можете всему их научить, и они будут расти вместе с Компанией, будут благодарны тому, что руководитель в них вкладывается. Набрав таких студентов-помощников, я обучал их всему, что знал сам. Кто-то из них не знал даже простейшей математики за пятый класс, и мне приходилось объяснять, как складываются простые дроби в долевой собственности. Кто-то ничего не понимал в недвижимости, и я рассказывал, как возникают права на недвижимое имущество и как проводить регистрацию этих объектов. Учил тайм-менеджменту, объяснял еще много очевидных вещей, которым их должны были научить в вузах. Рассказывал про свои судебные дела и про то, как их выигрывать. К обучению работников я готовился очень серьезно, писал планы и методички до поздней ночи.

Такой подход (прием на работу недавних выпускников и их всестороннее развитие) был большой ошибкой, но понял я это только через пару лет. Во-первых, изначально не были отобраны необходимые кандидаты. Я брал в команду чуть ли ни всех подряд, полагая, что они научатся и будут расти. Ничего подобного. Многие люди не развиваются. Им это не надо. И вообще им плевать на вас, вашу Компанию, ваших Клиентов и еще много на что.

Во-вторых, мое убеждение, что, если я вложусь в людей, научу их всему, это приведет к лояльности ко мне и к Компании, — ошибочно. Ваш вклад в людей многие воспринимают как само собой разумеющееся. Более того, считают, что вы как руководитель обязаны их учить всему, даже элементарным вещам, которых они не усвоили в вузе и школе. Согласен, руководитель должен обучать своих работников. Но только тех, кто этого достоин, только тех, кто лоялен, и только тогда, когда работник сам учится и старается. Иначе вы учите людей «на улицу» — это люди, которые уйдут от вас, и неважно, вы их уволите или они уволятся сами.

В 2008 году мы стали развивать риелторские услуги и параллельно заниматься помощью по оформлению ипотеки. У моей соучредительницы были Клиенты на эти услуги, а я готов был браться за любую работу, так как очень хотел съехать в отдельную квартиру от родителей. Да и вообще не собирался раскидываться Клиентами, которых у нас было не так много. Изначальный расчет на оказание юридических услуг для бизнеса не оправдался, и приходилось заниматься всем подряд.

Таким образом, основными направлениями развития Компании были риелторские услуги, оформление ипотеки и юридические услуги широкого профиля. В мае 2008 года я взял в ипотеку квартиру и переехал от родителей. Уже в первый год бизнеса я смог (пускай и в кредит) купить новую машину и взял квартиру в ипотеку. Об этом можно было только мечтать!

Все было вроде хорошо, если бы не одно «но»… Наступал финансовый кризис 2008 года.

Так мы открывали наш первый офис — с двумя бутылками шампанского и компанией друзей. Ведь тогда пришли только друзья, работников в Компании практически не было

Жизненный урок № 3. «Ничто так не мотивирует зарабатывать деньги и расти, как квартира в ипотеке и автокредит».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Удержаться над бездной. История Компании «Бизнес-Юрист»: от маленького офиса к федеральной Компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я