Великолепная восьмерка. Восемь алгоритмов действенного анализа для создания сценария, фильма и для разбора любого художественного произведения. Краткое пособие для профессионалов и любителей кинематографа

Дина Снежная

Действенный анализ из 8 алгоритмов дает возможность грамотно разобрать и понять кинематографическое произведение, написать высококачественный сценарий, а режиссер, делая качественный разбор сценария на молекулярном уровне, может снять шедевр.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великолепная восьмерка. Восемь алгоритмов действенного анализа для создания сценария, фильма и для разбора любого художественного произведения. Краткое пособие для профессионалов и любителей кинематографа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ, ИЛИ ИСХОДНЫЕ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Именно с исходного события и начинается история погружения в сюжет. Исходное событие — обязательное условие, которое указывает на то, какое событие произошло за пределами территории начала сюжета, и на наших глазах это событие развивается. И не важно, социально глобальным это событие можно считать или частно-бытовым, главное — чтобы оно могло погрузить нас в атмосферу сюжета, заинтриговать, зацепить. Конечно, тут важна фантазия художника, который использует все уловки и «ловушки» для привлечения внимания. Но главное слово в этом определении — «событие».

Для каждого из восьми алгоритмов существует своя категория исходного события.

1. «ПРИТЧА»

Для произведения с экспозицией «ПРИТЧА» исходное событие имеет всегда социальную основу: такой основой могут быть, например, войны, или характерные особенности государственного режима, или социальное неравенство, или нарушение человеческих прав и свобод. Событием может быть любое происшествие, которое связано с угрозой человеческой жизни. И так как читатель или зритель наблюдает последствия и развитие исходного события, то художник показывает происшествие с элементами насилия или нарушения прав человека (что, по сути, одно и то же).

Пример из «Списка Шиндлера»: у власти фашистский режим, и на наших глазах немцы хватают на улице еврея и отрезают ему публично пейсы.

2. «СКАЗКА»

Для произведения с экспозицией «СКАЗКА» исходное событие — это победа тёмных сил, или сил зла, которые заявляются автором как нечто неотвратимое и непобедимое. Экспозиция «СКАЗКА» позволяет самым фантастическим образом создать атмосферу зла и заявить конфликт особенно остро, показывая в исходном событии представителей сил добра очень слабой стороной.

Пример из «Властелина колец»: мир поглотила тьма, и остался только Шир, где живут маленькие хоббиты, которые оказываются втянутыми в войну против зла и которые к этому совсем не готовы.

3. «БИБЛЕЙСКАЯ»

Исходным событием сюжета с библейской экспозицией заявляется наказание человека, чаще всего невинного человека — это обостряет конфликт всего произведения, уровень которого и так третий — наивысший. Для нас — как для зрителей, так и для читателей — оценка происходящего становится важным моментом сопереживания герою, и до самого захода на территорию развития сюжета, по замыслу художника, проходит сравнение с событием из сюжета экспозиции. У зрителя и читателя появляется способность оценить свою позицию гражданской ответственности — это и есть замысел художника, его задача, его идея. Этим уникален алгоритм по экспозиции «БИБЛИЯ». И точка невозврата — то есть событие, которое невозможно изменить, —

находится именно в исходном событии. Несправедливо осуждённый герой или смерть невинного человека — вот самые частые исходные события библейского алгоритма.

4. «ИСТОРИЧЕСКАЯ»

В исходном событии алгоритма ИСТОРИЧЕСКОЙ экспозиции художник расставляет «ловушки», а точнее — чей-то героический поступок или поступки, схожие с теми, которые заявлены в экспозиции, продолжают развиваться на наших глазах, причём с огромной разницей во времени, а «ловушка» заключается в том, что мы невольно начинаем сравнивать персонажей и размышлять об их родственных связях. В исторической экспозиции персонажи заявляются в исходном событии, и в этом её особенность.

5. «ФИНАЛ»

Исходное событие для алгоритма «ФИНАЛ» (внимание!) уже заявлено в экспозиции. Конфликт исходного события разрешается только в финальном событии.

Например, в «Ромео и Джульетте» в экспозиции сразу заявляется центральное событие — смерть главных героев. А конфликт исходного события — вражда двух уважаемых семейств — разрешается в финальном событии: смерть двух влюблённых друг в друга детей враждующих семейств объединяет семьи и прекращает вражду.

Исходным событием являются те отношения между персонажами, или то особое состояние персонажа, которые и приводят к главному (центральному) событию. А разрешить главный конфликт, в котором автором и заключена основная функция идеи произведения, удаётся только в финале. Финальное же событие в алгоритме «ФИНАЛ» находится за пределами произведения. Это и есть главная особенность этого алгоритма. Представить и исправить ничего нельзя, потому что главное событие уже заявлено в экспозиции, а вот формировать и корректировать дальнейшие события может только наше с вами богатое воображение.

6. «ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ СЮЖЕТ»

Исходное событие алгоритма «ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ СЮЖЕТ» (внимание — не путать с «ФИНАЛОМ»! ) — это финальное событие произведения и точка невозврата. На протяжении всего сюжета нам остаётся только наблюдать, как же ситуация смогла дойти до такого финала.

7. «АПОКАЛИПСИС»

Исходное событие алгоритма «АПОКАЛИПСИС» больше связано с мистикой, чем с событием. Это создание атмосферы через предчувствия персонажей, через их неспособность объяснить состояние тревоги. Исходное событие в данном варианте будет правильнее назвать исходными предлагаемыми обстоятельствами, будь то массовая истерия или полная апатия.

8. «МОЗАИКА»

Исходным событием в алгоритме «МОЗАИКА» станет событие, которое будет соответствовать одному из восьми алгоритмов экспозиции, а вот находиться сюжет с исходным событием может на какой угодно территории произведения, ведь мы знаем, что в «МОЗАИКЕ» сюжеты и линии персонажей можно переставлять местами, а значит, и очерёдность алгоритма не соблюдается. Например, «Криминальное чтиво» Тарантино. Для многих линий персонажей финальное событие было изображено гораздо раньше, чем исходное событие. Если историй две и более, то они могут быть совершенно разными, а идея автора объединит финальные события историй или сверхзадачи персонажей, которые двигались в разных, иногда даже в противоположных направлениях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великолепная восьмерка. Восемь алгоритмов действенного анализа для создания сценария, фильма и для разбора любого художественного произведения. Краткое пособие для профессионалов и любителей кинематографа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я