Знания автора в этой теме бессмысленно измерять годами, был испытан опыт пробуждения (один из его уровней), и снова возвращение-вовлечение в суету, проанализированы несколько направлений и учений. В очень краткой и доступной форме рассказано и показано для тех кто… Как говорится, имеющий уши да услышит.Главная ценность этой книги, конечно же, в другом. Прочитав, есть шанс это узнать. Как говорил один человек, ценность таких учений выше миллионов планет, осыпанных алмазами. Проверяйте!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «На пути к пробуждению, или Ламрим по-русски» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4. То, что нужно понимать для движения к пробуждению. Необходимые компоненты
Итак, подытожим предыдущие три главы, для того чтобы перейти к дальнейшему.
Было рассказано о страданиях и о том, что именно они мешают пробуждению, можно и нужно из них выходить, иначе будет не Пробуждение, а Засыпание какое-то, даже больше похоже на вход в кому.
В то же время в главе 3 было показано, сколько существует моделей этого нашего существования и как полное неприятие этих моделей, так и чрезмерное увлечение ими (крайнее проявление — параноидальная теория заговоров) приводят к неуспеху в достижении состояния пробуждения через омрачения и погружение в страдание.
И описанное в первых трёх главах это, скорей, просто начальный фильтр для тех, кто читал книгу, своего рода проверка первого уровня — а это вообще для тебя? Ты вообще понимаешь, про что тут написано? Ты в теме?
И если да, то только сейчас можно уже про что-то практически полезное начинать говорить. Про то, что необходимо на пути пробуждения, на мой взгляд, как подготовительный фундамент, а также про то, что уже можно воспринять как некую практику пробуждения.
Хотя, признаюсь, нет никакой возможности провести практику посредством книги, но, по крайней мере, основы и подсказки с указанием в том числе более глубокой литературы по некоторым аспектам могут помочь на этом пути.
Итак, дойдя сюда, давайте посмотрим на так называемые три драгоценности:
Будда (состояние будды), Дхарма (путь/закон/предназначение ввиду составляющих элементов — дхарм), Сангха (сообщество).
1. Будда — это про то, что появилась личность, сам факт наличия этой личности (вовсе не в качестве кумира, помните же — «увидишь Будду, убей Будду»? ), а в плане понимания, к чему стремиться, понимая, это есть и возможно, в принципе, и есть источник учения.
Иначе представьте, занимаемся практиками пробуждения, нет никакого ориентира — и что в итоге? Впрочем, предлагаю подумать про то, какие ещё смыслы есть в этой первой драгоценности, на вторую и третью драгоценность обращу куда больше внимания.
2. Дхарма. Довольно многомерное понятие, скорей, это про то, чтобы действовать в рамках определённого пути, традиции, «закона» для каждого конкретного носителя своей Дхармы, и это помогает в итоге — своего рода дорога или путь предрасположенности (по одному из определений).
Может, на первый взгляд это покажется ограничением и в итоге даже станет им, поэтому тут дам важные точные уточнения к этому термину.
Процитирую прекрасный фрагмент из книги «Будда» (серия: жизнь замечательных людей, автор А. Сенкевич).
Начало цитаты: «Слово «дхарма» имеет несколько основных смыслов. Буквально оно означает «носитель», или «то, что служит опорой, основанием своих признаков». Дхарма — элементарное, далее неразложимое психологическое состояние. Дхармы не являются ни объективной, ни субъективной единицей, поскольку объединяют в себе и тот и другой аспекты, будучи мгновенной составляющей потока сознания, воспринимающего мир. Окружающий мир не отрицается, но он не исследуется сам по себе, а только как включённый в процесс бытия личности.
Дхармы, составляющие личность, группируются в пять скандх, или групп:
1) рупа скандха — форма, телесное, но не сама по себе, а воспринимаемая сознанием;
2) ведана скандха — чувство приятного, неприятного, нейтрального;
3) санджня — различение, перцепция, восприятие;
4) санскара — процессы, связанные с волевыми импульсами, с мотивацией;
5) виджняна — эмпирическое сознание, формирующееся на основе восприятия внешних объектов.
Личность, состоящая из пяти скандх, не сводима ни к одной из них. Вместе с тем их связанность не есть некая постоянная данность, но континуум, поток сознания, ежемгновенно меняющийся. Буддизм, таким образом, имеет дело не с застывшими сущностями, а с процессами.
Дхармы группируются также по базам и элементам, которые соответствуют шести воспринимающим способностям человека: зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу и манасу (ментальным способностям, рассудку). Без манаса невозможно действие органов чувств, поскольку он синтезирует их данные и одновременно составляет некую предрасположенность, установку сознания, определяющую характер восприятия.
Соответственно шести способностям выделяются двенадцать баз: 1, 2 — зрение и его объект, видимое; 3, 4 — слух и его объект, слышимое, 5, 6 — осязание и осязаемое; 7, 8 — обоняние и обоняемое; 9, 10 — вкус и вкушаемое; 11, 12 — мышление и мыслимое. В результате взаимодействия перечисленных пар возникает шесть форм сознания: зрительное сознание, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое и ментальное (мыслительное, рассудочное). Эти шесть форм сознания вместе с двенадцатью базами образуют восемнадцать элементов.
Знание, получаемое в результате действия указанных способностей, всегда субъективно (иллюзорно). Оно зависит не только от функционирования органов чувств, но и от объединяющего их манаса, который имеет внутреннюю диспозицию, готовность воспринимать определённым образом, что влияет на характер синтеза и интерпретации чувствительных данных. Эта априорная установка (осознанная или неосознанная) является либо благой, либо неблагой в том смысле, что она может способствовать духовному освобождению или, наоборот, привязывать индивида к миру иллюзий, к сансаре.
Характер установки определяется наличием или отсутствием психических свойств, называемых «клеша» (неведение и порождаемые им страсть, ненависть, зависть и гордыня). В зависимости от них установка может быть подвержена эмоциональным взрывам или свободна от них. Только при благой установке достигаются концентрация и медитация, успокоение сознания, дающее подлинное знание и понимание.
Набор дхарм у всех личностей одинаков, философские школы насчитывают их семьдесят пять или сто, но их комбинации у индивидов могут быть различны. Для объяснения этого приводятся следующие примеры. При поворачивании калейдоскопа мы видим разные узоры, хотя их составляющие всегда одни и те же. Точно так же разнообразные узоры могут быть вытканы или вышиты нитями одних и тех же цветов. Подобно этому, рисунки, образуемые набором одних и тех же психофизических составляющих, бесконечно варьируются. Их структура — структура сознания личности — определяется внутренним импульсом, мотивом, установкой сознания, то есть кармой в её психологическом толковании.
В философско-психологическом аспекте карма тождественна понятию «четана», которое трактуется как «мотивация». Карму человек творит не только конкретными делами, но и словом, и мыслью. Поэтому индивиду рекомендуется прежде всего очистить свои мысли, поскольку неблагие помыслы неизбежно выливаются в соответствующие поступки. Определённые психологические структуры, свойственные данному типу личности, вновь и вновь воспроизводят сходные жизненные ситуации. Поэтому, если человек хочет изменить свою жизнь, ему следует преобразовать своё сознание и изменить внутреннюю установку, сделать её благой, не подверженной эмоциональным взрывам. Говорится, что мир, в котором человек себя вновь и вновь обнаруживает, — это его собственное творение.
Основным источником внутренней мотивации у сансарического существа является неведение (авидья), иллюзия (майя). В этом смысле утверждается, что люди находятся в состоянии сна: они не воспринимают реальность такой, какова она есть, а ограничены собственными представлениями и фантазиями о ней. Происходит это из-за того, что поток сознания (дхарм) искажается эмоциональными эффектами-клешами (на известной танке, символически — петух, змея и свинья) и зеркало сознания замутнено. Для объяснения этого явления приводится также сравнение с гладью озера: до тех пор, пока на ней волны, она не отражает окружающий мир.
В этом смысле утверждается, что люди находятся в состоянии сна: они не воспринимают реальность такой, какова она есть, а ограничены собственными представлениями и фантазиями о ней. Происходит это из-за того, что поток сознания (дхарм) искажается эмоциональными эффектами-клешами (на танке — петух, змея и свинья) и зеркало сознания замутнено. Для объяснения этого явления приводится также сравнение с гладью озера: до тех пор, пока на ней волны, она не отражает окружающий мир.
Это волнующееся бытие и определяется как сансара. Известный буддолог Г. Гюнтер описал сансару как реагирование на реальность эмоциональными взрывами в противоположность спокойному самообладанию нирваны. Понятия ада и рая также трактуются в психологическом аспекте как термины, символически передающие определённые эмоциональные состояния.
Основная иллюзия, основное заблуждение и ложная концепция, из-за которой страдает человек, состоит в представлении, что мир и каждый отдельный индивид имеет некую постоянную сущность, вечную и неизменную. Это представление фиксируется в понятии «я», «эго», что отделяет индивида от бесконечного потока бытия. Поэтому представление о «я» уподобляется темнице, тюрьме, в которой человек добровольно себя заключает. Отказ от этого основного заблуждения достигается осознанием бесконечной взаимосвязи и взаимообусловленности всего в мире.
Учение о дхармах, существующих лишь мгновенно, является основой такого осознания. Всё преходяще, всё изменчиво. «То, что имеет начало, имеет и конец. То, что составлено из частей, распадается на части. Стремитесь к освобождению с усердием», — вот слова, сказанные Буддой, когда он покидал этот мир. Однако сансарическое существо склонно привязываться к тому, что не вечно, испытывать жажду, стремление, цепляние, считать что-либо своей собственностью, страдать при невозможности достичь желаемого или при невозможности удержать достигнутое, одновременно оно испытывает отвращение и злобу по отношению к тому, что неприятно, но тоже не вечно.
Неведение, порождающее страсть, ненависть, зависть и гордыню, и карма считаются главными причинами бытия и новых рождений…»
Конец цитаты.
Понимаете, почему привожу тут эту цитату? Если упростить и свести Дхарму к пути конкретного человека, на котором он руководствуется правилами, позволяющими как минимум не «испортить» Дхарму, то вышеописанные абзацы очень здорово проясняют важность понимания Дхармы и работы с ней.
Если же правила поведения, правила практик и пребывания в традиции возвести в абсолют и понимать как единственно верную норму, то от помогающего фактора Дхармы ничего не останется, наоборот, это превратится в ограничение и в ту религиозную систему, которую мы сейчас наблюдаем вокруг. Есть ценность в истинном понимании того, что есть Дхарма.
А вот эта книга, например, — это и может быть частью Дхармы, живёте вы, живёте, вроде понимаете, что что-то не то, не так всё приятно, как в детстве, и прочие страдания, о которых писал ранее, ходите как в тумане… и тут — хоп, попадается вам какая-то информация, какой-то источник, может быть, какой-то человек… и это может быть Дхармой, если вы готовы воспринять (помните упоминаемый выше калейдоскоп, специально выделенный жирным цветом в тексте?).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «На пути к пробуждению, или Ламрим по-русски» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других