Воображение в подарок, или Спасательный круг для школьника

Диана Чумичева

Хотите помочь ребенку раскрыть его таланты? Эта книга-тренинг поможет добиться отличных результатов!Вместе с её героями ребенок улучшит память, речевые навыки, научится устанавливать причинно-следственные связи, видеть суть явлений, натренирует находчивость и мышление. Увлеченный ребенок перестанет зависеть от дорогостоящих игрушек.В книге 60 упражнений. Она предназначена для совместного чтения родителей и детей от 6—12 лет, но! Подходит и для всех тех, кто хочет развивать творческое мышление.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воображение в подарок, или Спасательный круг для школьника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 2. Ищу и нахожу, или ассоциации

Глава 10. Деревья-тренажеры

Поезд гулко проезжает через мост над неспешной речкой, сбавляет ход и аккуратно остановился около небольшого вокзала. Перестук колес с шипением обрывается.

— Повезло вам, на первый путь прибыли! — радует пассажиров проводница. Компания обменивается добрыми пожеланиями с соседями по вагону. И вот они уже стоят на уютной вокзальной площади.

— Ну что, бывалые путешественники! — мама поправляет детям рюкзаки. — Помните, где дом тети Оли? Такси вызовем или пешком пойдем?

— Я хочу пешком! — восклицает Тима. — В поезде ехать интересно, но сидеть немного надоело!

— Я тоже голосую за прогулку, — сообщает Наташа, — возьму у Ани переноску, и мы прекрасно дойдем.

Аня согласно кивает и передаёт переноску со своей любимицей старшей сестре. Мама подводит итог:

— Ну, раз единогласно — тогда вперед!

Семья дружно двигается по дорожке. Путь пролегает через рощу. Так радостно чувствовать, как работают мышцы после долгой поездки, как приятно пружинит утоптанная тропинка под ногами.

Тима идёт последним и постоянно отстаёт, потому что пытается изучить всё вокруг: то муравейник, то птицу на дереве, то незнакомый вид кустарника.

— Сынок, отлично тебя понимаю — эта ловушка для мошек просто высший класс! Но мы так и через неделю не доберемся! — мама ласково приобнимает Тиму и отводит его от паутины с зеленым паучком. — Теперь я буду замыкающей, иди вперед!

Девочки идут быстро, весело переговариваются:

— Мне так нравится дом тети Оли, — говорит Наташа, — наш тоже хороший, но он другой.

— Да, — поддерживает Аня, — дом тети Оли — как из сказки. Из круглых бревен, с деревянным крыльцом, с чердаком.

— А еще у Саши и Люды во дворе есть по целому личному дереву, — добавляет Тима, — они могут лазить по ним, сколько хотят. Вот я когда в нашем дворе залезаю на дерево, иногда кто-то из взрослых ругается и прогоняет меня.

— Видимо они переживают, что ты можешь сломать дерево, — говорит мама.

— Что я, маленький, что ли! — отвечает Тима традиционным аргументом. — Я залазил только на большие деревья, крепкие.

— А я думаю, что взрослые ругаются, — задумчиво проговаривает Аня, — потому что они тоже хотят полазить по деревьям, но не признаются в этом. И боятся, что над ними будут смеяться.

— Да, похоже, что это так, — соглашается Наташа.

— А мне кажется, некоторые взрослые просто забыли, что вообще можно радоваться, — высказывает свою мысль Тима, — как ругаться — помнят, вот и ругаются по любому поводу.

— Наверное, они думают, что так выглядят солиднее! — подводит итог Аня.

Шагать среди деревьев чудесно: как будто идешь по большому дворцу, где царит тишина и безмятежность. Солнечные лучи проникают сквозь нежную зелень листвы и ласково скользят по лицам, стирают озабоченные морщинки. Пение птиц в деревьях вдохновляет. Свежий воздух дарит силы для новых свершений.

— Мама! — Тима готовится одним движением сбросить рюкзак, — можно я на вон на то дерево залезу?

— Ой, мама, — присоединяется к брату Аня, — я тоже, можно? Мы очень аккуратно и осторожно.

Мама поворачивается к Наташе:

— Ну а вы с Фаней? Тоже полезете покорять деревья?

— Я в общем-то не против! Давно по деревьям не лазила.

— А про кошечку ты пошутила? Она же убежать может! — беспокоится Аня.

— Конечно, пошутила. Наташа, давай сюда нашу красавицу! Пока рядом нет взрослых, которые забыли, как радоваться — сделаем привал на десять минут! Ради развития крупной моторики.

— Ура! — Тима уже карабкается по стволу выбранного дерева.

— А вот интересно, — спрашивает Наташа, свешиваясь с большой ветки, — Тима, у тебя только с лазаньем все деревья ассоциируются?

— Ну что ты, Наташа, — Тима даже обижается. — Деревья в первую очередь напоминают мне о птицах, потому что именно здесь чаще всего живут пернатые.

— А еще?

— Еще есть ассоциация с радостью, — отзывается Тима уже с другой ветки, повыше, — потому что они радуют нас зеленой листвой и цветами.

— А еще?

— Еще с домом, многоквартирным, — Тима пыхтит, перебирается на очередную ветку.

— Потому что раньше дома строили из дерева? — усаживается Аня на развилку березы.

— Нет, потому что на дереве много кто живет. Например, в дупле сидит белка или сова, под корой спрятали жучки и бабочки, в гнезде на ветке птицы, а у корней могут поселиться барсуки, лисички или мышки.

— А еще с чем дерево у тебя ассоциируется?

— Со свежим воздухом. Я знаю, что леса называют «легкими планеты», потому что они кислород вырабатывают.

— А еще?

— А еще с фруктами! Вкусная ассоциация, — Тима даже облизывается.

— Наташа, — мама снизу внимательно наблюдает за детьми, — а вот интересно, для тебя самой с чем ассоциируется, например, птица?

— Птица — полет.

— А ты, Аня, что вспоминаешь при слове «муравейник»?

— Муравейник — дружба. Очень его жители дружно живут и работают!

— Солнце?

— Солнышко — добро. Оно всех греет.

— Лето?

— Лето — счастье. Кажется, что всё возможно и нет проблем!

— Семья?

— Семья — любовь. Потому что всегда тебя поддержит.

В роще приятно пахнет травяной свежестью. Нежный птичий щебет напоминает: лето в разгаре, радуйтесь гости и жители рощи! Дети уже выплеснули накопившуюся энергию. Теперь оглядывают окрестности с высоты и восхищаются видом.

— Красота, — выдыхает счастливая Наташа, — я сейчас покачиваюсь среди зеленых волн вместе с птицами и бабочками.

— А меня как будто держит добрый великан, бережно и аккуратно. Он показывает мне с высоты свои владения, — Аня по-прежнему сидит на стволе толстой, причудливо изогнутой березы.

— А я как будто вперед смотрящий на мачте, — с восторгом сообщает Тима. — Облака ко мне ближе, подо мной колышется зеленый океан… А меня на моей мачте покачивает ветер! О, и кажется, я даже вижу крышу дома тети Оли!

— Мама, неужели ты не хочешь залезть вместе с нами на дерево?

— Конечно, хочу! — мама бережно перевешивает переноску на другое плечо, — но уже не настолько сильно, как в семь или двенадцать лет. Вперед смотрящий Тима, свистать всех вниз! Десятиминутка крупной моторики закончилась. По-моему, «лесной дворец» достаточно подзарядил нас. Двигаемся дальше!

Потренируйся, и у тебя будет получаться ещё лучше, чем у ребят!

1.Тимина задача. Найди ассоциации для объектов: корабль, жук, облако, бабочка, белка, листья.

2.Анина задача. Найди ассоциации для объектов: тропинка, поезд, кошка, чемодан, одежда, прогулка.

3.Наташина задача. Найди по две ассоциации для объектов: день, дружба, радость, путешествие, задача, помощь, тайна.

Глава11. Радуга на замке́

И вот роща остаётся за спиной, путешественники выходят на дорогу. Дети уже дважды ходили этим путем и теперь с удовольствием его вспоминают. Пункт назначения располагается на границе двух миров: района кирпичных пятиэтажек и частного сектора. Идеальное место, по мнению тёти Оли. Ты и в городе с его плюсами: транспортом, магазинами, школой, работой. И вне города: среди зелени, хорошо знакомых соседей, тихих улиц…

«Выйдешь из дома, и душа радуется!» — объясняла она свой выбор. И пейзаж действительно хорош: за домами начинаются поля, за полями — лес. Посреди этого великолепия прячется живописная речка.

Дети шагают бодро, на личиках — нескрываемая радость.

— Как там моя Фанюша? — спрашивает Аня у Наташи.

Наташа поворачивает к хозяйке переноску и демонстрирует, что любопытная пушистая мордочка уже давно высунулась в окошечко, чтобы наблюдать за всем вокруг. Аня умиляется:

— Моя принцесса!

— Принцесса — королева! — подхватывает Тима.

— Королева — дворец, — подключается к игре в ассоциации Наташа.

— Дворец — сказка, — мама тоже вовлекается.

— Сказка — дракон, — Аня на ходу гладит свою питомицу за ушком.

— Дракон — динозавр, — продолжает Тима, исхитряясь прыгать с рюкзаком на одной ноге.

Тем временем семья уже идёт по улице, ведущей к нужному дому. Машин почти нет, вдоль дороги располагаются палисадники и клумбы. В летнем воздухе разносится гудение пчел и стрекот кузнечиков. Иногда пролетают торопливые стрекозы с речки.

— Динозавр — раскопки, — Наташа на ходу поправляет косу.

— Раскопки — наука, — мама с удовольствием оглядывает пейзаж.

— Наука — книги! — бодро отвечает Аня.

— Книги — хобби, — замечает Тима и одновременно изучает жучка на ладони.

— Хобби — рисование!

— Рисование — краски.

— Краски — радуга. Ой, смотрите! И в самом деле — радуга! — радостно восклицает Аня.

Девочка показывает на ворота дома, к которому направляется их компания.

— Наверное, это Саша нарисовал! — догадывается Тима.

Путешественники ступают на гулкий настил из досок — тёте Оле нравятся деревянные тротуары. Проходят мимо аккуратного палисадника, который наполняют крупные ароматные цветы. Они, словно барышни в пышных платьях, свешиваются со всех сторон за забор. Который, кажется, с трудом удерживает этот роскошный цветочный бал. Мама с девочками мимоходом гладят шелковистые лепестки.

— Вот это запах! — Наташа приближает носик к «сибирской розе».

— Ну сестра, ну волшебница! Это ж просто гимн лету: сколько красоты насадила! — мама с удовольствием вдыхает аромат пионов.

А Тима уже берется за кольцо на воротах и радостно вопит:

— Встречайте гостей, — он стучит изо всех сил, — сюрприз!!

Аня подбегает, нетерпеливо прыгает за спиной брата и вторит:

— Сюрприз!!

Но ворота не открываются, дом тих. Тима стучит ещё раз. Наташа внимательно всматривается в окна:

— Никого не видно…

Мама и дети встревоженно переглядываются.

— Может, они в глубине двора?

— А может, на речку ушли купаться?

В это время слышится скрип засова на соседних воротах. Мама делает несколько шагов и видит соседку.

— Тетя Нина, добрый день! Рада вас видеть!

— Ой, Дашенька, здравствуй! — улыбается соседка маме. — Сестру навестить приехала?

— Да! Только почему-то никто не открывает…

— Так ведь Оля мимо меня сегодня с детьми и большим чемоданом проходила, — сообщает тетя Нина, — уехали они, наверное.

Мама, озадаченная, возвращается назад к детям.

— Как это, уехали? — Аня едва не плачет, губы у нее дрожат.

— Куда? — растерянно произносит Тима. — А как же мы?

Мама достаёт телефон и набирает номер сестры. Слушает равнодушный механический голос.

— Оля недоступна…

Потренируйся, пока наши герои решают, как им поступить!

1.Тимина задача. Начни цепочку ассоциаций со слова «пчела» и сделай 5 шагов.

2.Анина задача. Начни цепочку ассоциаций со слова «Сюрприз» и сделай 7 шагов.

3.Наташина задача. Начни цепочку ассоциаций со слова «Радуга» и сделай 10 шагов.

Глава 12. Неожиданные помощники

Мама делает глубокий вдох и решительно подходит к высоким воротам с радугой:

— Ну что, дорогие мои, — говорит она твердо, — раз приехали, то давайте хоть зайдем. На крыльце посидим.

Тима подбегает:

— Мама, давай я открою! Я помню, как это делать!

Тима аккуратно шарит рукой под воротами, находит ключ и отворяет калитку. Подавленные дети подхватывают вещи и осторожно входят во двор.

Двор по-прежнему замечателен: вот Людина черемуха с качелью, недалеко от неё — Сашина береза. Сарай с велосипедами тоже на своем месте. Только вот гостей никто не встречает…

Дети с мамой подходят к уютному деревянному крыльцу и усаживаются на ступеньки. Аня выпускает свою пушистую подружку из переноски и садит к себе на колени. Все задумчиво гладят Фаню, это немного успокаивает.

— Ну что, подключаем наших помощников? — спрашивает мама.

— Помощников? Каких ещё помощников? Где они?

— Ну как, давайте вспоминать! Глазки нам помогают?

— Конечно, помогают!

— И что же ваши глазки видят? — допытывается мама.

— Что мы сидим на крыльце, — печально констатирует Наташа, — а дверь закрыта.

— Не только. Мои глазки мне говорят, что когда люди надолго уезжают, то велосипед убирают в сарай под замок. А сейчас что?

— Сейчас велосипед на улице, — Тима недоуменно хлопает глазами.

— А сарай не заперт, — добавляет Аня. Но затем ход её мыслей меняется, и она испуганно спрашивает:

— Мамочка! Неужели мы будем жить в сарае? Я не хочу, там паутина! Это только Тима радуется паукам!

— Почему только я? — удивляется Тима. — Там ещё мыши могут водиться, тогда вы с Инфантой тоже будете радоваться! Они милые!

Тима искренне старается убедить девочку в прелести такой обстановки. Но Анины глаза становятся похожими на блюдца и радости в них не наблюдается.

Мама привлекает к себе Аню и усаживает на колени.

— Подожди с выводами, доченька! У нас есть ещё помощники — ручки, — мама продолжает свои загадочные вопросы. — Наташа, проверь, закрыто ли окно на веранде.

Веранда у тёти Оли одновременно является и летней кухней. И ещё на ней стоит широкая мягкая тахта, на которой дети очень любят читать среди объёмных подушек. Особенно в дождь, когда водяной десант обрушивается на землю. Тогда капли стучат по крыше как барабанные палочки. И под открытым небом находиться никак не получится. В такое время на тахте — как на райском острове: тепло, сухо, уютно. А полюбившиеся книжные герои непременно поделятся чем-то интересным, сообщат что-то новое.

Наташа встает на край крылечка и дотягивается до створки.

— Оно открыто! — радостно кричит девочка, — на режим форточки поставлено.

Аня взволнованно подбегает к сестре:

— Точно! Но через такую узкую щелку только Фаня в дом попадет…

— Всё-таки жить нам в сарае, — Тима с интересом смотрит на потенциальное жилище — предвкушает знакомство с новыми видами насекомых и животных.

Мама продолжает:

— Окно у стола, на нём чайник стоит заварочный, видишь? Потрогай его.

— Он тяжелый и теплый — значит, полный и недавно заварен!

— Отлично! Кто наш следующий помощник? Какие еще органы чувств вы знаете?

— Язык? — спрашивает Аня, наблюдая, как ее любимица умывается розовым крошечным язычком.

— Отличный орган чувств, — хвалит мама, — он определяет вкусы и температуру. Но пока она нам не понадобится. Какие еще?

Наташа отвечает не сразу, прежде принюхиваясь у форточки:

— Думаю, что нос. И он мне сейчас подсказывает, что в этом доме недавно жарили пирожки. Судя по всему, они лежат во-он под той салфеткой на блюде.

— Хорошие новости, — заключает мама, — отличную картину нам органы чувств нарисовали. Для её полноты обратимся ещё раз к ушкам.

Мама набирает номер телефона Саши и Люды, он у них один на двоих.

— Вызов идёт, а трубку никто не берет, — удивляется она.

— Я слышу его, слышу! — Наташа ликует, — телефон в доме лежит!

— Ну-с, драгоценные мои, подведем итоги. Наши помощники нам сообщили, что велосипеды на улице, сарай не заперт, чайник полон свежего чая, пироги на столе, телефон дома — как вы думаете, скоро они придут?

Аня поднимает глаза, не до конца успокоенная:

— А вдруг случилось что-то чрезвычайное? Настолько важное, что не до велосипеда и не до форточки?

— Тогда бы Оля мне позвонила, скорее всего. Давайте сделаем так: полчаса ждем, а потом действуем.

— Давайте! — Наташа присаживается рядом с мамой.

— Пока давайте подведем итоги! В чём нам помогают глазки?

— Много в чем! — восклицает Наташа. — Они подскажут и цвет, и форму, и размер! Материал, из которого предмет сделан, его вес и количество. Глаза — очень важный помощник!

— Тима, а что ты можешь сказать про помощника по имени «рука»?

— Она тоже отличный помощник! Поможет узнать форму, температуру, вес, размер, материал. И какая поверхность: гладкая, шершавая, колючая.

— А что Аня скажет про помощника «язык»?

— Он способен на то, чего не умеют другие: определяет вкус! И как и рука, он может узнать температуру, форму, размер.

— А я даже помню, — добавляет Тима, — что когда лизнул батарейку из своей заводной машинки, мой язык определил электричество!

— Да, — включается в беседу Наташа, — тогда рука тоже может определить электричество. Но делать этого ни в коем случае не следует, это опасно, оно только в батарейке маленькое.

— Отличное замечание, — хвалит мама, — а что скажете про «нос»?

— Нос помогает нам узнать секреты на расстоянии, даже когда глаза не видят. Например, Фанечка спит в комнате и не видит, что мы едим рыбу. Но носик всегда ей подсказывает, когда нужно прийти на кухню, — делится наблюдениями Аня.

— И температуру он может определять у продуктов, — замечает Наташа, — чем горячее еда, тем сильнее запах. И ещё свежесть продуктов.

— Как ловко вы всё подметили, — мама радостно улыбается, — а что же остается ушкам, чем они нам помогают?

— Они тоже подсказывают то, чего глаз не может увидеть, — начал Тима, — вот сидим мы дома, как ни в чём не бывало. Вдруг слышим гром и понимаем, что начинается гроза, и где именно она находится.

— Да, наши помощники — это сила! — подводит итог Аня.

— Мама, у нас ворота почему-то открыты, — неожиданно доносится до крыльца взволнованный Сашин голос.

Дети с мамой переглядываются, жестами показывают себе на уши. И, довольные, кивают.

Присоединяйся к команде находчивых! Потренируйся!

1.Тимина задача. Посмотри внимательно по сторонам. Расскажи, что видят твои глазки?

2.Анина задача. Потрогай вещи вокруг себя. Расскажи, что чувствуют твои руки? Когда будешь кушать, обрати внимание, что сообщает тебе язычок!

3.Наташина задача. Определи, что сейчас рассказывает тебе носик? Для этого можно пойти на кухню. А что рассказывают ушки? Для этого можно подойти к окну.

Глава 13. Нашествие шотландских животных

Ворота аккуратно приоткрываются. В проёме стоит тётя Оля с большой сумкой через плечо, а из-за её спины выглядывают Саша и Люда. Выражение лиц у всех троих с настороженного моментально сменяется на изумленно-радостное. Девочки восторженно пищат и бросаются в объятия друг другу. Тима с Сашей улыбаются во весь рот, солидно жмут руки и хлопают друг друга по плечам.

— Даша! Сестрёнка! Да как же так, — тётя Оля крепко обнимает маму и целует её в щеки, — сидите тут голодные-холодные. Почему ничего не сообщили о приезде?

— Это всё мои партизаны, — смеётся мама, — взяли с меня клятву молчания, мечтали устроить вам супер-сюрприз!

— Удался, ребятки, ваш сюрприз! — тетя Оля обнимает уже ребятишек. — Лучше и не бывает!

Дети смеются, обнимают и целуют любимую тётю в ответ.

— Ой, и её высочество Инфанта с вами пожаловала? — тётя Оля гладит любимицу семьи по выгнутой спинке.

— Не с кем было оставить, — мама разводит руками, — папа у нас в командировке.

— Интересненько! — загадочно произносит тётя Оля. — А вы знаете, куда мы сейчас ходили?

— Нет, — озадаченно отвечает Наташа, — мы боялись, что вы уехали куда-то…

— Да! И что нам придется спать в сарае с мышами и пауками, бррр… — жалуется Аня.

— Ну, дорогая, мышей я тебе не могу обещать! — успокаивает племянницу тётя Оля, — зато в наличии есть грызун покрупнее.

— Неужели крыса? — Аня морщит носик.

— Нет, Аня, крыса — это мелочь, — авторитетно заявляет Тима, — бобр крупнее! Но тетя Оля, зачем вам бобр? Он же за неделю сгрызёт весь сарай! И плотину на речке сделает! Поверьте, вам гораздо выгоднее разводить мышей.

И мальчик неодобрительно качает головой. Но тут же спохватывается:

— Ой, нет, капибара — вот самый крупный грызун! Неужели вы добыли где-то капибару? Как? Можно посмотреть? Я же её только на фотографиях видел, ну покажите скорее!

— Нет, Тима, у нас другой «грызун», — поясняет тётя Оля, — который мои нервы уже несколько месяцев «грызёт».

Саша и Люда смеются. И, довольные, бегут к большой сумке, расстёгивают на ней молнию. В это же мгновение из сумки высовывается пушистая голова с длинной мордой и милыми ушками. Дети ахают:

— Да это собачка! Какая хорошенькая!

— А как же Фанечка? Она будет бояться собачку! — Аня берёт кошечку на руки и прижимает ее к себе.

— Это особая порода, — сообщает Саша, расстегивает сумку до конца и выпускает питомца, — мы про неё всё заранее узнали. Это шелти, Шотландская овчарка, самая маленькая овчарка в мире. Она любит всех собирать в стадо и пасти. Раз кошечка всего одна, в стадо она её собирать не будет.

— Просто будет ее выпасать, — добавляет Люда, — как овечку. Ходить за ней, переживать, защищать. Шелти добрые!

— Вообще кошечка у нас тоже шотландская, — рассказывает про питомицу Аня, — она хороший компаньон, спокойная и дружелюбная. У нас в классе есть девочка, у которой живут такой же породы кот и собака. Они прекрасно дружат.

— Давайте так, — решает тётя Оля, — пусть Инфанта первая зайдёт в дом, немного освоится. Все-таки она меньше и беззащитнее. А этот лохматый бармалей пока с нашей территорией познакомится. Побудет во дворе часок, тогда точно не станет задираться. Аня, возьми ключ, запускай красотку в хоромы!

— Оля, как же ты всё-таки решилась взять собаку, — смеётся мама, — ты же всегда боялась, что дома появится шерсть, дополнительные хлопоты?

Тётя Оля картинно закрывает лицо ладошкой:

— Мы с детьми договорились о неких условиях, и они выиграли. Слово надо держать.

— Что это за условия такие?

— Ты же помнишь, у моей детворы постоянно был «творческий» беспорядок: в комнате, в портфеле — везде! И, как следствие, опоздания, не вовремя сделанные уроки, потери… — тетя Оля красноречиво машет рукой. — А в этом году они пошли в воскресную школу, там мне и дали совет, как организационный интеллект у ребенка развить.

Тётя Оля оглядывается на детей: они собрались вокруг питомца и радостно переговариваются.

— Честно говоря, я не верила, что это сработает, — продолжает она. — Мы ради мотивации договорились, что заведём собаку. Если у них получится самостоятельно наводить порядок и все важное успевать в течение трех месяцев. Продержались! Ну и вот она, собака! Получите, распишитесь!

Тем временем дети самозабвенно играют с новым четвероногим другом — пёсиком средних размеров, черным, с белым пышным воротником. Пушистый красавец грациозно переступает белыми передними лапками, крутит мордочкой с рыжими бровями и щеками, тихонько потявкивает.

— Я же понимаю, — развивает больную тему тетя Оля, — что шерсть в доме — это временное явление, которое можно пережить. А вот если разгильдяйство в делах и неумение свою работу спланировать на всю жизнь останется, то это уже катастрофа. А сейчас уже вижу, что самостоятельными дети становятся. Дела сами планируют и до конца доводят. Так что шерсть — это мелочи.

— Какая же ты мудрая мама! Без крика и шума проблему решила… Расскажешь потом, что именно делали. А то у моих тоже не всё в порядке с организацией. Как же я рада тебя видеть, сестрёнка!

И женщины снова смеются и обнимаются, подходят к счастливым детям. А ребята тем временем проверяют, какие команды знает их пушистый друг, гладят пёсика в пять рук.

— Какой же он улыбчивый! — восклицает мама. — Просто Мистер Подниму-всем-настроение! А вот кто справится с моей мега-загадкой про собаку?

— Какой? — дети, не переставая гладить нежную шерстку песика, заинтересованно оглядываются.

— Заданы слова: собака, миска, полка, кухня, дом. Нужно эту цепочку слов превратить в цепочку ассоциаций. То есть создать связную историю. Между этими предметами должны появиться какие-то действия.

Мама говорит и одновременно палочкой царапает на песке «силуэтные» изображения. Те самые, с которыми дети подружились в поезде. Собака — кружок с одним поднятым ухом, овальная миска, прямоугольная полка, прямоугольник со столом внутри — кухня, квадратик с треугольником сверху — дом.

— Я могу! — радуется Люда. — Собака ест из миски, миска стоит на полке, полка находится на кухне, кухня находится в доме.

— Хорошо придумала! — одобряет историю мама. — А вот следующая загадочная цепочка про собаку. Собака, магазин, парк, мыло, сумка. Кто справится?

— Я готов! — восклицает Тима и сам рисует схематические картинки. — Собака ждала хозяина около магазина, после магазина они пошли погулять в парке, после парка они вернулись домой, помыли руки и даже лапы с мылом, после этого они достали вещи из сумки.

— Отлично «связал» слова!

— Я тоже хочу! Только мне, пожалуйста, ещё и с кошечкой! — Аня готовится чертить силуэты, сжимает в руке палочку.

— Держи «цепочку» с кошечкой: собака, светофор, кошка, дерево, башня.

— Я готова! Моя история такая: собака-поводырь шла с хозяином через дорогу на светофоре, возле светофора сидела кошечка, она испугалась собаки и залезла на дерево, а дерево росло около башни.

— Как ловко у вас получается! Я бы так не справилась! — радуется тётя Оля за ребят. — А теперь идёмте в дом, давно пора вас покормить с дороги. Я думаю, Инфанта уже нашла себе любимое местечко!

Пушистый шелти передаёт тебе привет и желает хорошей тренировки!

1.Задача от Тимы. Составь цепочку-историю из слов: лето — цветок — пчела.

2.Задача от Ани. Составь две цепочки-истории из слов: окно — небо — самолёт; динозавр — лужа — трава.

3.Задача от Наташи. Составь цепочку-историю из слов: блокнот — карандаш — попугай — ковёр — ребёнок.

Глава 14. Снежная чашка с привкусом сливы

Взрослые и дети переговариваются и смеются. Наконец, все расселись вокруг круглого стола в комнате. Казалось, весь воздух пропитан счастьем! Только зверюшки еще смотрят друг на друга настороженно. Но хотя бы молча — уже хорошо для первого знакомства. Румяные пироги уже разложены по блюдечкам, травяной чай разлит по чашкам.

— Ну что, — мама наклоняется к чашке и вдыхает аромат, — теперь расскажите, где вы добыли это пушистое сокровище и как его зовут!

— Охотно! — тетя Оля улыбается. — Итак, пари заключено. Ребятки выполняют свои условия нашего договора, осваивают новые полезные привычки. И одновременно изучают разные породы собак, их особенности. Кстати, кинологи мои! Неужели вы были так уверены, что справитесь и выиграете?

— Конечно! — одновременно отвечают двойняшки.

— Вообще-то нам и самим надоел этот беспорядок, — продолжает Люда, — а ради собаки и с твоей помощью… Успех был гарантирован!

— Понятно, — тётя Оля продолжает, — и тут один мальчик в параллельном классе стал спрашивать, кто бы смог забрать к себе его собаку. Так сложилось, что его семья переезжает в другой город, а животное с собой взять невозможно. Оказалось, что его питомец — породы шелти, которая Люде и Саше очень пришлась по душе своим характером.

Тётя Оля успевает следить за всеми тарелками и подкладывать пирожки.

— Мои ребята вызвали доверие мальчика, — продолжает она рассказ, — и вчера вечером неожиданно позвонила его мама. Завтра у них вылет, значит сегодня нужно было непременно забирать. Хорошо, что мы заранее купили переноску для животных, и вот пёсик здесь. Ему ещё и года нет. А имя его по паспорту — длиннее, чем мое.

— Его полное имя — Фантастик Бэйби Шарм, — гордо оглашает Саша. — Когда собака породистая, есть особые правила составления клички.

— Какое интересное имя, — все одобряют, — очень подходит пёсику!

Виновник этой беседы сидит рядом на полу и «фирменно» улыбается в пушистое белое жабо. С интересом посматривает на кошечку, но пока не решается вступить в контакт. Инфанта возлежит на тахте, щурит свои огромные лучистые глаза в сторону «Фантастического Малыша». Но её высочество пока не решило, как распорядиться новым знакомством.

— Ну, хорошо, что все так устроилось, — мама с удовольствием наблюдает за пёсиком. — Люда, а вы этому Фантастику уже нашли место для мисок с водой и едой?

— Да, — Людмила улыбается и кивает, — он уже угостился!

— Давайте чай пить, пока не остыл, — тётя Оля снова подкладывает всем ароматной выпечки.

Дети так проголодались, что почти не разговаривают во время еды. Наконец, трапеза окончена, и все просто радуются впечатлениям дня. А так же сытости, звукам окружающей природы и игре солнечных зайчиков в листве деревьев.

— Не забыли сегодняшних помощников? — спрашивает мама.

— Да, — восклицает Тима, — они помогли нам превратиться в настоящих разведчиков!

— Давайте снова их позовем! Пусть нам помогут глазки. Какую ассоциацию вы подберете к этой чашке, — мама указывает на белый глянцевый чайный прибор, — что она может напоминать, хоть частично?

— Ванна! — высказывается Наташа и объясняет свой выбор. — Ванна тоже белая.

— Ассоциация по цвету, отлично! А по форме?

— Чашка — дыня, — сообщает Саша, — такой же округлой вытянутой формы.

— Замечательно! А по размеру?

— Большое яблоко, — подхватывает игру Людмила, — они почти одинаковые.

— Теперь давайте позовем руки: пусть они нам подскажут ассоциацию по температуре.

— Стол, — Аня уже прикоснулась и к чашке, и к поверхности стола, — чай закончился, чашка остыла, и они со столом стали одинаковой температуры.

— А по гладкости?

— Окно! — восклицает довольный Саша. — Стекло такое же гладкое, как покрытие на чашке.

— Какие наблюдательные, на всё у вас есть варианты! — улыбается мама. — Спросим у носика, какие ассоциации по запаху?

— О! Моя чашка пахнет пирожком, — удивляется Тима, — это потому, что я держал ее жирными руками. Ассоциация — пирожок!

— А моя ничем не пахнет, — сообщает Наташа, — поэтому напоминает камень: у него тоже нет запаха.

— Что нам подскажет язык?

— После сладкого чая у моей чашки слегка сладкий вкус, ассоциация… со сливой! — удивляется Аня.

— А я пил чай без сахара, — делится Саша, — так что у меня ассоциация с ложкой, пустая она тоже безвкусная.

— Прекрасно! А теперь попросим помощи у ушей, — мама заговорщицки понижает голос, — как может звучать чашка?

— Как камешки в кармане, — Тима слегка стучит чашкой по блюдечку.

— А моя ассоциация — снег, — замечает Люда, — я вот вожу пальцем по краю чашки, и она скрипит! Как снег под ногой.

— Здорово, мне очень понравились ваши находки! С нашими помощниками не пропадешь! — мама встаёт из-за стола и обнимает детей.

Желаю успеха в этой игре! Тренируйся и читай дальше!

1.Задача от Тимы. Помогают глазки! Найди по цвету, форме или размеру ассоциации к объектам: помидор, луна, лёд, мяч, дождь.

2.Задача от Саши. Найди с помощью носа и языка — по запаху и вкусу — ассоциации к объектам: лимон, огурец, мороженое, мёд.

3.Задача от Наташи. Найди с помощью ушек и рук — по звуку, форме и ощущениям — ассоциации к объектам: вода, мяч, варежки, снег, карандаши.

Глава 15. Кружевные слова

День прошёл в приятных хлопотах. «Фантастический Малыш» обустроился в детской комнате. Саша с Людой обещают обеспечивать идеальный порядок! Дети вдоволь налазались на «собственных» деревьях, покачались на качелях. Вечером все дружно уселись на крылечке. Дети разглядывают звёздное небо и фантазируют о дальних планетах и космических кораблях. Бэйб занимает место около Саши и крутит своей длинной мордочкой, смешно шевелит пушистыми ушками.

Мама с тётей Олей сидят рядом и тоже тихонько переговариваются. Внезапно с крыши кто-то взлетает. Дети с далеких планет сразу переключаются на близкие загадки: кто это? Но уже темно, разглядеть сложно.

— Ночная птица? Странно, на сову не похожа…

— У птиц полет плавный. А эта зверюшка, видите, мечется, — Тима авторитетно подводит итог, — летучая мышь это.

Все соглашаются. Беседа снова возвращается к космическим приключениям.

— Как же здорово сидеть вот так, со своими любимыми близкими, никуда не торопиться и знать, что всё хорошо, — со счастливой улыбкой произносит мама.

Летний вечер и правда несёт в себе какое-то удивительное успокоение. О том, что все должны быть счастливы, сообщают своим мерцанием загадочные звёзды. Об этом шелестят листья на деревьях. Об том же шепчет легкий вечерний ветерок. Тёплые ступени приятно успокаивают босые ноги уставших путешественников.

Сверчки стрекочут, и их мелодия поднимается в звездную вышину.

— Да, какой вечер! — отзывается тетя Оля. — Кажется, так можно сидеть вечно.

— Ой, смотрите! — замечает Наташа, — луна в надувном бассейне отражается! Вода — как темное зеркало!

— Точно! — оживляются мальчики, — мы видим сразу две луны!

— А давайте поищем метафоры! — предлагает мама.

— Как это? — интересуется Людмила.

— Это красивые сравнения, их часто используют писатели и поэты, — поясняет мама. — Интересно: кто найдёт больше необычных метафор?

— Хорошая тренировка для ума, — одобряет тётя Оля, — она пригодится в школьных сочинениях. И для того, чтобы вы могли красиво рассказывать о чем-то, чтобы вас слушать хотелось. Вот Наташа увидела поверхность воды в бассейне и сравнила её с зеркалом.

— Да, — подтверждает Наташа, — мне показалось это логичным: ведь вода в темноте блестит так же, как зеркало.

Мамы пересаживаются ближе к детям, получается кружок.

— Надо выбрать какой-то предмет или действие. И подумать: на что это похоже? Что или кто делает то же самое? Например, перед нами забор: что он делает?

— Он стоит, — разводит руками Саша.

— Да, стоит. А главное его дело какое?

— Сторожит? — предполагает Аня.

— Точно! Он стоит здесь для того, чтобы никто не прошёл. Но голоса у него нет. Поэтому я могу назвать забор «безмолвный сторож». А вы какие варианты предлагаете?

— Если забор деревянный, — размышляет Саша, — тогда, может, «деревянный охранник»?

— Верно подметил! — кивает головой мама.

— А ведь забор еще никогда не отдыхает, — размышляет вслух Наташа. — Я бы сказала: «недремлющий страж».

— Если забор высокий, — торопится поделиться версией Тима, — то можно сказать «высокий охранник»!

— Мне нравятся ваши сравнения! Одна я столько бы не придумала, — мама хлопает в ладоши. — В придумывании метафор главное сначала — заметить побольше качеств. У забора, например: высокий, деревянный, безмолвный, крепкий, устойчивый.

Мама перечисляет характеристики героя метафоры и загибает пальцы на руке.

— А второй шаг: вспомнить, кто действует похожим образом. Охраняют сторож, собака, охранник. Потом слова из этих двух списков можно соединять в различных комбинациях. Так, чтобы смысл сохранялся. И всё! Несколько метафор готово!

Тем временем тётя Оля завороженно вглядывается в звездное небо:

— А небо-то какое потрясающее! — восхищается она. — Вот бегаешь весь день, суетишься, и головы некогда поднять. А ведь над нами безбрежный океан красоты!

— Тётя Оля! — восклицает Тима. — А ведь вы сейчас метафору сказали! Океан огромный и полный воды. Небо тоже огромное, только полное воздуха.

— Мамочка, ты поэт! — Люда кладёт голову на плечо тёте Оле.

— Точно! Я и не заметила, — удивляется тетя Оля, — звёзды меня вдохновили!

— О, я придумала, — Наташа радуется своей находке, — луна — «светящийся воздушный кораблик». Или «воздушная золотая рыбка». Она же не стоит на месте, а будто плывёт по «воздушному океану».

— Или «небесный фонарик», — добавляет Тима.

— Или «королева звездного бала», — хлопает в ладоши Люда, — звезд много, они красивые и нарядные. Но луна — самая заметная и яркая. И звёздочки как будто водят хороводы вокруг неё. Словно принцессы вокруг королевы.

Мама поворачивается к детям:

— А вам не кажется, что метафоры настолько поэтичные и воздушные, что кажутся кружевными?

— Даша, ты придумала метафору на метафору, — смеётся тетя Оля.

В это время летучая мышка снова чертит зигзаг на фоне звездного неба.

— Ночное небо — это «холст для вечерних картин», — предлагает Саша.

— Да, точно! — восклицает Людмила, — смотрите, как красиво смотрится силуэт березы на фоне звездного неба! Настоящая картина!

— А дерево — «растущий зонтик», — Тима не устаёт фантазировать, — под ним так же можно спрятаться от дождя.

— О, Тима! — смеется Наташа, — дерево — это же еще наша любимая «лесенка в небо», поближе к облакам и звездам. Мы карабкаемся к ним по веткам, словно по лестнице.

Вечерние звуки нежны и загадочны. Они успокаивают и убаюкивают. Сонные глаза детей и взрослых начинают сами собой закрываться.

— Ну что, дорогие наблюдатели, — мама гладит детей по макушкам и поднимается на ноги, — «уютные облака кроваток» ждут нас! Пожалуйте спать!

Дети встают со ступенек. В это время Бэйб, который всё время сидел рядом, глухо ворчит и гавкает в темноту.

— Собака тоже охраняет, — сонно произносит Люда и открывает входную дверь, — тогда это «лающий сторож». Или «четырёхлапый охранник».

Тима на мгновение задерживает Сашу на крыльце:

— Саша, ты на чердаке был?

— Никогда! — удивляется мальчик, — а что мне там делать?

Тима качает головой и смотрит на брата, как на несмышленого малыша:

— Эх ты! Узнавать тайны чердака, что же ещё!

Продолжение ждёт тебя. Выполни интересное упражнение!

1.Задача от Тимы. Подбери метафору для объектов: бабочка, велосипед, ручей.

2.Задача от Люды. Подбери метафору для объектов: снежинка, заяц, автобус, окно.

3.Задача от Наташи. Подбери метафору для объектов: песок, сон, дорога, ветер, дружба.

Совет: когда выберешь объект для метафоры, запиши в столбик несколько ответов на вопрос «Какой он?». Это будут прилагательные.

И рядом во второй столбик пиши ответы на вопрос «Кто делает так же?». Это будут существительные.

Теперь пробуй соединять в пары слова из списков.

Глава 16. День загадок

Прекрасное солнечное утро. Аня сладко потягивается. Поправляет легкое одеяло и открывает сонные глаза. Рядом спят сестры. Для девочек надули огромный матрас, и они могут вдоволь нашептаться перед сном. Саша разместился на своей кровати, Тима — на Людиной. Аня поворачивает голову и видит рядом длинную пушистую мордочку. Мордочка улыбается.

— Фантастик Бэйб! — радостно шепчет Аня, — здравствуй, дружок!

— Гыр-гырх! — отвечает дружелюбный пёсик.

Аня окончательно просыпается от неожиданности — собака ей ответила?!

— Бэйб! — взволнованным шепотом спрашивает она, — ты со мной разговариваешь?

— Уфф-пыф, — снова отвечает вежливый шелти.

— Девочки, девочки! — Аня не удерживается и будит сестёр, — собачка разговаривает!

— Кто разговаривает о собаках? Где? — щурится Наташа спросонья.

Люда нехотя поднимает голову с подушки.

— Да вот же, Бэйб! Смотрите: я с ним поздоровалась, а он ответил. И вообще, поддержал беседу!

— Не может такого быть, тебе, наверное, это приснилось, — решает Наташа, — не видела я говорящих собак.

— Серьезно? Отвечает? — Людмила настроена более оптимистично, смотрит на своего нового питомца и решительно спрашивает, — Бэйб, хорошенький, неужели ты разговаривать умеешь?

— Гырха, уф-ха, — доброжелательно отвечает песик и переступает белыми лапками.

Девочки приходят в неописуемый восторг. Они начинают бешено скакать на своем матрасе, по очереди обнимают песика и восклицают:

— Он разговаривает! Он отвечает!

Из-за громких возгласов просыпается Саша:

— Что случилось? Кто разговаривает?

— Саша, Саша! — Люда бежит к брату, берёт его за руку и тянет к питомцу, — наш Бэйб разговаривает! Мог ты себе такое представить?

— Что за девчоночьи глупости, — искренне возмущается Саша, — собаки — прекрасные существа. Они верные и добрые. Но это же не попугайчики! Может, у вас рыбки и черепашки тоже говорящие бывают?

— А ты обратись к нему сам! — обступают брата девочки.

Саша недоверчиво хмыкает, но все же обращается к питомцу:

— Бэйбик, верный мой пёс! Эти девочки шутят, ты же не болтун у нас?

Шелти смотрит на Сашу влажными глазами с искоркой и отвечает:

— Гургур, уф — гыр! — и улыбается, как всегда.

— Что-что?! У меня теперь есть собака-собеседник?! — Саша с недоумением смотрит на девочек и снова обращается к пёсику. — Дружище Бэйб! Прекрасное утро, не правда ли?

— Гыг, хах, — добродушно отвечает пес.

Этим утром за завтраком беседуют только о говорящей собаке. Дети с наслаждением пьют густое какао с творожной запеканкой. Мама и тётя Оля искренне удивлены. Но они лично убедились, какой шелти оказался болтушка.

— По этому поводу я предлагаю вам отгадать загадку, — мама отодвигает пустую тарелку и улыбается:

— Разговорчивый, а не человек.

Пушистый, но не лиса.

Домашний, но не кошка. Кто это?

— Да это же наш Бэйб, — кричат дети хором.

Бэйб, услышав своё имя, вскакивает и поднимает ушки. В это время Инфанта спрыгивает с дивана и осторожно подходит к нему. Все напряженно замирают: как пройдёт их знакомство? Кошечка аккуратно тянет к шелти мордочку, принюхивается и шевелит ушками. Добрый Бэйб замирает и тихонько машет хвостом. Они спокойно садятся друг напротив друга.

— Ура! — ликуют дети, — они подружились!

— Тётя Даша, я тоже хочу составлять загадки, — просит Люда, — научите, пожалуйста!

Остальные дружно поддерживают просьбу.

— Отлично! Тогда вот еще загадка, — говорит мама:

— Гибкая, но не гимнастка.

Когтистая, но не сова.

Пятнистая, но не барс. Кто это?

— Это лучшая подружка шотландских овчарок — Инфанта! — тараторит радостный Саша.

— Да, верный ответ, — кивает мама, — а вот как составить загадку самому.

И мама рассказывает, что во-первых, надо выбрать героя загадки. Это может быть предмет, явление или живое существо. Во-вторых — найти три или четыре качества загаданного объекта. Каждое из них должно быть словом прилагательным, которое отвечает на вопрос «какой?». В-третьих, для каждого качества нужно подобрать другой объект, которому оно тоже свойственно. Важно, чтобы эти качества были известными большинству людей.

— Давайте составим загадку вместе. Например, — произносит мама и смотрит в окно, — вы хотите загадать слово «облако». Оно какое?

— Белое, — тут же отвечает Саша.

— Верно, а что еще бывает белым?

— Молоко обычно белое, — Аня указывает пальчиком на кувшин с молоком.

— Значит, первая строка у нас готова: белое, но не молоко! — подводит итог мама.

— Как интересно! И вроде не сложно! — радуется Люда, — а дальше?

— Создаем вторую строчку загадки: какое облако ещё? — спрашивает мама.

— Оно летающее, его ветер в небе толкает, — размышляет Тима.

— А летает ещё самолёт, — включается Наташа, — значит, вторая строчка: летающее, но не самолёт?

— Да, — подтверждает мама, — значит, у нас такая загадка получилась: белое, но не молоко, летающее, но не самолет. Как считаете, это может быть окончательная загадка про облако?

— Я думаю, что нет, — задумчиво произносит Людмила, — можно решить, что это белая птица. Чайка или голубь.

— Да, или пух от тополя или одуванчика! — добавляет Тима.

— Отлично подметили! — одобряет мама, — загадка тогда закончена, когда мы зашифруем достаточное количество примет именно нашего героя. Поэтому и должно быть три или четыре строки. Все про разные свойства. Какое еще у нас облако?

— Я вспоминаю, — задумывается Аня, — как ты нам на прогулке рассказывала про облака. Я тогда удивилась, что они состоят из крошечных льдинок. Получается, они очень холодные.

— Замечательное качество ты вспомнила! — хвалит мама. — При его упоминании будет понятно, что это не птица. Что у нас ещё бывает холодное?

— Снег, — вставляет Саша. — Получается: холодное, но не снег? Это третья строчка?

— Да, отлично, теперь наша загадка может считаться готовой. А если бы мы загадали более сложный предмет, то нужно было бы дальше уточнять. Как вариант, можно дать подсказку на первую букву. Например: начинается на «о», но не овечка.

Дети согласно кивают: понимаем!

— Какая же красивая загадка у нас получилась! — восклицает Людмила, — белое, но не молоко; летающее, но не самолет; холодное, но не снег.

— Загадка больше подходит тем детям, кто постарше, — размышляет мама, — малыши ещё могут не знать, что облака холодные. Тогда лучше взять такое их качество, как «пушистое». Или «пышное». И строчку, где мы сравниваем облако со снегом, заменить на: «пушистое, но не овечка». Ведь именно овечка — белая и похожа на облачко.

Люда понимающе кивает:

— Или, например: «пышное, но не вата».

— Или «пышное, но не крем», — добавляет Наташа.

— Сегодняшний день мы с Фаней и Бэйбом объявляем днем загадок! — радуется Тима. — Пойдемте, пушистики, составим для каждого по загадке!

Ты вместе с ребятами уже хорошо продвинулся! Сделай ещё одно упражнение!

1.Задача от Ани. Составь загадку про слонёнка.

2.Задача от Саши. Составь загадки про: велосипед, стол.

3.Задача от Наташи. Составь загадки про: банан, жирафа, маму.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воображение в подарок, или Спасательный круг для школьника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я