Воображение в подарок, или Спасательный круг для школьника

Диана Чумичева

Хотите помочь ребенку раскрыть его таланты? Эта книга-тренинг поможет добиться отличных результатов!Вместе с её героями ребенок улучшит память, речевые навыки, научится устанавливать причинно-следственные связи, видеть суть явлений, натренирует находчивость и мышление. Увлеченный ребенок перестанет зависеть от дорогостоящих игрушек.В книге 60 упражнений. Она предназначена для совместного чтения родителей и детей от 6—12 лет, но! Подходит и для всех тех, кто хочет развивать творческое мышление.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воображение в подарок, или Спасательный круг для школьника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 1. Художественное путешествие, или как рождаются образы

Глава 1. Занимательная геометрия

Светит щедрое июльское солнышко. Оно с раннего утра рассыпает брызги лучей и превращает их в солнечных зайчиков. Один из них ласково скользит по лицу спящей Наташи. Девочка распахивает сонные глаза с мыслью об ускользающем предчувствии чего-то очень приятного… Понаблюдав за игрой солнечных зайчиков на потолке, вспоминает: сегодня они уезжают! Отправляются в гости к своим двоюродным брату и сестре. А это — целый месяц приключений! Наташа стремительно спрыгивает с кровати и зовёт малышей:

— Аня, Тима, вставайте! Нам пора на вокзал!

Младшие брат с сестрой мгновенно подскакивают на своих кроватках, после сна похожие на взъерошенных ежиков. Трогательно потирают глазки кулачками и скатываются с постелей. Начинают улыбаться и суетиться.

— Точно, сегодня мы едем к тете Оле! Тима, скорей! — девятилетняя Аня торопливо застилает кроватку.

Рюкзаки и чемодан собраны накануне. Сумка-переноска с кошачьим багажом любимицы семьи, Инфанты, тоже стоит наготове. Но надо ещё умыться и позавтракать.

В разгар этих радостных хлопот мама заглядывает в комнату и улыбается: долгий подъем — это точно не сегодня.

— Какие ранние пташки мои детки! — одобряет она самостоятельность ребят. — Путешественников уже ждёт завтрак!

На кухне аппетитно возвышается горка теплых блинчиков. Семилетний Тима деловито расставляет чашки на столе. Наташа доплела свою длинную косу, и теперь делает Ане веселые «хвостики» с яркими резиночками. Этой поездки они ждали долго и должны быть очень нарядными!

Завтракают ребята сосредоточенно. Часы на стене своим тиканьем строго напоминают: не отвлекаться! Но дети не могут сдержать восторг и отправляют друг другу радостные послания-взгляды поверх чашек с молоком: «Едем, едем! Совсем скоро!»

Через несколько минут вся семья уже деловито шагает по улице. Их дом находится всего в десяти минутах ходьбы от железнодорожного вокзала. Эта пешая дорога — словно предыстория к ярким впечатлениям, ко всему предстоящему приятному путешествию.

Аня и Тима оживленно рассуждают о том, какие книжки взяли с собой. Внезапно Аня видит на лавочке кошку. Пушистая красавица свернулась комочком и дремлет на солнышке.

— Ой смотрите: кошечка — это овал!

Тима тут же подхватывает игру сестры:

— А вон спрятался прямоугольник, — мальчик машет рукой вслед дребезжащему красному трамваю.

— Фонари — трапеция, — торопится сообщить Аня.

— А вот елка — треугольник! — не сдаётся Тима.

Двенадцатилетняя Наташа тоже решила включиться в игру малышей:

— Смотрите, голубь: клюв — треугольник, туловище и голова — овалы, а хвостик — трапеция!

Мама шагает позади и с улыбкой любуется на детей. Она прекрасно знает их привычку играть в полезные и интересные игры практически в любой ситуации. Вспомнилось, как это всё начиналось: их совместные прогулки с малюткой Аней в коляске, когда Наташе было четыре года. И свои вопросы, обращённые к старшей дочери с искренним удивлением: «Интересно, а почему снег на землю падает, а облака нет?» Или: «Любопытно, для чего муравьи строят муравейник?» Или: «Я вот думаю, зачем птичкам летать?». Или: «Почему придумали колесо?».

А ещё наблюдали за всем происходящим вокруг: за жуками, за листочками на деревьях, за летящим в небе самолетом. И тут же задавали друг другу вопросы, делились догадками, обсуждали, удивлялись… Поэтому Наташа росла вдумчивой, легко научилась читать. Ведь чтение воспринималось как желанный помощник, ключик к чудесам планеты и тайнам изобретений. Ежедневные 20 минут семейного чтения перед сном стали постоянной традицией.

Воспитатели в садике, а затем и педагоги в школе с радостью в один голос говорили: Наташа, единственная среди детей, может понять смысл рассказа или театральной постановки. «В наше время досуг большинства детей проходит со смартфоном или планшетом, у них клиповое мышление. И так удивительно и приятно, когда ребенок умеет думать и анализировать!» — делились они.

А теперь Наташа, через игры и общение, учит младших брата и сестру видеть чудеса в окружающем мире. Так что планшет в их семье — это окошко во всемирную библиотеку, а не игрушка.

Мама возвращается из приятных воспоминаний в реальность. Продолжает посматривать, не выронит ли кепку увлеченный Тима. Игра по поиску геометрических фигур между тем продолжается. Дети одновременно замечают бегущую собаку, и почти хором кричат:

— Прямоугольник! Треугольник!

— А тот серый дом — квадрат!

— Смотрите, фонтан — это трапеция!

— Самолет в небе — овал, треугольники!

Оживленно переговариваясь, дружная компания входит в зал ожидания на вокзале.

Мама устраивает детей на сиденьях у окна, аккуратно расставляет вещи.

— Я отлучусь на две минуты к расписанию, никуда не отходите!

Дети располагаются, проверяют самочувствие кошечки Фани в переноске. И принимаются взахлёб обсуждать свои грандиозные планы. Эта поездка была их общей заветной мечтой. Ведь впереди — игры и приключения с двоюродными братом и сестрой, десятилетними двойняшками Людой и Сашей.

Тебе понравилось, как ловко справились ребята? Попробуй тоже!

1.Задача от Тимы. Ты дома. Посмотри по сторонам и найди геометрические фигуры в пяти разных предметах.

2.Задача от Ани. Посмотри в окно. Найди геометрические фигуры в пяти разных объектах: облаках, зданиях, транспорте, на детской площадке.

3.Задача от Наташи. Ты на улице. Всмотрись в объекты со сложными формами — человек, животное, башня, и другие. Отыщи в них простые фигуры.

Совет: Заведи для наших игр и загадок красивый блокнот или тетрадь и записывай туда ответы. Можешь их зарисовывать.

Понравилось быть таким находчивым?

Глава 2. Вокзальные линии

Мама возвращается к детям.

— На какой путь наш поезд прибывает? — Наташа готова встать с лавочки.

Мама разводит руками:

— Опаздывает он. Лето! На двадцать минут задерживается. Ну что, изобретательные мои, делать будем?

— Я знаю! — Наташа достаёт блокнот, — сейчас посмотрим, как вы справитесь с моей задачкой!

Девочка делит один листок на четыре части, как окошко. В центре каждой части рисует одинаковую изогнутую линию. То же самое повторяет на трёх следующих страницах и раздаёт их родным.

— И что это? — Аня удивленно смотрит на Наташу, — какая-то каракуля!

— Вот именно! — подтверждает Наташа. — Пока это всего лишь загадочная каракуля, и вы имеете полное право крутить и вертеть ей, как пожелаете. Но обязательно нужно в итоге увидеть того, кто в ней спрятался.

— Кто в ней мог спрятаться? — округляет глаза Тима.

Наташа смеётся:

— А это у всех по-разному бывает! Присмотрись, что или кто вписывается в эти очертания? Кого они тебе напоминают? Недостающее можешь дорисовать, как будто его кто-то стёр раньше. Если загогулина целиком для тебя ничего не значит, тогда вглядись в её небольшую часть — точно найдешь чей-то образ. Может, если прямо посмотреть, ты увидишь гоночный автомобиль, к которому надо добавить только колесо. А если повернуть — увидишь зайчика с морковкой, ушки тогда дорисуй. Я не знаю, какие секреты тебе откроет эта волшебная каракуля! Так что пытаемся её разгадать, а потом сверим свои находки! У всех по четыре варианта, потому что каракули иногда хранят в себе очень много секретов!

Все увлеченно принимаются разглядывать свои листочки. Анюта, накручивая на пальчик хвостик, бормочет: «Ну, каракуля, открой же мне свою тайну!». Мама с улыбкой что-то чертит на своём листике. Тима вертит страничку с творческим прищуром и деловито посапывает.

Так проходит около пяти минут, а затем Наташа предлагает подвести итоги.

— Мне каракуля открыла свою тайну, и довольно быстро, — подмигивает мама, — разговорчивая оказалась!

— Мне тоже открыла, — деловито басит Тима, — и даже не одну!

При этом он победно смотрит на Аню, но девочка нисколько не смущается:

— Я тоже подружилась со своей загогулиной.

— Это здорово! — восклицает мама, — ну, давайте покажем друг другу её секретики.

Тима прочищает горло и начинает:

— Вот это — морская звезда вскарабкалась на камень, а вот это — зайчик присел и ушки прижал. А вот здесь, — Тима переворачивает листок бумаги, — собачка бежит с косточкой!

— Ух ты, здорово! — восхищается Аня. — А у меня вот что. Если здесь дорисовать голову, то это принцесса в платье! А тут если дорисовать палочку с крючком, получится зонтик! А здесь хвостик пушистый надо добавить, и знакомьтесь с белочкой-летягой!

— Отлично справились, — радуется мама, — молодцы! А у меня был свой разговор с нашей гостьей и вот какие тайны она мне открыла: эта каракуля бывает барашком, мордочкой олененка, парусником на волнах и дамой в осенней накидке!

— Как же красиво ты рисуешь, мамочка! — прижимается к маминому плечу Аня, восхищенно рассматривая изображения, — а ведь была всего лишь загогулина непонятная!

— Эх, моя каракуля мне меньше секретов рассказала, — тянет Тима…

— Так это ничего! — мама ласково гладит сына по голове. — Уверена, что если ты еще поиграешь в эту игру, то с каждым разом будешь узнавать все больше загогульных тайн!

Тима успокаивается.

— Наташа, а у тебя что? — интересуется Аня.

— Ну, смотрите! Так повернуть и дорисовать — получится вид на море с самолета. А если вот тут дорисовать глаза, нос и губы, то это девушка с модной прической. Здесь взгляните с этой стороны, добавить хвост — и перед вами электрический скат.

— Как здорово ты придумала, — малыши восхищенно разглядывают рисунки.

— Да, мы все молодцы, вы не хуже нас с мамой!

Брат с сестрой довольно переглядываются и хлопают в ладоши. Аня наклоняется к переноске и сообщает любимице о своих успехах.

Наташа поворачивается к маме.

— Нам ещё не пора на посадку?

Помни, что сделать упражнение очень важно! Скорее сделай его, и отправляйся дальше.

1.Задача от Тимы. Нарисуй на листке в разных местах 3 коротких линии, и преврати их в 3 разных предмета.

2.Задача от Ани. Нарисуй на листке в разных местах 3 изогнутых линии, и преврати их в 3 разных объекта — предмет или животное.

3.Задача от Наташи. Нарисуй на листке в разных местах 3 каракули, и преврати их в 3 разных объекта.

Думаю, у тебя отлично получается!

Глава 3. Загадка кляксы

— Посадку еще не объявили, — отвечает мама на вопрос дочери, — а есть ли у тебя, Наташа, чернильная ручка?

Все в семье знают о любви Наташи к разнообразной канцелярии. Девочка открывает пенал и протягивает маме перьевую ручку, заправленную настоящими чернилами. Мама поднимает её вертикально над блокнотом, немного подкручивает… И на страничке появляется восхитительная чернильная клякса сложной формы!

— Вот вам еще загадка, — сообщает мама, — кто спрятался в этой кляксе?

Ребята галдят, сыплют версии:

— Я знаю! я знаю!

— Паучок! Вниз головой висит и паутину плетет!

— Веселая медуза, видите, улыбается!

— Фокусник в плаще!

— Платье, как у меня, в горошек!

— Строители яму выкопали!

— Сколько же у вас замечательных идей! — восклицает мама. — А теперь давайте подумаем, из чего еще можно сделать кляксу?

— Кляксу, конечно, можно поставить краской, разведенной акварелью или гуашью, — тут же отзывается Наташа.

— Ну, это самое простое, — размышляет вслух Тима, — клякса может быть из варенья. Если его на блюдце капнуть. Или из грязи с сапог, если играть после дождя на улице. Помнишь, мама, ты нам с Аней сказала, что мы грязных клякс понаставили на полу? Мы тогда во дворе супер-трассу сделали для моих машинок, а земля была такой липучей после дождя!

— Я помню! — Аня счастливо улыбается. — Это была грандиозная стройка! Даже взрослые к нам подходили и удивлялись: как это мы все придумали и слепили! Долго правда мы потом отмывались…

— Да мы вас даже не узнали! — ворчит Наташа. — Папа сказал, что когда увидел вас около лужи, то решил, что это нашествие енотов-полоскунов. Которых самих надо хорошенько выполоскать от грязи.

— Наташа, признайся, что тебе просто тоже хотелось с нами у лужи поиграть, верно? — Тима с надеждой заглядывает в лицо старшей сестре. — Ты же любишь лепить из глины?

Наташа хмыкает и улыбается:

— Да! Очень хотелось!

— Я пока обед готовила, видела из окна ваши строительные подвиги! — неожиданно поддерживает ребят мама. — Если бы не срочная работа, присоединилась бы!

— А давайте в гостях попробуем построить похожую дорогу с мостами и развязками? — предлагает Тима. — Если не будет дождя, мы в ведрах воду принесем. Кстати, ведь клякса может быть еще и водяная. На ткани ее хорошо будет видно!

— Точно! — восклицает Наташа, — клякса и из самой ткани может быть. Она не жидкая, но если уронить обрезок яркой ткани на пол, то он выглядит точь-в-точь как клякса!

— Тогда клякса может быть и из цветного картона, — восхищается новой идеей Аня. — Твердая клякса даже удобнее! Её можно сначала покрутить и повертеть, а уже потом приклеить в нужном месте.

— А я продолжаю свой вид — съедобные кляксы! — смог вставить свое слово Тима. — Каша на тарелке, чем не клякса? Чем выше поднять ложку, чтобы капнуть с неё каши, тем необычнее получится форма.

— Сегодня утром вы тоже могли бы поесть запечённых клякс, если бы я выливала тесто на сковородку, как Тима кашу на тарелку, а не старалась делать блинчики круглыми, — добавляет мама. — Целую охапку интересных идей мы с вами собрали! А давайте теперь поговорим о специальных, запланированных кляксах.

Дети придвигаются поближе и слушают.

— Я предлагаю сделать специальную кляксу из гуаши. Вот так: кладем на лист бумаги два, три или четыре цвета полужидкой гуаши каждый размером с фасолину…

— Полужидкой — это как йогурт? — уточняет Наташа.

— Совершенно верно, — продолжает мама, — например, желтый и голубой, или синий и розовый. Те цвета, которые вам очень нравятся. Если три или четыре цвета, то один из них желательно взять белый или черный. Черного немного, конечно.

— Наверное я догадываюсь, почему, — произносит Наташа, — Саша в художественной школе на рисунках с помощью белой краски делает светлые блики, а с помощью чёрной — тени.

— Именно! — мама приобнимает Наташу, — так вот, если накрыть этот наш «йогурт» другим листом бумаги и хорошенечко разгладить руками, то клякса наверняка окажется весьма красивой. И ее потом очень интересно превращать в героя, которого вы в ней увидели, дорисовывая детали. Цветок, лисенок, пейзаж — все что угодно может в ней спрятаться!

Аня размышляет вслух:

— Я прямо представила, какие цвета возьму и как их расположу на бумаге. Постараюсь местами вытянуть тонкой полосочкой — планирую пейзажную кляксу!

— Поздравляю, что тебе понравилось, — произносит мама, — ты, во-первых, общаешься со своими любимыми цветами, и от этого улучшается твое настроение. А во-вторых, это приятный сюрприз: никогда наверняка не знаешь, что у тебя получится и какой секрет тебе придется раскрыть. Есть и другие интересные способы «кляксообразования».

Аня усаживается поудобнее, Наташа поправляет косу, а мама продолжает:

— В палитре или стаканчике разводите водой любую краску. Для начала хватит одного цвета. Лист бумаги нужно заранее согнуть пополам и снова раскрыть. И аккуратно накапать на него свою краску. Дальше — бумагу снова сложить по сгибу и прогладить рукой. А уж потом развернуть и положить сушиться.

— Я так понимаю, получится симметричная клякса? — спросила Наташа задумчиво, видимо планируя очередной шедевр, — если краска ближе к центру сгиба — один эффект, дальше от сгиба — другой… Как бабочка…

— Верно, доченька!

— И чем меньше воды в краске, тем ярче? — Тима любит необычные эксперименты.

В разговор вмешивается женщина с соседнего ряда:

— Оно может и хорошо, когда ярко, красиво. Но ведь всю одежду и стол замажут!

— Что мы, маленькие? У нас есть специальная одежда и клеенка для рисования, и место выделено, — деловито отвечает заботливой даме Тима.

Мама улыбается. Она вспоминает свой первый шок от вида разноцветных детей и дома, после этого и была введена «творческая экипировка».

— А если, например, не нужна мне симметричная клякса? И не хочу, чтобы сгиб был? — озабоченно интересуется Аня.

— Есть способ и для любителей ассиметричных, «лохматых» клякс. Нужно накапать краску на лист маленькой лужицей. А потом подуть на неё аккуратно через трубочку для сока или раскрученную авторучку. Трубочку держать прямо около краски, но не касаться! Чем больше в разных направлениях подуешь, тем более «взъерошенной» у тебя получится клякса.

Дети слушают, затаив дыхание. Они очень любят рисовать. Их двоюродный брат Саша учится в художественной школе, а Наташа и Аня посещают художественный кружок.

Внезапно объявляют прибытие поезда, и путешественники торопливо берут свои вещи. Еще обсуждая на ходу «кляксовые» идеи, семья направляется к переходному мосту.

Желаю успеха в этой игре! Думаю, у тебя получатся интересные произведения!

Тренируйся и читай дальше!

1.Задача от Тимы. Сделай простую кляксу. Найди, на что или на кого она похожа. Дорисуй.

2.Задача от Ани. Сделай 2 кляксы посложнее на разных листах. На что похожи? Дорисуй!

3.Задача от Наташи. Сделай 3 кляксы сложной формы на разных листах. Дорисуй!

Совет: не повторяй картинки! Они все должны быть разными, как облака на небе! Листок можно крутить.

Глава 4. Скоростная галерея

Уже разложены вещи по полкам купе, и расстелены свежие простыни. Выпущена из переноски степенная красавица Инфанта. Мама выходит к проводнице вагона за стаканами. Тем временем малыши радуются новой территории для игр. И без лишних раздумий начинают отчаянную битву подушками. Кошечка выгибает спину и прячется от возможных атак в угол. Тима начинает побеждать: он оттесняет Аню к двери отважными взмахами. Но вмешивается Наташа:

— Испытали подушки?

— Да, хорошие, мягкие! — восклицают разгоряченные подушечные бойцы.

— Ну, раз так, — верните их на место.

— А если плохие?

— Тем более кладите на место — нам на них еще спать.

— Последний разочек! — Тима замахивается своим орудием, и остатки йогурта летят со стола на мамино одеяло.

Дети замирают с широко раскрытыми глазами, а спустя секунду все втроём бросаются, чтобы подхватить злополучную баночку, сталкиваются друг с другом и не успевают спасти одеяло от этой неспециальной кляксы. Малыши в отчаяньи.

— Наташа! Что же делать! — Тима очень расстроен.

— Тима, Тима… Быстро давай своё одеяло! Аня, бегом неси влажные салфетки!

Поднимается суета.

— Твой последний разочек — тебе и спать под йогуртом. Это справедливо, — выговаривает брату Наташа и пытается торопливо оттереть с одеяльного ворса липкое лакомство.

— Не хочу, чтобы мама узнала, — тянет Тима умоляюще, — Наташа, не говори ей ничего!

— Я не скажу… Но ты только подумай: сел Тима в поезд, настроился на приятную поездку к родственникам, — Наташины руки ловко вытирают остатки йогурта очередной салфеткой, — укрылся одеялом, чтобы выспаться перед гостями, — а оно мокрое, липкое…

— Наташа, я понял… Я хотел повеселиться… Но начиная дело, надо думать о последствиях…

— Да, верно! — сестра аккуратно сворачивает пострадавшее одеяло.

— Наташа, правда, я буду стараться!

— Вот и отлично, что будешь. Клади его к себе на полку, пятном ближе к вентиляции — подсохнет к вечеру.

Притихшие дети рассаживаются вокруг стола у окошка, у Тимы очень понурый вид. Старшая сестра кладет руку ему на плечо:

— Расстроился? Ладно, братишка, я же понимаю: играть интересно. Тем более на новом месте. Ты не специально.

Тима с облегчением выдыхает и благодарно смотрит на старшую сестру.

— Поезд — это наш передвижной домик на колесах на ближайшее время, — продолжает Наташа, чтобы совсем успокоить малышей.

— Верно, — радуется Аня.

— Наташа хорошо подметила! — в дверях стоит мама. — Дом-путешественник, примерно как у Емели. Он же на печи ездил по своим делам!

— Или как ковер-самолет, — поддерживает беседу Тима, и немного обеспокоенно следит за мамиными передвижениями. — Ты на нём кушаешь, рисуешь, спишь, а он доставляет тебя в нужное место!

— Полезное изобретение! — подводит итог Наташа.

— Ну что, малыши-крепыши! Спать ложиться будете? — спрашивает мама и тянется к одеялам на верхней полке. — Давайте я вас уложу, утренние сны досмотрите.

— Нет, мама! Ты что! — искренне удивляется Аня.

— Мы совсем-совсем не хотим спать! Пожалуйста, давай не будем, — Тима испуганно хлопает глазами.

Мама испытующе смотрит на детей и пожимает плечами:

— Ну ладно… Не хотите так не хотите.

Аня с Инфантой на руках устраивает наблюдательный пост у окна:

— Столько интересного за окошком! Смотри, Тима, мы сейчас по мосту поедем! Как далеко видно!

Тима в одно мгновение забывает о неприятностях с одеялом и прыгает к Ане.

Наташа с мамой тоже садятся поближе к окошку.

— Смотрите, — Тима оживленно водит пальчиком по окну, — тот лес похож на динозавра!

— Где, где? — Анюта торопливо разглядывает пейзаж. — Тима, покажи скорее, пока не проехали!

— Я поняла, — Наташа берётся помочь Ане, — видишь, роща на трёх холмах на горизонте. Словно голова, туловище и хвост!

Аня хлопает в ладоши от восторга:

— Вижу, вижу!

— Ой, смотрите! — Наташа широко распахивает голубые глаза. — Над этим динозавром облако — как спящий медвежонок!

Мама тоже подключается:

— А под мостом лужа по форме — ну точно дельфин в прыжке!

— Правда, мамочка!

— Смотрите, наш поезд поворачивает, хвост блестит, прямо как змея! Ползет и извивается! — Аня ликует от своей находки.

— А видите справа, где экскаватор работает, у глиняной кучи, — торопливо сообщает Тима, — эта глиняная гора — точь-в-точь задремавший старичок.

— Верно! — мама гладит Тиму по голове. — И как ты только разглядел, сынок!

— Смотрите вверх, налево, — Аня трясёт «хвостиками» и показывает направление рукой, — три птицы летят на фоне облака. Две верхних как глаза, а третья пониже как носик… Мордочка котенка получается!

— В Москве есть «Третьяковская галерея», где картины великих художников находятся. А у нас получается — «Скоростная галерея»! — восклицает Наташа — Так много картин, все чудесные, и ни одна не повторяется!

Потренируйся, и у тебя будет получаться ещё лучше, чем у ребят!

1.Задача от Тимы. Посмотри на облака, попытайся отыскать части известных тебе объектов: перо, листик, нос и т. д.

2.Задача от Ани. Найди на небе или на картине облако, в котором спрятался образ полностью: барашек, автомобиль и т. д.

3 Задача от Наташи. Отыщи образы, которые спрятались в окружающем пейзаже: в домах, деревьях, холмах, лужах.

Глава 5. Разыскивается силуэт

— А помните, как мы в позапрошлом году были в Третьяковской галерее? — напоминает Наташа. — Так удивительно: художник подходит к пустому холсту и маленькой кисточкой создаёт целую историю. Как он представляет в голове эту картину? Из ничего, только с помощью кисти и своего воображения шедевр создает!

— Да, волшебство прямо! — подтверждает Аня, и поглаживает Фаню. — Я так не смогу!

— Мама, а ты помнишь? Тима ещё маленький был, а мы с Аней после этой поездки сразу записались в художественный кружок?

— И ничего я не был маленький! — заступается за себя Тима. — Мне тоже было интересно! Многие картины я и раньше видел, только в маленьком размере. А в Галерее они были настоящими. Некоторые очень огромными!

— Да, помним, как мы тебя от медвежат не могли отвести! — Аня улыбается своим воспоминаниям. — Ты тогда сказал, что это не просто конфетные медвежата, которые на фантиках. А серьезные и живые, и тебе с ними нужно познакомиться!

— Я тоже хорошо помню: мама тихонько сказала вам, что сейчас будет зал художника Шишкина. И что Тиме там понравится. А когда мы в него зашли, — Тима даже крепко зажмурил глаза от приятного воспоминания, — я как будто оказался в настоящем лесу! Мы же раньше видели только маленьких животных. А там я встретился с большими.

Тима обнимает маму, и она с улыбкой гладит сына по голове.

— А для меня было удивительно, что лес изобразил один художник, а медведей — другой, — добавляет Аня.

— Наверное, это правильно, — размышляет Наташа, — когда люди делают именно то, что у них лучше всего получается. И помогают друг другу.

Пока дети заново переживают впечатления от восхитивших их картин, мама вспоминает свои наблюдения. В Третьяковской галерее было достаточно много посетителей. Но мало кто из детей внимательно рассматривал произведения. Как же получилось, что ее малыши так высоко оценили эту поездку? Все очень просто.

Конфеты с «шедевральными» фантиками за несколько дней до визита в галерею появились в доме не случайно. Запланированными были и разговоры на исторические темы, эмоциональные и увлекательные, учитывающие интересы детей. Мама всегда следила за увлечениями сына и дочерей. Понятно сообщала им новые факты на актуальные для детей темы. И таким способом прокладывала новые дорожки-интересы. Прямиком в зону их полезного развития.

Это как заранее купить и прикрепить в детской комнате полочку для тех книжек-знаний, за которыми только собираетесь в магазин или библиотеку. Появились книги-знания, а их уже с нетерпением ждут. Уже и местечко для них готово. Ребенку остаётся только заботливо поставить их на нужное место. Потому-то ее маленьким детям и понравилось в галерее, несмотря на их возраст. Интерес девочек возник через сказки и истории, Тимы — через природу и животных.

— А давайте-ка мы с вами сейчас создадим собственную галерею! — предлагает мама. — Доставайте бумагу и карандаши.

Аня с Тимой радостно копаются своих рюкзаках. У Наташи всё необходимое, как обычно, наготове. Минута — и все дети выжидательно смотрят на маму.

— Игра такая: рисуем несколько квадратиков. А теперь волшебными линиями будем их превращать в разные предметы. Только условие: этих новых линий должно как можно меньше. Как будто у вас их мало, и линии нельзя расходовать понапрасну. Например, что самое важное я должна пририсовать к квадратику, если хочу превратить его в домик?

— Окошко?

— Дверь?

— Крыльцо?

— Все это важно, но давайте подумаем, что же самое необходимое? Вот представьте, мы идем в темноте, и виден только силуэт дома. Света в окошках нет, не всегда же он включен.

— Крыша! Конечно, крыша! — радостно выпаливает Аня, и обнимает Инфанту.

— Ее всегда видно! — подтверждает Тима.

— Верно подметили! — улыбается мама. — То есть к квадратику нужно пририсовать сверху уголком всего две линии. И всем станет понятно, что это дом. А что мы должны дорисовать у квадратика, если хотим превратить его в подарок? Две петельки бантика сверху. Вижу, вы поняли правила, — мама заглядывает во все листочки и одобрительно кивает.

— Итак, у вас три квадрата. Попробуйте теперь сами превратить первый квадратик в окно, второй — в сумку, третий — в цветочный горшок.

Дети задумываются и быстро дорисовывают детали. Все справились! На первом квадратике появилась перекладина посредине и линия форточки. В сумку второй квадратик превратился из-за ручек сверху. А из третьего выросла пара листочков у Тимы и по одному цветочку у девочек.

— Красота! — одобряет Тима все рисунки.

— Отлично справились! — соглашается мама. — А теперь нарисуйте несколько кружков. Займемся их превращением. Первый у нас будет апельсин. Второй — зайчик. Третий — лицо человека.

Дети радостно берутся за эту задачу. Каждый хочет закончить первым.

— Помните, что мы бережем линии: рисуем только самую важную деталь! Но, конечно, если её оказалось недостаточно и картинка не стала понятной, добавляем ещё что-то. Ну, получилось?

Мама наклоняется к рисункам, которые дети протягивают ей наперегонки.

— Мне сначала было трудно найти главную деталь. Но потом я поняла смысл, и стало очень интересно, — удивляется Аня. — Это как загадки решать!

— Да, — подтверждает Наташа, — мы привыкли рисовать подробно и не задумывались, какой признак важнее.

— А мне сразу было легко, — удивляется Тима.

— Давайте сделаем задачу более интересной. Теперь наш старт — два кружочка, которые соприкасаются.

Пока мама объясняет, Инфанта поднимается со своего места, подходит к блокноту Тимы и укладывается на него. Обвивает себя полосатым хвостиком в знак того, что это надолго.

— О! Фаня выбрала мои рисунки: это она их так хвалит! — смеётся мальчик.

— Моя кошечка просто добрая, вот и пришла улучшить твои рисунки, — не соглашается с версией брата Аня, — всё, к чему Фанечка прикасается, становится милее!

— Да, Фаня известный улучшатель! — произносит мама сквозь смех. — Помню, как эта красавица украсила моё темно-синее платье своей белой шерсткой. Я торопилась и не заметила. С соседкой на лестнице столкнулась, а она говорит: «Что это у тебя, Даша, платье седеет? Пора ему на пенсию!»

— Тогда моя школьная юбка давно пенсионерка! Уж так хорошо Фаня её улучшает — старается изо всех сил! — смеется Наташа.

— Она делает, чтобы вам было теплее! — Аня защищает привычку питомицы ложиться на все новые предметы. — Заботливая она очень!

— Ладно, пусть заботится! — мама смахивает слезы, которые выступили от смеха. — Вернемся к игре. Два кружочка рядом. Так…

Дети старательно рисуют фигуру, похожую на идеальную восьмерку.

— Блокнот можно крутить или сразу рисовать фигуры под нужным наклоном. Найдите как можно больше героев, которые содержат эти элементы. Но дорисовывайте по нашим правилам: только самое важное!

Дети кивают и продолжают игру-работу.

— Ну, есть версии? Какие идеи пришли в ваши умные головушки?

— Вот, пожалуйста! — Аня показывает свой листик. — К первым двум кружочкам я пририсовала дужку — они превратились в очки. А у этих двух появились зрачки, вверх смотрят — глаза. А здесь кружочки стоя расположены, это снеговик — острый нос-морковку добавила и еще один кружок.

— Аня, здорово! — хвалит рисунок Тима. — А у меня автомобиль! Видите, кузов поставил на кружки-колеса? А это — пчелка, сбоку крылышко и полоски. Здесь у меня муравей. А вот тут — гусеничка. Это птичка: клюв и крыло добавил.

— Тима, молодец, целый зоопарк нарисовал! — восхищается Наташа. — А у меня получились вишенки, две палочки-черенки кружочки соединяют. Это два лица рядом: глазки-точки добавила. А вот два шарика воздушных на веревочке.

Малыши одобрительно ахают.

— Здесь добавила еще один кружок и столбик, — продолжает Наташа показ, — получился светофор. А это цветок: еще один лепесток и стебель.

— Мне всё нравится! — перебирает листки мама. — Особенно хороши снеговик, пчелка и вишенки. А птичку из кружков даже я не догадалась бы нарисовать. У вас так быстро получилось превратить простые фигуры в такие разные предметы! Заявляю со всей ответственностью: превращения отличные! Галерея получилась на славу!

— Ура! — хлопают в ладоши дети.

— И давайте по этому поводу устроим чаепитие!

Пока дети еще обсуждают свои идеи и находки, мама быстро собирает на стол.

Присоединяйся к команде находчивых! Потренируйся!

1.Задача от Тимы. Нарисуй на листке 5 кружков и преврати их в 5 разных картинок.

2.Задача от Ани. Нарисуй 5 волнистых линий и 5 квадратов. Преврати их в 10 разных картинок. Без повторов!

3.Задача от Наташи. Нарисуй 5 треугольников, 5 полукругов и 5 прямоугольников. Преврати их в 15 картинок.

Совет: картинки должны быть размером с монетку.

Глава 6. Многоликая ложка

Как же это вкусно — чай в поезде! С ароматом счастливого путешествия! Посоперничать с ним могут только чай из походного котелка или «небесный» напиток из рук стюардессы. Ни в одном кафе или ресторане не нальют вам такого изумительного чая.

Откуда в ресторане возьмется перестук колес? Или смена разноцветных пейзажей за окном? Сможете ли вы в кафе поджать под себя ноги и облокотиться на подушку, ощущая скорость своего передвижного дома? Наши путешественники скажут на это хоть сотню раз — нет! Чай в поезде точно особенный!

Поезд покачивает, Наташа с мамой деловито прибирают стол после чаепития, а Аня с Тимой увлеченно разглядывают чайную ложечку. Она не такая, как их домашние столовые приборы.

— Ложечка металлическая! — Аня протягивает объект своего наблюдения брату.

— А ещё гладкая, — принимает вызов сестры Тима, гладит пальцем серебристую поверхность и возвращает её девочке.

— Она тяжелая, — продолжает Аня.

— Легко помещается в руке! — парирует Тима.

— Черпалка у нее овальная!

Инфанта в уголке кровати обвилась пышным хвостом и убаюкивает себя мурлыканьем, но иногда приоткрывает большие золотисто-зеленые глаза и наблюдает за играющей хозяйкой.

Мама с Наташей устраиваются у окошка, каждая со своей книжкой. Но временами вскидывают заинтересованные взгляды на соревнующихся. Кому удастся найти в простом предмете больше качеств? Брат с сестрой увлеченно подкидывают друг другу новые варианты. Словно играют в пинг-понг.

— Она с рисунком! — Тима полон решимости. Он намеревается найти больше свойств ложки, чем сестра.

— Хорошо отражает свет!

— Много мелких царапин, она не новая! — не сдаётся Тима.

— Не ржавеет — вот написано! — Анин пальчик утыкается в надпись.

— Прохладная!

— Тонет в воде! — Аня уверенно продолжает игру.

— Невозможно поджечь!

— Прослужит пассажирам много лет!

— Ею можно постучать, — Тима демонстрирует это качество, стучит ложкой по столу, — слышишь?

— Известно, где изготовлена, смотри, вот название завода.

— Серого цвета! — Тимин вид говорит о том, что у него ещё масса идей.

— Симметричной формы, — Аня держит ложку на вытянутой руке перед своим лицом, — видишь? Идеальная симметрия!

— Прочная. Очень.

— Да, но сильный человек сможет её согнуть, — Аня задумчиво щурится, — ну или если машина по ней проедет.

— Принадлежит железной дороге — есть буквы РЖД, — Тима торжественно поднимает ложку вверх в знак доказательства.

Дети передают друг другу ложку и находят в ней всё новые черты. Никто не хочет сдаваться первым.

— Ну, просто праздник сердца! — произносит мама. — Столько примет вы нашли у скромной дорожной ложечки!

— Я даже заслушалась, — признаётся Наташа, — Тима, а ведь ты нисколько Ане не уступал. Я думала, Аня победит. Молодец, братишка!

— Что я, маленький, что ли! С ложкой не справлюсь?

Тима и Аня довольно переглядываются: они так увлеклись игрой, что не замечали, что их кто-то слушает.

В это время мимо открытой двери купе проходит женщина с мальчиком. Она останавливается и притягивает к себе сына.

— Добрый день! Мы из соседнего купе. Я вижу, у вас дети? Может быть, Паша поиграет с ними? — обращается она к маме.

— Здравствуйте! Да, конечно: Паша, проходи! — мама приветливо улыбается мальчику.

Но случается неожиданное:

— Никуда я не пойду! — истерично кричит Паша. — Мне нужно зарядить планшет!

И мальчик убегает в свое купе. Женщина виновато разводит руками, расстроенно произносит:

— Ничего не могу поделать… Во второй класс идти осенью. А из-за планшета и в первом не мог учиться. Гулять на улицу тоже не могу уговорить выйти…

— А с какого возраста у Паши свой планшет?

— На пятилетие подарила. Думала, как хорошо, что ребенок занят полезными играми и учится управляться с техникой, это его развивает лучше, чем простые игрушки, — женщина сокрушенно машет рукой.

— А как сын читает? — участливо спрашивает мама.

— Буквы на планшете выучил, слова читает, — Пашина мама печально качает головой, — но понять прочитанное не может. Пересказать тоже не может — какая уж тут учеба…

— Ты куда спрятала мой планшет? — раздаётся визгливый крик, и в дверях вновь появляется Паша.

— Пойдем, пойдем! — соседка по вагону подхватывает сына за локоть, и они выходят.

Теперь крики доносятся из соседнего купе.

Дети с мамой расстроенно переглядываются:

— Бедный Паша, — произносит Аня.

— Конечно, ведь планшеты захватили его в плен. И теперь не отпускают, — добавляет Тима, — к друзьям, к книгам, на природу.

— Но сначала они втерлись в доверие к его маме, а она позволила его пленить. Иначе как бы он там оказался? — рассуждает Наташа. — Ведь пока дети маленькие, их оберегают родители, они же опытнее. А малыш в пять лет в будущее не умеет заглядывать, только играть.

— У нас в садике и играть не все умели, — вставляет своё слово Аня, — некоторые только когда за них игру придумывали!

— Вы все правы, мои любимые. Пока находимся в гостях, надо будет поучиться в будущее заглядывать. Это даже не все взрослые умеют, — задумчиво произносит мама.

— А я уже умею — мы скоро к станции подъедем! — загадочно щурится Тима и задёргивает шторку. Так в окно не виден стремительно приближающийся перрон. Все согласно кивают и делают вид, что не заметили этой маленькой хитрости.

— Тогда пойдемте разминать ноги! — поднимается с сиденья мама.

Ты вместе с ребятами уже хорошо продвинулся! Сделай ещё одно упражнение!

1. Задача от Тимы. Возьми любимую игрушку и назови 10 её качеств.

2. Задача от Наташи. Возьми средний по сложности предмет — апельсин, тапочек, табурет, тетрадь, расчёску, коробку — назови 10 свойств.

3. Задача от Наташи. Возьми простую вещь, например, карандаш, линейку, листок, деталь лего, шарик, тарелку. Назови 15 качеств.

Совет: предмет можно осматривать со всех сторон, трогать, нюхать, слушать.

Глава 7. Одинаковое в разном

Тем временем поезд останавливается на большой станции. Дети с мамой спешат выйти из своего передвижного домика, чтобы погулять по перрону. У них есть полчаса, чтобы подышать воздухом.

Мама держит на руках Инфанту. И без того огромные глаза кошечки ещё сильнее распахиваются от удивления: она крутит милой мордочкой и принюхивается. Пытается разобраться в ворохе незнакомых запахов. Дети устраивают активную разминку: играют в догонялки в стороне от других пассажиров, а когда запыхались, возвращаются к маме.

Тима внезапно замечает приближающееся к ним по перрону необычное существо и зовёт родных:

— Смотрите, что за чудо-юдо! Вроде собака. Но какой-то странной формы…

Девочки с мамой всматриваются. Да, непонятное животное… Но когда оно приближается, всё объясняется. Крохотная собачка со светло-коричневой шерсткой собралась устроить себе редкий пир. Она несет в зубах половину жареной курицы размером почти с саму собачку. Но и при такой тяжелой ноше «добытчица» вполне бодро и даже гордо семенит, нисколько не сбавляя темпа. Очевидно, в предвкушении сытного обеда.

Пассажиры на перроне добродушно посмеиваются и расступаются перед удачливой собачкой.

— Надо же, курица больше неё, а как быстро бежит!

— И правильно! Беги, везунья, в укромное место!

— Такая маленькая, два дня пировать будет по полной программе! — люди одобрительно смотрят вслед деловитой добытчице.

Рядом с нашими путешественниками стоит добродушный бородатый мужчина с маленьким сыном. Ребенок внимательно наблюдает за бегуньей и тянет отца за руку:

— Папа! Где собачка курочку взяла?

— Она, сынок, на охоту в лес сходила. Видишь, вон там деревья вдалеке?

— Папа, ты шутишь! Охотничьи собаки большие!

— Ну и что. Знаешь, однажды одна моя знакомая крошечная собачка, ещё меньше этой, пошла на охоту и… Добыла там целого саблезубого тигра! Взяла его маленькими зубками за полосатый хвост — и не вырваться бедному хищнику. Как бы он ни пытался. Пришлось ему сдаться, так домой и привела за хвост, как на верёвке.

— Ты снова шутишь! — малыш насупил светлые бровки. — Нельзя на охоте добыть уже жареную курицу!

— Ну, тут ты прав! Тебя не проведёшь! Молодец! — мужчина смеётся, подхватывает ребенка на руки и садит себе на плечи.

Ещё одна пассажирка тоже смотрит вслед удивительной бегунье:

— И где эта шустряга курицу стянула?

— И правда, где? — озадаченно повторяет Аня.

— Ну почему сразу «стянула»? — защищает собачку старичок справа от наших героев. — Такая маленькая до стола не допрыгнет. Уронили, наверное, а она подобрала.

— Или угостили! За добрые глаза и пушистый хвостик! — пассажиры продолжают разгадывать собачкин секрет.

— А может, люди сумку с едой на землю поставили, а она в это время и утащила курёнка.

— Нелогично! Мы все видели: курица не в пакете, не собакен же её развернул!

— А может, буфетчица поддон с жареными курицами поставила на низкий столик и отвлеклась. А собака тут как тут!

Собачка не обращает на эти одобрительные и оскорбительные предположения никакого внимания. Торопится в только одной ей известное тихое место.

Дети провожают пушистую счастливицу взглядом и поворачиваются к маме:

— Главное, чтобы у неё более крупные собаки не отобрали еду, — переживает Аня.

— А может, она её специально другим собакам и несёт? Например, щенята у неё растут? — предполагает Тима.

— Может быть, — улыбается мама, и поглаживает Фаню, — Инфанта мне сейчас шепнула, что больших псов здесь не чует. Значит, никто собачкину добычу не отберёт!

— Ну, Фанечке можно верить, — поддерживает шутку Наташа, — она высоко сидит, далеко глядит, а уж нюх у неё какой отменный!

— У нас ещё несколько минут прогуляться, — напоминает мама.

Аня крутит головой:

— Какой красивый вокзал, — замечает она. — Мама, а когда его построили?

— Думаю, около 80-ти лет назад.

Аня замирает, приглядываясь к высоким башенкам и изящным аркам вокзала. Вся семья знает об ее интересе к прошлому, начиная от динозавров и заканчивая недавними историческими событиями. Поэтому никто её не отвлекает.

— Как интересно, — говорит она сама себе, — надо почитать в интернете об истории этого города.

Тима в это время увлечённо разглядывает стройные елочки у вокзальных стен. Мальчик — истинный ценитель природы. И это неудивительно: мама всегда рассказывает детям перед прогулкой занимательные истории. Про растения, атмосферные явления, насекомых и птиц. Как же они потом стараются увидеть их вживую, чтобы убедиться в их замечательных качествах. Порассуждать или вдохновиться на эксперимент.

Занимать это может и десять минут, и два часа. Время зависит от темы, от погоды, от настроения детей. Пока увлечённый Тима вновь и вновь проверяет новые догадки, мама может спокойно поработать на ноутбуке. А иногда наблюдение может быть быстрым, «попутным», по дороге по другим важным делам.

Когда Тима понял, что источником огромного разнообразия интересных историй является книга, он быстро научился читать. И в свои семь лет уже знал много фактов о растительном и животном мире.

Наташа спрашивает у Тимы:

— Найдёшь общее между елочкой, твоим предметом интереса, и Аниным вокзалом?

Тима оборачивается на неожиданный вопрос сестры, видит искорки смеха в её глазах. И, конечно, принимает вызов.

. — Оба вытянуты в высоту!

— Они твёрдые, — продолжает Наташа.

— Они цветные, — Тима и не думает сдаваться.

— Состоят из частей.

— Стоят на земле крепко, — Тима в доказательство топает ногой.

— Приносят пользу.

— Находятся на планете земля.

— Могут служить укрытием от дождя, — Наташа с опаской взглядывает на небо.

— Радуют глаз.

— Каждому из них много лет.

— На них действует гравитация, — Тима поднимает вверх палец, гордясь своей эрудицией.

— Они имеют вес.

— Они гораздо выше человека.

— Они нуждаются в заботе, — Наташа гладит елочку рукой.

— Со временем разрушатся, — вздыхает Тима.

— Состоят из молекул.

— Наташа, Тима, мы уже заходим в вагон! — мама передаёт питомицу Ане и призывно машет детям рукой. — Поезд готов к отправлению!

Наташа с Тимой переглядываются, довольные, и пожимают друг другу руки.

— Бежим! — весело предлагает Наташа.

И брат с сестрой вприпрыжку направляются к вагону.

Инфанта поджала мягкие лапки и ждет, пока ты сделаешь упражнение!

Но сначала тоже попробуй раскрыть собачкин секрет! Как думаешь, где маленькая охотница могла взять такую большую добычу?

1.Задача от Тимы. Возьми для рассмотрения: две разные книги, или игрушки, или два предмета одежды. Найди в паре 7 общих свойств.

2.Задача от Ани. Возьми для рассмотрения пары: фломастер и расчёску, альбом и тетрадь, торт и арбуз, велосипед и автомобиль. Найди 10 общих свойств.

3.Задача от Наташи. Рассмотри абсолютно разные пары: книгу и дом, самолёт и рюкзак, диван и дельфина, дерево и автобус. Найди 10 — 20 общих свойств.

Глава 8. Непохожие двойники

И вот мама с детьми снова покачиваются в своем временном уютном жилище. «Чух — чух, чух — чух…», — убаюкивающе поёт свою дорожную песенку поезд. Незаметно пролетел день, и пришла пора готовиться ко сну. Вдоволь налюбовались дети на бегущие за окном леса и поля, облака и озера, аккуратные домики пролетающих мимо деревень.

У щедрого солнышка свои порядки: каждый вечер оно прячется за горизонт. Потемневшие редкие облака помогают ему погасить последние лучи. На ночном небе появляется загадочная круглобокая луна, рассыпаются первые, самые яркие, звезды.

— Как балерины на сцене! — метко замечает Наташа.

Теперь на частых маленьких дачных станциях поезд встречают — и тут же провожают — яркие фонари. Именно они, эти земные помощники луны, позволяют понять, как быстро мчится поезд.

Все улеглись по своим местам. Аня с Тимой устроились наверху. Но Тима решает, что нельзя просто так взять, да и уснуть в такой замечательный и необычный вечер. Очередные пролетающие мимо фонари согласно моргают: никак нельзя! Показав на свое одеяло, брат шепчет Ане:

— На моем одеяле клетка крупнее.

Аня принимает правило новой игры: искать отличия в практически одинаковых вещах. И отвечает:

— А мое более пушистое.

— Мое темнее, — продолжает Тима.

— Мое немного шире — видишь, свисает чуть ниже.

— Мое с каёмкой.

— А у моего бирочка есть.

— Моё из более мягкой ткани. Смотри, какие на нём складки мелкие!

— А моё старее, видишь — в углу протерлось.

— А на моём пятно, — почти неслышным шепотом напоминает Тима и морщится.

Мама поднимает голову от книжки, смотрит внимательно на детей и произносит:

— Игруны вы мои драгоценные! Встали рано, ехали долго — засыпайте скорей. Завтра прибудем — будет много эмоций, разговоров. Спать рано вы точно не ляжете.

Тима свешивает голову вниз:

— Мама, ты правда тёте Оле ничего не говорила про наш приезд? Это точно будет сюрприз?

— Это же так здорово, что они ничего не подозревают, занимаются обычными делами, — Аня даже зажмурилась мечтательно, — и вдруг мы такие с чемоданом появляемся! Приехали, встречайте!

Девочка открывает глаза и смеётся счастливым смехом.

— Ох уж эти ваши сюрпризы! Очень мне эти тайны не нравятся, но вы меня уговорили. Каким-то чудом ничегошеньки я тёте Оле не сказала, — смиренно отвечает мама.

— Мама, спасибо, что не выдала! Люда с Сашей будут просто на седьмом небе от счастья, когда завтра нас увидят! — Наташа представляет себе этот восхитительный момент и хлопает в ладоши.

— Вот в первый и в последний раз я участвую в таком эксперименте! — восклицает мама. — Второго раза мои взрослые нервы не выдержат, да и тёте Оле наверное тоже хватит одного такого сюрприза.

— Мамочка, но мы же накануне созванивались, они дома! Никуда не собираются. Это Аня так здорово придумала, про секрет!

— Надеюсь, что так. Спокойной ночи, любимые мои заговорщики!

И мама выключает свет.

Продолжение ждет тебя! Давай натренируем такое же внимание, как у Шерлока Холмса!

1.Задача от Тимы. Возьми пару: 2 разные ложки, 2 разных кисточки, 2 разных футболки, 2 разных кружки — найди в каждой паре 5 отличий.

2.Задача от Ани. Посмотри на 2 одинаковых фрукта или овоща, или 2 одинаковых булочки, или 2 дерева — найди 5 отличий.

3.Задача от Наташи. Рассмотри пару туфель, или 2 похожих тетради, или 2 карандаша — найди в этой паре 7 отличий.

Совет: приготовься замечать мелочи!

Глава 9. Стремительные превращения

Ехать на поезде до города, где живет тетя Оля, меньше двух суток. Веселая компания не успевала устать от поездки. Наоборот, масса приятных впечатлений. Взятые с тобой книжки прочитаны, рисунки нарисованы, и даже песни спеты. Все это — под смену пестрых городов за окном. И предвкушение теплой встречи с родными несказанно радует.

Любопытная Инфанта, в шлейке и на поводке, уже несколько раз исследовала вагон в сопровождении девочек. И получила огромное количество комплиментов своей необыкновенной кошачьей красоте и угощений. Даже её необыкновенного аппетита не хватило, чтобы вместить в себя все вкусности.

Особенно детям нравятся чаепития в поезде. Беседа за таким чаем — в сопровождении пробегающих березок, озер и домиков — вдвойне приятна.

— Жаль, что папа с нами не поехал, — сожалеет Тима, пока с аппетитом жуёт бутерброд.

— Что ж поделать, командировка, — мама разводит руками, — ты же знаешь, папа только рад поучаствовать в ваших вылазках. Да ещё и поруководить ими!

— Да, — Тима вздыхает, — ребята во дворе говорят, что папа у нас классный!

Дети уже не в первый раз начали с удовольствием вспоминать совместные с папой великие свершения. И особенно один эпизод его участия в жизни двора…

Одной из местных достопримечательностей был Пушок, кот солидных размеров. Именно поэтому за всю свою кошачью карьеру он ни разу не поднимался выше тротуара. Но однажды увлёкся погоней за аппетитным упитанным воробьем. Неожиданно для себя Пушок оказался на клёне, на уровне третьего этажа. Он, конечно, не стал хранить в секрете ни свой подвиг, ни своё отчаянье. В тот же миг торжества Пушковой ловкости двор огласился душераздирающим кошачьим призывом.

— Даже сигнализация на машине у дяди Коли сработала, — вспоминает подробности Аня.

— Аня, да нет же, — Тима вносит свою лепту в воспоминания, — сигнализация сработала от мяча. Женька как раз собрался бить пенальти, а тут Пушок со своим безумным криком. Кто угодно бы криво мяч послал. А у Жени ещё и абсолютный слух, он в музыкалку ходит. Говорит, ему этот вопль потом в кошмарах ещё пару дней снился.

— Ну, может и так. Мяча мы с девочками не видели, а сигнализацию я хорошо запомнила.

Услышав громкую кошачью саморекламу, все ребята собрались в кружок под кленом, чтобы посовещаться. Кот явно напуган, сам не слезет. Надо бедолагу снимать.

А характером этот пушистый серый котяра обладал крайне вздорным и склочным, сам любил атаковать всё и вся.

— Да, положение было ужасное, — Наташа звонко помешивает чай, — я как раз уроки делала. Окна были закрыты, и всё равно прекрасно услышала Пушка, выглянула. Ну, думаю, детям не справиться, кот большой, царапучий…

— А тут как раз папа с работы идёт, мы с ребятами к нему побежали, — Тима увлеченно жестикулирует, — просим МЧС вызвать. А он нам отвечает, что не по-мужски это, таких занятых людей от серьёзных дел отвлекать. И что они с Пушком заранее договорились друг другу помогать в случае чего. Подмигнул нам, снял куртку и на дерево полез.

— А я помню, мама, как ты расстроилась, когда папа пришёл с царапинами на лице. Пушок от испуга его исцарапал, — Аня прижимается к маминому плечу. — Но ведь это ради доброго дела!

— Конечно, папа у вас по-другому и не умеет поступать, — вздыхает мама, снова переживая волнение того дня. — Помочь слабому — это без сомнений очень доброе дело.

На пару минут все замолкают в эмоциональных воспоминаниях.

— Ой, мама! А давай в твою любимую игру поиграем, в «Превращалки»? Мы сейчас быстро посуду помоем! Аня, помоги мне, — Наташа принимается наводить порядок.

За чистым столом садятся играть. Мама — с Наташей, Аня — с Тимой. Каждая пара берёт по большому листу бумаги и по цветному карандашу. Считалочкой определяют, кто начинает.

И вот уже Аня рисует зеленым карандашом маленький кружок в середине листа.

— Это блюдце, — объявляет она.

Тима тут же синим карандашом добавляет точку в середине кружка.

— Превращаю блюдце в открытый зонт, вид сверху.

Аня проводит от точки несколько линий к краям круга:

— Превращаю зонт в круглый пирог, порезанный на порции, — поясняет она.

Тима изображает рядом точно такой же кружок:

— Превращаю пирог в глаза. Видишь, какие красивые!

Сестра пририсовывает над кругами колыбельку:

— Превращаю глаза в детскую коляску!

С помощью Тимы вокруг коляски появляется прямоугольник:

— Превращаю коляску в книжку про малышей!

Аня не сдаётся. Её зелёный карандаш дополняет прямоугольник линиями, создающими силуэт футболки:

— А это и не книжка, а футболка с рисунком.

Малыши, как обычно, играют более эмоционально. Тима взмахивает рукой с карандашом, как дирижер, и с азартом проводит на бумаге несколько синих линий. Появляются голова, руки и ноги:

— Уже нет: превращаю футболку в девочку.

Малыши поворачиваются к маме:

— У нас ничья, лист кончился!

Тем временем Наташа с мамой смотрят на свой лист и смеются:

— Вот это лайнер получился! Только почему у него на борту ромашки нарисованы?

Тима с Аней с любопытством рассматривают рисунок. По цвету карандаша понятно, кто какой ход делал.

В это время в купе заглядывает проводница:

— Ваша станция через сорок минут. Сдавайте бельё!

— Спасибо! Сейчас принесем! — поворачивается мама к женщине.

А Тима с Аней прыгают: — Подъезжаем! Урааа!

Помни, что сделать упражнение очень важно! Отправляйся дальше только после того, как закончишь.

1.Задача от Тимы. Начните с середины тетрадного листа. Сделайте по 2—3 хода.

2.Задача от Ани. Начните с середины листа А4. Выполните 3—5 ходов.

3.Задача от Наташи. Возьмите лист А3 или склейте 2 альбомных листа А4. Сделайте 5—7 ходов.

Совет: позови кого-то из родных или приятелей для этой игры. Возьмите карандаши или фломастеры разных цветов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воображение в подарок, или Спасательный круг для школьника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я