Подростки Рома и Майя живут по разные стороны реки, а по сути – в двух разных государствах. Границу просто так не перейти, опасную реку не переплыть, но когда тебе пятнадцать, так хочется поговорить с кем-то, кто понимает. А ещё в таком возрасте ты остро видишь, что правильно, а что – нет, и точно знаешь, как это исправить. В один день Рома становится единственным свидетелем того, как Майю похищают, и отправляется на ту сторону на её поиски.
2
Костерок из полусырых тонких веток больше дымил, чем горел, но это был первый костёр в штабе в этом году, поэтому смотреть на вялое пламя было всё равно радостно и уютно. Юрка протянул Роме слегка подгоревший хлеб на прутике и щелчком пододвинул поближе спичечный коробок с солью.
— Юрец, из тебя бы получилась отличная бабушка. — Рома поперекидывал хлеб из одной руки в другую, чтобы остудить, и поковырял сгоревшую корочку ногтем.
— Это ты просто бабушек настоящих не видел.
Это правда. Про родителей матери в Роминой семье никогда не упоминалось, а родители отца жили далеко. Последний раз Рома ездил к ним, когда ему и пяти лет не было, и он мало что помнил. Пыльная дорога, жаркий и вонючий автобус, лягушки в тростнике и рыжие коровы с большими глазами и пушистыми ресницами. Мама купила ему журнал с картинками, чтобы не доставал её в пути, и они случайно забыли его в автобусе. Мама тогда очень ругалась на отца.
Рома откусил кусок тёплого хлеба и достал блокнот. Последний набросок девчонки ему не понравился: он не знал, как передать цвет кислотно-зелёной куртки, и просто добавил штриховки. Получилось слишком темно. А белые волосы как нарисовать?
Рома быстро начирикал Юркин портрет: блестящие тёмные глаза, лохматая голова, нос пуговкой. Добавил большие очки, платок в мелкий цветочек на голове и развернул блокнот. Баба Юра.
— А чегой-то ты кралю нормально нарисовал, а меня вот так? — Юрка почему-то обиделся, — Баб вперёд братков ставить — это не по понятиям.
— По каким таким понятиям?
Юрка как будто смутился.
— Не знаю. Батя так говорит.
Помолчали. Юрка ворошил затухающий костёр палочкой, Рома сидел на старой автомобильной покрышке и смотрел, как речные камешки блестят и переливаются в лучах заката, когда с них сходит волна.
Где-то вдалеке выше по течению раздался низкий гул.
— Да бли-и-ин, ну почему сегодня. — Юрка потёр ступни одну о другую, быстро запрыгнул в кроссовки на липучках и начал мучить садовый стул. За зиму стул проржавел и выцвел, казалось, что он скорее развалится, чем сложится. Рома торопливо зашнуровывал зимние ботинки.
Ритуал этот был знаком и даже успокаивал: спрятать стул в глубине пещеры как можно выше, разобрать круг камней, которые образовывали «очаг», выложить ими внутренность старой покрышки, чтобы не унесло течением. Проверить, не осталось ли чего ценного, и залезть наверх.
Обычно шлюзы открывали после дождей, чтобы не затопило деревни выше по реке. За считаные минуты Пирра выходила из берегов, и уровень воды мог подняться на пару метров. Для жителей городов это было не опасно: теоретически в это время на берегу никого не должно было быть.
У них было минут пять, чтобы собраться и залезть на иву. Дальше наверх, перелезть через погнутую сетку-рабицу, на стену и уже оттуда смотреть, как река белеет и мутнеет и несёт ветки и прочий мусор куда-то дальше в море.
Вода быстро прибывала. Рома отряхнул руки и посмотрел на тот берег. Интересно, девчонка ещё там или уже свинтила? Сейчас они и выяснят, как она туда забралась.
Девчонка всё ещё лежала на спине, не обращая внимания на гул шлюзов. Она там живая вообще?
— Ну всё. Уходим. — Юрка уже зацепился за уступ на стене пещеры и начал лезть наверх. Рома посмотрел на «чёртовы пальцы»: затопило до половины. Минуты две у них ещё есть.
— Эй! — Рома приложил руки ко рту рупором. — Белобрысая! Сваливай, а то унесёт!
Значит, Юрка, когда волнуется, превращается в бабушку, а он, Ромка, превращается в Юрку.
— Чего разорался, может, она по нашему-то и не понимает. — Юрка уже сидел наверху на ветке и внимательно наблюдал за противоположным берегом. — Кинь ей камень, что ли. И сам сваливай.
Рома его не слушал. Он с трудом пробирался к «чёртовым пальцам», вода доходила почти до пояса, волны несли по дну мелкие камешки, которые стукались о подошву ботинок. Рома забрался на «мизинец», выпрямился, насколько это было возможно, и замахал руками.
— Э-э-эй!
Не слышит. Отец говорил, что в детстве они постоянно купались в реке. А потом выше построили дамбу и шлюзы, появились водовороты, и людей начало выносить к мосту. Позже их находили то на той, то на этой стороне, а иногда и вовсе не находили: течение было таким сильным, что тела уносило в море. Маму так и не нашли.
— Уходи-и-и!
Вода мутнела.
— Беги, девонька! — Юрка тряс ветку так, что всё дерево дрожало. На голову ему летели листья и отцветшие серёжки ивы. Да их уже все погранцы заметили, а она всё лежит.
Рома оглянулся вокруг, похлопал себя по карманам. Блокнот, ключи, бинокль.
Рома достал бинокль. На корпусе была странная гравировка: пять вертикальных линий в круге. И на одном из окуляров было выцарапано «АНИ». Кто такая Аня и кто был настолько безграмотен, Рома не знал. Бело-золотой театральный бинокль принадлежал тёте Инге, правда, неизвестно зачем он ей был нужен, ведь театров в Приречном отродясь не было.
Ой попадёт Юрке. Рома вцепился в камень пальцами, размахнулся и что было силы кинул бинокль в сторону противоположного берега. Бинокль полетел по высокой дуге, блеснул на солнце и через две бесконечных секунды приземлился на близнеца «чёртовых пальцев» на той стороне. От удара его разнесло на две части, и обе синхронно булькнулись в воду.
Юрка охнул. Девчонка подскочила на месте. Жива! Рома закричал что-то нечленораздельное и замахал одной рукой. Второй он держался за камень: вода прибывала, и тяжёлые ботинки скользили, утаскивая его вниз.
— Беги, растяпа! — Откуда Юрка такие слова-то берёт. Не выясняя, кому это адресовалось, Рома сполз в воду и начал пробираться к берегу, держа блокнот в зубах. Вода доходила до груди, приходилось грести руками, чтобы продвигаться вперёд.
Оставляя за собой мокрый след, как улитка, Рома с трудом залез на иву и обернулся. Девчонка металась по пятачку, который ещё не был затоплен водой. Юрка уже не тряс ветку, а просто вцепился в неё так, что пальцы побелели, и смотрел на другой берег, раскрыв рот.
Девчонка остановилась на секунду, словно раздумывая, и нырнула в воду.
Всё как будто разбилось на мелкие кусочки в мозаике. Рома видел, как вода затапливает «мизинец», как мелкие цветочки и ивовые серёжки падают из Юркиной шевелюры, как девчонку несёт вдоль берега в мутных водоворотах.
На миг её белая голова пропала: то ли ушла под воду, то ли слилась с фоном белых волн.
И вот девчонка вынырнула ниже по течению, почти у самого моста. Она тяжело подтянулась на руках и высоко забросила одну ногу на небольшой выступ. Очень медленно, было видно, что мокрая одежда тянула её вниз, она начала забираться наверх, цепляясь за какие-то не видимые Роме выступы на стене и удивительно далеко вытягивая ноги, как они только так гнулись.
Мозаика снова собралась воедино. Казалось, что Рома отошёл от картины в галерее и увидел не только отдельные мазки, а всё целиком. Мост красновато блестел в лучах заката, река замедляла свой бег, как будто успокаиваясь после гневной вспышки, противоположный берег был всё так же тих и таинственен.
Девчонка появилась на вершине стены. Её куртка потемнела от воды, кроссовки она держала в руке. Вторую руку она вскинула в странном приветствии. Рома знал, что она не могла видеть их с Юркой в листве, но тоже поднял правую руку, сложив пальцы в козу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трёхглазая рыба минога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других