Аспекты святости

Джон Чарлз Райл, 1999

Джон Райл считает, что святость должна быть неотъемлемой частью жизни христианина. Бесполезно исповедовать верное евангельское учение, если оно не сопровождается святой жизнью. Если человек называет себя христианином, а сам неискренен и не живет свято, его обман рано или поздно обнаружится и вызовет презрительное отношение к нашему вероучению. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: Христианские мыслители

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аспекты святости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Грех

Грех есть беззаконие (1 Ин. 3:4).

Основание правильного понимания христианства — правильное понимание греха. Без него такие истины, как оправдание, обращение[4] и освящение, — только слова. Когда Бог привлекает к Себе людей, Он прежде всего дает им осознать себя виновными грешниками. И как сотворение мира началось со света (Быт. 1:3), так и духовное обновление человека начинается с осознания греха. Бог озарил наши сердца Духом Святым, и после того началась наша духовная жизнь (2 Кор. 4:6).

1. Определение греха

Грех — это обширное моральное заболевание, которое захватило все человечество. Грех включает в себя поступки, слова, мысли или представления, не согласующиеся с Божьим законом и намерением. Малейшее внешнее или внутреннее отклонение от полного согласия с открытой нам волей Божьей и Его нравственными законами уже является грехом и делает нас виновными в Божьих глазах. Очень легко нарушить Божий закон в мыслях или желаниях, тогда как видимо зло не проявляется. Наш Господь указал на это в Своей Нагорной проповеди, и это неоспоримо (Мф. 5:21–28).

Также очень легко нарушить закон Божий, не исполняя то, что мы должны делать. Опять же Иисус очень ясно выразил это словами: «Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня» (Мф. 25:42,43). И я должен напомнить вам, что можно грешить и не осознавать это. Бог предупреждал израильский народ о грехе по неведению (Лев. 4). Эту истину подтвердил и Господь, говоря: «А который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12:48). Нужно помнить, что наше несовершенное знание не может быть истинным измерением нашей греховности!

2. Происхождение и источник греха

Наша греховность начинается не снаружи, а внутри нас. Это не результат плохого воспитания в ранние годы, влияния плохих компаний или плохих примеров. Нет! Это наследственное заболевание, с которым человек рождается, унаследованное от наших прародителей Адама и Евы. «Одним человеком грех вошел в мир» (Рим. 5:12). Самый прекрасный ребенок, родившийся в этом году, не «крошечное невинное создание», а маленький грешник. Понаблюдайте за его развитием и вскоре увидите в нем зачатки обмана, раздражительности, вспыльчивости, эгоизма, своеволия, упрямства, жадности, зависти, страсти. И если потакать ему и все позволять, эти пороки вырастут так быстро, как сорняки в огороде. Кто научил этому ребенка? Только Библия может ответить на этот вопрос! «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека» (Мк. 7:21–23).

3. Размеры греха

Мы не должны ошибаться в этом вопросе. Единственно правильным основанием нашего понимания должно быть учение Библии. «Все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9). Грех — это заболевание, которое поражает все области нашего разума: способность понимать и размышлять, привязанности, волю. Даже совесть ослеплена, поэтому нельзя полагаться на нее, как на надежное руководство к правильному поведению, если только она не освящена Духом Святым.

Греховность может быть искусно скрыта под маской внешней учтивости. Надо признать, что многие люди имеют благородные манеры и достигают больших успехов в искусстве, науке и литературе. Но факт остается фактом: в духовной сфере мы «мертвы». По своей природе наши сердца лишены страха перед Богом и любви к Нему. Самое лучшее в нас настолько смешано с испорченностью, что контраст только больше подчеркивает степень нашей греховности.

Власть греха настолько велика, что даже после обращения, пережитого благодаря действию Духа Святого в нашей жизни, мы все еще испытываем силу греха. Сами мы никогда не сможем избавиться от корня греха в нас, и это беспокоит многих верующих. Но мы можем быть уверены в том, что грех лишен своей власти и живущая в нас Божья благодать[5] контролирует его. Но каждый день в нас происходит борьба между желаниями плоти и духа, и это говорит об огромной силе и жизнеспособности греха.

Я не знаю более сильного доказательства библейского описания происхождения человечества, чем универсальность греха. Признав, что все люди произошли от одних родителей, которые восстали против Бога, легко можно объяснить состояние нашей человеческой природы. Если же мы отрицаем историю, записанную в Книге Бытие, как делают некоторые, то нам трудно будет объяснить всеохватывающие распространенность и власть греха.

Блажен тот верующий, который осознает факт греха и может сказать: «Благодарение Богу, Который дает нам победу в Иисусе Христе, Господе нашем». В то же время он никогда не должен забывать о необходимости бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение.

4. Порочность греха

Я думаю, что, имея недостаточное представление о грехе, мы никогда не сможем осознать, как безмерно отвратителен он в Божьих чистых очах. Слепой не может видеть разницу между великим произведением искусства и жалкой деревенской вывеской. Глухой не сможет отличить простое посвистывание от игры органа.

Будем помнить, что «чистым очам Твоим [Божьим] не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (Авв. 1:13), и поэтому: «душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4). Сам Иисус произнес следующие слова: «И пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25:46). Это ужасные слова, если подумать, что они записаны в Книге милосердного Бога!

Нет предела мерзости греха, она подавляюща и неопровержима, и доказательством тому служит вопль нашего Господа на кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). И до тех пор, пока Христос не придет вторично, мы не сможем полностью осознать греховность греха.

5. Обманчивость греха

Обманчивость греха можно увидеть на примере нашей готовности извинить грех и приуменьшить вину. Мы говорим: «Это всего лишь маленький грех… Бог милостив… Мы имели в виду доброе… Нельзя быть таким щепетильным… Что в этом плохого?» Что же мы имеем в виду? Мы пытаемся обмануть себя, внушая себе и другим, что в действительности грех не такой греховный. Боюсь, что мы не осознаем чрезвычайную хитрость греха. Очень редко он с самого начала предстает перед нами как грех.

У нас есть весьма реальные причины для смирения и самоуничижения! Они заставляют нас нуждаться в обновлении сердца. Это обновление Библия называет возрождением[6], рождением свыше, или обращением. Как же мы должны благодарить за Евангельскую весть, которая указывает на средство от нашей болезни! Не следует бояться изучать природу, начало, власть, размеры и мерзость греха, если в то же самое время мы взираем на спасение, данное нам в Иисусе Христе. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20).

6. Как можно применить на практике доктрину о грехе

1) Прежде всего библейское объяснение греха — лучшее противоядие от столь распространенной неопределенной и туманной теологии, которая обычно состоит из каких-то представлений о Христе, благодати и вере. Такая смутная теология не может повлиять на нашу повседневную жизнь и не может даровать мир на смертном одре. Последователи такого учения часто, хотя и слишком поздно, осознают, что в их религии нет ничего фундаментального и конкретного.

Люди до тех пор не направятся к небу и не станут жить как странники и пришельцы, пока действительно не почувствуют, что им грозит опасность оказаться за свои грехи в аду. Мы можем не сомневаться, что человек никогда не придет к Христу, чтобы всегда пребывать с Ним и жить для Него, если прежде не будет знать, почему он пришел к Господу. Дух Святой привел к Христу тех, кого осудил в греховности.

2) Библейское понимание греха — лучшее противоядие от либеральной теологии модернизма. Эта теология пытается отрицать все истинные догматические утверждения и убеждает, что все истинно, все правы и в конечном итоге все спасутся. Совершенное Христом искупление[7], личность дьявола, чудеса, о которых говорит Писание, реальность и вечность будущего наказания — все эти истины отодвинуты и заменены ошибочными представлениями, которые делают христианство более доступным для идей модернизма.

3) Библейское понимание греха — лучшее противоядие от ритуального и формального христианства. Игрушки и куклы удовлетворяют маленького ребенка до тех пор, пока он не проголодается. Так и с нашими душами. Когда человек осознал свою греховность и нужду в Спасителе, тогда музыка, цветы, свечи, фимиам, символы и придуманные людьми обряды кажутся ему напрасной тратой времени.

4) Библейское понимание греха — лучшее противоядие от теорий о безгрешном совершенстве. Изо всех сил мы должны стремиться к совершенству. Но если люди говорят нам, что верующий может жить в этом мире долгие годы и иметь идеальные отношения с Богом, я должен сказать, что такое учение небиблейское и очень опасное. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8).

5) Библейское понимание греха — лучшее противоядие от снижения стандартов личной святости. Я давно пришел к печальному выводу, что уровень святости в повседневной жизни христиан постепенно падает. Возможно, виной тому повышение благосостояния, что ведет к поглощенности земными интересами и стремлению к легкой жизни. Возможно, нашу духовную жизнь иссушили религиозные противоречия. Какой бы ни была причина, в последние годы уровень личной святости христиан заметно ниже, чем в дни наших отцов. Я убежден, что первым шагом к более святой жизни является верное и полное осознание порочности греха.

Оглавление

Из серии: Христианские мыслители

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аспекты святости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

В греческом языке и иврите слова, переведенные словом «обратить», имеют значение «повернуть, изменить», т. е. повернуть от греха к Богу. Обращение — это поворот к возрождению.

5

Благодать — это Божья милость к Своему народу, явленная в спасении через Иисуса Христа. Выражение «дар благодати» подчеркивает, что спасение можно получить только благодаря Божьей благодати и что в самих верующих нет ничего, чем они могли бы ее заслужить.

6

Через возрождение Бог дает человеку духовную жизнь. Возродиться — значит стать «новым творением».

7

Слово «искупление» описывает все то, что Христос сделал через Свою смерть для Бога и Его народа. В Своей земной жизни Христос соблюл Божий закон, а Своей смертью удовлетворил требования Божьего закона для грешников.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я