Теория игр. Как стать стратегом в своей жизни и научиться принимать лучшие для себя решения за 30 дней. Книга-тренинг

Джон Смит, 2023

Книга поможет вам понять основы теории игр и научиться применять ее принципы для достижения лучших результатов в вашей жизни.В книге, автор представляет сложные концепции теории игр простым и понятным языком, что делает ее доступной даже для школьников. В ее составе также представлен 30-дневный тренинг, который предлагает практические упражнения и задания, помогающие закрепить полученные знания и навыки. Этот тренинг позволит вам применить теорию игр на практике, анализируя различные ситуации, принимая рациональные решения и разрабатывая оптимальные стратегии для себя.Книга позволит вам:Понять, как теория игр может быть полезна в повседневной жизни, включая области, такие как работа, личные отношения, бизнес, спорт, финансы, принятие сложных решений и разрешение конфликтов.Развить навыки анализа, прогнозирования и принятия решений, основанных на стратегическом взаимодействии.Улучшить взаимодействие с другими людьми, находя баланс между сотрудничеством и конкуренцией.

Оглавление

Из серии: Межличностные отношения

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория игр. Как стать стратегом в своей жизни и научиться принимать лучшие для себя решения за 30 дней. Книга-тренинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Основные типы игр в теории игр

3.1 Кооперативные против некооперативных игр

Игры в теории игр разделяются на множество типов в зависимости от их особенностей и условий. Одним из важных различий является разделение игр на кооперативные и не кооперативные. Давайте более подробно рассмотрим, что это значит.

Кооперативные игры: вместе мы сильнее

Кооперативные игры представляют собой раздел теории игр, в котором игроки имеют возможность объединять свои усилия и сотрудничать, чтобы достичь общих или индивидуальных целей. Подчеркнём, что кооперация здесь подразумевается не как обязательное условие, а как возможность для игроков. Отсюда проистекают многие интересные и сложные вопросы, связанные с формированием коалиций, дележом выигрышей и принятием совместных решений.

Коалиции

В кооперативных играх игроки могут объединяться в коалиции. Коалиция — это группа игроков, которые сотрудничают вместе. Это может быть небольшая группа из двух игроков или большое объединение, включающее всех участников игры. При этом формирование коалиций не всегда линейно или постоянно — в различных сценариях могут быть выгодны разные объединения.

Дележ выигрышей

Еще одна важная особенность кооперативных игр — это вопрос о дележе выигрышей. Если игроки сотрудничают и получают общий выигрыш, как этот выигрыш следует делить между ними? Этот вопрос может стать основой для сложных переговоров и противоречий, особенно если интересы игроков не совпадают.

Пример командной игры в футбол

Вернемся к примеру с футболом. В данной ситуации, все участники одной команды образуют коалицию и сотрудничают, чтобы победить противоположную команду. Они обмениваются информацией, устраивают тактические совещания, и принимают решения о том, кто будет нападать, а кто — защищать. Но даже в рамках одной команды могут возникать конфликты. Например, два игрока могут поспорить о том, кому принадлежит право бить пенальти.

Таким образом, кооперативные игры предлагают богатый набор вопросов и вызовов, связанных с коалициями, переговорами, распределением выигрышей.

Однако, кооперативные игры не всегда означают полное и гармоничное сотрудничество между игроками. Иногда в ходе таких игр возникает необходимость провести переговоры и принять решение о том, как наилучшим образом распределить общий выигрыш, что может привести к конфликту интересов.

В кооперативных играх игроки объединяют свои усилия для достижения общей цели или победы. Они сотрудничают, обмениваются информацией, разрабатывают стратегии и работают вместе в течение игрового процесса. Однако, даже в таких играх могут возникать сложности, когда игроки сталкиваются с необходимостью принятия решений о распределении ресурсов или общего выигрыша.

Возникающий конфликт интересов может быть связан с разными предпочтениями и целями участников игры. Например, игроки могут иметь различные представления о том, какие ресурсы или награды являются наиболее важными или желанными. Они могут иметь разные стратегии или предложения о том, как следует распределить выигрыш между собой.

Для разрешения конфликта интересов и достижения согласия игроки могут вести переговоры. В ходе переговоров они обсуждают свои цели, интересы и предпочтения, а также ищут компромиссные решения, которые удовлетворяют всех участников. Это может включать в себя обмен ресурсами, установление правил или договоренностей о распределении выигрыша.

Однако, процесс переговоров может быть сложным и вызывать разногласия между игроками. Каждый игрок может стремиться максимизировать свою выгоду и получить наибольшую долю от общего выигрыша. Это может привести к конфликту интересов и длительному процессу переговоров, пока игроки не достигнут согласия.

В конечном итоге, результаты переговоров в кооперативных играх могут зависеть от коммуникации, умения договариваться и находить компромиссы между игроками. Это может быть важным аспектом игрового процесса, который требует не только стратегического мышления и сотрудничества, но и умения управлять конфликтами и достигать согласия в коллективной игровой среде.

Некооперативные игры: каждый за себя

Некооперативные игры представляют собой ситуации, в которых каждый игрок действует в своих собственных интересах и стремится максимизировать свою выгоду без активного сотрудничества или договоренностей с другими игроками. В таких играх каждый участник принимает решения самостоятельно, не принимая во внимание действия или выборы других игроков.

В некооперативных играх игроки могут иметь различные цели и стратегии. Они могут стремиться к получению максимального выигрыша, доминированию над другими игроками или просто к собственному выживанию. Важно отметить, что в таких играх отсутствует коллективное решение или сотрудничество для достижения общей цели.

Классическим примером некооперативной игры является игра"Камень, ножницы, бумага". В этой игре каждый игрок выбирает один из трех возможных ходов — камень, ножницы или бумагу. Выбор каждого игрока независим от выбора остальных. Победитель определяется в зависимости от определенных правил, которые указывают, какой ход побеждает другие ходы. Здесь каждый игрок преследует свою стратегию и интересы, стараясь выбрать ход, который максимизирует его шансы на победу.

В некооперативных играх игроки могут использовать различные тактики, такие как обман, блеф, агрессивное или консервативное поведение, чтобы получить преимущество. Игроки могут анализировать возможные ходы других игроков и принимать свои решения, стремясь учесть возможные действия других участников игры.

Такие игры часто исследуются в рамках теории игр, которая изучает стратегии и решения в конфликтных ситуациях. Важной концепцией в теории игр является равновесие Нэша, которое представляет собой состояние, при котором ни одному игроку не выгодно изменить свою стратегию при условии, что остальные игроки продолжают действовать так же.

В некооперативных играх каждый игрок сталкивается с вызовом принятия решений, основанных на предположении о том, какие ходы будут сделаны другими игроками, и оценке своих вероятностей на успех. Такие игры могут быть источником напряжения и конкуренции, поскольку каждый игрок стремится достичь наилучшего возможного результата для себя.

Оба этих типа игр предлагают уникальные вызовы и возможности для игроков. Важно понимать их особенности и уметь адаптироваться в зависимости от того, в какую игру вы играете.

3.2 Игры с нулевой суммой против игр с ненулевой суммой

В теории игр, игры классифицируются в зависимости от того, как распределяются выигрыши между игроками. Основное разделение здесь — это на игры с нулевой суммой и игры с ненулевой суммой. Разница между этими двумя типами игр заключается в том, как взаимосвязаны выигрыши участников.

Игры с нулевой суммой

В играх с нулевой суммой, выигрыш одного игрока равен потере другого. Это означает, что сумма всех выигрышей (или утилит) игроков в игре всегда равна нулю. Примером игры с нулевой суммой являются шахматы: если один игрок выигрывает, то другой, соответственно, проигрывает.

В играх с нулевой суммой, структура выигрышей такова, что вся польза, которую получает один игрок, должна быть уравновешена потерями другого игрока. В таких играх общая"пирог"или общая ценность, которую игроки могут получить, фиксирована. Таким образом, любая выгода, полученная одним игроком, является прямым убытком для другого.

Пример игры с нулевой суммой могут служить классические игры типа шахмат или покера. В шахматах, когда один игрок ставит мат другому, он выигрывает, а другой игрок проигрывает — нет никакого промежуточного исхода, где оба игрока могли бы одновременно выиграть или проиграть. Аналогично, в традиционной игре в покер, выигрыш одного игрока происходит за счет потерь других игроков.

Важно отметить, что"нулевая сумма"не обязательно означает, что игра не имеет значения или что участники не получают никаких выгод. На самом деле, в контексте теории игр,"нулевая сумма"просто означает, что выигрыш одного игрока равен потере другого.

Стоит отметить, что"нулевая сумма"не обязательно означает отсутствие стимулов для игроков. Например, в спортивных соревнованиях, несмотря на то что одна команда выигрывает за счет проигрыша другой, обе команды имеют стимулы для участия: зарабатывать очки, улучшать свои навыки, демонстрировать свои способности и так далее. Так что даже в играх с нулевой суммой участники могут получать своего рода выгоды.

В теории игр, концепция игр с нулевой суммой предоставляет полезный аналитический инструмент для понимания конфликтных ситуаций, где интересы игроков прямо противопоставлены друг другу. Однако, не все взаимодействия могут быть точно описаны в этих терминах, и это одна из причин, почему исследователи также обращают внимание на игры с ненулевой суммой.

Игры с ненулевой суммой

Игры с ненулевой суммой представляют собой тип взаимодействия, в котором выигрыш или потеря одного игрока не всегда равна выигрышу или потере другого. Это означает, что общий"пирог"или общая ценность, которую игроки могут получить, может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от действий игроков. В результате, в таких играх возможно сотрудничество между игроками, с целью увеличения общего выигрыша.

Бизнес-сделки являются классическим примером игр с ненулевой суммой. Например, две компании могут сотрудничать и создать совместное предприятие, что увеличит их совокупные прибыли больше, чем если бы они работали по отдельности. Аналогично, дипломатические переговоры между странами также могут быть рассмотрены как игра с ненулевой суммой, где каждая страна старается достичь соглашения, которое принесет ей выгоду, но при этом не исключает выгоду для другой стороны.

Однако, стоит отметить, что в играх с ненулевой суммой также присутствует элемент конкуренции. Вернувшись к примеру с бизнес-сделкой, хотя обе компании могут выиграть от сотрудничества, они также могут конкурировать за то, как именно будет распределена полученная прибыль.

В играх не с ненулевой суммой, структура выигрышей и потерь более сложна и динамична, чем в играх с нулевой суммой. Это приводит к тому, что такие игры представляют особенный интерес для исследователей в области теории игр, так как они требуют учета как кооперации, так и конкуренции между игроками.

3.3 Статические против динамических игр

Игры в теории игр также можно классифицировать на статические и динамические. Это разделение основано на характере взаимодействия между игроками и наличии или отсутствии временной последовательности в принятии решений.

Статические игры

Статические игры, также известные как игры одновременного хода, представляют собой вид соревнований, где все участники принимают решения одновременно или, по крайней мере, без предварительного знания о решениях других участников. В таких играх, стратегическое планирование и антисипация ходов соперника играют ключевую роль.

Давайте возьмем, например, игру"камень, ножницы, бумага". Каждый из двух игроков одновременно выбирает один из трех жестов (камень, ножницы или бумага), и победа определяется в соответствии с заранее установленными правилами: камень побеждает ножницы, ножницы побеждают бумагу, а бумага побеждает камень.

Так как игроки делают свой выбор одновременно, ни один из игроков не знает выбора соперника на момент принятия собственного решения. Это заставляет каждого игрока предполагать, что соперник может сделать, и строить свою стратегию, основываясь на этих предположениях.

Стоит отметить, что в статических играх, как правило, нет"идеальной"или"доминирующей"стратегии, которая бы гарантировала победу независимо от стратегии соперника. В нашем примере с игрой"камень, ножницы, бумага", нет стратегии, которая позволила бы игроку выиграть каждый раз. Это делает статические игры интересными и непредсказуемыми, так как исход в значительной степени зависит от умения игрока предугадывать ходы соперника и от случайности.

Динамические игры

Динамические игры включают в себя элемент времени и последовательности. В отличие от статических игр, где игроки делают свои ходы одновременно и независимо друг от друга, динамические игры предполагают последовательные ходы или возможность игрока увидеть ходы других игроков, прежде чем принимать свои решения.

Рассмотрим, например, шахматы — это классическая динамическая игра. Игроки делают ходы по очереди, и каждый игрок имеет полную информацию о предыдущих ходах оппонента. В шахматах, ваша стратегия будет зависеть не только от текущей позиции на доске, но и от того, как вы антиципируете будущие ходы оппонента.

Одним из ключевых аспектов динамических игр является идея"идеального обратного индуктивного решения", которое означает принятие решения в каждом конкретном моменте, исходя из ожидаемых реакций на будущие ходы. Возвращаясь к примеру шахмат, игроки постоянно думают о последствиях своих ходов на несколько ходов вперед и пытаются предсказать ответы соперника.

Эта последовательность и стратегическое предвидение делают динамические игры сложными и глубокими, требующими стратегического мышления и планирования. Они представляют собой мощный инструмент для изучения и анализа реальных ситуаций, в которых ходы и решения взаимосвязаны и зависят друг от друга во времени, как, например, в бизнесе, экономике, политике или военной стратегии.

В динамических играх, подигра является конкретным сегментом игры, который может быть анализирован как отдельная игра в себе. Подигра начинается с хода некоторого игрока и включает все последующие ходы до конца игры. Основной идеей здесь является то, что поведение игрока в подигре должно быть оптимальным, независимо от того, что произошло до начала этой подигры.

Например, в шахматах, можно рассматривать сегмент игры, начиная с определенного хода, как подигру. В этом сегменте, игроки будут принимать решения, основываясь на текущей расстановке фигур на доске, и не учитывая ходы, которые были сделаны до начала этого сегмента.

Однако, анализ подигры может быть сложной задачей, особенно в комплексных играх с большим числом возможных ходов и стратегий. Здесь на помощь приходит метод обратного индуктивного рассуждения.

Обратное индуктивное рассуждение начинается с конца игры или подигры и работает в обратном направлении. Игроки сначала рассматривают последний возможный ход и определяют, какой из возможных ходов будет наиболее выгодным. Затем они переходят к предыдущему ходу, анализируя все возможные ответы на этот ход, учитывая уже проанализированные выгодные ходы. Этот процесс повторяется до тех пор, пока не будет проанализирован первый ход игры или подигры.

Этот подход является основой для решения многих динамических игр и предоставляет полезный метод для систематического анализа последствий каждого хода и стратегии в условиях неопределенности и последовательных взаимодействий.

В целом, статические и динамические игры представляют различные варианты стратегического взаимодействия и требуют разных подходов к анализу и выбору стратегий.

3.4 Игры в чистых и смешанных стратегиях

Чистые стратегии в контексте теории игр подразумевают полное предсказуемое поведение игрока в рамках игры. В этом случае, игрок всегда делает один и тот же выбор в каждой ситуации, которая встречается в игре. Это подразумевает, что при использовании чистой стратегии, игроки делают свой выбор без учета действий других игроков. Они придерживаются одного и того же плана действий, независимо от того, что делают их соперники.

В качестве примера рассмотрим игру"камень, ножницы, бумага". Если игрок всегда выбирает"камень", то он использует чистую стратегию.

Однако, несмотря на свою простоту и ясность, игра в чистых стратегиях может иметь свои недостатки. Главный из них — это предсказуемость. Поскольку игрок всегда делает одно и то же действие, его соперники могут быстро заметить это и приспособиться, выбирая оптимальные стратегии для противодействия. Именно по этой причине в некоторых ситуациях чистые стратегии могут оказаться неэффективными, особенно в играх с повторяемыми взаимодействиями, где адаптация и гибкость могут быть критически важными.

Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту, игра в чистых стратегиях требует тщательного анализа ситуации и оценки возможных действий соперников. Это одна из причин, по которой теория игр является таким мощным инструментом анализа взаимодействий между рациональными участниками.

Смешанные стратегии

Чистые стратегии в контексте теории игр подразумевают полное предсказуемое поведение игрока в рамках игры. В этом случае, игрок всегда делает один и тот же выбор в каждой ситуации, которая встречается в игре. Это подразумевает, что при использовании чистой стратегии, игроки делают свой выбор без учета действий других игроков. Они придерживаются одного и того же плана действий, независимо от того, что делают их соперники.

В качестве примера рассмотрим игру"камень, ножницы, бумага". Если игрок всегда выбирает"камень", то он использует чистую стратегию.

Однако, несмотря на свою простоту и ясность, игра в чистых стратегиях может иметь свои недостатки. Главный из них — это предсказуемость. Поскольку игрок всегда делает одно и то же действие, его соперники могут быстро заметить это и приспособиться, выбирая оптимальные стратегии для противодействия. Именно по этой причине в некоторых ситуациях чистые стратегии могут оказаться неэффективными, особенно в играх с повторяемыми взаимодействиями, где адаптация и гибкость могут быть критически важными.

Несмотря на кажущуюся простоту, игра в чистых стратегиях требует тщательного анализа ситуации и оценки возможных действий соперников. Это одна из причин, по которой теория игр является таким мощным инструментом анализа взаимодействий между рациональными участниками.

Смешанные стратегии в теории игр представляют собой подход, при котором игроки выбирают из нескольких возможных действий со случайными вероятностями. Это может быть полезно в ситуациях, где предсказуемость действий игрока является недостатком.

В отличие от чистых стратегий, где игрок делает один и тот же выбор каждый раз, при использовании смешанных стратегий игроки изменяют свои действия в зависимости от определенного набора вероятностей. Например, в игре"камень, ножницы, бумага"игрок может выбирать"камень"с вероятностью 1/3,"ножницы"с вероятностью 1/3 и"бумагу"с вероятностью 1/3.

Смешанные стратегии добавляют сложности в игру, поскольку требуют от игроков не только выбирать оптимальное действие, но и определять вероятности для каждого из возможных действий. Это создает дополнительный уровень стратегического мышления, поскольку игрокам необходимо анализировать и прогнозировать действия других игроков, а также учитывать случайность в своих решениях.

Однако, несмотря на дополнительную сложность, смешанные стратегии могут быть очень эффективными в ряде ситуаций. Они могут помочь игроку оставаться непредсказуемым для соперников, а также могут увеличить шансы на успех в ситуациях, где результат не полностью зависит от действий игрока.

В рамках теории игр, анализ игр в чистых и смешанных стратегиях представляет собой ценный инструмент для понимания того, как различные факторы, такие как непредсказуемость, случайность и вероятность, влияют на принятие решений и исходы игр.

Оглавление

Из серии: Межличностные отношения

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория игр. Как стать стратегом в своей жизни и научиться принимать лучшие для себя решения за 30 дней. Книга-тренинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я