Как научить малыша справляться с эмоциями и самим обрести спокойствие? Нужно выполнять всего несколько шагов, описанных в данной книге. Это уникальное издание по психологии 2 в 1: тренинг для родителей и игры для детей 0+ под одной обложкой. Внутри вас ждут: рекомендации, как развивать эмоциональный интеллект ребенка, возрастные вехи эмоционального развития, игры для развития эмоциональной сферы ребёнка.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Злиться можно! Драться – нет. Книга-тренинг для родителей с играми для эмоционального воспитания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Учимся понимать детские эмоции
Что такое эмоции?
Эмоции — это чувства, телесные реакции или побуждения к действию, касающиеся важных для нас вещей. Эмоции роднят нас со многими животными, большинство базовых эмоций сформировались в процессе эволюции, чтобы помочь нам выжить. Например, страх позволяет избежать опасности, любовь укрепляет отношения и побуждает заботиться о потомстве, а гнев подталкивает нас к защите своих прав или ресурсов.
В основе эмоций зачастую лежат оценки, т. е. заключения о значимости конкретных вещей для нашего благополучия или достижения целей. Приведём несколько примеров важных эмоциональных оценок: «Я в опасности», «Я достиг цели», «Я не сумел достичь цели», «Меня оскорбили». Оценки обычно выносятся быстро, автоматически и так же быстро могут уступать место другим, хотя некоторые оказываются более «живучими». Примером мгновенной оценки может служить быстрый прыжок в сторону и напряжение мышц тела, когда вы замечаете краем глаза змею или что-то похожее на неё. С другой стороны, если коллега по работе распустил о вас нелепый слух, вы можете думать об этом весь день или даже целую неделю.
Оценка, как правило, вызывает определённые чувства или телесные реакции, которые и называются эмоциями. Нередко чувства являются «побуждениями к действию» — вы чувствуете необходимость что-то сделать; в большинстве случаев, впрочем, вы в состоянии контролировать это побуждение. Например, при виде змеи вы хотите обратиться в бегство; порочащие вас слухи вызывают желание наказать сплетника тем или иным образом.
Итак, мы наделены эмоциями для того, чтобы выжить. Они защищают нас от опасности, способствуют достижению целей, таких как нахождение пропитания, построение отношений, забота о детях. Конечно, эмоции не всегда полезны. К примеру, страх иногда полезен: нужно бояться дорог с интенсивным движением и переходить их с осторожностью. Но страх перед общественными мероприятиями или выходом из дома мешает полноценной жизни.
Люди наделены разными темпераментами. Одни реагируют на ситуации более бурно, чем другие, или больше склонны к отрицательным эмоциям, или их легко расстроить. Но в самих эмоциях нет ничего плохого — в конце концов, мы не можем контролировать, что именно чувствовать. Психические процессы, связанные с возникновением эмоций, по большей части, автоматические. Но мы способны контролировать выражение эмоций — как мы справляемся с эмоциями и какие действия предпринимаем. Конечно, маленьким детям контроль над эмоциями даётся гораздо труднее, но никто не мешает обучать их эмоциональной осознанности с самого раннего возраста. Тем более что эмоциональная осознанность — первый шаг на пути к управлению эмоциями.
Распознавание и понимание эмоций вашего ребёнка
В этой книге основное внимание уделяется пяти главным эмоциям: любви, радости, грусти, гневу и страху. Мы выбрали их потому, что они присущи всем людям и действительно являются базовыми (Shaver et al, 1996; Ekman and Cordaro, 2011). Кроме того, их нетрудно заметить у малышей уже на первом году жизни (Ainsworth et al, 1978; Sullivan and Lewis, 2003). К тому же, когда дети начинают говорить об эмоциях — что происходит примерно в 2 года — прежде всего упоминаются именно эти эмоции (Bretherton et al, 1986).
Далее мы вкратце расскажем о проявлениях пяти основных эмоций — в выражениях лица, типичных мыслях, чувствах и действиях, связанных с каждой эмоцией, а также познакомим вас с определениями теоретика эмоций Пола Экмана (Ekman and Cordaro, 2011) и других учёных (Shaver et al, 1996).
Не все люди выражают эмоции одинаково. Например, даже если человек не делает испуганного лица и по нему не видно, что он готов пуститься в бегство, он всё равно может быть напуган, а в его голове могут роиться мысли об опасности. Кроме того, пожалуй, не существует типичного выражения лица для любви (иногда люди улыбаются, но далеко не всегда).
Используйте информацию, приведённую далее, для того, чтобы распознать и понять чувства своего ребёнка, а также свои собственные. К примеру, если лицо вашего крохи выражает гнев, а кулачок стучит по столу, логично предположить, что он злится! Но не всегда всё так просто. Представьте, что вы с вашим ребёнком собираетесь в гости, где будут другие дети. Вдруг малыш говорит вам: «У меня болит животик». Вполне возможно, что он боится или испытывает тревогу, поэтому вы можете приободрить кроху: «Наверное, ты волнуешься? Знакомиться с новыми людьми порой страшно».
Также обратите внимание, что иногда непросто «прочитать» эмоции, особенно у новорождённых, тем более что некоторые чувства являются смешанными: например, мы способны одновременно испытывать любовь и радость. У маленьких детей гнев часто соседствует с грустью: они хмурят брови, опуская при этом уголки губ. Тем не менее, по контексту обычно понятно, какая из эмоций преобладает. Только помните: распознавание чужих эмоций — неточная наука. Потому опирайтесь на контекст и подсказки, приведённые в таблицах.
Что можно сказать о причинах эмоций? Мы укажем некоторые типичные события, способные вызвать у ребёнка определённые эмоции. Однако нужно также иметь в виду различные мысли или оценки, которые могут влиять на поведение ребёнка. То, что нам, взрослым, кажется незначительным, для малыша может быть чрезвычайно важным. Именно оценки объясняют то, почему люди реагируют по-разному на одно и то же событие. Например, двое детей видят, как к ним приближается незнакомый мальчик. Ребёнок А воспримет это событие как угрозу и насторожится, тогда как ребёнок Б увидит в нём новые возможности для игры и испытает прилив радости. Точно так же какое-либо событие способно вызывать совершенно разные эмоции в разное время у одного и того же человека.
Вы можете использовать информацию из таблиц, чтобы научить малыша распознавать базовые эмоции.
Любовь
Сильное желание быть рядом с другим человеком, делиться с ним нежностью, наслаждаться его близостью.
Внешние проявления эмоции: Объятия — одно из типичных выражений любви.
Типичные мысли и ощущения: «Этот человек заботится обо мне». «Этот человек замечательный» Ощущение расслабленности и душевного тепла.
Типичные действия ребёнка: Стремится к близости (пытается приблизиться к объекту любви). Проявляет нежность (поднимает руки, чтобы обнять). Прижимает к себе любимую мягкую игрушку.
Типичные поводы, вызывающие у малыша прилив любви:
— появление объекта привязанности в поле зрения (особенно если он долго отсутствовал);
— приветствие или приближение объекта привязанности;
— объятия и утешения;
— мысли о близком человеке.
Радость
Чувство удовольствия от того, что всё складывается хорошо.
Внешние проявления эмоции: Улыбка и смех — главные проявления чувства радости.
Типичные мысли и ощущения: «Всё хорошо». «Мне весело». Прилив энергии.
Типичные действия ребёнка: Улыбается, смеётся, прыгает. Взаимодействует с окружающими. Играет (часто с широко открытым ртом, издавая восторженные звуки).
Типичные причины, по которым маленькие дети испытывают радость:
— взаимодействие с окружающими;
— улыбки других людей;
— весёлая музыка;
— щекотка;
— игры (например, игра «ку-ку»);
— способность контролировать, влиять на что-то — например, извлекать звук из музыкальной игрушки;
— угощения.
Грусть
Реакция на утрату вещи или человека, к которым вы сильно привязаны, или на невозможность достижения цели. В грусти присутствует некоторая покорность, но иногда она превращается в тоску с элементами возбуждения и протеста перед лицом утраты, которые затем снова переходят в грусть.
Внешние проявления эмоции: Внутренние уголки бровей приподняты, уголки губ опущены. Слёзы.
Типичные мысли и ощущения: «Я потерял что-то важное / кого-то важного».
«Всё пошло не так». «Я ничего не контролирую». Упадок сил.
Типичные действия ребёнка: Менее активен, больше молчит. Плачет, всхлипывает. Ведёт себя тихо и отстранённо.
Типичные причины, по которым маленькие дети чувствуют грусть:
— уход объекта привязанности;
— потеря или исчезновение любимой вещи;
— отвержение, предательство;
— проигрыш в игре.
Гнев
Реакция на возникновение помех в достижении важной цели. Гнев также может быть ответом на попытки причинить вред (физический или моральный) нам или близкому человеку. Кроме желания устранить препятствие или прекратить нанесение вреда, гнев часто связан с побуждением отплатить враждебному объекту (субъекту) тем же.
Внешние проявления эмоции: Нахмуренные брови, сжатые губы.
Типичные мысли и ощущения: «У меня не получается!» «Так нечестно!» «Ты обидел меня». «Это невыносимо!» Напряжение в мышцах.
Типичные действия ребёнка: Толкает или тянет что есть силы. Плачет в знак протеста. Разбрасывает вещи, пинается, дерётся, стучит кулаками. Кричит, спорит.
Типичные причины, по которым маленькие дети испытывают гнев:
— потеря контроля (фрустрация), например: действия с музыкальной игрушкой больше не сопровождаются извлечением звуков;
— объект привязанности уходит (что вызывает плач в знак протеста);
— помехи в достижении цели, например: другой ребёнок отбирает игрушку или родители не разрешают что-то взять;
— причинение вреда, например: толчок или оскорбление.
Страх
Реакция на возможное причинение вреда, физического или морального. Страх побуждает нас замереть или бежать.
Внешние проявления эмоции: Поднятые брови и веки, губы напряжены и растянуты.
Типичные мысли и ощущения: «Я в опасности». «Может случиться что-то плохое». «Я не справлюсь». Дрожь в коленках, потоотделение, неприятное ощущение в животе.
Типичные действия ребёнка: Отодвигается подальше от опасного объекта. Отводит глаза, прячет лицо. Прячется. Замирает на месте.
Типичные причины, по которым маленькие дети (от 7 месяцев) испытывают страх:
— громкие звуки;
— движущиеся механические игрушки;
— незнакомые люди;
— высота;
— коробочка с выскакивающей фигуркой;
— маски;
— чудовища, привидения, кошмары;
— некоторые животные, такие как собаки, змеи или пауки (здесь многое зависит от предыдущего опыта ребёнка и имитации реакции взрослого: если вы проявите страх при виде паука, то малыш может это перенять).
Вехи эмоционального развития
В этой главе мы приведём основные вехи эмоционального развития детей в возрасте от 0 до 3 лет. Например, 6-месячный малыш, скорее всего, понимает разницу между радостным и грустным выражениями лица. Однако, выражения грусти, страха и гнева для него выглядят одинаково. Годовалый ребёнок уже умеет различать выражения радости, проявления грусти, гнева или страха, но правильно назвать соответствующие эмоции он сможет лишь в 2 года.
Важно помнить, что все дети разные, и некоторые навыки, свойственные определённому возрасту, у вашего ребёнка могут отсутствовать или проявиться позже. Чаще всего об этом не стоит беспокоиться. Информация носит обобщённый характер.
С момента рождения. Демонстрирует дискомфорт и плачет. Способен имитировать простые выражения лица. Например, высовывает язык (Meltzoff and Moore, 1983).
2—3 месяца. В этом возрасте ребёнок:
— улыбается в процессе общения (Bornstein and Arterberry, 2003);
— реагирует и получает удовольствие от взаимодействия, протестует и волнуется, если лицо родителя ничего не выражает (Cohn and Tronick, 1983).
4 месяца. Задерживает взгляд на радостном лице дольше, чем на грустном (Bornstein and Arterberry, 2003) — очевидно, умеет отличать выражение радости от грусти.
5 месяцев. Выражает радость, если получается, например, извлекать звуки из музыкальной игрушки (чувство контроля); выражает грусть и гнев, если этого не происходит (Lewis et al, 2006).
6 месяцев. Проявляет любовь и стремление к контакту с объектом привязанности: наклоняется вперёд, тянет руки, пытается обнять (Ainsworth et al, 1972).
7 месяцев. В этом возрасте ребёнок:
— демонстрирует страх перед незнакомцами, громкими звуками, масками (Scarr and Salapatek, 1970). Демонстрирует страх перед движущимися механическими игрушками и отстраняется от них (Buss and Goldsmith, 1998);
— различает выражения радости, грусти, гнева и страха (Bornstein and Arterberry, 2003).
9 месяцев. Способен к совместному вниманию (например, вместе со взрослым смотрят на один объект, затем в глаза друг другу и снова на объект), совместной игре (Hubley and Trevarthen, 1979).
10 месяцев. Использует социальную привязку. Например, подойдёт к игрушке (в данном исследовании использовалась игрушка-робот), если мама будет улыбаться, и останется на месте, если она будет хмуриться (Campos and Stenberg, 1981). Когда у ребёнка забирают интересующую его игрушку, и он плачет, малыш способен самостоятельно успокоить себя: посасывая палец, хватая себя за ручку или ножку, притрагиваясь к волосам (Stifter and Braungart, 1995).
12 месяцев. Если родитель оставляет его на несколько минут с незнакомцем («незнакомая ситуация»), ребёнок может плакать; демонстрировать грусть или гнев, когда родитель уходит; иногда топать ножками или колотить кулачками от злости; иногда проявлять страх и настороженность по отношению к незнакомым людям; демонстрировать радость, когда родитель возвращается; тянуться к маме или папе и приветствовать их (Ainsworth et al, 1978).
Лучшие способы унять плач, причиной которого стал уход одного из родителей, — дотронуться до малыша, обнять его (эффективность 84%) или предложить игрушку (эффективность 55%) (Ainsworth et al, 1972).
18 месяцев. Может подражать поведению других, но также начинает осознавать себя как отдельную личность (Bretherton et al, 1986). Малыш очень привязан к родителям и боится разлуки, потому что не уверен (не понимает), что они вернутся.
20 месяцев. Проявляет сопереживание и может утешать (например, обнимает родителя, когда тот расстроен) (Zahn-Waxler et al, 1992).
2 года. В этом возрасте ребёнок:
— начинает говорить об эмоциях. Применяет к себе и другим слова, обозначающие эмоции. В 2 года 4 месяца дети чаще всего упоминают любовь (87%), страх (73%), гнев (73%), грусть (57%) (Bretherton et al, 1986);
— наделяет эмоциями куклы и плюшевые игрушки (Wolf et al, 1984);
— умеет обозначать (или правильно указывать на) изображения радостного, грустного, рассерженного и испуганного лиц, хотя иногда может ошибаться в распознавании отрицательных эмоций (Denham, 1986; Widen and Russell, 2010).
3 года. Начинает называть вероятные причины и последствия эмоций радости, грусти, гнева и страха. Например: «Однажды А был зол. Что его разозлило?» или «Что, по-твоему, сделает А дальше?» (Trabasso et al, 1982).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Злиться можно! Драться – нет. Книга-тренинг для родителей с играми для эмоционального воспитания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других