Злиться можно! Драться – нет. Книга-тренинг для родителей с играми для эмоционального воспитания

Джон Лэмби

Как научить малыша справляться с эмоциями и самим обрести спокойствие? Нужно выполнять всего несколько шагов, описанных в данной книге. Это уникальное издание по психологии 2 в 1: тренинг для родителей и игры для детей 0+ под одной обложкой. Внутри вас ждут: рекомендации, как развивать эмоциональный интеллект ребенка, возрастные вехи эмоционального развития, игры для развития эмоциональной сферы ребёнка.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Злиться можно! Драться – нет. Книга-тренинг для родителей с играми для эмоционального воспитания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Формируем доверительные отношения

Привязанность и эмоции

Любовь и привязанность лежат в основе здорового эмоционального развития человека. Детёнышам млекопитающих, включая человека, не выжить без родительской заботы. Вот почему забота как форма любви — отличительная и самая главная эмоция млекопитающих. Джон Боулби (1951) определил, что взаимная привязанность родителя и ребёнка формируется не только для того, чтобы малыш был всегда сыт и находился в безопасности. Другая, не менее важная задача — регулирование эмоций и закладывание фундамента для отношений с людьми в дальнейшем.

«Для психического здоровья людей крайне важно, чтобы в младенчестве и раннем детстве у них были тёплые, близкие и стабильные отношения с их матерями (либо теми, кто заменяет им матерей) и чтобы эти отношения приносили обеим сторонам удовлетворение» (Bowlby,1951).

Заметим, что для Боулби «материнство» — это роль, и совсем не обязательно, чтобы «матерью» была женщина или биологический родитель. Главным «объектом привязанности» может быть отец, отчим или, например, бабушка.

Привязанность включает пять базовых эмоций: любовь, радость, грусть, гнев и страх. Однако главный элемент привязанности — желание быть рядом с другим человеком — это всё-таки любовь (Ainsworth, 1969). Из таблицы на следующей странице видно, что привязанность охватывает не только любовь, но и все перечисленные эмоции.

Приведём цитату Джона Боулби (1979), из которой видно, как все пять эмоций участвуют в отношениях привязанности:

«Формирование уз описывается как влюблённость, тогда как их поддержание и есть любовь. Равным образом угроза потери рождает тревогу, а сама потеря — горе; кроме того, обе ситуации способны вызывать гнев. Стабильные узы воспринимаются как источник безопасности, а возобновление отношений — как источник радости».

Список ключевых форм поведения привязанности у малышей в возрасте 7 месяцев и старше и связанных с ними эмоций (Ainsworth et al, 1978). Привязанность отчётливей проявляется в поведении детей к концу первого года, когда они начинают ползать или ходить.

Различные улыбки (направленные на объект привязанности, но не на других людей) — Радость, любовь

Различные звуки — Любовь

Плач или протест, когда объект привязанности уходит — Грусть, гнев

Следование за объектом привязанности — Любовь

Улыбка и оживление при виде объекта привязанности — Радость, любовь

Поднятие рук для приветствия объекта привязанности — Любовь

Приближение к объекту привязанности — Любовь

Обнимание объекта привязанности — Любовь

Обращение к объекту привязанности в поиске защиты — Страх

Хватание объекта привязанности — Страх

Привязанность часто оценивается в терминах как «надёжная» или «ненадёжная». Если у ребёнка сформировалась надёжная привязанность, родитель является для него источником безопасности, и малыш может смело изучать окружающий мир. В случае ненадёжной привязанности ребёнок будет или постоянно цепляться за родителя, не будучи уверенным в себе, или, наоборот, будет эмоционально отдалён от него. В рамках одного исследования учёные наблюдали за людьми на протяжении более чем 30 лет, начиная с младенчества (Sroufe, 2005). Они обнаружили, что формирование доверительной связи и надёжной привязанности в раннем возрасте помогает развитию самостоятельности, влияет на социальные навыки и способность к управлению собственными эмоциями.

Как сформировать надёжную привязанность?

Очевидно, что для этого родитель должен быть чутким к потребностям малыша и быть способным их удовлетворить. Тогда малыш научится ему доверять. Перечислим особенности родительского поведения, которые помогают сформировать надёжную привязанность (Wolff and van Ijzendoorn, 1997):

Отзывчивость (адекватная и своевременная реакция на сигналы ребёнка). Например, вы достаточно быстро отзываетесь на плач малыша.

Синхронность (степень слаженности взаимодействия родителя и ребёнка). Например, когда при общении с ребёнком вы поочерёдно то проявляете активность, то реагируете на действия друг друга.

Взаимность (степень вовлечённости ребёнка и родителя в совместную деятельность). Например, вы часто указываете ребёнку на разные предметы, рассматриваете их вместе с ним и совместно играете в них (обычно дети начинают это понимать в возрасте около 8 месяцев).

Регулирование или «контейнирование» (умение родителя регулировать возбуждение малыша). Например, вы знаете, как успокоить ребёнка.

Позитивность (количество положительных эмоций, которые родитель демонстрирует малышу, и удовлетворение, которое оба получают от отношений). Например, вы часто улыбаетесь ребёнку, а он вам.

Поддержка (чуткость родителя к потребностям малыша, его доступность и готовность помогать и поддерживать ребёнка). Например, вы замечаете, что малыш чего-то хочет (пытается дотянуться до игрушки и т. д.), и подбадриваете его или приходите на помощь.

Таким образом, для правильного эмоционального развития ребёнка важно, чтобы вы проводили с ним много времени в тесном контакте, были позитивно настроены и внимательны к его потребностям и реакциям. Например, во время игры старайтесь правильно реагировать на изменения в эмоциональном состоянии малыша. Чтобы привлечь его внимание, измените манеру речи — используйте более высокую интонацию и простые звуки (так называемый «родительский язык»). Или вы можете вплотную приблизиться к ребёнку, потереться с ним носами и т. д. Ведь прикасаясь к малышу, разговаривая с ним, вы повышаете его заинтересованность. Если ребёнок перевозбудился, вы можете немного отдалиться от него. Но если малыш начнёт проявлять тревогу, приблизьтесь к нему чуть медленнее. Попробуйте отразить, как зеркало, радостное выражение лица ребёнка, но по-своему. Например, если вы видите на его лице улыбку, приветливо скажите: «Ух ты, как мы улыбаемся!» Распознавая такие сигналы и отзеркаливая их, вы можете регулировать эмоции малыша. Этот приём известен как подстройка.

Эксперимент с равнодушным лицом

Важность подстройки была продемонстрирована в эксперименте Кона и Троника (1983). Мамы садились напротив своих трёхмесячных детей, общались и играли с ними, как обычно, но некоторое время спустя прекращали тактильный контакт, а их лица принимали равнодушное выражение. В результате настроение детей часто ухудшалось, они становились настороженными, начинали капризничать и демонстрировали меньше положительных эмоций. По словам Оатли и его коллег (2006), эксперимент показал, что «отсутствие интереса со стороны матери вызывает у младенца грусть и тревогу, а уровень его эмоционального благополучия снижается».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Злиться можно! Драться – нет. Книга-тренинг для родителей с играми для эмоционального воспитания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я