Туринская плащаница: вопрос остается открытым

Джованни Новелли, 1993

Объект, который современная наука несмотря на некоторые противоречия пытается определить сегодня как немого свидетеля последнего акта земной жизни Иисуса – а именно, Туринскую Плащаницу, – некоторые без колебаний называют «Пятым Евангелием». Плащаница (по-гречески «синдон» – льняной саван) – кусок льняного полотна, которое евреи использовали для заворачивания тела перед погребением. Таким образом, святая Плащаница – погребальный саван, в который, согласно трем синоптическим Евангелиям, было завернуто тело Иисуса из Назарета перед положением во гроб.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Туринская плащаница: вопрос остается открытым предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Перипетии в истории Плащаницы и упоминание о ней в Евангелиях

Оценка событий, произошедших со святым саваном в первом тысячелетии, производится почти исключительно на основании достоверных христианских документов и апокрифических текстов. Если не считать критических исследований, касающихся подлинности Плащаницы, проведенных У. Шевалье (в 1901–1903 гг.) и Брауном (в 1940 г.) и базирующихся, в первом случае, на скудных архивных исследованиях, а во втором — на суждениях экзегетического характера, лишь исследования последних десятилетий принесли новые сведения, в частности, иконографические, об этом периоде. Например, американский ученый, доктор Алан Д. Уандер, доцент университета Дюка (Северная Каролина), проследил историю святой Плащаницы с VI века н. э., установив связь изображения на ткани с портретом на византийской монете VII века и на иконе VII века (образ Пантократора в монастыре Святой Екатерины на Синае). Сходство трех образов поразило американского ученого, когда он сопоставил туринскую реликвию с эпохой монеты и иконы.

Более новые открытия позволили обнаружить на отпечатке след монеты, которую можно отнести к эпохе Иисуса, и, таким образом, отодвинули еще дальше во времени датировку Плащаницы.

Обратимся теперь к Евангелиям.

Погребение Иисуса описывается во всех четырех Евангелиях, — у святого Иоанна (Ии 19, 38–42) почти независимо от остальных трех (Мф 27, 37–61; Мк 13, 42–47; Лк 23, 50), а также упоминается в Деяниях (Деян 13, 29).

По имеющимся свидетельствам, существует много аргументов в поддержку традиционного взгляда, что тело Иисуса не было брошено в яму с известью и погребено до заката, а, напротив, по распоряжению Пилата было выдано Иосифу Аримафейскому по его просьбе. Оно было снято с креста в пятницу после полудня (Мф 27, 57; Мк 15, 42) и положено в гробницу в скале (Мф 27, 60; Лк 23, 53; Ин 19, 41). Кроме того, несмотря на то, что могила была близко, погребали при первых лучах субботнего дня (Лк 23, 54), то есть времени едва хватало, чтобы позаботиться о теле, не нарушая закона субботы.

Согласно свидетельству Марка (Мк 15, 46), Иосиф заранее приобрел саван (sindon), которым обернул (eneiselen) тело Иисуса. Согласно Матфею (Мф 27, 59) и Луке (Лк 23, 53), он завернул (enetylixen) в него тело. Согласно Евангелию от Иоанна (Ин 19, 39–40), Иосиф и Никодим обернули (edesari) тело «отонией» (othonia). Последний термин неясен, видимо, это погребальная одежда, материал которой не уточнен (вероятно, это лен); во всяком случае, Лука (Лк 24, 12) использует слово «othonia» там, где раньше говорил «sindon». Нужно полагать, что уместны оба термина.

Иоанн добавляет, что Никодим принес значительное количество мирры и алоэ и положил их вместе с облачением, вероятно, как ароматические вещества, хотя и нельзя исключить, что они были смешаны с содой, использовавшейся как дегидрант при погребении мертвых.

Большое количество мирры могло быть предназначено для умащения пространства вокруг тела, а также для того, чтобы щедро воздать последнюю дань, подобно тому как поступали с телом богатого человека (Мф 27,57; Ис 53, 9).

Ткань, полностью развернутая, на первый взгляд представляет собой смутное изображение человеческого тела спереди и сзади. На ткани видны обгоревшие участки (следы пожара 1532 г.), а также заплатки и разводы от воды, которой тушили пожар.

Согласно всем евангелистам, ко входу в пещеру подкатили валун (Мф 27, 60; Мк 15, 46 и, косвенно, Лк 24 и Ин 20, 1), чтобы защитить ее до предполагаемого возвращения женщин через тридцать шесть часов (то есть по окончании субботы).

Женщины приобрели за это время благовония (Мф 16, 1; Лк 23, 56), которыми полагалось умастить тело — обычная операция, которую невозможно было исполнить в пятницу из-за того, что было недостаточно времени.

В воскресенье утром, согласно Евангелию от Луки (Лк 24, 12), Петр, пришедший поклониться могиле, уже не запертой, увидел «отонию» (вероятно, подразумевается Плащаница). По свидетельству Иоанна (Ин 20, 5–8), «другой ученик», также пришедший для поклонения, увидел лежащую «отонию», и когда Петр, за которым следовал его товарищ, вошел в пещеру, он обнаружил лежащую «отонию», между тем как сударион (платок, которым оборачивали голову) не был рядом с «отонией», а свернутый лежал в углу. Текст не очень ясен, и следовало бы сказать, что погребальные принадлежности лежали вместе с платком, который остался на своем месте. Это лучше объясняет следующий текст, добавляющий, как эта находка заставила «уверовать».

Погребальные пиши в еврейских катакомбах Виллы Торлония в Риме со следами погребальных бальзамов.

Сударион (латинское слово) означает платок, которым отирали пот, «платочек» (некоторые истолкователи отождествляют его с повязкой на подбородке, след которой виден на отпечатке на Плащанице).

Павел также утверждает, в соответствии с учением апостолов, что Христос «был погребен… и в третий день воскрес» (1 Кор 15, 3–4), устанавливая прямую связь воскресения с могилой, согласно преданию первых лет христианства.

Существование Плащаницы, таким образом, поддерживает то предположение, что могила оказалась пустой, хотя ни Евангелия, ни Плащаница не объясняют, каким образом. Во всяком случае, если мы считаем Плащаницу подлинной, следует принять во внимание многие детали из евангельских историй, для которых находятся подтверждения на изображении.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Туринская плащаница: вопрос остается открытым предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я