Объект, который современная наука несмотря на некоторые противоречия пытается определить сегодня как немого свидетеля последнего акта земной жизни Иисуса – а именно, Туринскую Плащаницу, – некоторые без колебаний называют «Пятым Евангелием». Плащаница (по-гречески «синдон» – льняной саван) – кусок льняного полотна, которое евреи использовали для заворачивания тела перед погребением. Таким образом, святая Плащаница – погребальный саван, в который, согласно трем синоптическим Евангелиям, было завернуто тело Иисуса из Назарета перед положением во гроб.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Туринская плащаница: вопрос остается открытым предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Описание Плащаницы
Плащаница (по-гречески «синдон» — льняной саван) — кусок льняного полотна, которое евреи использовали для заворачивания тела перед погребением. Таким образом, святая Плащаница — погребальный саван, в который, согласно трем синоптическим Евангелиям, было завернуто тело Иисуса из Назарета перед положением во гроб.
Традиция утверждает, что Плащаницу — погребальное полотно — использовали, по всей вероятности, так, как изображает эта акварель на шелке, без даты и без подписи, известная под названием «Святая Плащаница из галереи Sabauda». Первоначально ее приписывали далматскому миниатюристу Джулио Кловио (1498–1578), но впоследствии выяснилось, что ее автор — Джованни Баттиста Делла Ровере, создавший ее, вероятно, между 1623 и 1630 гг. Автор был вдохновлен теорией Эмануэле Филиберто Пинъоне, историографа Савойского дома (теория о формировании отпечатка изложена в его книге «Sindon Evangelica», 1581).
Плащаница, хранящаяся в королевской капелле Турина, по самым последним историческим и научным сведениям сегодня представляет собой один из наиболее спорных археологических документов, которому нет равных среди других христианских реликвий по значению информации, содержащейся в нем.
Хотя после малоутешительных результатов радиоуглеродного анализа Церковь не спешит высказывать свое окончательное суждение (кардинал Баллестреро предпочел говорить о «досточтимой иконе»), многочисленные ученые и специалисты по различным научным дисциплинам не сомневаются в ценности документа, пробудившего и продолжающего пробуждать к себе живой интерес не только в христианском мире, но и в мире современной науки.
Прежде Плащаница содержалась в прямоугольном деревянном футляре, облицованном тонкими серебряными пластинами ювелирной работы со вправленными в них драгоценными камнями. Внутри футляр устлан желтым атласом. Сама Плащаница была намотана на деревянный валик, обитый бархатом цвета бордо, и покрыта тонким шелком того же цвета. Вся поверхность Плащаницы крошечными стежками прикреплена к голландскому полотну, особенно тщательно прошита по длине ткани.
Плащаница представляет собой полотно из льна, спряденного с помощью утка, изготовленного из рыбьего хребта. Полотно соткано на примитивном станке, подобно прочим тканям, производившимся в Сирии в начале христианской эры. Технически это определяется как саржа 4, или как саржа 1/3, так что одна поперечная нить ложится попеременно то снизу, то сверху, затем идут три нити вертикальной основы, меняя порядок через каждые сорок нитей. Таким образом, переплетения утка создают узор из прожилок, восходящих и нисходящих по косой относительно долевой нити полотна, с включением тонких полосок длинных стежков основы, хорошо заметных на поверхности.
Тем не менее, в различных частях ткань оказывается неоднородной по своей структуре, как бы сотканной различным образом. Отсюда — разница в весе и плотности. Кроме того, льняные нити перемешаны с мельчайшими хлопковыми волокнами. Полотно состоит из цельного куска размером 4,34 х 1,1 м (обычный размер тканей, предназначавшихся для покойников) — подобные находили, к примеру, при раскопках коптского некрополя в Антинополе (древний Египет). На нем видно негативное изображение — с лица и со спины — человеческого тела длиной около 1,78 см.
На отпечатке ясно видны следы ран и ссадин, полученных человеком, претерпевшим побои и мучения при распятии. Кроме того, на Плащанице видны места сгибов, следы огня (а кое-где — и штопки), пятна от воды, которой тушили огонь.
Футляр, в котором находится святая Плащаница.
В результате кропотливой работы появились новые методы хранения Плащаницы, помогающие более эффективно уберечь ее от дальнейшей порчи. Теперь Плащаница лежит в развернутом виде, и ее больше не сворачивают в рулон. Она хранится за пуленепробиваемым стеклом, в герметичном футляре, заполненном газом. Плащаница защищена от света, поддерживаются постоянные условия хранения (уровень инертного газа, температура, влажность), которые контролируются при помощи компьютера.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Туринская плащаница: вопрос остается открытым предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других