Эта книга — хвалебная ода розе, прославляющая ее пленительную красоту, искусство придавать выразительность пространству, упоительный аромат лепестков и драматическое послание, заключенное в ее цветах. Вы найдете для себя 60 самых восхитительных старинных и современных сортов роз, созданных, чтобы воспеть классическую, нестареющую и непреходящую красоту этих цветов. Кремовые, розовые, ярко-красные, желтые и белые — все сорта насыщены богатой палитрой цветов и отличаются удивительным разнообразием форм. Они послужат для вас вдохновением, пробудят желание создавать розарии в своем саду, чтобы вы тоже могли делиться истинной радостью и восторгом, любуясь их цветками, срывая их в букеты и принося в свой дом! В формате PDF A4 сохранен издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Розы. Восхитительные цветы для дома и сада» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Краткая история розы
История происхождения розы покрыта тайной. Окаменелые останки цветов, которым, по оценкам археологов, насчитывается приблизительно 35–40 млн. лет, были обнаружены на территории всего Северного полушария. Многие сорта произошли от 150 разновидностей дикорастущей розы, хотя ботаники еще спорят относительно точного числа. Китай является родиной половины из них, местом, где произрастает гораздо больше растений-эндемиков, чем где бы то ни было, и это свидетельствует о том, что именно территория этой страны является местом происхождения розы. Благодаря своей необыкновенной красоте, аромату и полезным свойствам растение получило распространение по всему земному шару. Но прежде всего это цветок, которым можно бесконечно любоваться и вдохновляться.
Розы цвели задолго до того, как на Земле появился человек. Останки роз, обнаруженные в Китае и Северной Америке, относятся к эоценовой эпохе (56–39 млн. лет назад). В сравнении с этим совсем недавно, за 3,5 тыс. лет до н. э., розы изображали на глиняной посуде в Китае.
Дикие розы также встречаются на фреске с Синей птицей на стенах дворца минойской цивилизации в Кноссе, что относится к 1550 г. до н. э.
Дворцовые записи из г. Пилос, что на греческом Пелопоннесе, относятся к 1300 г. до н. э. и свидетельствуют о торговле розовым маслом. Греческий историк Геродот (484–425 гг. до н. э.) упоминал в своих работах розы из древней Фракии — территории, которую он называл садами Мидаса. Теофраст (371–287 гг. до н. э.), ученик Аристотеля, которого Карл Линней назвал «отцом ботаники», анализировал в труде «Исследование о растениях» дикую и культивированную розы, доказывая, что они успешно видоизменяются.
Увядшие гирлянды из роз были найдены в гробницах римского периода в древнеегипетском некрополе Хавара (170 г. н. э.).
Римлянам также была присуща страсть к розам. К моменту падения римского правления в 476 г. н. э. на территории империи было разведено около 2000 розовых садов. Жители Рима использовали розу для самых разнообразных целей: политики и полководцы украшали головы венками; растение добавляли в различные снадобья, мази и растирки для смягчения кожи, облегчения зубной боли и даже смешивали с медвежьим жиром и применяли в качестве средства от облысения.
Римляне украшали розами потолки в обеденных залах для напоминания: все, о чем говорится за бокалом вина, — sub rosa (с лат. — под розой, т. е. тайно, втайне) — должно было храниться в секрете, быть конфиденциальным.
Впоследствии роза была выбрана различными религиозными и политическими группами, например, лютеранами и розенкрейцерами, в качестве символа веры и духовного развития человека.
Именно римские ученые и поэты рекомендовали культивировать розы для торговли. Среди них Марк Теренций Варрон (116–27 гг. до н. э.), предложивший коммерческое культивирование роз, так же как и фиалок.
Происхождение розы
Родоначальником всех роз является обычный дикий пятилепестковый собачий шиповник (Rosa canina), который легко размножается из семени растения, оплетает изгороди, высоко поднимаясь и цепляясь за поверхность колючими стеблями. Изначально растение, скорее всего, появилось в Азии и Северной Америке.
Кроме шиповника, одной из древнейших культивируемых роз является многолепестковая роза галлика, или французская роза. Греки и римляне выращивали галльскую розу, и возможно, именно она украшает одну из сохранившихся стен в Помпеях.
Согласно легенде, культурная форма галльской розы — галльская лекарственная роза, или аптекарская роза (Rosa gallica var. officinalis), попала во Францию, где ее назвали прованской розой, из Сирии благодаря Теобальду Наваррскому (1201–1253 гг.), который привез ее в шлеме (имеется в виду галльский железный шлем. — Прим. переводчика), возвращаясь из крестовых походов. По всей видимости, именно эту розу и стали выращивать в римских садах.
Еще до истории о Теобальде и крестовых походах галльская лекарственная роза (Rosa gallica var. officinalis) была известна при дворе Карла Великого в IX в., где ее использовали в косметических и лечебных целях.
Именно благодаря своим целебным и ароматическим свойствам галльская лекарственная роза (Rosa gallica var. officinalis) получила распространение по всей Европе, найдя свое место в монастырских садах и садах Пиренейского полуострова, куда она попала с помощью мавров. В Англии она использовалась в лечебных целях, впоследствии получив другое название — аптекарская роза.
Согласно исследованию, проведенному английским генетиком Чарльзом Чемберленом Херстом (1870–1947 гг.), большинство садовых сортов появились от розы аптекарской (Rosa gallica var. officinalis), которая использовалась в качестве добавки для ароматической смеси.
На фото: Shropshire Lad
Роза как символ
Известно, что роза аптекарская (Rosa gallica var. officinalis) стала символом английской династии Ланкастеров (ветви династии Плантагенетов) во время войны Алой и Белой розы (1455–1487 гг.), хотя официально никогда не была заявлена в качестве их геральдического символа. Право Ланкастеров на престол принадлежало по родственной линии с Эдуардом III Джону Гонту, герцогу Ланкастерскому, и Кэтрин Суинфорд, его любовнице, а позднее третьей жене. Они являлись прародителями Маргарет Бофорт — матери Генри Тюдора, впоследствии Генри VII.
Династия Йорков, другая боковая ветвь династии Плантагенетов, выбрала в качестве эмблемы розу альба (белую розу — местное дикорастущее растение с белыми цветами, распространенное по всей Британии). Родство Йорков с Эдуардом III давало право претендовать на английский трон его сыну Эдмунду Лэнгли, герцогу Йоркскому, и его жене Изабелле Кастильской. Они стали прародителями Эдуарда IV и его брата — короля Ричарда III.
Генри Тюдор одержал победу над армией Ричарда III в битве при Босворте (1485 г.), занял английский трон и положил конец войне Алой и Белой розы, женившись на Елизавете Йоркской, дочери Эдуарда IV и Елизаветы Вудвилл. Этот брак в итоге объединил два враждовавших дома Плантагенетов, и началась эпоха правления династии Тюдоров. В качестве символа примирения и союза Генри VII соединил Алую розу Ланкастеров с Белой розой Йорков, и таким образом появилась новая геральдическая эмблема Розы Тюдоров. Любопытно, но, невзирая на окончание войны Роз, в графствах Йоркшир и Ланкашир стали использовать красную и белую розы в разной символике лишь в XIX в.
Елизавета I, внучка Генри VII, продолжила традицию, выбрав шиповник Душистый, или розу Эглантерия (R. rubiginosa), в качестве личной эмблемы. На портретах художника Николаса Хиллиарда можно увидеть королеву Елизавету I в платье, украшенном вышивкой в виде розы Эглантерии в знак могущества ее династии.
Особое значение роза имела еще задолго до того, как стала играть важную роль в символике Англии в XV в. У ранних христиан этот цветок считался крестьянским, а потому не пользовался особым почетом. И лишь в IV в. розу стали использовать в христианстве в качестве символа в различных ипостасях: белая роза без шипов олицетворяла Деву Марию, а красные цветы символизировали раны Христа. Эти образы бесчисленное количество раз воспроизводились в манускриптах, картинах, скульптурах и резных изображениях в период Средневековья и эпохи Возрождения.
С помощью розы писатели и поэты выражали страсть, любовное влечение к женщине, сексуальность, что нашло отражение в «Романе о Розе» — аллегорической поэме XIII в. о рыцарской любви, написанной Гильомом де Лоррисом и Жаном де Меном.
Впоследствии розу как символ любви воспевали Шекспир и Китс, а после Второй мировой войны красная роза стала олицетворять социальную демократию: ее образ использовался политическими партиями в странах Европы, Азии и Америки.
На фото: Lovely Fairy
Роза в Новое время
Ранние опыты по разведению роз описаны крайне скудно, но частично можно найти информацию в старых книгах по садоводству и травниках (книгах с описанием лекарственных растений).
В Англии к началу XVI в. общественный интерес к розам значительно возрос. В 1563 г. Томас Хилл опубликовал первую книгу о садоводстве на английском языке с подробными советами по посадке и уходу за розами — «Прибыльное искусство садоводства: самый краткий и приятный трактат, который учит, как удобрять, засеивать и разводить сад» (The proffitable Arte of Gardening: A most briefe and pleasaunte treatyse, teachynge how to dresse, sowe, and set a garden).
В «Травнике, или Общей истории о растениях» (Herball, or Generall Historie of Plantes) Джона Джерарда, опубликованном в 1597 г., насчитывается 14 наименований роз. Тридцатью годами позже аптекарь при королевском дворе Джон Паркинсон составил список из 24 названий. В отличие от него, ботаник, врач и астролог Николас Калпепер был более сдержан и привел меньшее количество сортов роз в труде «Полный Травник», написанном в 1653 г.
Работы голландских и фламандских мастеров являются свидетельством появления новых сортов роз в Нижних землях (территории современных Нидерландов, Бельгии и Люксембурга). Фламандский ботаник Карл Клузиус в труде «Rariorum plantarum historia», опубликованном в 1601 г., описывает разведение гибрида розы центифольной (hybrid Rosa x centifolia), позже известной как прованская или капустная роза, чьи корни он получил от некоего Йохана ван Хогеланде. Якоб де Гейн увековечил эту розу в своем натюрморте, оконченном в период 1600–1604 гг. Позже в том же XVII в. во время Золотого века Голландии такие художники, как Даниель Зегерс и Ян Брейгель Старший, в своем творчестве прославляли новые сорта роз.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Розы. Восхитительные цветы для дома и сада» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других