В данной книге приводятся определения суфия и суфизма, данные известными мастерами Пути, а также анализируются такие основополагающие понятия суфизма, как мистическое состояние (хал), духовная стадия (макам), время (вакт) и дыхание (нафас). Для специалистов в области религии, психологии и мистических традиций, а также всех интересующихся вопросами духовного самосовершенствования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовная нищета в суфизме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Духовная нищета
Нищета (факр) означает лишение, обнищание и нужду — в противоположность богатству (гана), дополнительные значения которого — «независимость» и «самодостаточность». Нищета — это в действительности свойство преданного, тогда как богатство — свойство Господа.
Об этом в Коране сказано: «О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах богат, преславен» (35:15).
Термин «нищета» имеет разные значения:
1. Иногда нищета означает стесненные обстоятельства и материальную нужду. В этом случае слово «факир» (нищий) означает просто «бедняк» — в отличие от «мискин» (неимущий, полностью обнищавший). Разница в их словоупотреблении состоит в том, что под факиром часто понимается дервиш, который в состоянии прокормиться и обеспечить себя хотя бы на несколько дней; а мискин относится к человеку, испытывающему крайнюю нужду и лишения.
2. Иногда нищета подразумевает духовное обнищание конкретного человека и его нужду в Боге. В этом случае термин факир может иметь различные смысловые оттенки:
а) факир как аскет (захид), отринувший мирское ради воздаяния в мире ином;
б) факир как суфий, который отринул и этот, и иной мир ради достижения Истины. В этом случае факир — это совершенный человек (инсан-и камил), суфий, который достиг полного духовного растворения (фана) в Истине. Нищета и факир далее будут употребляться именно в этом смысле. Как сказал Хафиз:
О Боже, даруй мне богатство нищеты,
Ибо в этом щедром даре заключена моя сила и слава.
Факир и нищета в Коране
Главные коранические цитаты о нищете таковы:
1. «Сатана обещает вам бедность (факр)» (2:268).
2. «Милостыни — только для бедных (фукара)[4], нищих (масакин)[5] (9:60).
3. «Если вы открыто делаете милостыню, то хорошо это; а если скроете ее, подавая ее бедным (фукара), то это — лучше для вас» (2:271).
4. «Милостыни — беднякам (фукара), которые удержаны на пути Аллаха, — не могут они двигаться по земле» (2:273).
Все эти стихи, упоминающие нищету и факиров, подразумевают только материальную нужду.
5. «О люди, вы нищие (фукара) перед Богом, а Бог богат, преславен» (35:15).
6. «Поистине, Аллах богат, а вы бедны» (47:38).
7. «И напоил он [Моисей] их[6], а потом удалился в тень и молвил: «Господи, я нуждаюсь (факир) в том благе, что Ты ниспосылаешь мне «(28:24).
В трех последних случаях факир — синоним суфия, того, кто является приверженцем пути духовной нищеты.
Высказывания Пророка[7] о духовной нищете
Нищета — главная тема нескольких высказываний, приписываемых Мухаммаду:
1. «Нищета — моя гордость, и я славен ею».
Хадж Мулла Хади Сабзавари, иранский философ 19 века,
посвятил этому хадису такой стих:
Для меня достаточным доказательством
подлинного богатства нищеты
является гордость Пророка,
мастера путников нищеты.
2. «Нищета — это ощущение стыда[8] в этом мире и в следующем».
Эзотерическое толкование этого высказывания таково: человеческое бытие есть «возможное бытие»[9]. Человек не может существовать без «Необходимого Бытия» (то есть Бога); то есть сама возможность его существования предполагает «Необходимое Бытие». Таким образом, сущностная нищета его «возможного бытия» достигает высшей точки в чувстве стыда и бесчестья в этом мире и в следующем.
Магриби так толкует этот хадис в стихах:
Если ты ничего не знаешь об этом стыде —
здесь и в мире ином,
Открой свои глаза,
взгляни на черноту нашей нищеты,
нашего бесчестья.
Бесчестье тщеславия
обертывает Абсолютную Реальность в твое эго.
Но истинное бесчестье, о гений,
это сокрытие себя в Истине.
До тех пор пока ты сосредоточен на себе
и связан своим эго, ты — завеса на Реальности.
Что ты способен понять в нашем бесчестье,
связанный по рукам и ногам своим бесчестьем?
3. «Нищета достигает точки бесчестья».
творение в том смысле, что оно зависит от воли Божьей и, следовательно, может быть, а может и не быть. «Необходимое бытие», в свою очередь, означает бытие, которое самообусловлено и необходимо существует (т. е. Бога).
Эзотерическое толкование этого хадиса таково: когда факир достигает состояния полной самоупраздненности, у него исчезает всякая надобность в чем-либо. В таком состоянии человек может воскликнуть (со слов одного суфийского шейха): «У истинного факира нет нужды в Боге». Такие высказывания, конечно же, воспринимались простыми людьми как богохульство. Однако с точки зрения духовно познавших (арифов) и святых, факир, который растворился в сущности и свойствах Божественного, на самом деле не существует, а не просто не имеет нужды в чем бы то ни было. По словам Аттара:
В земле бесчестья мистик разбивает свой шатер,
облаченный в одеяние «нищета достигает точки…»
и отделенный от всех
ощущением «стыда здесь и в мире ином».
4. «Нищета — это слава обладающего ею».
Отличия нищеты (факр) и чистоты
(сафват)
«Среди мастеров мистического пути нет единодушия относительно достоинств нищеты (факр) и чистоты (сафват). Одни утверждают, что нищета совершеннее чистоты. Нищета, говорят они, это полное исчезновение, когда даже мысль перестает существовать, а чистота — это одна из «стоянок» (макам) нищеты: когда обретается исчезновение, все стоянки обращаются в ничто…
Те, кто ставит чистоту выше нищеты, говорят, что нищета — это существующее явление, которому можно дать определение; тогда как чистота это бытие, чистое (сафа) от всех существующих вещей и явлений; сафа это сущность исчезновения (фана), а нищета — сущность истинного существования (бака), и потому нищета это название одной из стоянок на пути, а чистота — одно из имен Совершенства».
Факир и духовная нищета:
высказывания мастеров
Не в книгах и не в записях
сохраняется знание о нищете,
Счета любви не оплатить
в Последний День.
1. Ходжа Абдаллах Ансари: «Нищета это симург1[10], от которого уцелело одно имя. Это то, что никому не подвластно. Факир это безумец, нищета — здравомыслие.
Нищета — дверь, а факир — дом. Нищета — стоянка на пути и Божественная тайна, туда нет путей, и никто не знает ее реальности».
2. Ансари: «Нищета — красная сера, зеленый эликсир[11],
который не получить никакими усилиями».
3. Ансари: «Знай, что есть две разновидности нищеты.
Против первой остерегал Пророк Бога, говоря: „В Тебе я ищу убежище от нищеты“. О другой он говорил: „Нищета — моя гордость“. Первая почти равна отсутствию благочестия, вторая близка Реальности. Нищета, имеющая сходство с отсутствием набожности, имеет отношение к сердцу; она постепенно освобождает сердце от всякого знания (илм), мудрости (хикмат), добродетельности (ахлак), терпения (сабр), довольства (риза), смирения (таслим) и упования (таввакул) на Бога, пока оно не лишится всех этих высших состояний… Та же нищета духа, которой Пророк воздавал хвалу, отдаляет человека от мирского и приближает к истинному благочестию и подлинной вере».
4. Шах Ниматулла: «В начале нищета — это отречение от мира и всего мирского; в конце это — исчезновение (фана) в сущности единства».
5. Абу Али Даккак: «Самое главное — упорствовать в нищете и полностью перестать метаться туда-сюда —
до тех пор, пока у тебя не останется ни дома, ни земли, ни денег, ни собственности».
Его спросили: «Есть ли какая-либо награда тому, кто приобретает эти свойства?»
«Что люди носят, то и он носит, — ответил он. — Что они едят, то и он ест, однако он не такой, как они, в своем глубинном сознании (сирр)».
6. В 1003 или 1004 г. к мастеру Абу Али из Зузана пришел один дервиш. Он был одет во власяницу и шерстяную шапку. Один из наших братьев, решив подшутить над ним, спросил: «И сколько ты отдал за эту дерюгу?» Тот ответил: «Платой был этот мир. Мне предлагали обменять ее на мир иной, но я отказался».
7. Шейх Абу Али рассказывал: «Человек, который мнил себя факиром, поднялся на суфийском собрании и сказал: «Три дня у меня во рту не было ни крошки».
«Ты не факир, — резко ответил суфийский мастер, который присутствовал на собрании. — Нищета — это Божественная тайна, а Бог не разглашает свои тайны где попало — чтобы люди не обнаружили их».
8. Абу Мухаммад Рувайм на вопрос о нищете ответил:
«Это предание тела за цену, назначаемую Господом».
9. Поясняя качества факира, Рувайм сказал: «Факир —
это тот, кто хранит свою тайну, неусыпен по отношению
к самому себе и следует Божьим повелениям».
10. Рувайм: «Есть величие в нищете, которое требует, чтобы она оставалась скрытой, неоскверненной и ревностно оберегаемой. Всякий, кто разглашает ее и щеголяет ею перед людьми, перестает принадлежать к этому сообществу и не обладает возвышенностью в нищете».
11. Рувайм на вопрос о подлинной сущности нищеты ответил: «Делать правильный выбор и, если необходимо, отдавать предпочтение меньшему перед большим».
12. Ибрагим Кассар: «Фукара имеют одеяние, которое,
если носить его надлежащим образом, приносит плоды
довольства».
13. Хамдун Кассар: «Естественное состояние факира — смирение. Возгордившись своей нищетой, он превзойдет гордыней всех богачей».
14. Хамдун Кассар: «Достоинство звания «факир» состоит в смирении. Забыв о смирении, факир утрачивает также и все остальные добродетели».
15. Джунайд: «Нищета — это опустошенность сердца
от форм».
16. Джунайд: «Нищета — это море печалей».
17. Джунайд: «Встретив факира, будь предупредителен к нему. Не заводи речей о знании (илм), это лишь отпугнет его. Только проявив внимание и предупредительность, ты сможешь расположить его к себе».
18. Муртаиш рассказывал: «Я спросил Джунайда, действительно ли факира можно смутить посредством знания. Он ответил: «И еще как! Факир, искренний в нищете, исчезает, как свинец в огне, когда ему напоминают о знании».
19. Джунайд: «Отличие искренних факиров в том, что они не задают вопросов и не дискутируют. Если их
втягивают в спор, они сохраняют молчание».
20. Абу Абдаллах Мухаммад ибн Хафиф: «Нищета — это отсутствие собственности и исчезновение свойств эго».
21. Абу Абдаллах Хафиф: «Суфий — это тот, кого Бог избирает для Себя, исходя из Своей любви, а факир — это тот, кто избирает нищету для себя, чтобы приблизиться к Истине».
22. Харакани на вопрос о «приметах нищеты» ответил: «Сердце должно быть черным». «Что это значит?» — спросили его. Он ответил: «За черным нет других цветов».
23. Шакик Балхи: «Нищете сопутствуют три вещи:
сердце без забот, сознание в покое и душа в мире».
24. Шакика Балхи спросили: «Как узнать, предпочитает
ли преданный нищету богатству?» Тот ответил: «В этом
случае он настолько боится разбогатеть, что держится
за нищету точно так же, как до этого, боясь обнищать,
цеплялся за богатство».
25. Шакик Балхи: «Если ты блюдешь нищету, как исходящую от Него, от Бога к тебе, и видишь в этом свой долг, то ты не обязан печься о ком-либо еще, и кусок
хлеба, ниспосланный тебе днесь, не убудет».
26. Абу Хафс Хаддад: «Нищета не будет полной до тех пор, пока отдавать вам не понравится больше, чем получать».
27. Абу Хафс Найшабури: «Истинный факир — тот, кто в любом состоянии находится во власти времени (вакт).
Если постороннее влияние входит в его сердце, побуждая уделить внимание себе самому, и отвлекает от повелений вакта, он настораживается и отбрасывает его».
28. Абу Хафс Найшабури: «Наиболее благородна нищета перед Богом, наиболее презренна — нищета материальная. Наиболее достойная самодостаточность
(ал-истигна) — Божественная, наиболее низменная — независимость простых людей».
29. Абу Хафс Хаддад: «Для преданного лучший путь приближения к Богу — постоянная духовная нищета в любом состоянии, скрупулезное следование сунне (высказываниям Пророка) во всех действиях, и законная добыча средств к существованию».
30. Яхья ибн Муаз: «Нищета — это боязнь того, что она пройдет. Признак истинной нищеты состоит в том, что человек, даже достигший совершенства в святости, созерцании и самоупраздненности, пребывает в постоянной тревоге о том, как бы нищета не пошла на убыль и не исчезла, — пока он не достигнет такой степени совершенства, когда отделенность больше не страшит его».
31. Яхья ибн Муаз: «Реальность нищеты такова, что человек становится богатым посредством Бога; он не выказывает никакого интереса к внешним формам активности».
32. Ибрагим Адхам: «Мы искали нищеты — и богатство явилось перед нами. Люди искали богатство — и нищета
окружила их».
33. Рассказывают, что однажды некий человек принес Ибрагиму Адхаму десять тысяч дирхемов. Тот отказался их принять, сказав: «Или ты хочешь посредством этой суммы вычеркнуть мое имя из списка духовно нищих?»
34. Ибрагим Хаввас: «Нищета — облачение чести, одеяние апостолов, мантия праведных».
35. Абу Тураб Накшаби: «Пища факира — то, что ему перепадает; его одежда — то, что покрывает его; его
дом — то место, где он останавливается».
36. Абу-л-Фазл Хасан: «Реальность заключается в двух вещах: первое — полнота духовной нищеты перед Богом, входящая в число принципов преданности; второе — скрупулезное следование примеру Пророка, означающее полный отказ от послаблений и выгод для себя».
37. Шах Кермани: «Нищета имеет три признака.
Первый: мирские блага покидают твое сердце, золото и серебро для тебя — что пыль; и всякий раз, когда золото или серебро попадают тебе в руки, ты стряхиваешь их как пыль.
Второй: вид людей больше не радует твое сердце. Их похвалы и проклятья для тебя одно и то же; похвалы не взбадривают тебя, проклятья не задевают.
Третий: потакание плотским страстям перестает приносить удовольствие. Так же, как чувственные люди наслаждаются, удовлетворяя свой аппетит и плотские желания, ты наслаждаешься голодом, жаждой и воздержанием. Когда ты обретешь эти свойства, будь усерден в следовании пути преданных; если же это не твое призвание, к чему тогда занимать время этими речами?»
38. Абу Али Рудбари рассказывал, что Абу Бакр Заккак как-то спросил его:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовная нищета в суфизме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
6
Имеются в виду две дочери Шуайба (или Иофор в Ветхом Завете), на одной из которых Моисей впоследствии женился.