Риторика от медиаспикера (спикера медиа)

Денис Шевчук

Риторика – искусство говорить свободно, красиво и убедительно, а главное – результативно.Каждый знает, как это непросто. С помощью представленных в этой книге рекомендаций, советов, упражнений, техник отработки навыков и многочисленных примеров Вы очень быстро овладеете искусством говорить свободно и убедительно, познакомитесь с практической риторикой. Книга основана на опыте обучения лекторов и медиаспикеров. Медиаспикер (спикер медиа) – человек, регулярно выступающий в СМИ, эксперт.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика от медиаспикера (спикера медиа) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Историческое введение

Будьте осторожнее с этим вариантом! Если мы обращаемся к истории, совершенно не обязательно начинать от Адама и Евы. Однако вполне можно кратко упомянуть о состоянии проблемы в ретроспективе. Такое ориентированное на прошлое введение особенно

широко используется в речах по случаю.

Пример

Снова вернемся к теме «Ограничение скоростного режима на автострадах». Нельзя сказать, что выступающий оставляет эту тему без внимания, если он начинает следующим образом:

«Когда Денис Шевчук… лет тому назад в первый раз ехал на автомобиле от… до…, он не столкнулся с этой проблемой». На празднике в честь двадцатилетней годовщины предприятия можно начать выступление с такого намека: «Некоторые из нас еще помнят о том времени, когда… начинал работать у нас в качестве ученика». Ретроспективный взгляд также типичен для выступлений по случаю юбилея объединения.

Риторический вопрос

Риторический вопрос настолько же пригоден для вводного элемента, как и по ходу доклада. При этом Вы либо сами отвечаете на него впоследствии, либо передоверяете эту задачу слушателям. Риторический вопрос применяется почти в каждой речи-убеждении и в сообщении по теме. Просто сформулируйте некоторый аспект (мысль) темы в виде риторического вопроса. Вопросительная форма дополнительно способствует концентрации внимания аудитории на теме выступления.

Пример

Так, например, для темы «Здоровое питание» риторический вопрос можно было бы сформулировать следующим образом:

«Все мы едим слишком много жира, разве нет?»

Сообщение по теме «Ситуация с движением в жилом районе» можно начать так: «Сколько еще мы должны с этим мириться?»

Осторожнее с прямыми вопросам

В отличие от риторического вопроса, прямой вопрос к слушателям связан с определенным риском. Может случиться, что этот вопрос либо вообще останется без ответа, либо ответ будет дан не тот, что нужен. Некоторые ораторы стремятся обезопасить себя тем, что заранее

договариваются с кем-либо из участников, чтобы он дал желаемый ответ.

Вводная часть с юмором

К сожалению, в немецкой речевой традиции этот вариант используется крайне редко. А при специальных или научных докладах юмор вообще считается делом предосудительным. Почему, собственно? Ведь слушатель, который сначала посмеялся, может затем очень внимательно следить за изложением научных рассуждений. Естественно, речь не идет о затасканных или пошлых шутках. А вот подходящий анекдот или остроумная импровизация в качестве вступления никак не повредят.

Пример

Началом выступления о вреде курения послужила следующая история. Принимающий врач спрашивает пациента, который только что поступил с диагнозом «инфаркт»: «Вы курите?» Тот отвечает: «уже нет!». Врач: «и с каких пор?». Пациент: «да еще часу не прошло!».

Другие возможные варианты

Опора на предыдущего выступающего: «Как уже говорил Денис Шевчук…».

Упоминание о свежих новостях: «Сегодня в передовицах свежих газет можно было прочесть…».

Ссылка на результаты последних исследований: «Исследование влияния пассивного курения показало…».

Согласие с господствующим в аудитории мнением: «Особенно сильно это отразится на водителях».

Использование в качестве введения цитаты: «Поэтами рождаются, а ораторами становятся»

(начало доклада об ораторском искусстве).

Предложение решения проблемы: «Уже через час лишний вес перестанет быть для Вас проблемой!».

Уверенность благодаря списку кратких тезисов

Кому не знакомы ораторы, которые не отрываются от записи выступления? Иногда при этом они еще водят пальцем по строчкам, чтобы ни в коем случае не потерять из виду нужное место. Такие выступающие публике не по душе. Зрительный контакт в этом случае отсутствует, и говорящий не имеет возможности отслеживать реакции своих слушателей и своевременно принимать меры.

Тот, кто хочет убедить, должен говорить открыто

Под «открытостью» мы понимаем две вещи. Прежде всего, речь идет об отсутствии препятствий между оратором и слушателем (стол или кафедра). Выступающий, который стоит на виду у публики, производит впечатление уверенного в себе и компетентного в вопросе человека. Когда Вы вынуждены стоять перед столом или кафедрой, постарайтесь, чтобы слушателям была видна хотя бы верхняя часть Вашего тела. Тот, кто оказывается целиком спрятанным за кафедрой, полностью теряет возможность воздействовать на публику посредством языка тела. Говорить открыто — значит выражать свои мысли свободно и спонтанно. Под свободной речью не имеется в виду речь, заученная наизусть. В данном смысле свободной мы называем речь с опорой на хорошо продуманные и логически выстроенные краткие тезисы. Другими словами: предварительно Вы хорошо продумали то, что собираетесь говорить, и зафиксировали на бумаге. Только оформлено это в виде кратких тезисов, а не пространной речи.

Преимущества выступления с опорой на краткие тезисы

Вы ничего не забудете, потому что все мысли, которые Вы хотите донести до аудитории, записаны в виде логической последовательности на листе бумаги. Окончательный вариант текста формируется спонтанно, что звучит гораздо убедительнее, чем предварительная речь, которую зачитывают вслух. Содержание выступления гораздо легче адаптировать к ситуации (например, в зависимости от реакции слушателей Вы можете по-другому расставить акценты), что становится невозможным, если речь записана полностью. На вопросы и замечания слушателей отвечать гораздо легче, не выходя при этом за рамки собственной концепции. При необходимости речь можно без проблем сократить. К примеру, Вы можете пропустить что-то, если замечаете, что это не вызывает интереса или уже известно слушателям, или если Вы начали с запозданием и не укладываетесь во временные рамки.

Как выглядит эталонный список кратких тезисов

Следующие советы успешно выдержали испытание на практике. Они помогут Вам использовать все упомянутые выше преимущества речи с опорой на тезисы и в то же время иметь достаточно свободного пространства для импровизации.

Размер

В реальности встречаются самые разнообразные варианты: от стыдливо скрываемой в ладони «шпаргалки» размером с визитную карточку до листа большого формата. Очень хорошо показал себя формат Aб (размером с почтовую карточку) или А5 (половина листа А4). Список кратких тезисов на бумаге большого формата выглядит слишком плакатно и таит в себе опасность, что у выступающего может возникнуть искушение сформулировать свои тезисы слишком пространно или вообще записать всю речь целиком. Список кратких тезисов на листе бумаге размером с почтовую карточку или около того можно спрятать в карман куртки или дамскую сумочку, не сгибая. Отдельно следует обратить внимание на то, что при составлении списка кратких тезисов по возможности не следует использовать тонкую бумагу. Это должна быть в идеале достаточно плотная бумага или даже тонкий картон. Кроме того, бумага не должна давать бликов (бумага для факсов непригодна для этой цели). На каждой карточке не более 5—7 главных мыслей. Многие ораторы стремятся вместить на карточку как

можно больше тезисов. Однако, во-первых, это затрудняет чтение, а во-вторых, после завершения работы над рукописью места для пометок и дополнений не остается.

Если же Вы пишете на каждой карточке только одну или две главных мысли и соответствующие комментарии, тогда впоследствии в случае необходимости можно будет что-то добавить или сделать необходимые пометки. Писать нужно крупно и разборчиво По наблюдениям авторов, две наиболее распространенные ошибки — это слишком большое количество текста на карточке и слишком мелкий шрифт. Очень часто важность тщательной подготовки списка кратких тезисов недооценивается. Это подтверждается опытом многих участников семинаров, у которых во время тренингов возникали проблемы с конспектами. Во время доклада выступающий, мельком взглянув на подготовленный текст, должен максимально быстро найти глазами следующий пункт и сразу же восстановить зрительный контакт с аудиторией. Это становится возможным только в тех случаях, когда слова написаны достаточно крупно и отчетливо. Кроме того, на листе бумаге не должно быть ничего лишнего. Во время подготовки конспекта потрудитесь переписать неудачную карточку заново; насколько это полезно, Вы поймете в ходе выступления. Писать следует только на одной стороне листа Как правило, список кратких тезисов редко умещается на одну карточку. Карточки, на которых текст написан только с одной стороны, не следует переворачивать. Так удобнее. Уже использованные карточки каждый раз кладите вниз стопки, так чтобы порядок следования всегда оставался одним и тем же. Тогда в случае необходимости (например, если у кого-то из слушателей возникнет вопрос) Вам будет легче вернуться к нужной карточке.

Сквозная нумерация

Этот совет представляется очевидным. Нумеровать карточки следует по порядку. Если Вы уже пронумеровали все карточки и хотите присоединить к ним несколько новых, их можно обозначить буквами (а), (б) и т. д. с указанием предшествующей страницы.

Режиссерские указания

Вы режиссер своего выступления. Режиссерские указания дают Вам уверенность, что в процессе выступления Вы не забудете обратить внимание на все важные моменты. Мы употребляем это понятие в двух смыслах. Режиссерские указания могут вытекать непосредственно из содержания Вашего выступления либо могут быть направлены на Ваше поведение.

Примеры содержательно обусловленных режиссерских указаний

«Задать вопрос участникам». Это указание должно напомнить вам, что в этом месте следует прервать монолог и обратиться к слушателям, чтобы узнать их мнение или попросить поделиться опытом. «Не забыть положить пленку на проектор». Это указание поможет Вам не забыть использовать в нужное время пленки для проектора и другие подготовленные вспомогательные материалы. Режиссерские указания, относящиеся к самому себе, помогают преодолеть слабые места (ошибки) и правильно применять риторические средства. Помечайте разными цветами важные мысли, которые Вы хотели бы выделить во время выступления (громче, медленнее, пауза). Кто знает, что переминается с ноги на ногу во время выступления и ведет себя беспокойно, тому следует делать соответствующую пометку в каждом тезисе (ее следует выделить другим цветом). Изобразив глаз или написав слово «взгляд», Вы можете напомнить себе о необходимости поддерживать зрительный контакт с аудиторией. Те, кто привык говорить слишком быстро, могут воспользоваться указанием «медленно», чтобы не забыть о своем недостатке. Естественно, эти режиссерские указания не дадут Вам возможности сразу избавиться от всех недостатков, однако с каждым новым выступлением недостатки будут проявляться все меньше. На семинарах последовательное применение этого метода позволило большей части участников всего за пять-шесть выступлений избавиться, например, от постоянных повторений «Э» и научиться поддерживать зрительный контакт со слушателями. Будьте внимательны: избегайте неправильных режиссерских комментариев. Не ограничивайте себя слишком жестко, когда делаете пометки относительно действий (например, сжать кулак, засмеяться, посмотреть

на…), которые Вы хотите произвести в определенные моменты Вашего выступления. Это может выглядеть неестественно.

Пример карточки с краткими тезисами

1-й тезис

2-й тезис

подпункт

подпункт

(режиссерское указание)

подпункт

подпункт

подпункт

Указания времени помогают соблюдать регламент

Указание времени в конспекте речи тоже можно отнести к режиссерским пометкам. Если Вы отмечаете, на каком месте Вы должны быть через 10, 20, 30 минут, тогда Вы сможете завершить Ваше выступление вовремя. Выступающий с часовым докладом, который на пятидесятой минуте первый раз бросает взгляд на часы и видит, что он только закончил вводную часть, конечно же, не сумеет уложиться в назначенное время. Имена, цифры и цитаты записывайте полностью Во всяком правиле есть свои исключения! Есть они и в рекомендации ограничиваться краткими тезисами. Первым исключением являются имена, цифры и цитаты. Когда Вы записываете имена и цифры полностью, опасность оговориться становится гораздо меньше. В отношении цитат очень важна точная формулировка. При цитировании в специальном докладе не менее важной является научная или отраслевая правильность. В этом случае можно прервать зрительный контакт на то время, пока Вы зачитываете цитату. Те цитаты, которые стали общим достоянием (из литературы, политики, рекламы и т.д.), как правило, представляют собой краткие и меткие высказывания. Их

воздействие на слушателей зависит от того, насколько удачно они будут представлены. В этом случае дословная запись дает возможность лишний раз убедиться в правильности цитаты, позволяя не прерывать зрительный контакт и использовать жестикуляцию.

Первое предложение следует записывать полностью

Вторым исключением из правила фиксировать только ключевые элементы является первое предложение. Запишите его дословно! Дословная запись не означает, что Вы должны прочитать его слово в слово. Просто в начале выступления напряжение всегда особенно

велико. Поэтому знания того, что первое предложение полностью записано в вашем конспекте, как правило, бывает достаточно, чтобы произнести его, не подглядывая. Но если Вы чувствуете, что ком в горле слишком велик, лучше воспользуйтесь подсказкой. Конечно, это решение является не самым лучшим, но все же оно поможет Вам преодолеть начальный барьер и почувствовать себя уверенней. Зачитывать речь целиком можно только в исключительных случаях В некоторых ситуациях приходится полностью зачитывать текст речи. Такая необходимость может появиться в тех случаях, когда требуется особая точность формулировок (например, в научном докладе). Или в том случае, когда кому-то приходится зачитывать чужой доклад (например, если выступающий заболел) или если этот доклад уже был представлен ранее и важно в точности воспроизвести его в исходной форме. Также необходимость иметь перед собой полный текст выступления возникает у тех, кто может позволить себе воспользоваться услугами автора-«негра». Тем не менее зачитывать весь текст доклада целиком следует только в исключительных случаях. Недостаточно искушенным ораторам кажется, что, имея перед глазами весь текст выступления, говорящий чувствует себя уверенней. При этом они совершенно упускают из виду тот факт, что полный текст сильно ограничивает. В этом случае фактически невозможно отклониться от того, что написано в тексте, не нарушив целостности и последовательности речи. Многие ораторы чувствует себя увереннее, если сначала пишут полный текст выступления. В таком случае есть две варианта: либо из полного текста делается сокращенная версия в виде списка кратких тезисов; либо в полном тексте выступления выделяются самые существенные положения, на основании которых затем спонтанно произносится речь.

Правила составления полного текста речи

В тех случаях, когда в виде исключения возникает необходимость записать всю речь целиком, могут пригодиться следующие рекомендации. Бумага формата А4. Межстрочный интервал должен быть достаточно большим, чтобы можно было быстро найти нужное место, не прерывая надолго зрительный контакт с аудиторией. Длину строки следует выбирать в соответствии со смысловым членением. Вопреки тому, чему нас учили со школьной скамьи, строки не обязательно писать до конца, как и переносить отдельные слова на другую строку. Пишите на одной строке только те слова, которые взаимосвязаны и произносятся в речи как одно целое.

Следующие правила знакомы нам по списку кратких тезисов:

бумага без бликов;

писать на одной стороне листа;

писать крупно и разборчиво;

нумеровать листы по порядку;

применять режиссерские указания.

Не старайтесь выучить текст речи наизусть

Выученных наизусть выступлений вообще быть не должно. Они производят впечатление искусственности, а говорящий постоянно испытывает нехватку в спонтанности и в убедительности. Вдобавок ко всему, заученный наизусть текст обычно произносится монотонно.

Тот, кто выступает, заранее выучив текст, целиком привязывает себя к тексту. В этом случае сбои проявляются гораздо сильнее. К тому же включается страх сбиться и замолчать.

Врожденный ораторский талант

Есть ораторы, которые от природы наделены талантом свободно и раскованно выступать перед аудиторией. Им можно только позавидовать. Тот, кто отлично владеет темой, также может свободно построить свое выступление из всей массы идей. Однако и этим счастливцам следует помнить об опасностях, связанных с выступлением без конспекта. Очень часто в таких случаях лимит времени, отведенный на выступление, нарушается. Причем это в равной степени характерно и для речи-убеждения на работе, и для речей по случаю в частной жизни (дядя Денис опять никак не может остановиться!). Особенно велика такая опасность в случае дискуссии: хорошие аргументы теряют в весе, если они «забалтываются». Также нельзя исключать, что какие-нибудь важные частности могут забыться. Не менее часто случаются повторы. Возникает опасность, что говорящий представит на суд аудитории очень похожие друг на друга мысли. Даже если Вам кажется, что Вы уверенно владеете темой, все равно советуем на всякий случай запастись списком кратких тезисов. Эта касается как докладов по специальности, так и повседневных речей. Даже если речь идет, например, всего лишь о привычном поздравлении по случаю дня рождения Вашего коллеги. Тем самым Вы показываете слушателям, что Вы готовились к данному событию. Это производит приятное впечатление. Если Вы не хотите, чтобы слушатели видели Ваш конспект, спрячьте его в карман. Тогда Вы будете знать, что в случае необходимости всегда сможете им воспользоваться. Этого знания обычно оказывается достаточно, чтобы вселить в Вас чувство уверенности, необходимость в подсказке просто не возникает.

Учимся выступать перед аудиторией с опорой на список кратких тезисов

Следующие упражнения помогут Вам научиться обращаться с краткими тезисами. Если Вам удастся найти партнера для совместных тренировок, процесс станет гораздо более увлекательным.

Учитесь рассказывать и докладывать

Запишите себе на карточку несколько ключевых слов, относящихся к какому-либо событию, и попытайтесь рассказать об этом как можно короче и нагляднее. Пусть Вас кто-нибудь послушает, или запишите свою речь на магнитофон или на видео.

Подходящие темы:

происшествия на работе;

события во время командировки;

дорожная ситуация;

спортивное мероприятие;

визит гостей;

посещение театра.

Упражнение из трех слов

Это упражнение можно выполнять как в одиночку, так и в группе. На карточке Вы записываете три ключевых слова, из которых необходимо сделать небольшой спонтанный рассказ. Вместо трех можете взять пять слов. Задача не в том, чтобы составить чрезвычайно сложную или научную историю. Вы просто учитесь работать со списком кратких тезисов и составлять речь

на основе ключевых слов. В любом случае это должна быть именно маленькая история, а не одно предложение. При этом порядок следования слов в вашем рассказе не имеет никакого значения.

Если Вы тренируетесь в одиночку, проверяйте себя при помощи видео — или аудиозаписи. Перед этим на каждой карточке напишите по три (пять) слов или воспользуйтесь следующим образцом.

Кошка — письменный стол — виноград.

Уполномоченный — высотный дом — веревка.

Трубочист — шариковая ручка — любовь.

Словарь — бумажный носовой платок — отпуск.

Специальное предложение — адвокат — солнечные часы.

Слон — фонарик — мечта — упаковочная бумага — вишневое дерево.

Полотенце — деревянный башмак — темперамент — отпуск — карандаш.

Поваренная книга — концерт — проездной билет — реклама — свобода.

Звезда кино — бурый уголь — предвыборная кампания — мастерская.

Строительный барак — полевой бинокль — рождество — свадьба — политика.

При групповых упражнениях гораздо веселее, когда члены группы предлагают выступающему три или пять слов. Он записывает эти слова на карточку и сразу же начинает рассказывать историю. Следите, чтобы выступление начиналось незамедлительно, в противном случае, если

оратор долго думает, он может впасть в ступор.

Выступление с опорой на чужие ключевые слова

Это групповое упражнение, которое также может использоваться как игра. Во время семинара благодаря этому упражнению многие участники поняли, что говорить по списку кратких тезисов гораздо легче, чем думают многие. Подготовьте короткие выступления/рассказы на следующие

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика от медиаспикера (спикера медиа) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я