Риторика – искусство говорить свободно, красиво и убедительно, а главное – результативно.Каждый знает, как это непросто. С помощью представленных в этой книге рекомендаций, советов, упражнений, техник отработки навыков и многочисленных примеров Вы очень быстро овладеете искусством говорить свободно и убедительно, познакомитесь с практической риторикой. Книга основана на опыте обучения лекторов и медиаспикеров. Медиаспикер (спикер медиа) – человек, регулярно выступающий в СМИ, эксперт.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика от медиаспикера (спикера медиа) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Говорите, обращаясь к слушателю
Речь-убеждение имеет определенную цель, которой подчинено все выступление. При этом для достижения данной цели, как правило, используется односторонняя аргументация. Выступающий ограничивается самым существенным, поскольку пространные рассуждения могут запутать и увести от цели. Речь-убеждение обычно завершается призывом. Речь-убеждение обращена в первую очередь к воле и чувствам аудитории.
Примеры
В производственной практике
Уполномоченный, ответственный за соблюдение техники безопасности, замечает во время обхода, что некоторые из сотрудников не пользуются защитными шлемами. Он сразу же произносит спонтанную речь-убеждение, призывая работников постоянно носить шлемы.
В общественной практике
Предвыборные речи политиков всегда относятся к виду речи-убеждения. Даже если не все аргументы одинаково убедительны, хотя бы некоторые из них должны привести к тому, что выбор будет сделан в пользу партии, к которой принадлежит данный политик.
В частной жизни
Семья никак не может определиться, куда поехать в отпуск. Каждый из членов семьи отстаивает свою позицию.
Речь-информирование
Цель речи-информирования — представление и разъяснение положения вещей, а также передача информации или опыта. Этот вид речи обращен главным образом к разуму слушающих. Содержание речи в большинстве случаев подается без оценки; говорящий
стремится четко различать свое и чужое мнение.
Пример
В производственных или научных докладах по специальности вниманию аудитории предлагается только существенная информация.
В школьном и производственном обучении информирование также осуществляется по существу. Преподавателю или учителю необходимо убедить своих подопечных
сделать что-нибудь полезное для школы, однако в большинстве случае при обучении речь идет о передаче информации.
В различных видах сообщений (отчет о работе, доклад на выставке-ярмарке, оперативная сводка) также превалирует информирующий аспект.
В повествовании также преобладает информирование, и оно является частным случаем речи-информирования.
Речь по случаю
В центре внимания речи по случаю находится некоторый случай, о котором повествует говорящий. Речь по случаю нацелена прежде всего на сердце и чувства слушателей и в меньшей мере — на интеллект. От того, кто произносит речь по какому-то поводу, требуется
выражение соответствующих эмоций (печаль, радость). Поэтому возникает опасность, что многие речи по случаю могут превратиться в подборку шаблонных фраз. В любом случае речь по случаю является достаточно краткой. При этом, за некоторыми исключениями, юмор только приветствуется.
Пример
Поводы для произнесения речей по случаю в личной, общественной и производственной практике одни и те же.
Гостей или сотрудников приветствуют или прощаются с ними.
Происходит чествование (юбилеи, награждения).
Произносятся пожелания по случаю торжественного события (свадьба, день рождения, крестины, новоселье, экзамены, юбилей предприятия).
Диапазон речей по случаю простирается от обширной поздравительной речи до пары фраз, соответствующих моменту.
Экспромты
Экспромт не является самостоятельным видом речи в том смысле, о котором шла речь выше. Экспромт применяется тогда, когда у кого-то возникает необходимость произнести речь совершенно спонтанно, то есть без предварительной подготовки. Соответственно речи
всех трех обсужденных выше видов могут произноситься экспромтом.
Повод и цель выступления
И в личной жизни, и на работе порой возникают ситуации, когда Вам совершенно неожиданно по какой-то причине приходится брать слово. При этом инициатива может исходить как от Вас лично — если Вы хотите заявить о своей позиции, так и от других лиц.
Избегайте отговорок
Избегайте следующих фраз:
— «Мне трудно»;
— «Я не готов»;
— «Я не умею произносить речи»;
— «На самом деле уже все сказано»;
— «Я сегодня не в форме».
Такие высказывания воспринимаются как отговорки и не вызывают никакого интереса. Определитесь, что Вы хотите сделать: информировать, убедить или дать свою оценку чего-либо, и осознанно принимайтесь за дело. Если быть абсолютно точным, то каждая реплика в разговоре или дискуссии является, по сути, маленьким экспромтом. Однако ситуация меняется, когда нам предстоит выступать перед группой людей. Люди, способные произнести удачную речь экспромтом, встречаются достаточно редко. Для того чтобы не остаться без опоры, имеет смысл продумать логическую структуру предстоящего выступления. В таком случае у Вас будет хотя бы «красная нить», на которую Вы сможете
ориентироваться. Мы рекомендуем воспользоваться пятичастной формулой, о которой пойдет речь ниже. Она была разработана для речи-убеждения, однако может с равным успехом применяться для подготовки речи по случаю и для сообщения по теме.
Пример
Речь по случаю: на семейном празднике каждый должен произнести хотя бы несколько слов.
Речь-информирование: мастер обнаруживает ошибочный способ действия и поясняет работникам, как следует выполнять данную операцию.
Речь-убеждение: пассажир, сидящий рядом с водителем, пытается убедить его, что выбранная скорость слишком высока для него и для пешеходов.
Различные понятия
Выше мы говорили, в зависимости от повода, о выступлении или докладе. В других случаях употребляются такие термины, как «обращение», «сообщение», «лекция» или даже «заявление». Сюда же можно отнести проповедь и выступление перед судом. И, как мы уже упоминали, любое высказывание в дискуссии или во время дебатов представляет собой небольшую речь, которая произносится экспромтом. Мы не собираемся продолжать этот список различных терминов. В этой книге мы будем использовать только два: выступление и доклад. Нет необходимости вдаваться в научную дискуссию о предпочтительности тех или иных понятий. Большинство из представленных далее правил и рекомендаций касается, если нет особых оговорок, всех видов публичных выступлений.
Структура как основа любой речи
Четкая структура — непременное условие успеха любого выступления. Она помогает привести мысли в порядок и обеспечивает логичность изложения. Еще со школы нам известна трехчастная композиция:
введение;
основная часть;
заключение.
Эта стандартная структура, восходящая к античности, успешно дожила до наших дней. И все же выделения только трех частей во многих случаях явно недостаточно. Дальнейшее подразделение осуществляется внутри каждого из основных пунктов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика от медиаспикера (спикера медиа) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других