Цель как игра. Мотивационная игропрактика для начинающих

Денис Чудаев

Чудаев Денис Александрович – игропрактик, ведущий и фасилитатор с многолетним опытом проведения и организации мероприятий. Автор книги: «Стать лучшим ведущим за 100 страниц». Изобретатель: мотивационный тренажёр «Магнит цели»

Оглавление

«ИГРОПРАКТИЧНОСТЬ» КАК НОВОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ

Смею предположить, что все мы в той или иной степени уже являемся активными участниками многочисленных игр. Вопрос заключается в том, насколько осознанно мы это делаем? В какие игры мы играем чаще всего и кто формирует для нас правила этих игр? Всё чаще мы встречаем понятия игропрактики в событийном контексте, не только применительно к организации и проведению различных мероприятий, но и в процессах выстраивания взаимоотношений между партнёрами и клиентами. Принципы игропрактики показывают высокую эффективность в сферах налаживания бизнес-процессов, коммуникации между сотрудниками, получения обратной связи, увеличения вовлечённости и степени лояльности к бренду или продукту.

Многие из нас уже давно вовлечены в различные игровые процессы, но, возможно, уже просто перестали обращать на это своё пристальное внимание. Банки, крупные бренды и сетевые магазины завлекают нас различными розыгрышами и лотереями. «Угадайте слово и получите скидку!», «Cовершите покупку на определённую сумму и поймайте свою удачу!», «Нажмите на кнопку в определённой последовательности и выиграйте суперприз или разгадайте очередную загадку, пока едете в автобусе на работу!» Нас постоянно приглашают принять участие в различных промоакциях, челенджах и соревнованиях, которые основаны на игровых принципах. Да, нам нравится нажимать на кнопки, переключать выключатели, открывать буквы, угадывать слова и решать различные головоломки. Мы с удовольствием готовы делать это абсолютно бесплатно и тем более за вознаграждение.

Геймификация лидогенерации, то есть привлечения новых клиентов, проводит нас через увлекательную воронку продаж, благодаря этому многие из нас неосознанно принимают участие в очередной игре в надежде на главный приз, повышенный кэшбэк или возможный прилив эндорфинов. Таким образом создатели игры привлекают и удерживают наше внимание, мотивируют на дополнительную активность или совершение очередной покупки. А кто-то из нас просто играет для того, чтобы отвлечься, скоротать время в пути или для того, чтобы установить свой новый игровой рекорд. Это так увлекательно и соблазнительно, что мне остаётся только надеяться на то, что вы не будете делать этого во время прочтения этой книги. Потому что прямо сейчас я хочу предложить вам переосмыслить своё отношение к играм и, возможно, даже улучшить качество своей жизни с помощью «игропрактичности».

Практичность помогает нам просто и эффективно решать сложные задачи. Проявляя разумную инициативность и деловитость в игровой форме, мы можем получать реальные результаты. Стремясь к процветанию, мы стараемся быть практичными не только в финансовой сфере, но и в сфере здоровья, выстраивании личных отношений, удовлетворении своих физиологических, эмоциональных, интеллектуальных и даже духовных потребностей.

«Игропрактичность» помогает нам быть счастливыми, эффективными и процветающими. Мы должны научиться не только играть, но и правильно структурировать игровые процессы. Элементарное непонимание правил снижает эффективность использования игропрактики не только для игроков, но и для создателей игры. Чрезмерная увлечённость игрой забирает наше время и внимание, не давая возможности для развития в других направлениях. Очень важно найти правильный баланс и обрести понимание элементарных правил участия в различных игровых процессах и программировании собственных игр. Поэтому давайте прямо сейчас ненадолго перейдём от игропрактики к игротеории. Точное и понятное структурирование помогает нам увеличить эффективность и вовлечённость для всех участников игрового процесса.

Для начала давайте определимся с концепцией игры, которую вы планируете начать, сделаем так называемый «сеттинг». Придумайте описание своей идеи, название и жанр. Опишите целевую аудиторию, возможную сюжетную линию, механику и другие особенности своей игры. Определите точки входа в игру и выхода из игры. Где и как будет выглядеть начало и что будет ждать в конце? Например, сюжет вашей игры может быть линейным и простым. Движение из точки А в точку Б.

Понятный, но быстро надоедающий вариант можно разнообразить кластерным сюжетом, когда у вашей игры появляется несколько возможных ответвлений от основной линии. Можете представить себе паутину с многочисленными переплетениями путей. Такой сюжет даёт игроку больше свободы для действий и увеличивает количество вариантов развития событий.

А теперь давайте используем свои новые навыки «игропрактичности» и рассмотрим эту плоскую сюжетную картину с помощью как бы дополненной реальности. Умение видеть ситуацию с разных точек зрения помогает нам получить информацию как бы в проекции, например, в трёхмерной плоскости.

Осознанная погружённость в игровой процесс даёт нам возможность почувствовать даже подобие 5D-эффекта, когда и снаружи, и внутри нас происходит что-то очень интересное, усиливающее эффект присутствия. Благодаря чему мы можем создавать многослойность сюжетных линий, добавлять нарративность, нюансы, важные мелочи и акценты, подсказки и другие аспекты, с которыми игрок может выстраивать эффективную коммуникацию.

Очень полезным и наглядным инструментом для создания любой игры может стать блок-схема. С помощью визуального программирования вы можете фиксировать алгоритмы или процессы в виде визуальной структуры, в которой отдельные шаги отображаются в виде блоков, которые соединяются линиями со стрелочками, которые, в свою очередь, указывают направление последовательности выполнения определённых действий. Подобные решения могут быть очень эффективными, когда вы создаёте групповую игру, в которой предполагается участие нескольких или множества игроков.

Давайте представим, что вы пытаетесь выстроить коммуникацию с коллегами, а люди, которым вы предлагаете свою игру, не понимают или не поддерживают вашу инициативу, потому что не понимают, чего вы от них хотите. Или потому что изначально вы играете в разные игры с отличающимися правилами игры.

Что будет, если на футбольное поле в составах команд выйдут баскетболисты, хоккеисты, гимнасты и представители других видов спорта? Все они могут быть профессиональными игроками, замотивированными и целеустремлёнными людьми, но, находясь не на своём поле и не в своей игре, они не смогут добиться желаемого результата. Потому что при таком «сеттинге» участники не могут играть в одну и ту же игру полноценно.

«Игропрактичность» позволяет нам использовать практичный подход к игровому процессу, демонстрирует прозрачную мотивацию, понимание правил и целей игры. Использование понятных предлагаемых обстоятельств усиливает погружение в игровой процесс. Прописанная и визуализированная механика игрового процесса помогает нам прогнозировать и просчитывать предполагаемое развитие событий.

Для примера давайте возьмём известную практически всем коммуникационную игру «Мафия». Я провёл не одну игру и хочу поделиться с вами своими наблюдениями. Несмотря на то что мы обладаем одинаковыми вводными данными — то есть сеттингом, такими как карты с персонажами, маски и количество игроков за столом, всякий раз мы можем обнаружить различающиеся трактовки или формулировки правил и нюансов игры. Поэтому перед началом новой игры ведущий должен применить свою «игропрактичность», для того чтобы точно и подробно проинструктировать всех игроков о правилах, по которым мы будем играть прямо сейчас.

Необходимость выстраивания коммуникации, даже с незнакомыми игроками за столом, вынуждает нас быть внимательными к деталям, точно формулировать свои мысли, ощущения и доводы, контролировать эмоции и выдвигать обвинения. Буквально за одну игру с помощью «игропрактичного» подхода мы можем испытать широкий спектр эмоций. В результате даже простая игра в «Мафию» позволяет игрокам выйти из зоны комфорта и обнаружить нечто новое в своём поведении. А если мы будем внимательны и наблюдательны, то сможем проанализировать поведение всех игроков в предлагаемых игровых обстоятельствах, для того чтобы сделать определённые и даже полезные выводы.

Существуют различные игры, обладающие интересным трансформационным эффектом. Это могут быть как настольные или онлайн-игры, так и различные «тимбилдинги» с активным физическим участием игроков. В таких играх могут раскрываться неожиданные качества личности. Очень часто я наблюдал трансформационные перемены в человеке, который становился активным участником испытаний на тропе препятствий. Во время командных соревнований дух конкуренции и желание победить способны пробудить азартного игрока даже в скромном и закомплексованном человеке. Но для вовлечения в этот игровой процесс очень часто нам приходится тщательно прорабатывать сильное сопротивление, основанное на страхе, смущении, сомнениях или неуверенности в своих силах.

Важной задачей для создателей любой игропрактики является преодоление скептического отношения к игре, вызванное элементарной боязнью проигрыша. Мы не любим проигрывать, страх перед возможным проигрышем не даёт нам начать новую игру. Преодолевая собственные страхи, мы можем стать лучше, но для этого придётся выйти из зоны комфорта и принять участие в этой игре. Игровой опыт трансформируется в получаемые полезные навыки. Очень часто даже игрок, не занявший первое место, получает от игры больше, чем победитель. Возможность продемонстрировать свою силу воли или креативность в предлагаемых игровых обстоятельствах может подарить игроку настоящий инсайт.

Увлекательная игра помогает нам познавать мир, раскрывать себя и знакомиться с окружающими нас людьми. Использование «игропрактичности» в повседневной жизни увеличивает нашу эффективность. Чем больше практики в игровой форме мы совершаем, тем больше полезного опыта и положительных эмоций мы можем получать в результате наших стараний.

«Игропрактичность» помогает нам вовремя определить, какие игры играют и манипулируют человеком, а какие приносят пользу и неподдельную радость. Я очень надеюсь, что вы сможете получать искреннее удовольствие от применения принципов «игропрактичности».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цель как игра. Мотивационная игропрактика для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я