Цель как игра. Мотивационная игропрактика для начинающих

Денис Чудаев

Чудаев Денис Александрович – игропрактик, ведущий и фасилитатор с многолетним опытом проведения и организации мероприятий. Автор книги: «Стать лучшим ведущим за 100 страниц». Изобретатель: мотивационный тренажёр «Магнит цели»

Оглавление

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ МЫ ИГРАЛИ В ДЕТСТВЕ

Уже доказанный факт, что игры, в которые мы играли в детстве, влияют на наши интересы и во взрослой жизни. На эту тему есть много исследований и проведено множество экспериментов. Хотим мы этого или нет, но по многим параметрам мы формируемся ещё в детстве. В том числе благодаря играм, игрушкам и друзьям, с которыми проводим всё наше время. В детстве нам хватало фантазии для того, чтобы играть подручными средствами в предлагаемых для себя обстоятельствах. С палкой в руках, имитирующей самый мощный на свете бластер, мы бегали по стройкам и посадкам, представляя себя великими воинами или космонавтами, обладающими нечеловеческими сверхспособностями. Девочки перевоплощались в медсестёр, играли в кукол и прыгали через резиночку. Мы могли умереть и тут же воскреснуть. Взлететь на крышу дома и стать невидимым для окружающих. Всё было настолько реалистично, что мы в это верили и моментально погружались в эту игру. Возможно, поэтому мы были по-настоящему счастливы.

Для счастья нам было достаточно свободного времени и собственного желания.

В детстве мы начинали играть, даже не разобравшись в правилах той или иной игры до конца. Уже по «ходу пьесы» мы договаривались между собой о правилах и нюансах, которые помогали доиграть до определённого результата. Правила могли поменяться во время процесса, а результаты могли измениться, потому что подсчёт очков вёлся по-разному. Кто-то сбился со счёта, а у кого-то в правилах находились парадоксальные разногласия. В каждом дворе или даже на другой улице правила могли отличаться в зависимости от принятых в тех местах традиций или фантазии игроков. Бывало, что игра так и не доигрывалась до конца, потому что стороны не могли принять компромиссное решение по поводу подсчёта результатов игры. Не раз дело доходило даже до драки, потому что азарт игры и желание справедливости не позволяли смириться с противоположным мнением. Дела принципиальные, можно даже сказать, что на кону стояла репутация и честь игрока. Ведь если сейчас ты уступишь, то в следующей игре к твоему мнению могут не прислушаться. Или просто не позовут с собой играть, потому что с тобой играть не интересно или даже опасно. Если проявлять чрезмерную агрессию и настаивать только на своей точке зрения, можно также остаться без желающих играть только по твоим правилам. В такие моменты мы вырабатывали свою систему игровых координат, которая помогала играть, производить подсчёт баллов и подведение итогов. Мы формировали свои коммуникационные навыки. В детстве мы находили компромиссные решения и умели договариваться, потому что все хотели играть. И продолжали играть, потому что желание и азарт были сильнее возможных противоречий. У нас не было современных гаджетов, и сидение дома на диване приравнивалось к наказанию. Самое интересное происходило на улице. Родителям приходилось буквально затаскивать нас домой. Каждый день мы готовились к новой игре и к новым приключениям.

Представим, что вы с друзьями собрались играть во дворе. Вы капитан и набираете игроков в свою команду. Выбирать нужно по очереди из знакомых, соседей по двору или неизвестных игроков, пришедших с других улиц. Каждый капитан стремится укомплектовать свою команду, в первую очередь, полезными игроками. Потому что очень хочет победить в игре. Хорошо, когда тебе известен потенциал игрока, но бывают и «тёмные лошадки». Мы набираем игроков по определённым параметрам и характеристикам. Сначала разбирают самых сильных игроков, потом идут игроки послабее. У каждого капитана вполне понятная цель — сделать правильный выбор, чтобы в результате получилась максимально усиленная и эффективная команда. Оба капитана обладают равными возможностями, за исключением права первого выбора, которое распределяется с помощью жеребьёвки. От подброшенной монетки может зависеть судьба матча. Потому что сделанный выбор напрямую влияет на возможный исход игры.

Конечно, могут произойти форс-мажорные события и незапланированные неожиданности. Сильный игрок может получить неожиданную травму в самом начале матча, или его неожиданно позовут домой родители, и команда соперника получает преимущество, которым постарается непременно воспользоваться. А может быть и так, что игрок, изначально не подававший надежд, совершает прорыв в игре и выводит свою команду вперёд, потому что никто не следил за ним и не придавал ему особого значения. Сколько неизвестностей и неожиданностей ждёт нас даже до начала игры, а результат почти всегда неизвестен. За исключением очевидных вводных данных, когда команды заведомо отличаются по силе, и эту ситуацию практически невозможно изменить игровым методом.

Только чудо сможет повлиять на результат такой игры.

В истории игр известны и такие случаи, когда все были уверены в однозначности результата, а в итоге получалось совсем иначе. В этом и заключается один из сильнейших мотивационных принципов любой игры — непредсказуемость результата.

Иначе зачем вообще играть, если всем всё понятно с самого начала. На этом желании узнать или предугадать результаты игры в том числе строится огромная индустрия ставок и прогнозов. Но даже серьёзные математические модели и суперэксперты в той или иной игре могут ошибаться. Дело случая или простая удача может вмешаться в результаты практически любой игры. Поэтому нам искренне нравится играть самим или следить за тем, как играют другие.

Все мы с детства любим играть. По крайней мере, хочется в это искренне верить. С возрастом наше желание играть не пропадает, оно меняет свою форму и содержание. Но игра продолжается. Многие любят наблюдать за тем, как играют другие. Переживают эмоции и болеют за любимую команду. Покупают символику, не пропускают игры и чувствуют свою сильную сопричастность к любимой команде. Ну и что скрывать, есть такие ярые поклонники своих команд, которые готовы вступить в острую полемику или даже драку с представителями другой команды для того, чтобы доказать свою состоятельность или завершить спор, начатый на спортивной арене.

Вы представляете, насколько мощным зарядом обладает сила игры, что ради неё люди, не имеющие прямого отношения к спортивным соревнованиям, простые зрители, незнакомцы готовы биться не на жизнь, а на смерть. Они используют клубную символику для самоидентификации и олицетворяют себя с представителями определённого сообщества. От лица, от которого они вступают в, мягко говоря, не совсем законные взаимоотношения с представителями другого клуба. Вот это мотивация! Им не платят, они могут получить серьёзные увечья и нарушают закон под впечатлением от игры, которая нацелена на формирование командного духа, здорового образа жизни и честного соревнования. Парадоксально, но такова человеческая природа. То есть даже благие цели и запрещающие законы не способны повлиять на агрессивное поведение спортивных болельщиков, желающих устроить альтернативное продолжение игры под флагами своих команд. Хотя их об этом никто даже не просил. Признаюсь, я ни разу не слышал, чтобы фанаты команд после матча устроили соревнования по отжиманиям от пола, набиванию мяча или поднятию штанги. Это было бы замечательно, если бы представители двух команд расходились в разные стороны и собирали мусор в парке возле любимого стадиона. В такой игре побеждает та команда, которая соберёт больше мусора. Или продемонстрирует спортивную ловкость без членовредительства. Но почему-то это звучит практически нереально. Неужели потому что так уж устроен современный человек? И желание доказать или проверить свою силу заложено в нас инстинктами. А вот инстинкта убирать за собой и беречь природу в нас как-то не заложили. Об этом можно долго дискутировать, но я хочу сказать о другом. Наша задача — научиться использовать наше мощное инстинктивное желание играть в игры, быть сопричастными к игровому процессу, но делать это с пользой для себя и окружающих. Потому что…

играя, мы забываем обо всём.

Отвлечься от ограничений и рутинных задач не просто, но если вам удаётся это сделать, вы чувствуете благодарное облегчение. После которого с новыми силами готовы приступать к решению повседневных вопросов. С помощью игропрактики мы можем формировать в себе новые и полезные привычки. Бывает не просто убедить себя в необходимости и полезности утренней гимнастики. Всегда найдутся отговорки: неожиданно начнёт болеть спина или захочется в туалет. Нам проще выдумать гениальную причину для неделанья зарядки, чем не менее гениальную причину для того, чтобы всё-таки заняться своим оздоровлением.

Несмотря на то, что мы уже не дети, каждый желающий может использовать свой опыт, полученный в детстве, и сформировать новые игровые навыки и привычки. Мы попробуем рассмотреть игропрактику в том числе с точки зрения внедрения игры в неигровые, повседневные процессы. Когда с помощью игровых техник мы стимулируем себя и можем эффективно использовать полученный опыт в реальной жизни. Чтобы не быть голословным, я постараюсь доказать вам, что это действительно возможно. Причём на собственном примере, в моих «кейсах», которые я буду приводить по ходу этой книги.

Как автор обещаю читателю: цели от старта до финиша, с увлекательным описанием «кейса». Плюс множество интересных историй и полезной информации о достижениях человека, который мотивирует себя самостоятельно, с помощью понятных принципов игропрактики.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я