Стопа балерины

Денис Каблуков, 2023

Забота о здоровье, рациональный подход к тренировкам, знание принципов роста и развития человеческого тела позволит читателю приобрести новые знания и умения связанные с движением.Эта книга поможет каждому, чья жизнь, хобби и работа связаны с движением, с обучением движению. Знания и навыки, полученные в самом начале большого пути, – фундамент, на котором крепится всё. Именно поэтому необходимо закладывать правильные привычки у детей, понимание строения и работы опорно-двигательного аппарата. Вы прибретете совершенно другой подход к тренировкам, к подбору упражнений. Понимание, из чего состоит стопа, как работает, растёт и развивается, как предотвратить заболевания, связанные с физической нагрузкой, – всё это поможет сохранить здоровье в профессии. Профессии, которая приносит столько эмоций и исполнителям, и зрителям!«Администрация сайта ЛитРес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста».

Оглавление

Введение

Каждый ребенок, мечтающий стать артистом, каждый родитель, представляющий своего ребенка на большой сцене, задается вопросом, как добиться красивой балетной стопы и при этом сохранить ее здоровье.

Вопросы сохранения здоровья все больше и больше выносятся на первый план в процессе спортивной подготовки ребенка. В каких-то странах это заметно, в каких-то не очень, но тенденция такова, и все больше доступной литературы появляется о том, как не навредить. Это не может не радовать. Тренеры начинают обращать внимание на необходимость этапности спортивной специализации, на формирование здорового опорно-двигательного аппарата ребёнка, начиная с раннего детства.

В мире есть четкое понимание, что формирование здорового ребенка происходит под воздействием многих факторов, в том числе и оптимальной физической нагрузки. Без нее никак. Головной мозг ребенка развивается, учится на собственном опыте. Через первые прикосновения, через первые движения он формирует свою карту тела. И чем больше внимания мы уделяем воздействию внешних раздражителей на ребенка, тем более полную картину получает его головной мозг. Конечно, все в разумных пределах. Но это необходимость для ребенка. Если мы не гладим ребенка, ограничиваем у него определенные движения, то на основании чего его головному мозгу узнавать окружающий мир и адаптироваться к нему?

Но где та грань допустимого воздействия? В какие периоды следует давать повышенную нагрузку, а в какие стоит выждать небольшую паузу либо откатиться немного назад? Ответы на эти вопросы просто необходимо знать тренеру, родителю, да всем, кто хоть немного связан с физическим развитием детей.

Существуют критические периоды формирования опорно-двигательного аппарата. Они непосредственно связаны с ростовыми скачками и половым созреванием ребенка, и в эти периоды стоит быть особенно осторожным в подборе специальных физических упражнений. Как я уже упоминал ранее, наше тело формируется в результате определенных воздействий, адаптируясь к ним. И результатом адаптации мы видим оптимально сформированные своды стоп. Для более полного понимания я приведу вариант адаптации стопы в виде графика, где по оси абсцисс будет время, а по оси ординат будет уровень стресса. Критический уровень стресса показан горизонтальной линией, разграничивая допустимый уровень воздействия (стресса) на головной мозг ребенка и тот уровень воздействия, который будет восприниматься как экстремальный, то есть вызывать запредельное влияние на нервную систему и опорно-двигательный аппарат ребенка (рис. 1).

Рисунок 1 — Адаптация к раздражителю

Допустим, ребенку два с половиной года. Основной задачей его головного мозга является формирование карты тела. Ребенок разными способами раздражает свою стопу, ходит по разной поверхности, адаптируясь к ней. Кожа, сухожильно-связочный аппарат передают в головной мозг всевозможные импульсы об изменяющейся массе тела ребенка, об изменяющихся точках опоры. Все, что происходит со стопой, накладывает свой отпечаток, вызывая определенные адаптации. Масса тела увеличивается постепенно, тем самым стресс для головного мозга находится в допустимом диапазоне. И у детей в этом возрасте начинает формироваться арочное строение стопы. Это является адаптацией стопы к увеличивающейся массе тела, дабы смягчать осевую нагрузку на опорно-двигательный аппарат. То есть свод стопы появится не при использовании ортопедической обуви, а только при изменяющихся условиях, чтобы головной мозг ребенка понимал, что ему нужно формировать те самые своды стопы. Порой мы видим появление арочного строения чуть раньше, а порой чуть позже, и поэтому диагнозов никто не ставит. До окончания формирования стопы можно говорить лишь о функциональных изменениях, которые можно исправить, подобрав оптимальную нагрузку. Если же мы решаем использовать дополнительные супинаторы (ортопедические стельки) для формирования сводов, то первый вопрос, который нужно задать: чему именно таким образом мы учим мозг ребенка? Явно не удерживать свой свод за счет активации собственных сил. И это вмешательство в процесс формирования здоровой стопы ребенка с помощью ортопедических изделий может восприниматься как отсутствие необходимого стресса для головного мозга. То есть совершенно не вызывать никаких адаптаций. Вот почему ношение ортопедической обуви порой только усугубляет существующие функциональные изменения стоп. Тут очень важно следить и представлять (рис. 1) кривую адаптации к раздражителю во временном промежутке, подбирая разные стимулы таким образом, чтобы в критические периоды они не стали запредельными.

Этот вопрос является самым важным в формировании всего опорно-двигательного аппарата. Ведь он меняется с возрастом, в какой-то период мы увидим сильные изменения, в другой — менее выраженные. Именно подбор тех самых раздражителей, тех самых стимулов необходим, чтобы получить результатом то, что мы называем балетной стопой.

Стопа балерины отличается от нормальной стопы среднестатистического человека, а нормой в обществе называется то, что наблюдается у большинства его представителей (кривая Гаусса-Лапласа). Сама по себе балетная стопа является результатом адаптации к определенной нагрузке. И естественно, что ребенок не рождается с такой анатомией стопы, с такой подвижностью стопы, а приобретает ее в процессе регулярных тренировок (рис. 2).

Рисунок 2 — Стопа обычного человека и стопа балерины

И тут важно остановиться и подумать. Как вызывать эту адаптацию, не навредив при этом вышерасположенным регионам тела. Ведь помимо достижения тех самых балетных изменений в стопе, хотелось бы в итоге получить здоровую нижнюю конечность. В данном случае нам и помогут знания анатомии, физиологии, возрастных особенностей формирования стопы, чтобы можно было воздействовать точечно, целенаправленно и подбирать нагрузку и физические упражнения, сохраняя здоровье стоп.

Ниже мы по порядку разберем строение нормальной человеческой стопы; узнаем, как же формируются своды у ребенка и в какие периоды стоит быть особенно настороженным; какие движения возможны в стопе и на какие стоит обращать больше внимания; разберем состояния и заболевания стопы, чтобы видеть эти красные флажки, когда пора бежать к врачу; ну и, конечно, что необходимо сделать, чтобы стопа развивалась здоровой, красивой и не приносила лишних беспокойств.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я