1. книги
  2. Прочая образовательная литература
  3. Денис Иванович Ершов

Философия: развитие человеческой мысли с древности до наших дней. Том 1

Денис Иванович Ершов
Обложка книги

Книга «Философия: развитие человеческой мысли с древности до наших дней» представляет собой обширный и систематизированный анализ основных этапов и направлений философской мысли, словно мост, соединяющий различные эпохи и культурные контексты. Это издание является ценным ресурсом как для студентов, так и для аспирантов, стремящихся глубже понять механизмы формирования философской идеи и её эволюции на протяжении веков.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Философия: развитие человеческой мысли с древности до наших дней. Том 1» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Философия, что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости», представляет собой науку, которая стремится к постижению универсальных законов бытия и поискам новых смыслов в жизни. Это свободная и обширная область знаний, в которой человек постоянно находится в поиске истины.

Философия охватывает три ключевых аспекта:

1. **Онтология** — учение о фундаментальных принципах существования мироздания.

2. **Эпистемология** — наука о методах и формах познания, а также о критериях истинности знания.

3. **Философия человека** — осмысление места человека в мире и его роли в этом мире.

Главная цель философии — помочь человеку найти смысл в жизни и открыть для себя путь к более высоким идеалам. Она стремится вывести человека за пределы обыденности, придавая его жизни подлинное значение и открывая путь к высшим ценностям.

В рамках философии можно выделить множество направлений:

* **Теория познания** — изучает методы и процессы получения знания.

* **Метафизика** — исследует первоосновы бытия и существования. Она включает в себя онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию и философию существования.

* **Логика** — изучает формы и законы мышления, включая математику и логистику.

* **Этика** — исследует моральные нормы и ценности, а также вопросы справедливости и добродетели.

* **Философия права** — изучает принципы и нормы, регулирующие общественные отношения.

* **Эстетика** — изучает красоту и искусство как таковые.

* **Натурфилософия** — исследует природу и законы, управляющие материальным миром.

* **Философия истории и культуры** — исследует развитие человеческого общества и его роль в истории.

* **Социальная и экономическая философия** — изучает взаимодействие общества и экономики, а также их влияние на жизнь людей.

* **Религиозная философия** — исследует духовные аспекты бытия и роль религии в жизни человека.

* **Психология** — изучает психические процессы и свойства личности.

Философия включает в себя множество различных направлений, которые в совокупности создают целостную картину мира и помогают человеку понять свое место в этом мире.

— О сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

— Учение о человеке и его месте в мире (философская антропология);

— Теория познания;

— Проблемы теории познания и творчества;

— Этика;

— Эстетика;

— Теория культуры;

— История философии.

История философии является неотъемлемой частью предмета философии, так как она раскрывает содержание самой философии.

Предметом философии выступает всё сущее во всей полноте его смысла и содержания. Философия не стремится установить точные границы между частями и элементами мира, а стремится понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия философской мысли направлены на поиск высшего начала и смысла бытия.

Фундаментальные вопросы, или разделы, философии, определяющие её предметное содержание, включают в себя:

* Уникальность и смысл человеческого бытия в мире.

* Отношение человека к Богу.

* Идеи познания.

* Проблемы нравственности и эстетики.

* Проблемы сознания.

* Идея души, её смерть и бессмертие.

* Социальная философия и философия истории.

* История самой философии.

В научной и философской литературе термин «объект» всегда используется в контексте «субъекта».

**Субъект** — это источник активности, направленной на объект. Им может быть как отдельный индивид, так и целая социальная группа.

**Объект** — это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Это то, на что направлена преобразующая или познавательная активность субъекта.

**Объектом философского исследования** является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

**Предмет** любой науки — это результат исследовательских действий. **Предметом философии** являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, которые были разработаны на основе изучения объекта её исследования.

Основной вопрос философии, как его обычно понимают, был сформулирован Фридрихом Энгельсом. Он утверждал, что философия изучает отношение мышления к бытию. Ни одна другая наука не исследует отношения между предметами, между человеком и окружающим миром, а также между людьми.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет две стороны. Первая сторона заключается в том, что является первичным, а что — вторичным: дух или природа, сознание или материя?

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три основных философских направления: материализм, идеализм и дуализм.

Материализм — это одно из главных философских течений, которое считает, что природа, бытие, материя и физическое первично. Сознание, дух, мышление, психическое и субъективное рассматриваются как свойства материи.

Идеализм — это философские учения, которые утверждают, что сознание, мышление, психическое и духовное являются первичными, а материя, природа и физическое — вторичными, производными и зависимыми.

В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они делятся на субъективных и объективных. Первые считают такой основой собственное сознание, сознание отдельного субъекта. Вторые полагают, что основой является сознание какого-то объекта — Мирового духа, Абсолютной идеи или Мировой души.

И материализм, и идеализм представляют собой разновидности монизма. Монизм — это подход, который рассматривает многообразие явлений мира через призму одного начала, единой основы всего существующего. Он предполагает логическое развитие исходного положения в рамках теории.

Кроме того, существует дуализм — философское учение, признающее равноправными и несводимыми друг к другу два начала: дух и материю, идеальное и материальное.

Вторая сторона основного вопроса философии выражается вопросом: «Познаваем ли окружающий мир?» В ответ на этот вопрос возникло три философских направления: агностицизм, скептицизм и оптимизм.

Агностицизм — это философское учение, которое ставит под сомнение саму возможность познания объективного мира. Скептицизм, в отличие от агностицизма, не отрицает эту возможность полностью, а лишь ставит её под сомнение. Оптимизм, как философское направление, утверждает, что человек способен постичь суть всех явлений, предметов и процессов в окружающем мире.

Сегодня в некоторых философских учениях основной вопрос философии формулируется как вопрос о роли и месте человека в мире.

Философия выполняет четыре основные функции:

1. **Мировоззренческая функция** связана с понятийным объяснением мира.

2. **Методологическая функция** — это общее учение о методе и совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

3. **Прогностическая функция** заключается в формулировании гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира.

4. **Критическая функция** распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай всё сомнению» подчёркивает важность критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям.

— **Аксиологическая функция**: любая философская система включает в себя оценку исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей — нравственных, социальных, эстетических и так далее.

— **Социальная функция**: философия, опираясь на эту функцию, стремится объяснить социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.

Предмет философии охватывает всё сущее во всей его полноте и многообразии. Философия не стремится определить внешние взаимодействия и четкие границы между различными частями и элементами мира, а пытается понять их внутреннюю связь и единство.

Конкретное понимание предмета философии зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры о предмете философии продолжаются до сих пор.

Различные философские школы предлагали свои ответы на вопрос о предмете философии. Один из самых значимых вариантов был предложен Иммануилом Кантом, который считал, что философия должна изучать особенности познающего субъекта. По его мнению, именно субъект определяет способ познания и контролирует предмет знания.

В марксизме-ленинизме также была сформулирована собственная версия «основного вопроса философии». К числу наиболее важных вопросов, которые рассматривал марксизм-ленинизм, относились:

* **Вопрос об отношении мышления к бытию**: что первично — дух или материя?

* **Вопрос о познаваемости мира**: этот вопрос занимал центральное место в эпистемологии марксизма-ленинизма.

Первый вопрос относится к сфере онтологии, а второй — к гносеологии. Оба этих направления считались ядром философского знания, хотя большинство работ марксистов были посвящены более практичным аксиологическим вопросам.

Одним из основополагающих вопросов философии является вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет свой главный вопрос, который составляет её суть и определяет основное содержание.

Философия стремится ответить на вопросы, на которые пока не существует общепризнанного способа получить ответ, например: «Для чего существует человек?» В то же время наука занимается поиском ответов на вопросы, на которые есть общепризнанные инструменты для получения информации: «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», «Как возникла Земля?», «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком в конкретных условиях?»

Исходя из этого, произошло разделение предмета философии на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и другие.

Философия как наука о всеобщем, предпосылках бытия и сознания, развивалась под влиянием множества великих мыслителей, которые внесли значительный вклад в формулирование ее понятийного аппарата. Философия как наука имеет богатую традицию, в которой множество всемирно известных философов предлагали свои определения, понятийный аппарат и подходы к рассмотрению философских вопросов

Ниже представлены некоторые из наиболее известных философов, их основополагающие работы, в которых они формулировали основные понятия философии, и ключевые идеи, которые касаются предмета философии, ее целей, задач и методов.

1. Платон (427—347 гг. до н.э.)

Основные работы: «Государство», «Федон», «Тимей».

Ключевые идеи: В «Государстве» Платон формулирует идеи о справедливости, качестве правления и о сущности человека. Он подчеркивает важность идеи «Форм», как основной реальности, и пытается определить, что такое «Истина».

Определение предмета философии: Предметом философии для Платона была сущность идеального мира, идея как абсолютная истина.

Основной вопрос: Что такое реальность?

Определение: Платон вводит понятие «идей» как высших форм, которые представляют истинную реальность, в отличие от мира чувственных объектов.

Труд: «Государство» — здесь он излагает свои представления о справедливости, истине и знании.

2. Аристотель (384—322 гг. до н.э.)

Основные работы: «Никомахова этика», «Метафизика», «Этика».

Ключевые идеи: Аристотель представляет систематизацию знаний о первой философии (метафизике), этике, политике и поэтике. Он формулирует понятие «золотой середины» в этике и делает акцент на эмпирическом подходе к познанию.

Определение предмета философии: Аристотель определяет философию как учение о первопричинах и сущностях («онтология») и вводит метод индукции и дедукции. Предмет философии: Онтология и метафизика.

Определение: Аристотель обсуждает первопричины и сущность вещей, а также различие между потенциальным и актуальным бытием.

Труд: «Метафизика» — в этом произведении он формулирует основные вопросы о сущности и причинах существования.

3. Иммануил Кант (1724—1804)

Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Ключевые идеи: Кант утверждает, что знания формируются через взаимодействие субъекта и опыта. Он разделяет философию на категории, из которых вырастают эмпирические знания.

Определение предмета философии: Кант акцентирует на субъекте познания, который контролирует процесс понимания. Его ключевая идея состоит в том, что мы можем познавать мир только в рамках категории человеческого разума.

Основной вопрос: Каковы пределы человеческого знания?

Определение: представляет предмет философии как специфику познающего субъекта, который задает условия познания. Труд: «Критика чистого разума» — здесь он формулирует свои идеи о познании и структуре разума.

4. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831)

Основные работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Ключевые идеи: Гегель развивает диалектический метод, где через столкновение противоположностей (тезис, антитезис, синтез) происходит развитие идеи и реальности.

Определение предмета философии: Гегель рассматривает философию как систему, в которой дух, саморазвиваясь, раскрывает себя в мире через историю и культуру.

Предмет философии: Развитие духа и идеи.

Определение: Гегель утверждает, что философия занимается абсолютным знанием и логикой процессов развития.

Труд: «Наука логики» — в котором он разрабатывает свою систему логики как процесс, отражающий движение мысли.

5. Карл Маркс (1818—1883)

Основные работы: «Капитал», «Коммунистический манифест», «Немецкая идеология».

Ключевые идеи: Маркс рассматривает материю как первичную, утверждение о том, что бытие определяет сознание. Он анализирует влияние экономических факторов на общественные структуры.

Определение объекта философии: Вопрос о отношении мышления к бытию и познаваемости мира для Маркса становятся основными в его философии.

Основной вопрос: Отношение мышления к бытию.

Определение: Разработка диалектического материалаизма; мышление связано с материальными условиями существования.

Труд: «Тезисы о Фейербахе» — здесь он критически исследует вопросы о сознании и бытии.

6. Фридрих Ницше (1844—1900)

Основные работы: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти».

Ключевые идеи: Ницше разрабатывает концепцию «сверхчеловека» и критикует традиционную мораль, подчеркивая инстинкты и индивидуальность.

Определение предмета философии: Ницше ставит под сомнение объективные моральные и культурные нормы, утверждая, что философия должна исследовать волю к власти и самоутверждение.

Основной вопрос: Что такое человек и его ценности?

Определение: Ницше переосмысливает моральные и культурные ценности, вводя концепцию «сверхчеловека».

Труд: «Так говорил Заратустра» — основополагающий текст, в котором Ницше обсуждает свои философские идеи.

7. Людвиг Витгенштейн (1889—1951)

Основные работы: «Трактат логико-философский», «Философские исследования».

Ключевые идеи: Витгенштейн утверждает, что смысл утверждений определяется их применением в языке, и что философские проблемы часто возникают из заблуждений языка.

Определение философии: для Витгенштейна философия — это деятельность, направленная на прояснение языка и логики.

Предмет философии: Язык и смысл.

Определение: Исследует отношение языка и мира, пытаясь определить границы языка.

Труд: «Логико-философский трактат» — в котором он формулирует свою концепцию языка как средства описания реальности.

8. Мартин Хайдеггер (1889—1976)

Основные работы: «Бытие и время».

Ключевые идеи: Хайдеггер исследует вопросы бытия, подчеркивая понятием «затруднения» в существовании. Он вводит термин «Dasein» (сущность бытия).

Определение философии: Хайдеггер считает, что философия должна сосредотачиваться на вопросах бытия и сущности.

Основной вопрос: Что такое бытие?

Определение: Хайдеггер исследует природу существования через призму экзистенциальной философии.

Труд: «Бытие и время» — в котором он формулирует свои идеи о бытии и человеческом существовании.

Эти философы формулировали и развивали основные понятия философии как науки, исследуя ее предмет, объект, цели и методы. Их работы составляют фундаментальные тексты, которые продолжают оказывать влияние на современное философское мышление. Основные темы, такие как природа бытия, отношения между мышлением и миром, и представления о человеке и его месте в космосе, остаются актуальными и в современных философских исследованиях. Понимание этих разработок является ключом к вниканию в философские традиции и методологии. Эти ученые и их работы существенно способствовали формированию понятийного аппарата философии. Каждый из них отвечал на важнейшие философские вопросы и закладывал основы для дальнейших исследований.

Объект философии охватывает весь материальный и духовный мир, поэтому её можно назвать самой всеохватывающей наукой.

В более узком смысле объект философии — это вещь, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая, управляющая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). При этом сам субъект может быть как объектом, так и субъектом. Субъектом может выступать как отдельная личность, так и социальная группа или всё общество в целом.

Предмет философии — это совокупность вопросов, которые она исследует.

В широком смысле предмет философии можно определить как целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

Философия охватывает множество аспектов:

* реальность;

* истину;

* знание;

* ценности;

* справедливость;

* мораль;

* свободу;

* добро;

* красоту;

* смысл жизни;

* смысл истории и многие другие.

Философия также изучает общество, политику, науку, искусство, язык и технологию. Её цель — критически проанализировать источники знания и принципы мышления, чтобы сформулировать универсальные и общие выводы о мире и человеческом существовании.

Философия, как дисциплина, наполненная глубочайшими вопросами о сущности человека, мира и их взаимосвязях, является основным инструментом для осмысления реальности. Наша книга «Философия: развитие человеческой мысли с древности до наших дней» стремится дать читателям — студентам и аспирантам — целостное представление о том, как формировалась философская мысль на протяжении веков, начиная с античных времен и заканчивая современностью. Мы считаем, что понимание хода развития философских идей является ключом к глубинному осмыслению современного мира и своего места в нём.

Философия возникает как результат встроенной в человеческую природу потребности в познании. Каждый человек, будучи частью сложной системы взаимодействий — как с природой, так и с обществом, — задается вопросами о сущности своего существования, о смысле жизни и месте в мире. Эти проблемы становятся основой философских изысканий, которые не только отражают личные стремления, но и воспроизводят устойчивые культурные смыслы.

В самом сердце философского знания лежат два важных аспекта — субъективный и объективный. Субъективный аспект включает личный опыт, взгляды и интерпретации, а объективный — это система ценностей и норм, устойчивых в культуре. Философия требует от нас выхода за рамки личного восприятия, стремления к объективному познанию, что невозможно без глубокого анализа, критического осмысления и постоянного диалога с культурой и историей.

Научный аппарат, представляющий собой структуру нашего исследования, включает в себя следующие ключевые элементы:

Тема исследования: В нашем случае темой является развитие философской мысли и её влияние на формирование человеческой идентичности и культуры.

Объект и предмет исследования: Объектом исследования выступает комплекс философских идей и течений, а предметом — их воздействие на социальные, культурные и психологические аспекты человечества.

Цели и задачи работы: Основной целью является создание целостного понимания философских традиций, выявление их взаимосвязей и влияние на современное мышление. Задачи включают анализ ключевых философских систем и мыслителей, а также исследование изменений в мышлении и его отражение на различных уровнях человеческого бытия.

Методика и методология: В работе используются сравнительный, исторический и аналитический методы, что позволяет глубже понять эволюцию философских идей и их влияние на социокультурные контексты.

Новизна и актуальность: Наша работа подчеркивает значимость философского познания в современном контексте, когда мир сталкивается с новыми вызовами и проблемами, требующими глубокого осмысления.

Гипотеза исследования: Основная гипотеза заключается в том, что философская мысль, развиваясь в различных культурно-исторических контекстах, остаётся главной движущей силой изменений в сознании индивидов и общества в целом.

База опытно-экспериментальной работы: Мы осмеливаемся на использование исторических, культурных и социальных примеров, которые служат основой для понимания философских учений и их применимости к современным реалиям.

Теоретическая и практическая значимость исследования: Наша работа имеет значимость как для студентов и аспирантов, изучающих философию, так и для практиков, стремящихся применить философские идеи на практике.

Эта книга не является лишь собрании фактов и теорий; она создана как культурная технология, способствующая самопознанию и осмыслению своего места в мире через призму философского знания. Мы надеемся, что она станет источником вдохновения и глубоких размышлений для каждого, кто стремится выйти за пределы ограниченного понимания окружающей действительности, стремясь овладеть сложной и многоплановой природой человеческого существования. Пусть наш труд станет вашим незаменимым спутником в увлекательном путешествии в мир философии.

Упражнение №1 Ознакомьтесь с планом урока и выполните по нему задания и упражнения.

План урока: Введение в научный и понятийный аппарат философии

Цели урока:

Познакомить студентов с понятием предмета и объекта философии.

Рассмотреть основные подходы к вопросу о соотношении мышления и бытия.

Обсудить философские направления: материализм, идеализм, дуализм, агностицизм, скептицизм и оптимизм.

Исследовать вопрос о роли человека в окружающем мире.

Структура урока:

Введение (10 минут)

Приветствие и обозначение темы урока.

Объяснение важности рассмотрения предмета и объекта философии.

Основные понятия (20 минут)

Разъяснение терминов «субъект» и «объект».

Обсуждение, что такое предмет философии и как он коррелируется с объектом.

Пример из истории философии.

Основной вопрос философии (30 минут)

Определение основного вопроса философии по Ф. Энгельсу.

Дискуссия по вопросам:

Что первично — мышление или бытие?

Примеры материализма и идеализма.

Рассмотрение монизма и дуализма.

Групповая работа (20 минут)

Разделение студентов на группы.

Каждая группа выбирает одно из философских направлений (материализм, идеализм, дуализм) и готовит краткое представление о нем, включая его основные постулаты и представителей.

Обсуждение познаваемости мира (30 минут)

Введение в агностицизм, скептицизм и оптимизм.

Дискуссия о том, как различные направления отвечают на вопрос о познаваемости.

Примеры современных философских учений.

Заключение (10 минут)

Резюме ключевых моментов урока.

Обсуждение вопроса о роли человека в окружающем мире.

Вопросы и ответы.

Задания и упражнения:

Чтение и анализ текста

Прочитать отрывки из работ известных философов (например, К. Маркса, И. Канта, Д. Юма) и подготовить краткий анализ их взглядов на вопросы предмета и объекта философии.

Дискуссионные вопросы

В группах обсудить следующие вопросы:

Как ваш личный опыт соотносится с философскими направлениями, изученными на уроке?

Как различные подходы к вопросу о первичности мышления или бытия влияют на наши современные представления о науке и искусстве?

Эссе

Написать эссе (1—2 страницы) на тему: «Влияние философских направлений на современное общество».

Использовать примеры философских точек зрения для поддержки своих аргументов.

Презентация

Подготовить краткую презентацию (5—7 минут) о выбранном философском направлении и представить её на следующем занятии.

Кроссворд

Создать кроссворд с терминологией философии, изученной на уроке, и обменяться им с другими группами для решения.

Данные задания и упражнения помогут студентам глубже понять основные вопросы философии и развить аналитические навыки, необходимые для дальнейшего изучения предмета.

Тестовое задание на тему: «Введение в научный и понятийный аппарат философии»

Инструкция

Прочитайте каждое задание и выберите правильный ответ, или заполните пропуски в соответствии с вашим знанием темы. По завершению, проверьте свои ответы по предоставленным корректирующим материалам.

Часть 1: Множественный выбор

Какой философ ввел понятие о «Формах» как основной реальности? a) Аристотель

b) Платон

c) Кант

d) Ницше

Какое из перечисленных направлений философии считает, что бытие первично по отношению к мышлению? a) Идеализм

b) Дуализм

c) Материализм

d) Агностицизм

Понятие «Dasein» (сущность бытия) разработал: a) Кант

b) Витгенштейн

c) Хайдеггер

d) Гегель

Какой из этих философов развивает диалектический метод, опираясь на тезис, антитезис и синтез? a) Маркс

b) Гегель

c) Ницше

d) Хайдеггер

Какой вопрос является первым в традиционном истолковании философии по Ф. Энгельсу? a) Каковы пределы человеческого знания?

b) Что такое бытие?

c) Что первично — бытие или сознание?

d) Какова роль человека в природе?

Часть 2: Заполните пропуски

Основным вопросом философии, касающимся предмета и объекта, является вопрос об отношении к.

В философии, понятия «материализм» и «идеализм» рассматриваются как.

Для (философ) жизнепонимание начинает разрабатываться с духовных категорий и заканчивается относительностью всех идеалов и ценностей.

Часть 3: Верно/Неверно

() Материализм рассматривает сознание как первичное явление.

() Кант утверждал, что знания формируются через взаимодействие субъекта с объектом.

() Ницше ввел понятие о «золотой середине» в этике.

() Гегель считал философию исследованием абсолютного знания и логики.

Часть 4: Открытые вопросы

Опишите, что вы понимаете под понятием «субъект» в философии и как оно соотносится с понятием «объект».

Каковы основные различия между агностицизмом и скептицизмом?

В чем заключается критика Ницше традиционных моральных норм?

Часть 5: Обсуждение

Выберите одну из ключевых идей философа (например, концепцию «сверхчеловека» Ницше или «категории разума» Канта) и напишите краткое эссе (250—300 слов) о ее влиянии на современное философское мышление.

Ответы и оценка

После выполнения теста, проверьте свои ответы с помощью предложенного контрольного материала. Обсудите результаты с вашими сокурсниками, чтобы глубже понять изученные концепции и идеи.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Философия: развитие человеческой мысли с древности до наших дней. Том 1» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я