Стратегическое планирование: учебник. Курс лекций

Денис Александрович Шевчук, 2022

Автор имеет богатый опыт стратегического планирования в бизнесе и НКО (некоммерческих организациях), был руководителем и владельцем в бизнесе. В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные программой по дисциплине «Стратегическое планирование». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Для управленцев (менеждеров), студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, специалистов по планированию, банкиров, финансистов, бухгалтеров, практических работников, учащихся бизнес-школ, абитуриентов экономических учебных заведений и всех, интересующихся данной тематикой. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса.

Оглавление

Определение направления движения фирмы

1. После того как анализ внутренней и внешней среды завершен, фирма определяет основные ориентиры своей деятельности, основанные на итогах предыдущего этапа. Иногда определение целей в стратегическом планировании предшествует анализу среды. Такая практика имеет свой смысл: само существование фирмы предполагает, что у нее есть некоторые цели и мотивы жизнедеятельности. Всю совокупность ориентиров деятельности фирмы можно разделить на три основных типа:

• идеалы — ориентиры, которые фирма не рассчитывает достичь

в обозримом периоде, но стремится приблизиться к ним;

• цели — наиболее общие ориентиры деятельности фирмы в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в своей большей части;

• задачи — конкретные, количественно измеряемые ориентиры, описание серии рабочих функций, определяющих форму и время выполнения задания.

Разработка стратегии предполагает определение идеалов и целей. В рамках оперативного планирования фирма намечает конкретные задачи для каждого из участков работы. К идеалам фирмы можно отнести ее видение. Видение — это руководящая философия бизнеса, обоснование существования фирмы, не сама цель, а, скорее, чувство основной цели фирмы. То есть, видение — это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Видение определяет уровень притязаний в

процессе стратегического планирования. Концепция"видения"завоевывает все большую популярность в деловом мире. Возрастающее значение видения определяется следующими моментами:

• видение — хорошее средство мотивации работников фирм, особенно крупных, децентрализованных; оно помогает сплачивать, объединять деятельность людей в едином направлении. В видении обычно не подчеркивается желание получить прибыль, оно объединяет индивидуальные идеалы всех участников организации в единый эталон ценностей. С этой точки зрения видение пересекается с внутрифирменной культурой, основным элементом которой выступает система ценностей фирмы;

• видение создает чувство перспективы в деятельности организации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей фирмы. Любая цель ограничивает рамки действий фирм, а у видения нет финишной черты, оно создает импульс для постоянного прогресса.

2. Миссия фирмы (предприятия) — гораздо более конкретный ориентир, чем видение. Миссия — это цель, ради которой фирма существует и которая должна быть выполнена в плановом

периоде. При этом цель комплексная, поскольку включает как внутренние (например, повышение производительности), так и внешние (например, связанные с конкуренцией) ориентиры деятельности фирмы. Тем самым миссия выражает суть успеха, которого она стремится достичь. В отличие от видения, у миссии есть своя финишная черта — период времени, по истечении которого она должна быть выполнена. Миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в организации, с определенным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть обозрим и достаточно невелик (чаще всего, 5 лет) для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда. Так же, как и видение, миссия задает общий вектор деятельности организации. Особое значение миссии для деятельности фирмы связано с тем, что она:

• выступает базисом, точкой опоры для всех плановых решений фирмы, для дальнейшего определения ее целей и задач;

• создает уверенность в том, что организация преследует непротиворечивые, ясные и осуществимые цели;

• помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

• создает понимание и поддержку со стороны внешних участников фирмы (акционеров, финансовых компаний, поставщиков и т.д.), тех, кто заинтересован в ее успехе.

Содержание миссии должно включать в себя следующие основные пункты:

• описание продуктов и (или) услуг, предлагаемых фирмой;

• характеристику рынка — фирма определяет своих основных поставщиков, потребителей; посредников и т.д.;

• фирмы, выраженные в терминах выживания, роста доходности;

• технологию: характеристику оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;

• философию, содержащую базовые взгляды и ценности фирмы, которые служат основой для создания системы мотивации работников;

• внутреннюю концепцию, в рамках которой фирма описывает"собственный портрет", указывая источники силы, основные слабости, степень конкурентоспособности, факторы выживания;

• внешний образ компании, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом. В этой части миссия должна описать впечатление, которое фирма хочет произвести на внешний мир.

Содержательные пункты обычно отражаются в положении о миссии, их последовательность и сочетание могут быть различными в зависимости от решения конкретной фирмы.

3. Цели, в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации. Важность определения целей связана с тем, что они:

• являются фундаментом для процесса менеджмента в целом: планирования, организации, мотивации, контроля;

• определяют способы повышения эффективности организации;

• лежат в основе принятия любого делового решения;

• служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

Различают следующие типы целей организации: неэкономические, к которым относят социальные цели (например, улучшение условий труда). Организация не должна забывать

о формулировании неэкономических целей, поскольку всякая фирма — это не просто деловая структура, нацеленная на получение прибыли, но и сообщество людей с присущими им человеческими потребностями. Люди — самый важный фактор успеха организации, поэтому нельзя забывать об их интересах; экономические, выраженные в показателях хозяйственной деятельности. Их, в свою очередь, можно разделить на количественные и качественные (например, достижение фирмой технологического превосходства в отрасли). Как экономические, так и неэкономические цели могут быть разделены с точки зрения периода их достижения на кратко-, средне — и долгосрочные. Выделяют восемь ключевых сфер, где фирма определяет свои цели: положение на рынке. Здесь предприятие формулирует позицию по отношению к конкурентам, выражает свой желаемый успех в показателях конкурентоспособности; инновации. Определяются новые элементы и способы ведения

бизнеса:

• производство новых товаров;

• внедрение на новые рынки;

• применение новых технологий;

• использование новых методов организации производства;

производительность. Фирма определяет цели на уровне взаимосвязи результатов хозяйствования с ресурсами, необходимыми для достижения этих результатов. Более продуктивной является та фирма, которая для производства данного количества продуктов затрачивает меньше экономических ресурсов; ресурсы. Фирма проводит оценку всех видов имеющихся у нее экономических ресурсов: материально-производственных запасов,

оборудования, наличности. Сравнивается существующий уровень ресурсов с необходимым и определяется будущая потребность в них;

доходность (прибыльность). Формулируется способность организации зарабатывать доходы сверх затрат, необходимых для генерирования доходов. Цели, связанные с доходностью, обычно указывают ее необходимый количественный уровень (подробнее — см. ниже);

управленческие аспекты. Выражены в качестве менеджмента, шкале персональных достижений менеджеров, работающих в организации. Цели, связанные с качеством менеджмента, многим

компаниям (особенно российским) не представляются важными, поскольку напрямую не связаны с получением краткосрочной прибыли. Ведь краткосрочная прибыль — это чаще

результат везения, предпринимательского"чутья"и таланта. Однако в долгосрочном плане (который на российском рынке связан с установлением стабильности) хорошо продуманные

методы управления и разработки в этой области являются существенными для развития и успеха фирмы;

персонал: выполнение трудовых функций и отношение к работе. Руководство и владельцы компании должны осознавать свою ответственность перед работниками и добиться того, что

бы цели эффективно отражали способы мотивации людей, занятых в компании;

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я