Стратегическое планирование: учебник. Курс лекций

Денис Александрович Шевчук, 2022

Автор имеет богатый опыт стратегического планирования в бизнесе и НКО (некоммерческих организациях), был руководителем и владельцем в бизнесе. В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные программой по дисциплине «Стратегическое планирование». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Для управленцев (менеждеров), студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, специалистов по планированию, банкиров, финансистов, бухгалтеров, практических работников, учащихся бизнес-школ, абитуриентов экономических учебных заведений и всех, интересующихся данной тематикой. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса.

Оглавление

Стратегическое и оперативное (тактическое) планирование

1. Понятие"стратегия" — греческого происхождения. Первоначально оно имело военное значение и означало искусство генерала находить правильные пути в достижении победы.

Стратегия фирмы — это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей. Разрабатывать стратегию действия фирмы — значит, определять общие направления ее деятельности.

Стратегия — это:

• реакция фирмы на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности, а не простое определение желаемых целей и удобных способов их претворения;

• функция направления, а не функция времени. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы.

Обычно стратегическое планирование рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия основывается на среднесрочном планировании (второй способ более приемлем для российских фирм, действующих в условиях предельно высокой

неопределенности). Вместе с тем стратегическое и долгосрочное планирование, как уже отмечалось, процессы неоднозначные. Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего руководство фирмы, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабного охвата деятельности. Плановый отдел (группа) обеспечивает стратегическое планирование аналитической базой для принятия решений о будущем фирмы.

2. Термин"тактика" — также военный термин греческого происхождения, означающий маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей.

Тактическое (оперативное) планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Оно обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является функцией среднего и низшего управленческого звена.

3 Основные различия между стратегическим и тактическим планированием заключаются в следующем:

• разница между целями и средствами: стратегическое планирования должно ответить на вопрос: чего хочет добиться организация?, а тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния;

• принятие решений по тактическому планированию, как правило, бывает менее субъективным, поскольку менеджерам, занимающимся тактическим планированием, доступна добротная, конкретная информация. При тактическом планировании применимы базирующиеся на компьютерных технологиях количественные методы анализа;

• реализация показателей тактических планов лучше обозревается, менее подвержена риску, поскольку такие показатели касаются в основном внутренних проблем;

• тактические решения легче оцениваются, поскольку могут быть выражены в более конкретных цифровых показателях (так, фермеру сложнее оценить конкретные выгоды внедрения продукции под своей торговой маркой, чем рассчитать увеличение выпуска цыплят

в особой упаковке при приобретении новых мощностей);

• для тактического планирования характерно тяготение к уровням отдельных подразделений фирмы — продуктовых, региональных, функциональных.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я