Стратегическое планирование: учебник. Курс лекций

Денис Александрович Шевчук, 2022

Автор имеет богатый опыт стратегического планирования в бизнесе и НКО (некоммерческих организациях), был руководителем и владельцем в бизнесе. В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные программой по дисциплине «Стратегическое планирование». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Для управленцев (менеждеров), студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, специалистов по планированию, банкиров, финансистов, бухгалтеров, практических работников, учащихся бизнес-школ, абитуриентов экономических учебных заведений и всех, интересующихся данной тематикой. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса.

Оглавление

Методология стратегического планирования

1. Методология стратегического планирования — это органическое единство следующих составляющих:

• логики разработки стратегических прогнозов, проектов программ и планов;

• специфических методологических принципов и подходов;

• системы показателей, используемых в процессе стратегического планирования;

• системы методов составления и обоснования оптимальности прогнозных и плановых показателей, выражающих задания стратегических программ и планов.

2. Под принципом планирования следует понимать объективную категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования,

так и самой практики планирования, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения. Поскольку стратегическое планирование — центральный элемент

системы управления обществом, предприятием, для него также общезначимыми являются четыре общих принципа управления, к которым относятся:

1. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики, в соответствии с которым разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной к реализации соответствующими субъектами управления:

• на макроуровне — политики правящей партии (блока партий), реализуемой сформулированным ею правительством. Она должна обеспечить сохранение экономических и социальных основ общества, выражать интересы определенной части его общества;

• на микроуровне — собственники коммерческих организаций формируют политику, определяющую направление их развития, распределение финансовых результатов деятельности в соответствии со своими интересами (Шевчук Д.А. Микроэкономика, ЛитРес).

2. Принцип единства централизма и самостоятельности. Его сущность заключается в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов должны, с одной стороны, базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы, а с другой — обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении.

3. Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов,

стратегических программ и планов, который предполагает:

• учет действия всей системы законов развития общества, определяющих содержание и направление движения его отдельных элементов и сфер деятельности;

• глубокое изучение и практическое использование в плановой работе достижений современной отечественной и зарубежной науки и техники в целях современного осуществления структурной перестройки экономики, материализации в хозяйственной практике важнейших направлений научно-технического прогресса, экологизации производства, обеспечении его социальной направленности; а также высокий уровень интенсификации и эффективности;

• ориентирование (на основе широкого использования экономических инструментов) хозяйствующих субъектов на своевременное техническое перевооружение, реконструкцию и обновление производства, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, быстрое реагирование на постоянно изменяющиеся потребности общества;

• обеспечение в процессе стратегического планирования органического единства стратегических и тактических планов, программ и прогнозов;

• повышение степени достоверности планово-учетной информации, являющейся информационной базой для расчета показателей прогнозов, стратегических программ и планов;

• постоянное совершенствование технологии разработки всех плановых документов;

• обеспечение комплексного использования всех других элементов методологии стратегического планирования.

4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении заданий

стратегических программ и планов.

Кроме охарактеризованных выше общих принципов управления, стратегическое планирование опирается на три специфических, или локальных, принципа. В состав этой группы входят:

• принцип обеспечения оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев, который состоит в планомерном, сознательном формировании соответствующими субъектами управления пропорций, соответствий между структурными элементами

управляемой подсистемы, исходя при этом из определенного критерия оптимальности;

• принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических программ и планов. Объективной основой данного принципа является единство воспроизводственного процесса в рамках предприятия, региона, страны в целом, существование единого экономического

пространства, единого рынка с присущей ему инфраструктурой;

• принцип единства процесса разработки, обеспечения реализации и проверки выполнения стратегических программ и планов. Его содержание состоит в том, что разработчики проектов программ и планов должны в процессе их составления стремиться обеспечить внутреннюю согласованность всех разделов и показателей этих плановых документов, точность плановых расчетов, а также возможность их последующей проверки.

3. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как самостоятельная и сложная система и,

одновременно, как элемент более общей системы. Развернутое определение системного подхода включает изучение и практическое использование следующих восьми аспектов:

• системно-элементного, или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства, предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи — научно осознанные интересы людей и их общностей;

• системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней

организации (строении) •исследуемого объекта;

• системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие объекты;

• системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей исследования, их взаимной увязки между собой;

• системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для решения той или иной проблемы;

• системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность;

• системно-коммуникационного. означающего необходимость выявления внешних связей данного объекта с другими, то есть его связей с окружающей средой;

• системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемого объекта, пройденные им этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Конкретными проявлениями системного подхода выступают:

• системно-комплексный подход — конкретизация и приложение системного подхода применительно к различным социальным системам (комплексам);

• системно-программный (программно-целевой) подход — направлен на решение как крупных, так и локальных научных, технических, социальных, экономических, экологических и иных проблем, возникающих перед соответствующими объектами стратегического планирования;

• системно-мультипликационный подход (в переводе с лат. мультипликация — умножение) — конкретизация и приложение системного подхода к исследованию процессов, связанных с

возникновением и мультипликацией эффектов, образующихся в разных подсистемах общества;

• системно-нормативный подход — конкретизация и приложение системного подхода применительно к стратегическому планированию требований субъектов планирования к его объектам по оптимальному использованию выделенных в их распоряжение

различных ресурсов (трудовых, материальных, производственных,

финансовых и т. д.);

• системный подход режима экономии — ориентирован на исследование, разработку и обоснование мероприятий, обеспечивающих реализацию требований закона экономии времени во всех сферах жизнедеятельности общества, его отдельных подсистемах и элементах;

• системно-динамический подход — направлен на исследование, разработку и обоснование мероприятий, ускоряющих развитие соответствующих объектов стратегического планирования, повышающих его качественные характеристики.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я