Стратегическое планирование: учебник. Курс лекций

Денис Александрович Шевчук, 2022

Автор имеет богатый опыт стратегического планирования в бизнесе и НКО (некоммерческих организациях), был руководителем и владельцем в бизнесе. В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные программой по дисциплине «Стратегическое планирование». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Для управленцев (менеждеров), студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, специалистов по планированию, банкиров, финансистов, бухгалтеров, практических работников, учащихся бизнес-школ, абитуриентов экономических учебных заведений и всех, интересующихся данной тематикой. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса.

Оглавление

Система методологии и логика стратегического планирования

Методология любой науки представляет собой органическое единство общемировоззренческих, общеметодологических принципов, общенаучных методов познания и специфической, частной

методологии (Шевчук Д.А. Стратегический менеджмент, ЛитРес). В методологической подсистеме науки стратегического планирования выделяют три структурных элемента, к которым относятся:

• теория и методология философии, социологии и экономики. Это общий и главный теоретико-методологический элемент науки стратегического планирования. В его основе лежат: теория познания, диалектика, а также теория функционирования рыночной

экономики;

• общенаучная методология. Она включает в себя систему общенаучных методов, таких, например, как: наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция; экстраполяция, аналогия, сочетание исторического и логического, моделирование социально-экономических процессов, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.;

• локальная система методологии стратегического планирования — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, связанных с разработкой проектов управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов развития различных социально-экономических подсистем общества и общества в целом. В этом

структурном элементе науки стратегического планирования конкретизируются

и развиваются общая методология общественных наук, теория познания и система общенаучных методов применительно к предмету данной науки. Методология стратегического планирования в узком смысле — это совокупность важнейших теоретических принципов и методов, используемых в процессе составления стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов, обеспечивающих переход от познания системы законов развития объектов стратегического планирования к их практическому использованию при

регулировании экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, его отдельных подсистемах и элементах. Решение любых проблем управления, следовательно, и стратегического планирования, имеет определенную логику. Под логикой стратегического планирования понимают упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы стратегического

планирования, а также определение исходного пункта, отталкиваясь от которого они должны решаться и которому должен подчиняться весь процесс плановой работы. Содержание логики стратегического планирования раскрывают следующие ее структурные элементы: определение и формулирование цели (или системы целей), которые ставит перед собой в планируемом периоде субъект стратегического планирования (это отправной пункт логики стратегического

планирования, ее главная идея); анализ исходного уровня развития объекта стратегического планирования в период, предшествующий планируемому, и уточнение параметров достигнутого уровня и его структуры к началу этого периода; определение объема и структуры потребностей общества (или его подсистем — отрасли, предприятия и т.п.) в планируемом

периоде, в результатах функционирования соответствующих объектов стратегического планирования; выявление объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало планируемого

периода и вновь создаваемых в планируемом периоде; согласование, балансирование потребностей и ресурсов социально-экономических подсистем различного уровня путем преодоления временных противоречий, несоответствий между ними на основе шкалирования, ранжирования потребностей, и подготовка управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов. Под целями в стратегическом планировании понимаются желательные состояния или результаты функционирования соответствующего объекта планирования в определенный момент будущего. Задачи — это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода стратегического

планирования. Анализ исходного уровня состояния объекта стратегического планирования

в предплановый период — вторая важная процедура логики планирования. Значение этой процедуры определяется тем фактом, что развитие национальной экономики, корпорации,

фирмы в ближайшие после базисного периода годы в значительной мере предопределено наличными производственными мощностями, трудовыми ресурсами и другими факторами воспроизводства, которые сложились в предплановый период. Он производится на двух уровнях — макроэкономическом и микроэкономическом:

• анализ уровня развития национальной экономики включает комплексное изучение темпов развития, структуры внутри каждой отрасли, между отраслями, в границах регионов, субъектов Федерации (в объект анализа можно также включить межрегиональные и межгосударственные корпорации). Завершается анализ состояния экономики страны в предплановый период общей оценкой уровня ее социально-экономического развития. Одновременно проводится сопоставление этого уровня с аналогичными показателями наиболее развитых в экономическом отношений стран мира;

• на макроуровне осуществляется анализ внутренней и внешней среды, в процессе которого выясняется:

• использование потенциала фирмы (предприятия);

• ее сильные и слабые стороны;

• возможные конкуренты и их предполагаемые действия;

• состояние конкурентной среды отрасли, перспективы ее развития, движущие силы;

• состав макроокружения, его составляющие и их влияние на предприятие (как правило, анализируются: социальная, экономическая, правовая, политическая и технологическая составляющие).

Третий структурный элемент логики стратегического планирования — всестороннее изучение объема и структуры потребностей общества, его отдельных подсистем в планируемом периоде.

Выявление потребности общества в различных товарах и услугах — чрезвычайно важная процедура логики стратегического планирования, т. к. любая фирма, корпорация, общественные институты возникают и функционируют для удовлетворения определенных потребностей людей. Под ними понимают объективно необходимые условия протекания жизненных процессов, соответствующие исторической ступени развития общества, общественного производства и общественных отношений. Удовлетворение потребностей предполагает наличие у общества, хозяйствующих субъектов, соответствующих ресурсов. Расчеты объема ресурсов — четвертый элемент логики стратегического планирования.

Ресурсы общества — это его потенциалы: естественно-ресурсный, трудовой, научно-технический, экономический, социальный, духовный, внешнеполитический. Потенция (в переводе с лат. — сила, мощь) — совокупность имеющихся возможностей, средств в какой-либо области. После комплексного расчета общественных и личных потребностей и определения ресурсов, которыми будет располагать общество для экономического, социального и духовного развития, хозяйствующие субъекты для обеспечения нормального функционирования в перспективе переходят к очень трудной работе—согласованию ресурсов и потребностей, приведению их в оптимальное соответствие между собой. Это заключительная

стадия в логике стратегического планирования.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я