Я спокойна. Медитации в условиях мегаполиса. Океан, который всегда с тобой

Дарья Чудакова, 2023

В сборнике «Я спокойна. Океан, который всегда с тобой» вы найдёте классические буддийские медитации и авторские медитации Дарьи Чудаковой, вписывающиеся в ритм и стиль жизни мегаполиса. Для женщин, желающих освободиться от страхов и сомнений, достичь спокойствия, подобного тому, что царит в глубинах океана, и обрести навык «просто быть». В книге собраны базовые правила медитации, фотографии основных асан (поз) и мудр (положений кистей рук), подробные рекомендации по технике выполнения и личные секреты и советы автора для тех, кто только начинает осваивать искусство медитации. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Как, где и когда медитировать

Если будешь ходить с таким серьёзным лицом, отпугнёшь всю хорошую энергию. Медитировать нужно улыбаясь.

Элизабет Гилберт, писательница

Как долго нужно медитировать?

Столько, сколько можете без лишнего напряжения. Учитывая плотный распорядок дня жизни в мегаполисе, даже пятнадцать минут формальной практики поначалу могут казаться неподъёмными. Не требуйте от себя слишком многого. Совершенно неважно, разделите ли вы эти пятнадцать минут на три пятиминутные сессии или на пять трёхминутных. Медитация не наказание.

Золотое правило — медитировать меньше, чем, как вам кажется, вы можете. Если думаете, что можете практиковать пять минут, остановитесь на четырёх. Практикуя таким образом, вы будете ждать с предвкушением возможности снова ей заняться.

Техники медитации, которые я даю в этой книге, занимают от 5 до 40 минут. Чтобы не отвлекаться во время практики, поставьте таймер и переведите телефон в авиарежим.

Когда нужно медитировать?

Это не имеет большого значения. Лучшее время для медитации то, которое удобно именно вам. Начинать день с медитации — прекрасно, но и практика в течение дня принесёт столько же пользы. Вот только сразу после еды лучше не медитировать.

Классический буддийский подход учит, что лучше всего медитировать утром, когда мы только что пробудились после хорошего ночного сна. В это время ум наиболее расслаблен, свеж и ещё не обременён повседневными делами. Далай-лама так и поступает. Но у многих из нас просто нет возможности медитировать по утрам, и попытки втиснуть утреннюю медитацию в свой распорядок дня могут заставить воспринимать её как обузу. Хорошая новость в том, что «втискивать» и не нужно.

Если чувствуете, что это произошло, просто откажитесь от утренней практики и выберите более подходящее для себя время. Известный тибетский мастер Йонге Мингьюр Ринпоче говорит: «Не существует никаких правил, но есть одно практическое указание: короткими промежутками, многократно».

Кажется, что мы проявляем усердие, если, подобно монахам, садимся медитировать в течение нескольких часов кряду. Но проявлять настоящее усердие — не значит выходить за пределы своего естества; это значит стараться в меру своих сил, а не сосредотачиваться на результатах задуманного.

Где и в какой позе медитировать?

Выберите комфортное место, где вам никто не помешает. Сядьте поудобнее. Важно, чтобы ваша спина была прямой, это поможет не задремать в процессе. Если вы хотите сидеть на полу со скрещенными ногами — пожалуйста, но сядьте на подушку или плед, чтобы не перенапрягать спину. Если нет, просто сядьте на стул. Положите руки на колени или бёдра. Ладони могут быть направлены вверх или вниз. Для начала этого достаточно.

Будда учил, что тело служит физической опорой ума. Отношения между ними подобны отношениям между стаканом и наполняющей его водой. Если вы поставите стакан на край стола или на неровную поверхность, то вода расплещется, а возможно, и прольётся. Но если вы поставите стакан на ровную поверхность, вода в нём останется совершенно неподвижной. Сходным образом лучший способ позволить уму успокоиться (чего мы и добиваемся с помощью медитации) состоит в том, чтобы принять устойчивую позу.

Далее мы разберём семичастную позу Вайрочаны, которую предлагает классический тибетский буддизм. А также самые распространённые позы для медитации. Для полноты ощущений и разнообразия опыта рекомендую попробовать разные и выбрать наиболее подходящий для себя вариант.

Медитировать лучше с закрытыми глазами или с открытыми?

Можно прикрыть глаза, но это необязательно. Вы можете закрыть глаза или, если хотите, оставить их открытыми и сосредоточить взгляд на какой-то неприметной точке на полу или перед вами. Взгляд не должен задерживаться на чём-то конкретном (за исключением отдельных техник), он должен быть устремлён куда-то вперёд, будто вы спите с открытыми глазами.

Помните, что главный фокус внимания в медитации — на ум. Поэкспериментируйте с разными техниками и найдите для себя то положение глаз, в котором сосредоточение на уме будет для вас наиболее комфортным.

Что делать, если постоянно отвлекаешься?

Не сердиться и сосредоточиться на дыхании. Как только вы замечаете, что отвлеклись, наступает тот самый момент внимательности, который мы ищем в медитации.

Многие люди говорят мне, что у них никогда не получится медитировать, потому что они не могут перестать думать. Так и не надо! Я готова повторять это сколько угодно: цель не в том, чтобы очистить разум, а в том, чтобы его сосредоточить — хотя бы на несколько наносекунд за один подход: оп и ещё раз!

Каждый раз, когда вы отвлеклись, просто начните заново. Заблудиться и начать сначала — для медитации не провал, а успех.

Медитация — это процесс безоценочного осознавания

Йонге Мингьюр Ринпоче определяет медитацию как процесс безоценочного осознавания. Медитируя, мы применяем к своему субъективному опыту объективный научный подход. Поначалу это может быть нелегко. Большинство из нас привыкли верить, что если мы считаем что-либо хорошим, то оно хорошее, а если мы считаем что-то плохим, то оно действительно плохое. Но когда мы практикуем простое наблюдение за тем, как наши мысли приходят и уходят, такие жёсткие границы начинают рушиться.

Здравый смысл подсказывает, что всё обилие ментальных событий, возникающих и исчезающих в течение одной минуты, просто не могут быть без исключения верными.

Если мы продолжаем просто осознавать деятельность ума, то постепенно начинаем осознавать и прозрачную природу мыслей, эмоций, чувств и ощущений, которые когда-то считали вещественными и реальными. Это похоже на постепенное удаление слоёв пыли и грязи с поверхности зеркала. Привыкая смотреть на ясную поверхность своего ума, мы можем преодолевать все представления о том, кем и чем мы себя считаем, и, выражаясь словами Йонге Мингьюра Ринпоче, осознавать сияющую сущность нашей истинной природы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я