Bambika-Book. Как открыть прибыльный детский сад

Дарья Сергеева, 2022

Дарья Сергеева – опытный предприниматель, основатель федеральной сети частных детских садов Bambika-Club (до ребрендинга – Bambini-Club).В России и в мире сеть Bambika-Club насчитывает уже более 160 филиалов и более 11 лет существования.Bambika-Book поможет читателю открыть свой собственный частный детский сад или улучшить работу уже существующего. Здесь даны примеры инструментов и приемов, которые использовались и используются в настоящий момент для продвижения детских садиков сети Bambika-Club. Советы Дарьи и ее личный опыт бизнеса в этой книге помогут сделать ваш детский сад уютным для детей, удобным для родителей и, самое главное, прибыльным для вас.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Bambika-Book. Как открыть прибыльный детский сад предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ШАГ 1. Изучаем бизнес

ГЛАВА 1. Почему я выбрала этот бизнес?

Уже начав работу над этой книгой, я задавала себе вопрос о том, почему же я сама выбрала этот бизнес. Почему мне он нравится, что в нём особенного.

Для меня, как для предпринимателя, в первую очередь важно, чтобы бизнес был перспективным и любимым. Никому не хочется начинать дело, которое оказалось бы убыточным и не способным к развитию. Я хочу вкладывать свои силы и средства только в интересные и перспективные направления, а также в то, к чему лежит душа. Сфера, связанная с открытием частных детских садов, доходная и имеет все шансы для эффективного развития. Это обусловлено тем, что в настоящее время конкуренция в этом направлении относительно слабая, а в государственные детские садики большие очереди, которые не двигаются годами. Учитывая, что мегаполисы растут, города развиваются, увеличивается количество жителей, соответственно, большому количеству детей требуются детские сады. Можно не сомневаться, что со временем потребность в садиках будет только расти.

Этот бизнес не только перспективный, интересный, но и позитивный. Если общение и забота о детях доставляет вам удовольствие, вы будете получать от работы только хорошее настроение. Ведь, согласитесь, дети — это самое волшебное и прекрасное, что есть в нашей жизни. Каждый ребёнок уникален, индивидуален. Наблюдать, как они растут, способствовать их развитию — разве это не чудесно? Да и сами мы совершенствуемся в этом бизнесе, изучаем новые методики, встречаемся с разными людьми, общаемся на интересные темы. Включаемся в работу, которая тесно связана с маленькими ребятишками, берём на себя большую ответственность. Это всё очень здорово и нам безумно нравится.

Когда приходишь на работу в детский садик, здесь хочется остаться, хочется общаться с детьми, с родителями, с воспитателями, хочется помогать им. Всё это оставляет приятное тепло в душе. Я не зря упомянула воспитателей — в этом бизнесе даже работа в коллективе, зачастую, связана с положительными эмоциями. Потому что это позитивный процесс, мы подбираем и нанимаем позитивных людей. Тем более если такая отличная работа приносит хорошие деньги, то хочется заниматься этим снова и снова.

Конечно, как во всех бизнесах, у нас тоже есть свои проблемы и «головные боли». Иногда мы дико устаём, особенно во время открытия очередного детского сада, когда приходится работать по 18 часов в день. Бывает невероятно сложно найти достойный персонал, подобрать хорошее помещение. Случаются ситуации, когда спадает поток клиентов и нужно срочно заниматься рекламой. Проводятся разные проверки. Но наша команда никогда не сдавалась. Мы не стоим на одном месте, постоянно развиваемся, масштабируем бизнес.

Огромным плюсом является то, что в этом бизнесе нет ограничения по доходу. Например, открыв 3 садика, вы можете зарабатывать миллион и более. По сути, «потолка» доходности здесь нет, он определяется только вашим желанием, силами и способностями. Если у вас есть желание и силы строить команду, открывать новые детские сады, улучшать качество услуг, совершенствовать систему работы, то перспективы огромны. Я тоже начинала с одного садика, а сейчас Bambika-Club разросся до целой сети прекрасных и успешных частных детских садов. Постоянное развитие мотивирует и стимулирует к дальнейшей активной работе. А этот бизнес постоянно даёт мотивацию. Ты стараешься и работаешь не только ради себя, но и ради команды, ради общего дела, общей цели.

Ещё раз отмечу, что в этом бизнесе большое количество светлых и позитивных моментов. Поэтому мы готовы заниматься открытием частных детских садов Bambika по всей стране и даже по всему миру. Готовы помогать своим партнёрам, обучать их и способствовать их успешной работе.

Нельзя сказать, что частный детский сад — это бизнес для девушек (хотя девушки интересуются детскими садами гораздо чаще, это факт). Этот бизнес скорее для тех, кто любит детей. Если вы — мужчина, и вы чувствуете, что работа с детьми вдохновляет вас — у вас точно всё получится, не слушайте никого, кто говорит иначе. Бизнес в этой сфере, зачастую, обладает быстрой окупаемостью при небольших вложениях и рисках. По крайней мере, за годы работы мы смогли сделать сады нашей сети окупаемыми буквально за несколько месяцев. Этот бизнес подходит тем людям, которые хотят достигать результатов, готовы вложить свои силы и время, готовы помогать людям и способствовать развитию детей. Это тот бизнес, который помогает развиваться правильно, используя правильные ценности.

Для тех людей, кто боится вкладывать деньги и начинать бизнес, я рекомендую подготовить себе (рассчитать на 3 месяца) «подушку безопасности». Что это такое? Это определённая сумма, которую вы отложите как «неприкосновенный запас». И в случае, если ваш детский сад будет заполняться не в течение первых двух месяцев, а несколько дольше, вы сможете этот период продержаться «на плаву» без особых проблем и потерь. Из чего складывается сумма «подушки безопасности»? Арендная плата, зарплата персонала и расходы на рекламу в месяц. Умножаете эту цифру на три и получаете необходимую сумму для создания «подушки безопасности» своего бизнеса.

Почему я рекомендую именно 3 месяца? Это тот срок, за который любой наш партнёр (если упорно работал и следовал нашим советам) обеспечивал полную заполняемость своего сада. К слову, полная заполняемость — это примерно 34 договора (рассчитано на детский сад площадью от 150 кв. м). Делим на три месяца, получается, что вам надо заключать по 11 договоров в месяц. Разве это много? Если вы не ленивы, то легко с этим объёмом справитесь. Если вы предлагаете клиентам качественный продукт, ваш садик красивый, услуги на хорошем уровне и правильная реклама, то для вас не будет проблемой убедить родителей приводить к вам ребятишек. Главное — это уверенность в себе и своих силах.

Примеры удачных вложений в бизнес от Дарьи Сергеевой

У меня были удачные и не совсем удачные примеры вложений, которыми хочу с вами поделиться.

При открытии своего первого детского сада я единственная на тот момент в Новосибирске поставила онлайн-видеонаблюдение. Это было достаточно дорого, учитывая, что в то время детский сад «под ключ» можно было открыть за 300 тысяч рублей на 100 кв. м. Из этих трехсот тысяч почти пятьдесят ушло именно на видеонаблюдение в онлайн-режиме. Многие считали и считают до сих пор, что это слишком дорого, не нужно, не оправдано и только усложняет всю работу. Но в итоге в мой детский сад ездили люди со всего города, даже из отдалённых районов, потому что только я предоставляла такую услугу. И эта услуга окупилась просто моментально, принесла достаточно много денег и дала хороший старт моему бизнесу.

Ещё одно верное вложение средств было сделано в постоянное обновление игрушек. Очень часто руководители детских садов покупают игрушки единожды. Они уничтожаются в течение 3-6 месяцев, а новых нет, деткам приходится довольствоваться тем, что осталось. Родители, видя эту ситуацию, недовольны. Детям становится скучно играть остатками. Садик выглядит убого и печально. Я всегда вкладываю в игровую достаточное количество денег, чтобы она выглядела на «пять с плюсом»! Например, сухой бассейн с шариками. Он у меня есть во всех детских садах. Дети от него просто в восторге. А то, что нравится детям, привлекает и родителей.

Третий важный момент, куда нужно вкладывать деньги, это питание малышей. Обязательно пять раз в день. Если кухня у садика своя, то это только отличные продукты высокого качества, приобретаемые в достаточном количестве. Это хороший повар и вкусные блюда, которые нравятся детям. Всем же понятно, что если ребёнок приходит голодный из детского сада, то в этот садик его родители больше не отправят. Если родители, зайдя в детский садик, чувствуют, что у нас вкусно пахнет едой, малыши радуются интересному полднику и домой всегда возвращаются сытые, то для родителя это веский повод продлить с вами договор на несколько месяцев вперёд. Если же мы работаем с привозным питанием, то поставщик должен быть высокого уровня. Пусть это питание будет дорогое, но зато качественное. При этом поставщиков нужно обязательно проверять. Мне случалось сталкиваться с поставщиком, который клал в борщ нечищеную свёклу, поставлял хлеб очень низкого качества. Когда я увидела, где, как и из чего они готовят, то была в ужасе. Например, блюда, которые поставщик привозит, пахнут неприятно. Поэтому важно обращать внимание на такие детали и вкладывать деньги правильно.

Первоначально у меня не было достаточного количества персонала, как я поняла уже позже. Я равнялась на другие детские сады в плане количества персонала, работая по аналогичной схеме. Но с каждым днём я всё больше и больше понимала, что при такой схеме работы качество услуг падает. И из-за каких-то мелочей, из-за того, что у воспитателя не хватило времени на кого-то из детей, я могу потерять нескольких детей, которых родители просто заберут. Я поняла, что на персонале экономить нельзя. Всё должно быть распределено рационально, грамотно. По системе работы Bambika-Club оплата персонала никак не влияет на доход владельца (вот такая у нас особенная схема). Используя нашу систему, можно взять себе в детский сад достаточное количество персонала, привлечь дополнительных приходящих специалистов.

Когда первоначально у меня не хватало опыта в этом бизнесе я многие дополнительные услуги включала в абонентскую плату. И это было не совсем верное решение. На дополнительных услугах садик должен зарабатывать. И плюс, эти услуги должны предоставляться человеку на выбор, хочет — берёт их, а не хочет — не берёт. Например, кислородные коктейли, индивидуальные занятия с логопедом и прочие услуги. Они нужны не всем, и будет правильно, если родители сами решат, что им нужно. Когда все эти услуги включены в оплату садика, то стоимость получается несколько завышенной для тех, кому эти услуги не нужны. Поэтому я решила все эти услуги отделить от стоимости абонемента. И теперь удобно всем. А мне дополнительные услуги приносят деньги, плата за них составляет 20% от прибыли.

ГЛАВА 2. Как найти инвестиции для старта

Многих предпринимателей волнует важный вопрос о том, как решить проблему с недостатком инвестиций для старта бизнеса. У меня есть ответ и на этот сложный вопрос.

Во-первых, вам нужно понять, какие именно вложения необходимы и сколько они должны составлять. Необходимо чётко понимать, о какой сумме идёт речь. Потому что у многих не всегда есть правильное представление о той сумме, с которой нужно начинать бизнес по открытию частных детских садов. И есть компании, которые вводят людей в заблуждение, утверждая, что для открытия этого бизнеса требуется вложение 5-10 миллионов. На эти деньги, действительно можно открыть детский сад, но нужно ли оно вам, если срок его окупаемости составит несколько лет? Имея многолетний опыт работы на рынке, мы можем со стопроцентной уверенностью утверждать, что для открытия хорошего детского садика таких огромных первоначальных вложений не требуется. Мы укладываемся в расходы в размере 2 млн — 3 млн. рублей при открытии детского сада площадью от 120 до 180 квадратных метров.

Почему расходы именно такие?

За время работы в этой сфере у нас сложились отношения со всеми поставщиками оборудования и расходных материалов, поэтому расценки для нас выгодные, а условия удобные. Мы работаем с проверенными поставщиками и можем обеспечить наших партнеров качественной мебелью по условиям, более выгодным (на 10-20%) и удобным, чем если бы они сами производили закуп.

В итоге мы минимизируем свои издержки и входим в бизнес с меньшими затратами. При всём этом мы не снижаем качества наших услуг. Наши садики класса комфорт-плюс, и мы стараемся, чтобы всё оборудование было качественным, новым и современным. Если вы зайдёте в любой из наших детских садов, то увидите, что они ничуть не хуже тех, в которые вкладывалось 5-10 миллионов, а иногда выглядят даже намного лучше. Наш брендбук адаптируется под каждое отдельное помещение, благодаря чему все наши детские сады сохраняют выверенный брендированный стиль, но при этом обладают удобным и эргономичным зонированием. Кроме того, наш брендбук включает своё цветовое решение и яркий фирменный стиль, которые украшают и стены помещения, и униформу педагогов и воспитателей. Все внешние составляющие бизнеса Bambika-Club создают хорошее впечатление для наших клиентов.

Вкладывая деньги, мы исходим из ценностей клиента, из выгоды и эффективности этих вложений. Что такое ценности клиента? Это те главные моменты, которые важны для клиентов. Если вы положите дорогую керамическую плитку в санузле, то это никак не повлияет на покупательский спрос и на принятие решения клиентом. Если вы сделаете какие-либо дорогие вложения в ремонт, отделку или купите коллекционные светильники или роскошные умывальники, ваш потенциальный клиент этого не оценит, для него важно совсем другое. Мы исходим из того, что является важным для наших клиентов. За весь период своей работы мы уже накопили знания о том, что действительно ценят клиенты, что для них важно. Мы знаем, что большую роль для родителя играет профессионализм педагогов. Родители хотят, чтобы с их детьми действительно занимались, играли и заботились так же внимательно и искренне, как будто бы о своих. Важны развивающие занятия и общий подход к программе так, чтобы дети развивали важные для них навыки, но не перегружались и не уставали. Важно удобное зонирование сада, качественная безопасная мебель и интересные экологичные игрушки. Родители оценят внимание к безопасности и здоровью их малыша, оценят техническое оснащение сада, вроде видеонаблюдения или кварцевых ламп.

Но во всё это нет необходимости вкладывать 5-10 миллионов рублей. Для этого нужно гораздо меньше денег. Когда люди вкладывают слишком много денег на начальном этапе, то эти инвестиции гораздо дольше окупаются. Плюс, понеся изначально огромные затраты, можно первое время просто не уложиться в необходимый бюджет и уйти в сильный минус.

В начале работы должна оставаться «финансовая подушка», про которую я говорила выше, чтобы в первое время открытия бизнеса вы имели возможность вкладывать деньги в продвижение и рекламу. Если в итоге у вас не хватит денег на рекламу или на зарплату персонала, то с потоком клиентов и с качеством услуг будут серьёзные проблемы. И зачем тогда вам неоправданно дорогой ремонт? Вы рискуете разориться сразу после открытия. И ещё помните: больше инвестиций — больше рисков. Зачем вам лишние риски? Вы же хотите быть успешными и зарабатывать достойные деньги? Тогда не рискуйте зря.

Вкладывая на начальном этапе небольшую сумму и делая всё правильно, вы можете окупить свой детский сад уже через 6 месяцев. Неплохой результат, правда? Именно в этом и состоит преимущество нашей бизнес-модели. Она эффективна как для нашей работы, так и для работы партнёров.

Что же делать, если у вас не хватает своих денег на открытие бизнеса?

Я расскажу вам одно решение, которое я для себя сама принимала и рекомендовала своим партнёрам. Самое простое — это понять, какой именно суммы вам не хватает, и выбрать подходящий для себя вариант ее нахождения.

• Первый вариант — её надо накопить или заработать.

• Второй вариант — занять у родственников, знакомых, друзей. Можно занять частями у разных людей и таким образом собрать нужную сумму и открыть бизнес. Желательно, чтобы такой займ был беспроцентным.

• Третий вариант — найти партнёра. Партнёр — это тот человек, который заинтересован в развитии данного бизнеса и готов вложить в него деньги. Например, на условиях 50/50.

Здесь важно, чтобы оба партнёра вложились в бизнес, оба несли материальную ответственность, оба активно работали в самом бизнесе. Не должно быть так, что один вложил деньги и ничего не делает. Работать должны оба! Для этого необходимо поровну распределить ответственность и обязанности, причём прописать это всё документально. У нас именно так и сделано, в документе о функционале чётко прописано, кто и чем занимается. Кто ведёт переговоры, кто проводит рекламные кампании, кто занимается персоналом — каждый знает свои компетенции и функции.

Это делается для того, чтобы в будущем между партнёрами не возникло недопонимание. И чтобы не получилась ситуация, когда один партнёр работает больше, чем другой. Именно из-за таких моментов и недопонимания происходят конфликты, и партнёры рискуют разбежаться. Когда один работает, а второй только получает деньги — это нечестно и неправильно. Такие бизнесы почти всегда заканчиваются быстро и печально.

Доход тоже должен распределяться поровну. Здесь нельзя сказать: «Я получаю с этих абонементов, а ты с этих; это мои дети, а это твои». Поэтому партнёрам и надо с самого начала распределить функционал поровну. При этом в партнёрских отношениях надо уметь договариваться, искать компромиссы, быть всегда открытым. Выбор хорошего партнёра почти так же важен, как выбор спутника жизни. Вы должны быть на одной волне, «смотреть в одну сторону», иначе продуктивной работы не будет. Это должен быть человек, в котором вы уверены на сто процентов. Ведь какой смысл делать бизнес, который потом развалится из-за недоверия и непонимания?

Выбирая партнёра, помните о том, что дружба часто строится на бизнесе, а бизнес на дружбе очень редко. Поэтому если вы решили пригласить в бизнес партнёром своего друга, то сразу «на берегу» обговорите все условия вашей совместной работы, распределите все обязанности, поделите зоны ответственности. В противном случае вы рискуете потерять и друга, и бизнес.

Ваш партнёр должен быть сильным. Не нужно связываться с человеком, которого вам придётся всё время «тянуть на себе». Такой партнёр вам принесет больше хлопот, нежели пользы. Вы должны оба работать с полной отдачей и делать своё дело хорошо.

В чём плюсы партнёрства?

1. Ваши вложения составят лишь половину.

2. Партнёр разделит с вами нагрузку.

3. У вас будет больше свободного времени на развитие бизнеса.

Если по первым двум пунктам всё понятно, то по третьему пункту поясню подробнее. Вы будете меньше заниматься рутинными делами. Партнёр будет вам помогать решать текущие вопросы. У вас будет уверенность в завтрашнем дне и в самом процессе. Соответственно, меньше рисков.

Для старта первого садика наличие партнёра — это оптимальный вариант. Когда вы накопите собственный опыт, будут инвестиции, и если появится желание работать одному, то вы сможете следующие детские сады открывать без партнёра. Но об этом тоже с партнёром требуется договориться. Например, можно сразу обсудить, что первый садик вы открываете вместе, а потом, возможно, каждый откроет свой.

• Четвёртый вариант — поиск инвестора. Это может быть частный инвестор, который готов вложить деньги в ваш бизнес, а потом получать пассивную прибыль от вашего детского сада.

Это, конечно, не самый лучший вариант, но его тоже можно рассмотреть. Потому что лучше открывать бизнес таким способом, чем сидеть и ничего не делать.

Условия инвестирования денег в ваш проект обсуждаются индивидуально. Лучше всего сразу показать инвестору расчёты и детально рассказать о проекте, показать бизнес-план. Для своих партнёров мы составляем такие бизнес-планы. Но если вы решили воспользоваться помощью инвестора, то вы должны чётко понимать, какие дивиденды вы готовы платить инвестору, и что вы можете ему предложить в качестве гарантии. Поймите, какие интересы у инвестора, убедитесь, что связываться с ним безопасно.

Сразу же оговорите условия, на которых инвестор готов вложить деньги в ваш бизнес. Возможно, вам помогут хорошие личные отношения с потенциальным инвестором или придётся использовать в качестве залога своё имущество. Лучше всего предлагать инвестору долю в бизнесе, с которой он будет получать постоянный пассивный доход.

Сами по себе инвесторы к вам не придут, придётся потратить время и силы на их поиск. Посещайте конференции, бизнес-семинары, различные мероприятия, посвящённые развитию предпринимательства и малого бизнеса. Нужно знакомиться с людьми, общаться, выступать с докладами, предлагать для инвестирования свой проект. Этот путь станет для вас очень полезным, вы сможете проанализировать свой бизнес, научитесь правильно преподносить информацию, грамотно презентовать свой проект. Вы станете увереннее и сильнее. Не нужно бояться, стесняться. Сейчас есть много возможностей, не сидите сложа руки, не ждите, что случится чудо. Поднимайтесь со своего удобного кресла и делайте нужные шаги. Делайте всё возможное и невозможное, чтобы реализовать свою мечту.

• Пятый вариант — центры микрофинансирования. Есть специальные городские центры финансирования, которые выдают кредитные средства в размере до одного миллиона рублей под небольшой процент. Для этого требуется представить бизнес-план и иметь хорошую кредитную историю.

• Шестой вариант — обращение в банк. Здесь, конечно, немаленький процент и довольно жёсткие условия.

Это не является выгодным для вас, но если больше никаких вариантов нет, то взять кредит в банке — выход. И если вы сможете организовать бизнес правильно, то без проблем вернете данный кредит, выйдете в плюс и улучшите свою кредитную историю. Однако вам нужно помнить, что, используя этот вариант, вы увеличиваете свои риски. Задайте себе вопрос, готовы ли вы на эти риски или не готовы. Если вы не готовы, то пробуйте решить вопрос инвестиций с помощью нескольких первых вариантов. Когда есть чёткое понимание бизнес-модели, доходности, то найти деньги вполне реально.

Что касается государственного субсидирования и возможности его получения, то такой вариант тоже существует. К нам многие обращаются с вопросом о субсидировании; они надеются, что государство даст им деньги на открытие детского сада. К сожалению, таких чудесных ситуаций не бывает.

Что же такое субсидии? Субсидии — это тот размер выплат, которые могут получить родители за пользование детским дошкольным образовательным учреждением, таким как детский сад (даже частный). Компенсация за частный сад для государства слишком дорогая, поэтому оно не может себе позволить возмещать 20% от стоимости услуг. В связи с этим компенсация получается в том же размере, что и за муниципальный детский сад. И данную субсидию могут получить лишь те родители, дети которых посещают частные дошкольные учреждения, работающие по утверждённой государственной программе и имеющие лицензию. То есть, важный момент для получения субсидии — это наличие у вашего детского сада лицензии. Субсидии можно использовать как дополнительный маркетинговый ход, чтобы родители охотнее отдавали детей в ваш садик. Но вы должны понимать, что субсидия будет очень небольшая. Примерная компенсация составит 200–300 рублей в месяц. И она будет перечисляться на счёт родителей ребёнка. Для бизнеса не имеет никакого смысла заниматься этим вопросом. Вы потратите много времени и сил на подготовку и сдачу документов, но не получите никакой выгоды для себя. Субсидия — это не компенсация ваших затрат и не деньги, которые государство даёт вам безвозмездно. Мой совет: не тратьте зря своё время, инвестируйте его в более полезные дела и не надейтесь на помощь государства.

ГЛАВА 3. Вся правда о лицензировании детских садов

При открытии детского сада предприниматели порой больше беспокоятся о юридических составляющих, чем о самом проекте. Один из самых волнующих вопросов — это лицензия.

На самом деле «у страха глаза велики». Во-первых, получить лицензию не так сложно, как часто пугают. Во-вторых, можно законно работать и без неё.

Что такое лицензия и зачем она нужна?

Лицензия — это разрешение на образовательную деятельность. По закону любое учреждение, занимающееся образовательной деятельностью, должно иметь разрешение от государства. Секрет в том, что детский сад официально может и не быть образовательным учреждением.

В какой-то степени лицензия — это некая формальность. Считается, что если вы — обладатель заветного документа, значит, у вас хорошая образовательная программа, здоровые и профессиональные сотрудники, чистые помещения, вкусная и полезная еда, картиночки на стенах. Зная, что теория у нас может разительно отличаться от практики, можно смело заявить, что лицензия — не гарантия всех вышеперечисленных благ.

Из наших наблюдений: только каждый десятый родитель поинтересуется у вас наличием лицензии. И то порой просто потому, что ему надо спросить обо всем. Гораздо важнее для родителя то, что он увидит своими глазами. И то, что ему скажут другие люди о вас. Именно поэтому, если вы работаете добросовестно, заботитесь о своём бизнесе, лицензия никак не повлияет на вашу работу и на привлекательность вашего детского сада в глазах родителей. Но для того, чтобы вы сами решили, мы сопоставили все плюсы и минусы наличия лицензии.

Плюсы работы с лицензией:

• Вы полноправно считаетесь образовательным учреждением. Можете везде и всюду об этом смело заявлять.

• Можете претендовать на поддержку государства и принимать средства из материнского капитала.

• Ваши клиенты смогут расплачиваться с вами средствами из материнского капитала

Минусы работы с лицензией:

• Требуются дополнительные вложения для получения лицензии.

• Предприниматель должен получить заключение пожарного надзора и Роспотребнадзора. А для этого собрать и предоставить им набор необходимых документов.

• Процесс занимает в среднем 2-3 месяца.

• Предприниматель должен быть готов к систематическим проверкам.

• Собственнику сложнее легализовать свою прибыль как предпринимательскую. Потребуется также время и вложения. Возможно получение зарплаты с налогом 44%. Или возможно вложение своей прибыли в развитие детского сада.

• Образовательные программы должны попадать в определённые рамки (если вы планировали более творческий подход, вас это может не устроить).

По сути, ваш поток клиентов будет зависеть не от наличия или отсутствия лицензии, а от того, как вы управляете бизнесом. Хорошие ли условия для развития детей? Соблюдены ли нормы безопасности и санитарные нормы? Компетентный ли персонал? Хорошо ли детям у вас и спокойно ли их родителям? Вот вопросы, которые вы должны себе задавать в первую очередь, начиная работать в сфере организации детского досуга и развития.

А работать с лицензией или нет — выбор каждого. Всё зависит от ваших личных взглядов, целей и предпочтений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Bambika-Book. Как открыть прибыльный детский сад предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я