Как развивать эмоциональный интеллект у себя и у своего ребенка

Давид Сергеевич Маркосян

Что такое эмоциональный интеллект, и почему его наличие так важно как для ребенка, так и для взрослого? Автор книги, Давид Маркосян, дает ответы на эти вопросы, основываясь на богатом многолетнем опыте тренера по шахматам и ведущего тренингов по развитию эмоционального интеллекта у детей и взрослых. Доступно, интересно, с множеством примеров из жизни, он показывает, как с формированием эмоционального интеллекта происходят значительные положительные изменения в сознании и поведении человека.

Оглавление

Эмпатия и сообразительность как проявление эмоционального интеллекта

Следующая история демонстрирует, что для понимания ситуации иногда необходимо проявить эмпатию, чтобы попытаться понять, что чувствует другой человек.

Эмпатия — это способность к сопереживанию, к «отражению» тех чувств и эмоций, которые испытывает другой человек. Очень часто для проявления эмпатии необходимо суметь поставить себя на место другого человека, представить себя в положении этого человека. Однако этого не всегда оказывается достаточно. Почему?

Потому что недостаточно знать, что испытывает другой человек. Недостаточно также испытывать те же чувства и эмоции, которые испытывает он. Важно ПОЧУВСТВОВАТЬ И ПОНЯТЬ, насколько ЦЕННО для конкретного человека то, что он испытывает в каждой конкретной ситуации. Только в этом случае можно получить реальную информацию о состоянии человека и помочь ему. К примеру, если двойку получит двоечник, то он будет испытывать одни ощущения, а если двойку получит отличник — совершенно другие. По-разному реагируют люди и на критику — в зависимости от своего темперамента, характера, самооценки, прошлых достижений. Критика внешности для девочки и мальчика, для мужчины и женщины также будет иметь разное значение и будет восприниматься с «разным» градусом.

Случай, о котором пойдет речь, произошел несколько лет назад. Девятилетняя девочка вместе с мамой приехала на летних каникулах на 10 дней в Москву. Каникулы прошли замечательно: парки, аттракционы, подарки, интересные экскурсии и прогулки. В последний день московских каникул мама с дочкой оказались на одном из птичьих рынков и увидели там маленькую черепаху. Черепаха так понравилась девочке, что она стала просить маму купить ее. Не сразу, но мама поддалась на уговоры дочки и черепаху купила. Та была какого-то редкого вида и большую часть времени проводила в воде. То есть у нее должна была быть возможность находиться большую часть времени в воде, а так как черепаха была из теплых краев, то и вода должна была быть постоянно теплой. Об этом маму и девочку честно предупредила женщина-продавец.

Немного подумав, мама с дочкой решили, что будут дома греть воду для черепахи, если вдруг случится проблема с горячей водой. Они привезли ее домой, нашли для нее просторную емкость, наполнили теплой водой, и черепаха с удовольствием плавала, росла и радовала девочку. Так прошла пара месяцев, теплые дни закончились, и наступили холода.

Чтобы обеспечить черепахе привычную температуру, мама с дочкой постоянно грели воду и держали включенным обогреватель практически все время. Так случилось, что в их доме произошла авария, и жильцы на длительное время остались без отопления и горячей воды. В один из дней маме надо было пойти куда-то по важному делу. Перед уходом она напомнила дочке, чтобы та не забыла покормить черепаху и подогреть ей воду.

Мама задержалась, так как не успела закончить все дела, а дочка увлеклась игрой на планшете и забыла покормить черепаху и поменять ей воду. Когда мама вернулась и зашла посмотреть на черепаху, та была мертва. Дома, несмотря на все старания, было холодно, а без теплой воды черепаха не выдержала.

Когда девочка узнала об этом, у нее началась истерика. Как мама ни пыталась ее успокоить — у нее ничего не получалось. Так прошло три дня. Девочка не могла нормально спать, у нее пропал аппетит, она не хотела ни с кем разговаривать и все время плакала. Мама забила тревогу, но успокоить ребенка ни она, ни многочисленные родственники не могли. Девочка продолжала плакать, отказывалась от еды, стала очень напряженной и тревожной.

Давайте здесь остановимся и попробуем понять, почему девочка впала в это состояние? Почему на нее так подействовала смерть черепахи?

Разумеется, ей было очень жалко черепаху, она успела к ней сильно привязаться. Кроме того, она помнила, что сама просила купить черепаху и обещала маме за ней ухаживать. Но все это не могло привести ребенка в подобное состояние, если бы не сильнейшее чувство вины перед черепахой. Девочка не могла себе простить, что она не сделала того, от чего зависела жизнь черепахи. По сути, девочка ощущала себя убившей эту черепаху, и, кроме чувства вины, у нее было сильнейшее чувство стыда.

Наступили выходные. На выходных за девочкой обычно приезжал папа и забирал ее к себе на пару дней. Родители девочки были в разводе и жили отдельно. Мама надеялась, что смена обстановки хорошо повлияет на ребенка и, может быть, дочке удастся забыть про черепаху и успокоиться. Она рассказала о произошедшем папе девочки и попросила его поговорить с дочкой и попытаться успокоить ее.

Дома у папы девочка еще раз рассказала, что случилось с черепахой, и снова стала плакать. Папа, разумеется, решил успокоить дочку. Он был уверен, что правильно понимает ПРИЧИНУ слез девочки и причину ее СОСТОЯНИЯ. С его точки зрения, дочка так сильно плакала и не могла успокоиться потому, что не успела ПОПРОЩАТЬСЯ с черепахой. А раз не успела попрощаться с черепахой, то значит, очень хотела бы с черепахой ВСТРЕТИТЬСЯ.

Даже если рассуждать чисто логически, то, испытывая сильнейшее чувство вины и жгучее чувство стыда перед черепахой, девочка никак не могла хотеть ВСТРЕТИТЬСЯ С ЧЕРЕПАХОЙ даже ради того, чтобы попрощаться с ней. Ведь подобное гипотетическое прощание доставило бы ребенку неимоверные страдания. Она еще раз столкнулась бы с тем, что черепаха умерла из-за нее. Думаю, несложно понять и ПОЧУВСТВОВАТЬ эмоциональное состояние ребенка, если бы встреча и прощание с черепахой состоялись.

Итак, папа, уверенный в том, что правильно понял ЖЕЛАНИЕ и одновременно ПОТРЕБНОСТЬ своей дочки, сказал ей следующее: «Не переживай, доченька. Черепаха сейчас на небе, туда попадают все, кто умирает. Когда ты тоже попадешь на небо — ты встретишься со своей черепахой и сможешь попросить у нее прощения».

Конечно, папа был уверен, что успокоил ребенка. По его логике, он пообещал встречу с черепахой и убедил дочку в том, что черепахе там хорошо. Но папа совершил несколько грубейших ошибок и проявил отсутствие и эмпатии, и эмоционального интеллекта.

Первая ошибка заключалась в том, что он не понимал, от чего ребенок так страдает. Вторая ошибка заключалась в том, что он обещанием встречи с черепахой сделал девочке еще больнее. Чувство вины и стыда усилились во много раз. Третья ошибка была в том, что папа совершенно не поддержал ребенка, не смог его отвлечь, не смог сказать нечто взрослое, что могло бы успокоить ребенка. Четвертая ошибка заключалась в том, что он внушил ребенку еще одну тяжелейшую мысль — мысль о том, что она тоже умрет.

И, конечно, состояние девочки стало намного хуже. Настолько, что она совсем перестала спать и даже боялась выходить из дома. Только представьте себе, какое количество мыслей душило девочку. Чувство вины, жалость к черепахе, страх с ней встретиться, чувство стыда перед мамой и страх смерти, который внушил ей папа.

У девочки был дядя, с которым у нее были замечательные теплые отношения. Они часто играли вместе, и девочка доверяла ему. Так как ситуация была безвыходная, дядю пригласили в гости, чтобы он успокоил девочку и поддержал ее. Дяде рассказали обо всем, что случилось, а также о разговоре отца с ребенком. Дядя, судя по всему, растерялся. Объективно, ситуация была, конечно, очень непростая и не совсем рядовая. Кроме того, дяде было сложно представить, что творится в душе у девочки, и почувствовать ее состояние. Обычно когда мы сталкиваемся с подобными ситуациями и не можем понять, что чувствует другой человек, мы пытаемся примерить эту ситуацию на себя и понять, что почувствовали бы мы сами и какие слова нам хотелось бы услышать. Дяде объяснения папы девочки показались убедительными и достаточными, и он, искренне недоумевая, произнес: «Так ведь папа прав! Черепаха сейчас на небе, ей там хорошо, а когда ты состаришься и умрешь — ты тоже попадешь на небо и встретишься со своей черепахой».

Понятно, что дядя, будучи взрослым человеком и мужчиной, был устроен иначе и размышлял иначе. Ему в его возрасте этих слов, конечно, было бы достаточно. Но ведь речь шла о ребенке, которому было всего 9 лет, который уже столько дней находился в сильнейшем стрессе и в душе у которого было столько боли и горечи! Очевидно, что и дядя не смог почувствовать и понять, в чем именно нуждалась девочка и что творилось у нее на душе.

После общения с папой и дядей страх смерти и страх последующей встречи с черепахой настолько крепко засели в девочке, что она невольно забыла о том, что у нее умерла черепаха и что она вовремя не поменяла ей воду. Страх смерти оказался настолько сильным, что вытеснил первоначальные переживания.

Примерно через 10 дней после этого девочка оказалась у меня. Бледная, измученная, напуганная и очень уставшая. Мама рассказала обо всем, что у них случилось, с самого начала. Очень важно было понять и почувствовать, от чего на данный момент больше всего СТРАДАЛА девочка.

Думаю, несложно догадаться, что девочку очень сильно пугал именно страх смерти. К тому времени черепаха уже отошла на второй план. Также в подобных ситуациях важно понимать, что ребенок одновременно надеется на помощь со стороны взрослого, но, с другой стороны, очень боится снова услышать что-то, от чего ему станет еще хуже. Поэтому в подобных ситуациях важно сказать ребенку (да и взрослому человеку тоже) то, чего он не ожидает, то есть очень важно удивить его. Ведь он напряжен, в том числе и от того, что ожидает чего-то очевидного, банального. То есть он не сможет расслабиться, раскрепоститься от того, К ЧЕМУ ОН ГОТОВ и что он ОЖИДАЕТ услышать. А без расслабления и раскрепощения очень сложно избавить человека, особенно ребенка, от подобной внутренней боли. Удивление заставляет задуматься, снять контроль. Включаются мозг, эмоции, начинается процесс мышления, а самое главное — включается СВЕЖЕЕ ВОСПРИЯТИЕ.

Мы остались с ребенком в кабинете одни, она начала свой рассказ с момента ОБЩЕНИЯ С ПАПОЙ. Видно было, как ей обидно от того, что папа сказал ей эти слова и как ей больно от них. И когда она уже собиралась рассказать о дяде, который повторил папины слова, я остановил ее и сказал: «Ты знаешь, люди и животные попадают после смерти в разные миры. И они никогда не встречаются».

На лице девочки отразилось огромное удивление! Было ощущение, что у нее внутри все перевернулось. Я почувствовал, что девочка давно уже ждала примерно этих слов. Она была удивлена тому, что все то, что ей сказали до этого папа и дядя, больше не является правдой, что эти слова больше не имеют над ней той власти, которую они имели до этого. Новая информация помогла ей задуматься, что, в свою очередь, позволило ей сбросить груз страха. Сам по себе страх смерти перестал пугать ее, ведь больше не было самого травмирующего момента — встречи с черепахой. Девочка стала расспрашивать, почему люди и животные попадают в разные миры, как они устроены, что там находится.

В такой момент очень важно уверенно и спокойно ответить на вопросы, рассказать, включить фантазию. Ребенку хотелось, с одной стороны, еще больше убедиться в том, что она не встретится с черепахой, а с другой стороны, ей хотелось подольше находиться в пространстве, где она услышала информацию, которая помогла ей избавиться от мучившего ее страха. Через 30—40 минут общения девочку было не узнать. К ней вернулись улыбка, здоровый цвет лица, настроение и непосредственность. Мама еще долго не могла поверить, что весь этот ужас позади.

Что мы увидели в этой истории? Прежде всего, мы увидели, что внешние реакции девочки, эмоции, которые она испытывала, не позволили ее родителям и родным понять, что творится у нее внутри и от чего именно она так страдает. И родители, и родственники включили линейное мышление или, выражаясь иначе, усредненное восприятие и такое же мышление. Усредненное — то есть приблизительное, основанное на своем предыдущем опыте, но без учета конкретных особенностей ситуации, без учета конкретного человека и его восприятия. Это то, что называется «стричь под одну гребенку».

И в таких случаях только развитая эмпатия может позволить почувствовать, что именно испытывает другой человек. Очень хорошо написал об этом явлении З. Фрейд: «Эмпатия является формой понимания другого человека путем временной и частичной идентификации с ним».

Только так можно помочь человеку, суметь подобрать нужные слова, поддержать его. И наши слова и действия не обязательно будут следовать очевидной логике. Но зато они будут искренними, аутентичными, не вымученными и не приблизительно подобранными. Как в известной мудрости: «То, что идет от сердца — до сердца и доходит».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я