Как развивать эмоциональный интеллект у себя и у своего ребенка

Давид Сергеевич Маркосян

Что такое эмоциональный интеллект, и почему его наличие так важно как для ребенка, так и для взрослого? Автор книги, Давид Маркосян, дает ответы на эти вопросы, основываясь на богатом многолетнем опыте тренера по шахматам и ведущего тренингов по развитию эмоционального интеллекта у детей и взрослых. Доступно, интересно, с множеством примеров из жизни, он показывает, как с формированием эмоционального интеллекта происходят значительные положительные изменения в сознании и поведении человека.

Оглавление

Как научиться видеть в человеке человеческую сторону

Очень многие родители задаются вопросом, как научить собственных детей видеть мир во всем его многообразии, быть отзывчивыми к людям, уметь видеть их потребности и считаться с ними. Обычно арсенал родительских методов не очень разнообразен и оригинален. Это лекции и морализаторство, попытки пристыдить и вызвать чувство вины у собственных детей, это сравнение их с предыдущими поколениями и призывы «становиться людьми» и вести себя по-человечески.

Подобные методы редко достигают цели. Если даже и достигают, то чаще всего ребенок просто запоминает, как надо себя вести и что именно нужно демонстрировать в социуме. А сколько раздражения и неприятия вызывают такие лекции, насколько подобные разговоры портят отношения между родителями и детьми и подрывают доверие между ними — об этом взрослые редко задумываются. Умение видеть в человеке его человеческую сторону, считаться с его чувствами и эмоциями, чувствовать и понимать состояние другого человека являются, как уже было отмечено ранее, неотъемлемой частью эмоционального интеллекта. Давайте вернемся к понятию «эмоциональный интеллект», разложим его по полочкам и еще раз вспомним, что оно означает.

Интеллект — способность понять и усвоить определенное знание. Эмоциональный — то, что связано с эмоциями и относится к эмоциям. Когда мы читаем детям мораль, пытаемся их пристыдить или внушаем чувство вины за неподобающее поведение, что именно мы пытаемся донести до них?

Вести себя в социуме уважительно, считаться с чувствами и эмоциями других людей, бережно относиться к ним. Но мы не преподносим детям никакого знания. Мы ничего им таким образом не объясняем и тем более ничему не учим. Мы ТРЕБУЕМ. Причем требуем того, чему мы их не научили. По сути, мы требуем у них СООТВЕТСТВОВАТЬ некоему стандарту. Но прежде чем требовать, нужно научить, дать детям некий ИНСТРУМЕНТ ПОНИМАНИЯ И ИНСТРУМЕНТ ДЕЙСТВИЙ. Для того, чтобы ребенок научился всему этому, мы должны объяснить ему следующие важные моменты.

1. Что такое чувства и эмоции, и как их различать.

2. Что обеспечивают чувства и эмоции, и за что они отвечают.

3. Что испытывает человек, когда с его чувствами и эмоциями не считаются.

4. Как правильно взаимодействовать со своими чувствами и эмоциями и с чувствами и эмоциями другого человека.

5. Почему нужно считаться с чувствами и эмоциями других людей.

Если преподнести ребенку всю эту информацию грамотно, спокойно и желательно в доступной и понятной форме, то тогда можно будет сказать, что мы донесли до ребенка всю необходимую информацию. Информацию для интеллекта. Чтобы суметь добраться и до эмоциональной сферы ребенка, очевидно, что нужно суметь затронуть эмоции ребенка. Что это такое — затронуть эмоции ребенка?

Мы затрагиваем эмоции тогда, когда ребенок от наших слов, рассказов и примеров что-то ЧУВСТВУЕТ. Когда наши слова ВЫЗЫВАЮТ эмоции ребенка. И тогда ВОСПРИЯТИЕ и ПОНИМАНИЕ происходит не через силу, не через мораль и нотации, не через чувство вины и долга, а потому, что РЕБЕНОК ПОЧУВСТВОВАЛ. Когда ребенок чувствует, когда понимание приходит через ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ, подобное понимание оставляет глубокий след, и ребенок НАДОЛГО запоминает такой пример, определенное знание или понятие. В таких случаях говорят «врезалось в память». В данном случае врезалось в ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ПАМЯТЬ.

Мы затрагиваем эмоциональную сферу и тогда, когда наш рассказ красочный, образный, когда благодаря нашим словам рождаются яркие картинки и услышанное можно ЖИВО ПРЕДСТАВИТЬ. В этом случае также происходит усвоение информации через канал эмоций и интеллекта. Именно таким образом происходит развитие эмоционального интеллекта.

А теперь вернемся к способности видеть в человеке его человеческую сторону. Есть категория родителей, которые видят в своем ребенке только будущего мужчину и отца или будущую мать и жену. То есть они не видят в своем ребенке ребенка, не видят в нем личность, не видят его уникальности и не видят в нем ничего, что отличает его от других. Они не особо замечают его сильные стороны, интересы и увлечения. С первых лет жизни они готовят его к некоей СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ и делают все, чтобы он или она соответствовали стандартам мужа или жены, отца или матери.

Другая категория родителей видит в своем ребенке только некую социальную единицу. Они видят в нем сначала ученика в школе, потом студента в университете, затем работника и опять же будущих мужа или жену. Также они видят в нем члена семьи со всеми вытекающими из этого ОБЯЗАННОСТЯМИ перед остальными членами семьи. В этом случае родители также не видят в своем ребенке ребенка, не видят в нем человека, не видят в нем личности и, конечно, отказывают ему и в его желаниях, и в его уникальности, и в некоей личностной свободе. То есть у этого ребенка чуть ли не с детства жизнь расписана наперед: как он должен себя вести, что, кому и почему он обязан, что нельзя и недопустимо, какие у него обязанности перед обществом, перед родственниками, в школе, в университете, на работе, а потом и перед своей собственной семьей.

Наконец, третья категория родителей видит в своем ребенке только ребенка. Они могут его баловать, исполнять все его желания, они позволяют ему самовыражаться и даже иметь свободу действий. Но и в этом случае родители не видят в своем ребенке личность, не видят его уникальность и, как и предыдущие две категории родителей, по большому счету не считаются со своим ребенком. Когда мы видим ребенка или человека только в одной ипостаси, то мы не можем увидеть человека полностью. Мы не видим его потребности, его желания, его эмоциональную сторону и его внутренний мир. Мы знаем о человеке очень мало, а то, что знаем, очень легко может оказаться ошибочным. Ведь мы не видим ребенка или взрослого человека во всех ипостасях.

Если мы оцениваем человека только как работника, а ребенка — только как ученика в школе, то наше представление о них будет ограниченным и неполным. В школе и на работе ребенок и взрослый вынуждены вести себя определенным образом и соблюдать различные правила, чтобы соответствовать стандартам, принятым в обществе. Но ведь дома этот ребенок является еще сыном или дочкой, братом или сестрой, внуком или внучкой. Когда он на улице, со своими друзьями, то он оказывается другом или подругой. Дома, когда он играет в различные игры, рисует, лепит, конструирует, он является исключительно ребенком. Когда ребенок просит подарки, игрушки, хочет внимания к себе, то он тоже является ребенком и пытается удовлетворить свои потребности ребенка.

А вот когда ребенок не хочет посещать тот или иной кружок, если ему не нравится то или иное занятие или если он не хочет общаться с тем или иным человеком, то ребенок во всех этих ситуациях проявляет себя как личность. Когда он отстаивает свое мнение по каким-то вопросам, когда спорит, когда хочет узнать больше — в этих случаях также проявляется личность ребенка.

А теперь давайте задумаемся, разовьется ли эмоциональный интеллект у ребенка, которого видят только учеником, только социальной единицей или же только ребенком? Думаю, ответ очевиден. Интеллект ребенка в подобных случаях остается совершенно без пищи, его эмоциональная сфера также не затрагивается, и ею никто не интересуется. Видя, как к нему относятся родители и близкие родственники, ребенок перенимает этот же способ восприятия людей, и сам оказывается не способным видеть в своих родителях человека, личность, брата или сестру, сына или дочь, друга или подругу.

Одно из своих занятий я посвящаю разбору этих ролей, и это занятие надолго запоминается и детям, и взрослым. Я рисую на доске таблицу и делю ее на три части. В первой графе я помещаю взрослых, во второй — подростков, а в третью графу помещаю детей. Затем я начинаю писать, кем приходится быть взрослому человеку в течение дня.

Утром взрослый является папой или мамой, затем в течение дня он является работником. После работы он опять превращается в родителя, когда забирает ребенка из школы, возит его по кружкам и секциям, кормит его обедом и ужином, делает вместе с ним уроки. Но на этом роли взрослого человека не заканчиваются. Он должен побыть еще и мужем или женой, сыном или дочкой своим родителям. Не исключено, что ему еще приходится быть другом или подругой. Однако и это еще не все. Ведь взрослому человеку хочется не только приготовить ужин, покормить ребенка, сделать с ним уроки и проверить домашнее задание. Ему также хочется пообщаться, отдохнуть, получить удовольствие, посмотреть фильм и почитать книжку, удовлетворить свои духовные и психологические потребности. Также вечером ему придется еще раз побыть работником, чтобы подготовиться к завтрашнему дню.

Уже на этом этапе детям становится очень интересно, и они… задумываются. Задумываются и понимают, насколько непросто быть взрослым, как много у него функций, обязанностей и ответственности.

Затем мы уже вместе заполняем графу, которая относится к подросткам. Дети диктуют, а я вношу роли в таблицу. Во время заполнения графы подростка дети очень удивляются, как много обязанностей у подростков и как непросто им приходится, находясь между детьми и взрослыми.

Затем мы заполняем графу детей. Ребята удивляются, обнаружив, что им приходится быть не только учеником в школе и ребенком дома, но и братом и сестрой, дочкой и сыном, внуком и внучкой, другом и подругой. Удивляются и опять же начинают думать. Еще одно удивляет их, когда они САМИ ПОНИМАЮТ, что у детей практически нет ответственности ЗА КОГО-ТО и, в отличие от взрослых и подростков, у них очень мало обязанностей.

После этого занятия и у детей, и у взрослых появляется способность ВИДЕТЬ человеческую сторону в каждом человеке, они ЗНАЮТ и понимают, что у каждого человека есть ПОТРЕБНОСТИ, и эти потребности им хочется удовлетворить. Практически всегда после этого занятия дети отмечают, как они могут проявить свою ЛЮБОВЬ к родителям, как они могут им ПОМОЧЬ, сделать их день лучше и радостнее. Они также становятся способными видеть, понимать и ЧУВСТВОВАТЬ количество обязанностей своих родителей, как они устают, как много им надо успеть за день. Понимают также, почему родители не всегда могут исполнить все их желания, проводить с ними больше времени, от чего они устают и бывают нервными. Устанавливается тесная эмоциональная связь, настоящие теплые человеческие отношения. Подобное знание всех ролей ребенка, подростка и взрослого человека отлично развивает эмоциональный интеллект. Развивается способность к эмпатии и пониманию того, что у каждого живого человека есть естественные человеческие потребности.

В свою очередь, родителям в общении с детьми надо стремиться к тому, чтобы ребенок видел в них не только социальную и биологическую единицу. В этом случае ребенок не научится различать и видеть в людях живое человеческое начало, соответственно, не будет видеть потребности, желания, чувства и эмоции другого человека. А это, в свою очередь, не только не позволит развиться эмоциональному интеллекту, но и приведет к потребительскому отношению к людям, неспособности к благодарности, сочувствию, сопереживанию и, конечно, к отсутствию эмпатии. А значит, и к ограниченному пониманию.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я