Как развивать эмоциональный интеллект у себя и у своего ребенка

Давид Сергеевич Маркосян

Что такое эмоциональный интеллект, и почему его наличие так важно как для ребенка, так и для взрослого? Автор книги, Давид Маркосян, дает ответы на эти вопросы, основываясь на богатом многолетнем опыте тренера по шахматам и ведущего тренингов по развитию эмоционального интеллекта у детей и взрослых. Доступно, интересно, с множеством примеров из жизни, он показывает, как с формированием эмоционального интеллекта происходят значительные положительные изменения в сознании и поведении человека.

Оглавление

Немного о себе

Меня зовут Давид Сергеевич Маркосян, мне 47 лет. Большую часть своей жизни я провел в шахматной сфере. Играть в шахматы я начал, по нынешним меркам, очень поздно, в 14 лет. Играть меня научил дедушка. Он же привил мне множество качеств и умений и стал для меня примером на всю жизнь. С дедушкой у нас были первые баталии за шахматной доской. Шахматы полностью захватили меня, я очень много самостоятельно занимался, анализировал, читал книги о шахматах. Через несколько месяцев занятий мне удалось во взрослом турнире с сильными игроками выполнить норму второго разряда, а еще через полгода я начал принимать участие в серьезных шахматных турнирах.

Моя шахматная карьера продолжалась еще 23 года, в течение которых я завоевал первый разряд, получил звание кандидата в мастера, мастера, международного мастера, а потом и международного гроссмейстера. Я объездил много стран, принял участие в большом количестве различных турниров. За эти годы я встретился со многими интересными и необычными людьми. Кто-то из них играл в шахматы так же профессионально, а для кого-то шахматы были хобби или способом познать себя. Так или иначе, это были очень интересные встречи. Безусловно, шахматы обогатили мою жизнь, добавили в нее много ярких красок и необычных событий. Шахматы давали и продолжают давать мне направление в жизни, подсказывают верные пути.

С детства моими любимыми занятиями были чтение, наблюдение за окружающим миром и размышления над различными явлениями. Особенно нравилось мне наблюдать за людьми, за тем, как они общаются. Очень любил подмечать всевозможные мелкие детали, нюансы и пытался понять, что они означают.

Именно по этой причине меня всегда удивляли и удивляют взрослые и дети, которые жалуются на скуку. Мне всегда казалось, что вокруг столько интересного, достаточно лишь наблюдать, подмечать и анализировать. Неудивительно, что с такими «интересами» мне больше нравилось общаться со взрослыми, и именно с ними я проводил большую часть своего времени в детстве. Общение со взрослыми еще сильнее развило мою наблюдательность, а их щедрые похвалы еще больше вдохновляли меня на интеллектуальную деятельность ☺. Поэтому вполне естественно, что интерес к психологической стороне игры в шахматы очень быстро стал выходить на первое место.

После школы я поступил в педагогический институт, на факультет русского языка и литературы, так как русский язык был моим самым любимым предметом в школе. Через много-много лет меня целиком захватила психология, и захотелось окунуться в эту среду. Сначала это была группа для практикующих психологов, в которой у нас был очень интересный курс по изучению гипноза. Сейчас я заканчиваю еще одно учебное заведение — Московский институт психоанализа.

Шахматы преподаю уже больше 25 лет. С самого начала в моих занятиях шахматами и в преподавании было много психологии и, как уже позже выяснилось, эмоционального интеллекта. Я учился сам и учил своих учеников определять состояние соперника во время партии, его настроение и настрой, учил чувствовать и «видеть» слабые стороны соперника, определять, что ему нравится в борьбе, а что нет. Также мы изучали, как по ходам, реакциям, взглядам соперника определять его намерения и планы во время игры. Кроме шахматных успехов, это всегда положительно сказывалось на учебе, на выборе друзей и даже выборе будущей профессии. А главное, почти все ребята, особенно из самых первых моих наборов, научились прекрасно читать между строк, улавливать скрытый смысл слов и мыслей другого человека, замечательно просчитывали наперед многие ситуации и так же замечательно умели анализировать.

Год назад в своей шахматной школе я организовал группы по развитию эмоционального интеллекта для детей и взрослых. Занятия проходят очень увлекательно и интересно. И детям, и взрослым они очень нравятся. Получаю огромное удовольствие от этих занятий и я. Абсолютно все дети улучшили свои показатели в шахматах, в учебе, научились отстаивать свое мнение, отличать манипуляции, неуважительное отношение к себе и неискренность со стороны друзей и близких. Очень довольны этими занятиями и родители, зачастую они перенимают знания, которые ребята получают на занятиях.

За прошедший год накопился невероятно интересный опыт и очень много любопытных наблюдений. На странице моей школы в фейсбуке есть много подробных рассказов о том, как проходят наши занятия, какие темы мы изучаем. Тем не менее многие родители не совсем представляют себе, что такое эмоциональный интеллект, как его развивать у себя и у ребенка, что входит в понятие эмоционального интеллекта и каковы его составляющие.

Литературы на эту тему не очень много, готовых программ по развитию эмоционального интеллекта еще меньше. Поэтому я решил написать эту книгу. Она предназначена и для родителей, и для детей старшего возраста, которые захотят самостоятельно ознакомиться с понятием эмоционального интеллекта и развить его у себя.

Составлена она на основе опыта проведения занятий за последний год, содержит различные жизненные наблюдения, любопытные истории, открытия и выводы, благодаря которым родились определенные техники, выявились закономерности и правила в развитии эмоционального интеллекта.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я