10 век. Никифор Фока неожиданно для себя стал государем великой империи. Непростое наследство досталось ему. Итальянские территории захватил немецкий король Оттон. С севера тревожили грабежами венгры и болгары. На юге бесчинствовал сирийский эмир. А Средиземное море оккупировали многочисленные пираты, которых поддерживал халиф исламского государства северной Африки. В государственной политике государь опирался на советы близких людей, а в многочисленных войнах – на федератов и союзников. И основными союзниками в войне Никифора стали княгиня Ольга и Великий князь варяжской Руси Святослав Игоревич.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тиран предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава первая: свадебный поход
Наступила весна. В эту пору расцветает природа. Распускаются цветы и по-особенному поют птицы. Воздух пропитан ароматом любви и созиданием новой жизни.
Понтифик Иоанн XII, как и все прочие Божьи дети, целиком отдался этому зову Природы. В буквальном смысле папа проявлял свое человеколюбие и попечение о нуждающейся пастве с удвоенной энергией.
Но любовные приключения отвлекли отца Иоанна от наблюдения засвоими врагами. С помощью продажной женщины его выманили за пределы Рима. И вскоре его нашли там с проломленной головой. Ватикан пребывал в растерянности. Кто посмел убить папу? Может разъярённый муж этой женщины? Епископ Лиутпранд Кремонский как официальный представитель императора Запада настоял, чтобы следователи не будоражили прихожан слухами. Народу было объявлено, что понтифик Иоанн XII умер от того, что Сатана «стукнул его по голове», что являлось метафорой для апоплексии.
Немедленно был собран поместный собор епископов и архидьяконов Ватикана, чтобы избрать нового главу латинской Церкви. Кандидатуру Льва VIII, бежавшего в Равенну даже не рассматривали, как низложенного ранее. На должность понтифика был единодушно избран кардинал — архидьякон Бенедикт Грамматик1. Монах, который ранее распоряжался церковным имуществом: раздавал милостыни, заботился о содержании сирот, вдов и вообще всех пользующихся церковными пособиями. Его в народе называли ангелом порочного папы Иоанна. Собравшиеся на соборе кардиналы надеялись, что кандидатура нового понтифика не вызовет возражений у императора Оттона, поскольку Бенедикт был образцовым монахом.
Но они ошибались. Образцовое поведение, добродетель и прочая «чушь» интересовали Оттона2 в последнюю очередь. И лишь для того, чтобы оправдать свой диктат в церковных делах. Немецкому Каролингу, прежде всего, нужна была безоговорочная преданность и исполнительность римского иерарха. И дьякон Лев, в качестве понтифика, его устраивал больше, поскольку тот своим возвышением был обязан исключительно государю восточных франков.
Германские бароны служили под знаменами государя лишь сорок дней в году. Поэтому Оттон прибыл в Италию с отрядом личных телохранителей. В Равенне он спешно провел мобилизацию ополчения и выступил в сторону Рима. Расположившись войском у стен Вечного города, Оттон призвал к себе папу Бенедикта на переговоры.
Разве мог монах, прославившийся делами милосердия противиться деспоту, строящему власть на крови? Император обещал, что сохранит жизнь монаху, если тот принародно отречется от сана Верховного понтифика.
И вот Лев VIII вновь занял папский трон в Латеранском дворце. Туда же пригласили кардиналов и представителей мирян. Вместе с несколькими сторонниками Бенедикт в папских одеждах был приведен ко Льву, который спросил его, как тот осмелился занять кафедру Святого Петра, в то время, когда Лев был еще жив. Бенедикт ответил: «Если я согрешил, помилуй меня» и бросился к ногам Льва. В тот же день Лев созвал синод, который отменил рукоположение Бенедикта. Однако, благодаря заступничеству Оттона, Бенедикту Грамматику разрешили сохранить сан диакона. Его отослали в качестве дьяка в языческие земли, в приграничный Гамбург3. С просветительской миссией к славянам ободритам.
Император Оттон нуждался в воинах. Еще больше он нуждался в денежных поступлениях. Их могла обеспечить Всемирная торговая организация рахдонитов. Но для этого надо было прокладывать новые северные караванные пути. Безопасные и проходящие мимо византийских таможен. В перспективе — через Северное море. К сожалению, северные славяне были воинственны и не предсказуемы. Они верили в своих Богов и жили вольно. Около ста лет уже велась война за души северян, чтобы сделать их послушными Каролингам.
Оттон понимал, что пока в капище Аркона на острове Буяне4 стоит святыня Севера — идол Святовита, не разрушить единства северных народов и не покорить их. Это были разные племена, но старая вера их объединяла. И выиграет гонку за души норманнов и главенство на Северном море тот, кто раньше разрушит Аркону. И надо было торопиться. Византия уже простерла свои объятия восточным славянам — Киевской Руси. Подмять под себя полабских славян — вот ближайшая задача, которая стояла перед императором Запада и его Церкви.
Но немецкому королю катастрофически не хватало времени. После того, как римская знать присягнула над могилой святого Петра в верности папе Льву, Оттон покинул Рим и вернулся в Равенну. Император опасался недовольства и вмешательства Константинополя. Он понимал, что вся его власть развеется как дым, если на стороне Рима выступят легионы Византии. Стиснув зубы в вынужденном бездействии, он заставил себя остаться в Равенне, чтобы наблюдать за событиями. А своему послу в Константинополь Лиутпранду, поручил сделать все возможное, чтобы отвести глаза Владыки Никифора от западных проблем.
Наступила весна, но базилевс Никифор5 не тропился покидать Константинополь и отправляться на завоевание Азии. В Константинополе собрался синклит, чтобы обсудить положение в Риме и Италии. Сенаторы выказали свою озабоченность вмешательством царя восточных франков в церковные дела Рима. На слушания пригласили посла, епископа Лиутпранда Кремонского.
В кратких словах посол описал, как иерарх латинской Церкви прелюбодействовал в Ватикане: «Иоанн XII был разбойник, убийца и кровосмеситель, недостойный представлять Христа на папском престоле. Этот отвратительный священник осквернял кафедру Святого Петра в течение девяти долгих лет и заслуживает того, чтобы называться самым мерзким из пап».
А затем прямо возложил вину на Константинополь: «…И все это происходило при попустительстве Вселенского патриарха Полиевкта6».
Завладев вниманием сенаторов, Лиутпранд продолжал свой доклад:
— Зато всем известно, что при дворе государя Оттона его супруга Адельхейда ввела в обиход строгие обычаи и достоинства. Не похожие на повсеместные. — Посол намекал на сомнительную женитьбу Никифора и актерское мастерство Анастасии. — И Адельхейда — законная наследница трона Италии, не могла без боли наблюдать, как ее вотчина превращается в царство блуда. Лишь отвечая на мольбы верующих, и по просьбе своей благочестивой супруги государь Оттон с войском перешел Альпы. Его стараниями, наконец, кафедра Святого Петра в Риме обрела достойного архиепископа. Но ересь и блуд хорошо укоренились на итальянской земле. Ее выкорчевка требует времени.
Подчеркнув достоинства своего хозяина, посол плавно сменил тему и обратил внимание сенаторов на проблемы, которые должны были отвлечь Владыку Никифора от дел в Италии:
— Последний законный Владыка вселенной и единой Римской империи скончался, — подчеркнул слово «законный» Лиутпранд. — Севаст Никифор Фока — оплот веры, показывает силу Креста на территориях Азии. Пусть же государь Никифор оставит государю Оттону право устанавливать Святой Крест на территориях Западной Римской империи, занятых еретиками и язычниками. И пусть они будут как два августа самодержца во времена тетрархии7: Никифор — император Востока, а Оттон — император Запада. На все время, пока не подрастут цезари, законные наследники Владыки вселенной.
Государь Оттон, как никто другой понимает какой груз ответственности перед Богом и людьми испытывает молодой государь Никифор. В свое время Никифор истребил гнездо еретиков и пиратов на Крите. Но теперь эти морские разбойники расположились на Сицилии. Они вторгаются в Ломбардию, разоряя города на побережье Италии. Если базилевс Никифор претендует на роль вселенского Владыки, то должен покончить и с этим гнездом пиратства.
Реакция сенаторов на это заявление была неоднозначной. Не придя к единому мнению, синклит перенес заседание.
На следующий день в приватной обстановке во дворце Никифор обсуждал со своим братом Львом внешнюю политику Византии. Остановились и на докладе посла Лиутпранда. Вскоре к ним присоединился и патриарх Полиевкт.
— Что думает патриарх по поводу выступления посла? — Обратился Никифор к нему.
— Этот нечестивый еретик посмел на собрании синклита обвинить меня в попустительстве, если не сказать покровительстве блудницам, назначавших епископами Рима своих любовников. И ставит в заслугу своему варварскому господину наведение порядка в Италии! — Возмущенный Полиевкт не скрывал эмоций. — А наши литургические драмы и церковные обряды этот варвар называет языческими.
— А еще он прозрачно намекнул, что, якобы ты занял трон Владыки вселенной незаконно, — добавил Лев. — Ни по крови, так как ты не являешься прямым наследником Романа, ни по юридическому праву, так как тебя не избирали в Организации Объединенных народов. И царь Арийстана, местоблюститель Владыки не передавал тебе скипетр власти.
— И еще этот, так называемый епископ причастен к распространению о тебе компрометирующих слухов, — обвинил посла патриарх.
— В конце своего выступления посол вспомнил о тетрархии принятой в Римской империи, — тут же добавил Лев. — От имени зарвавшегося немецкого Каролинга Оттона он предложил тебе именоваться августом императором греческим. И править восточной частью Римской державы. Своего же господина он предлагает называть августом императором латинским и отдать ему западную часть державы, намекая на то, что ты с ним ровня. Согласившись на это, мы подтвердим, что единого Римского государства больше нет.
— Кем этот варвар себя возомнил? Священные обряды и развратная жизнь некоторых епископов это не одно и то же! — Эмоционально, но уже более спокойным голосом продолжал отец Полиевкт. — А как сам Лиутпранд стал епископом, если не был перед этим ни монахом, ни диаконом? Не это ли вопиющее вмешательство в дела Церкви?
— Может отправить этого посла на площадь Быка? — Тут же предложил Лев.
— Успокойтесь оба. — Ничто не могло вывести Никифора из благодушного состояния. — Казнь посла была бы равнозначна объявлению войны. Еще рано. Пусть рекс восточных франков называет себя хоть августом императором, хоть Господом. От этого он не станет равным мне. Одна продажная шкура продает титулы, другая шкура не стесняется примерять их на себя. И дело даже не в титулах, которыми торгует Ватикан. В Болгарии царь Петр тоже величает себя императором болгарским, а Ашот Милостивый8 — императором армянским. Все они претендуют на равенство с государем Византии. Похвально их стремление, но это им не по статусу. Кто забыл, а кто расчетливо умалчивает, что базилевс Византии является законным Владыкой вселенной со времен самодержца Василия Македонянина9. И, следовательно, он первый среди равных и вправе судить их. И залогом этого стал Владыка вселенской Церкви — патриарх Константинополя.
Пускай я не по крови наследник Романа. Пускай юридически не избран на совете Организации Объединенных народов. Зато я женат на вдове-регентше Владыки. И на владычество меня помазал Владыка вселенской Церкви. Я правильно говорю, патер Полиевкт?
— Нет никаких сомнений, — согласился отец Полиевкт. — И латинский, и армянский экзархи давно пытаются обособиться. Но несмотря ни на что все эти Церкви вращаются вокруг единого центра, несмотря на возникающие разногласия. И центр этот — старейшая кафедра Святого Андрея в Константинополе.
— А как же кафедры Антиохии и Александрии? Почему ты не говоришь о них? — спросил Лев. И отца Полиевкта понесло:
— Церковь Константина не смогла победить ереси первохристианских общин в этих епархиях изначально. Они, как и мусульмане, находятся под сильным влиянием иудейства. Коленопреклоненно молятся в молельных домах и не приемлют иконы. Подобно египтянам обрезают крайнюю плоть и приносят ее в жертву Богу. Борясь за души кочевников Тартарии, их богословы объявили Аллаха одним из имен Отца Небесного.
Никифор и Лев слушали патриарха не перебивая. Дождавшись, когда Полиевкт остановиться, чтобы перевести дух, Никифор заметил:
— Кочевники степи хоть и грозные, но бесхитростные, как дети. Мы, получаем наемников из Тартарии во имя Господа, другого имени Отца Небесного. Как обстоят у нас дела с миссионерством в восточной Европе, патриарх?
— Для усиления миссионерской деятельности среди новообращенного христианского населения Хазарского каганата патриархом Фотием I10 была создана Доросская митрополия11, с центром в готском городе Дорос на Таврии. Она состояла из семи епархий: Хоцирской — на Таврии, Оногурской — в северном Приазовье, Астильской — в городе Атиле в устье Итиля, Хвалской — в верховьях Итиля, Ретегской — в городе Семендер в устье Терека, Гуннской — в городе Архыз в Аланских горах и Таматархской — в городе Таматархе в устье Сакира.
Позже, при патриаршестве Николая Мистика12, чтобы противостоять агрессивной исламизации Кавказа, Гуннская епархия была выделена и переименнована в Аланский церковный округ. В Константинополе для епархии Алания был поставлен архиепископ Петр. Но он не преуспел в своем деле, — обстоятельно рассказал отец Полиевкт.
— Людские ресурсы Тартарии не беспредельны. — Перевел разговор на более близкую тему Лев. — Со времен Святых отцов Златоуста и Фотия там основываются епископаты Вселенской Церкви. Вовлекая славян в круг союзников и федератов Византии. Но и немецкий король Оттон, тоже черпает воинов в славянских царствах. Не смущаясь, отрезая куски от нашего «пирога». Для этого он посылает миссионеров, склоняя славянских вождей к обрядам латинского экзарха. Потом ставит своих «ручных» епископов и управляет вождями, как марионетками. Западная окраина болгарского царства тому наглядный пример. Там, где местные архонты уже поменяли греческие обряды на латинские. Скоро миссионеры Оттона доберутся и до наших союзников из Самбатоса, который теперь чаще именуют Новым Киевом.
Наступила пауза, во время которой все по-своему вспомнили времена просвещенного государя Константина Багрянородного.
— Так что же будем делать с немецким королем? — Снова вернулся к сегодняшним проблемам Лев. — Надо думать не просто так он подминает под себя земли вдоль Данубия. Там проходят караваны рахдонитов из Всемирной торговой организации из Атиля. Наверняка они оплачивают Оттону все военные расходы.
— Ну что же. Подведем итог, — сказал Никифор. — В Италии речь идет о наследстве Адельхейды. Зачем обижать женщину. Должно же у нее быть хоть какое-то приданное.
— Надеюсь, сыновья маркграфа Беренгара оспорят это, — заметил Лев.
— А вот торговцев из Атиля надо наказать и заставить платить пошлины не королю немцев, а нам. И для этого надо «расшевелить и потрепать» их караванные пути, — продолжил Никифор и обратился к патриарху. — Патер Полиевкт. Наведайся с визитом к Иверскому каталикосу, в храм Святой Софии в Песонке13. Намекни ему, что христиане в соседней Алании стали слишком притесняемы малехом Атиля. Не пора ли царю из Кутатиси помочь единоверцам в соседней епархии. И не пора ли монахам Нового Афона заняться просветительской миссией в Таматархе? — Дал указания отцу Полиевкту Никифор.
— А я поговорю с севастой Феофано. Она ведет дружескую переписку с регентшей Ольгой — Еленой14 Киевской, которая давно мечтает о землях в западной Хазарии. Женщина скорее поймет женщину. Пусть царица Ольга-Елена начинает пограничные стычки с Атилем на Танаисе15. Война внесет поправки в привычный путь рахдонитов через Русское море к устью Истра16. Благодаря нашим друзьям и союзникам, порты Таматархи и Танаиса станут не безопасными для них.
Никифор сделал паузу, давая возможность отцу Полиевкту и Льву осмыслить и обсудить его решение. А пока они рассуждали, вызвал секретаря, чтобы дать указания для подготовки необходимых эдиктов.
— Вот еще что хочу сказать, — снова обратился к брату и патриарху Никифор. — Моя духовная супруга Анастасия является хоть и незаконнорожденной, но все же сестрой для дайламской династии Мусафиридов. Как сказал патер Полиевкт, мусульмане Азии берут наемников в Туране. Стараниями севасты Феофано и проедра Василия, с эмиром Атропатены Ибрахимом Мусафаридом и багдадским султаном Ахмедом Буидом, заключен мир. Значит, потока наемников из Турана Сирии не видать.
— Из Африки тоже, — добавил Лев. — Наместник Багдадского халифа в Египте обороняет свои границы от карматских войск халифа Ифрикии. Ему нет дела до проблем Сирии. К тому же нас связывают экономические связи. Бюрократы из ведомства Василия обновили договора на поставку зерна из Египта.
— Что же тогда остается сделать мне? — Никифор сделал эффектную паузу и закончил — Воспользоваться этим. Мне и моей духовной супруге положено свадебное путешествие. И это будет не поход, а увеселительная прогулка по землям эмира Хамдана! Доместик Востока Цимисхий обеспечит нам охрану и покажет севасте Феофано яркие и красочные зрелища по захвату крепостей.
— Всем нарезал дел, в том числе и себе, — проворчал Лев. — А что прикажешь делать мне и Мануилу?
— Ну, брат, — улыбнулся Никифор. — Кто-то же должен остаться в столице, чтобы управлять государством и пресекать брожения столичного плебса. Ты курапалат, вот и оставайся в Константинополе вместе с проедром Василием. Тебе предстоит нелегкая работа по приему посольств и сбору донесений. По принятию решений судебных разбирательств. Ну а Василию — работа по сбору налогов. Скучно вам точно не будет.
И еще. Мне плевать на то, что думает обо мне император западных варваров. Но в чем-то посол Лиутпранд прав. Всех кого я не добил на Крите, расположились теперь на Сицилии. Берберские пираты создают прямую угрозу нашим провинциям на юге полуострова. Герцогство Калабрия уже как-то хотела признать власть эмира Сицилии и отделиться. Не будем повторять прежних ошибок.
Так что вот и тебе задача, брат. Убеди синклит выделить средства на сицилийскую компанию. Собери и отправь туда экспедиционный легион. Твой сын Мануил быстрее станет «своим» среди стратигов западных провинций, показав себя в качестве успешного командующего. Друнгарий флота Никита перебросит экспедиционный легион Мануила на остров. И дальше будет присматривать за ним. Благочестивый евнух должен стать противовесом молодому и вспыльчивому Мануилу в предстоящей компании.
— Это будет легко, — заметил Лев. — Население острова, завоеванное мусульманами, в основном христианское. Хотя там много и торговых общин иудеев. Что ж, пожалуй, действительно пора возобновить битву «новых карфагенян» и «новых римлян» за старушку Сицилию, — согласился курапалат.
Когда весенние ветра сменились спокойной, приятной летней погодой, Никифор объявил поход против сирийцев и выступил из столицы. В свой свадебный поход Никифор отправился вместе с Анастасией. Детей оставили в столице под опекой цезаря Варды Фоки. Этот поход, по замыслу Никифора должен был проходить по живописным местам двух Армений и завершиться в Киликии.
И действительно, этот поход поначалу больше напоминал загородную прогулку. Проезжая по государственным землям, Никифор дарил Анастасии понравившиеся ей поместья. Неспешно Священная чета достигла Кесарии Каппадокийской, возле которой доместик Востока Иоанн Цимисхий уже собрал небольшое, но боеспособное войско.
На большом пустынном поле возле крепости был устроен смотр легиону. Священная чета могла любоваться масштабным зрелищем с высоты крепостных стен. На ветру развивались штандарты, ослепительно сияли начищенные доспехи. Кагорты показали свое мастерство в перестроениях. По сигналу труб, легионеры строились с марша в боевые порядки, вели наступление, меняли его направление и переходили к обороне.
На следующий день конница показала свою выучку: либо собираясь в атакующее острие, либо разворачиваясь в широкую «лаву». Затем были проделаны такие упражнения, которые не практиковались в конницах с большим числом участников. Две шеренги всадников, одинаково разомкнутых, потрясая пиками мчались навстречу, проходя одна другую насквозь. В заключение были устроены конные состязания с элементами «джигитовки», перенятые у федератов. На скаку всадники метали копья в чучела, пускали стрелы, рубили и преодолевали препятствия.
На третий день были устроены конные игры. Именно в игре хороший всадник может показать все свои лучшие качества как всадника: легкость, гибкость, смелость и ловкость на коне. С полутораметровыми обломками палок в палец толщиной. Две шеренги, одинаково разомкнутых на 6 — 8 шагов, становились на некотором расстоянии одна против другой. Всадники обоих шеренг по очереди выезжали вперед, приближались к своему визави и бросали в него палкой, делая при этом, как бы вызов. Тогда всадник, в которого был направлен вызов, бросался с места на противника, стараясь настигнуть его копьем. А этот последний, сделав крутой, но умелый поворот, старался улизнуть и уклониться из-под удара. Таким образом, завязывалась игра, в которой принимали участие все остальные всадники, стараясь не упустить случая, чтобы выручить своего товарища.
При этом зрителям случалось видеть примеры поразительной ловкости управления конем и копьем. Часто ловкий всадник лихо уклонялся из-под удара нескольких его преследующих. Причем иногда ему удавалось на ходу поднять кем-нибудь оброненное копье и, затем уловить минуту, в свою очередь нанести удар… Нередко игра велась в бешеном темпе, с редкой ловкостью и смелостью. Бывали случаи падения, а равно случаи довольно серьезных ударов палкою, но все это было ничтожно по сравнению с захватывающим дух интересом такой игры.
Во всех этих состязаниях и играх Иоанн Куркуас был среди первых. Его геройская душа была бесстрашна и отличалась поразительной для такого маленького тела отвагой. Лицо он имел белое, здорового цвета, глаза голубые, взгляд острый, нос тонкий, соразмерный. Борода была вверху рыжая, правильной формы и не подстриженная. Он был роста малого, но с широкой грудью и спиной. В нем таилась гигантская сила, руки обладали ловкостью и непреодолимой мощью. Он так метко направлял дротик в цель, что тот пролетал через отверстие величиной с кольцо. В этом он превосходил даже прославленного Гомером островитянина Одиссея, стрелы которого проходили через проушины в секирах.
Победителей соревнований чествовала сама севаста Феофано. Возлагая лавровый венок победителя на его рыжую шевелюру, Анастасия тогда впервые взглянула на него особым, оценивающим взглядом женщины, волей судьбы лишенной мужских ласк. Она вдруг обратила внимание на его молодцеватость, стать, рыжие кудри и дерзость во взгляде. Тогда еще, она постаралась выбросить его образ из своей головы.
Убедившись в боеспособности легиона, Никифор из страны каппадокийцев, неспешным маршем перевалил через хребет Центрального Тавра, отделяюшего с юга Каппадокию от Киликийской равнины.
Топарх крепости Аназарба17 уже столкивался с ромеями в прошлом году. И год назад и теперь он поступил мудро. Он выехал навстречу Никифору вместе с городскими старейшинами. Эмир смиренно предлажил Никифору откуп, признавая его своим государем. Так же поступили и некоторые другие эмиры приграничных крепостей. Этим они сохраняли за собой власть и свободу для своих подданных. Басилевс великодушно принимал дань и проходил мимо крепостей изъявивших покорность.
Из поднесенных базилевсу даров Анастасия выбирала себе украшения и драгоценности. Их Никифор преподносил ей в дар. Этот бережливый, суровый и строгий человек осыпал Анастасию великолепными подарками, чудесными одеяниями и редкостными драгоценностями. Он окружал ее самой утонченной и ослепительной роскошью.
И так продолжалось, пока легионеры не достигли стен неприступного города Тарса18. Эмир крепости не зря гордился многочисленностью своего войска и флота. Его доблестью и умению в военном искусстве. Тарсийцы открыто, с непомерной дерзостью часто совершали неожиданные набеги на приграничные поселения и греческие острова Средиземного моря. И хотя в год свадьбы базилевса Романа, флоту Тарса византийцами было нанесено сокрушительное поражение, эмир надеялся на реванш.
Подойдя к городу, Фока расставил со всех сторон дозоры, соорудил укрепленный лагерь и приступил к осаде. Но осажденные тарсийцы были в изобилии снабжены припасами. И еще они надеялись на мощь городских укреплений. Ведь стены Тарса были недосягаемой вышины и двойным кольцом окружали город. За внешними стенами был вырыт очень глубокий ров, выложенный тесаными белыми камнями и составлявший со стенами одно целое. Через город протекала река Кидн, которая разделяла город на две части, а берега ее были соединены внутри города тремя мостами. Эта река, полноводная уже у истоков, холодна и прозрачна на всем своем протяжении, служила дополнительной защитой для Тарса. Когда к крепости подходил неприятель, горожане открывали реке доступ в ров, и уже через час вода в нем выходила из берегов. Так было проделано и в этот раз.
Тарсийцы горожане открыто насмехались над Никифором. «Убирайтесь прочь «хачики» или поставим «хач» крест на ваши могилы», — так они оскорбляли ромеев без всякого страха с высоты своих стен. А по ночам совершали дерзкие вылазки и нападения, убивая многих легионеров.
Пробыв у стен города некоторое время, Никифор убедился, что с наскока эту крепость не взять. А между тем севаста Феофано подвергалась опасности. Не в его характере было отступать, да еще осыпанным оскорблениями врагов. Но в этом случае Никифор, скрепя сердце, отступил.
Зная его, можно было не сомневаться — участь Тарса была предрешена. Не сейчас, так чуть-чуть позднее.
А пока Фока велел Цимисхию свернуть лагерь и развернуть войско в обратный путь. Возвращались легионеры по дорогам, где располагались крепости и города менее укрепленные.
Адана была первым значительным пунктом на их пути. Богатый торговый город, соперник Тарса по значимости. На берегу судоходной реки в 50 км от берега моря. Ущемленное самолюбие Никифора и злость легионеров, не получивших ожидаемой добычи, сошлись в единой цели. Город-крепость был взят с первого же приступа. Адана была разграблена, опустошена и разрушена.
Цимисхий, не задерживаясь, повел легион дальше. Так, с ходу он захватил еще свыше двадцати подобных укреплений. Но после взятия и разорения Аданы, Никифор запретил Цимисхию разрушать крепости. В укреплениях покоренных поселков Фока, как и в предыдущем походе, распорядился оставлять гарнизоны из безземельных ветеранов, под командованием наиболее отличившихся предводителей. Оставшихся в живых жителей, не пожелавших сменить веру, велел оставлять в качестве рабов и слуг у новых хозяев.
Захват незначительных городков и поселков подобной армией больше напоминал театрализованное представление. С какой-нибудь возвышенности Фока показывал и объяснял Анастасии смысл передвижения войсковых масс, их маневры, штурмы и действия метательных орудий.
Издалека не были видны кровь, увечья и смерть. Тем более царственным особам не показывали весь ужас, происходивший на улицах городов, подвергнувшихся разорению и разграблению. Им были не слышны мольбы и крики местных жителей, которых лишали всего, даже одежды на теле. Издалека Никифор показывал Анастасии колонны обнаженных людей, скованных цепями за шею. Часть из них он тоже дарил своей супруге, как и ценности из доли, отобранной для царской казны. Рабам предстоял долгий путь к ее новым поместьям.
Последним значительным городом, по пути домой, была Мопсуэстия19. Старинный город, переживший не одно нашествие врагов. Он располагался в горном массиве Центрального Тавра, ограждавшего с севера Киликийскую низменность. Поговаривали, что когда-то в этих местах обитал знаменитый Али Баба и орудовала банда из сорока разбойников.
Топарх города, надеясь на крутые склоны и неприступные стены, не пожелал сдать крепость. И тогда Никифор обложил ее со всех сторон и стал осаждать, обстреливая ее со всех сторон из метательных орудий. Жители Мопсуэстии, в свою очередь оказали отважное сопротивление. Они защищались изо всех сил, сбрасывая с башен на ромеев тяжелые камни и обстреливая метательные орудия огненными стрелами.
Такая безрезультатная война продолжалась недолго. Наступили холода. Осада могла затянуться на неопределенный период. Поэтому в 20-х числах декабря 964 г. Никифор снял осаду Мопсуэстии и отошел в пределы ромейской державы. Вступив в Каппадокию, Никифор напомнил стратиотам, что за зиму они должны привести в порядок оружие, наострить мечи, позаботиться хорошенько о лошадях и с наступлением весны воротиться к нему. После этого распустил легионеров по домам. Оставив Цимисхия завершать дела в Кесарии, Священная чета, налегке, в окружении лишь тагмы телохранителей поспешила в столицу.
По прибытии в Константинополь, Никифора встретил, широко распахнув объятия, его брат Лев:
— Никифор! Поздравляю тебя с очередной победой! — Приветствовал его курапалат, едва разжав объятия.
— Поздравь и ты меня. Мой сын Мануил оправдал твое высокое доверие. Он со своим легионом уже захватил все значительные города на побережье Сицилии.
— Поздравляю, — широко улыбнулся базилевс, похлопав брата по спине. — Мануил стал настоящим стратигом. А что слышно из Италии? — спросил Никифор — Как там поживает наш «друг» Оттон?
— Сидит в Равенне, как паук. — Неохотно доложил Лев. Потом добавил более эмоционально — А может отправить Мануила в Италию и прихлопнуть Оттона, как он прихлопнул Беренгара?
Никифор задумался.
— Даже не знаю…
— Пойдем к отцу, посоветуемся, — предложил Лев.
Не придя к определенному решению, он вместе с братом пошел за советом к своему отцу, цезарю Варде. После взаимных приветствий и поздравлений, Никифор, наконец, смог задать свой вопрос:
— Скажи отец, как мне поступить? Надо ли мне объявить войну Оттону? Друнгарий флота Никита сможет в кратчайшие сроки по Адриатическому морю доставить легион из Сицилии к побережью Италии, возле Равенны.
Варда Фока, сидел в мягком кресле. На ногах лежал плед из верблюжьей шерсти. Седой как лунь, он остро взглянул из-под мохнатых бровей на сына:
— Чего ты добился в своем походе, Никифор? — Начал Варда с другого конца проблемы.
— Я сумел захватить два десятка крепостей между Тарсом и Мопсуэстией. В них оставил гарнизоны. Большая часть Киликии уже в моих руках, — ответил не без гордости Никифор.
— А каково положение сейчас на Сицилии? — Варда взглянул на Льва.
Лев Фока ответил обстоятельно:
— Мануил высадился на восточном побережье возле Тавромения20, большинство жителей которого бывшие граждане империи. Там сохранили веру Иисуса. Они открыли ворота и встретили византийцев, как освободителей. С первого приступа были взяты Сиракузы, Гиммера и Леонтины. Недобитые арабы и берберы укрылись в горах.
Варда задумчиво разгладил бороду, потом покрутил ус и, наконец, сказал, обращаясь к Никифору:
— Что легко пришло, так же легко и уйдет. Как ты думаешь, Никифор, сколько времени простоят твои гарнизоны, когда наступит весна и эмир Тарса выступит в поход?
Потом повернулся ко Льву:
— А сколько времени понадобиться арабам, чтобы спустится с гор и вернуть себе города на равнине, как только легион ромеев покинет Сицилию?
И Никифор и Лев промолчали.
— Я уже не говорю про зимние шторма, которые могут разбросать флот Никиты. Не говорю об укреплениях Равенны, которые будут гораздо мощнее, чем в Мопсуэстии. Еще во времена басилевса Зенона, за их стенами цезарь Италии Одоакр выдержал два года осады Теодориха, вождя остготских наемников. И содержание легиона в Италии потребует дополнительных поставок продовольствия. А синклит наверняка будет против этих расходов.
— Я бы сам мог возглавить осаду и прихлопнуть этого франка, как надоедливую муху в короткий срок, — не сдавался Лев.
— Может быть, да, а может быть, и нет. Но наверняка при этом мы потеряем и Сицилию и Киликию.
— Как же нам поступить? — Спросил за брата Никифор Фока.
— Вы пришли за советом? Так вот мое мнение. — Варда не спеша разгладил бороду. — Пусть Мануил с легионом зимует на Сицилии. Это будет нелегко. Как долго Мануил сможет находиться там без дополнительных поставок продовольствия? Вспомни Никифор свою зимовку на Крите. — Варда сделал паузу, давая время Никифору для сравнения. — Хорошо, что население прибрежных городов его поддерживает. Пусть возле них и зимуют. Только остереги Мануила, чтобы не совался в горы. У него нет федератов разведчиков для этих целей. Перекрыв дороги и выжидая, он добьется большего. За зиму, те, кто укрылся в горах, сами передохнут от голода и холода.
— А что же Италия, Рим? Снова отдать все Оттону, — не унимался Лев.
— Пускай пока тешится мнимой победой. Настанет время и для него, — оборвал младшего сына Варда. — А тебе Никифор, — Варда сурово взглянул на старшего сына, — пора оставить мысли, что война похожа на поэмы Гомера. Это не театр и не загородная прогулка! Заверши то, что начал в Киликии или станешь посмешищем для других государей. И вот еще. — Варда взглянул на Льва. — Крит и Сицилия с Божьей помощью возращены в состав империи. Но остается двоякое положение Кипра.
— А что Кипр? Уже триста лет минуло, как мы поделили остров с арабами. И до сих пор проблем из-за этого не было, — возразил нетерпеливый Лев.
— Вот, что я тебе скажу, — прервал Варда сына и сказал назидательно. — Пока через нейтральные порты Кипра проходят торговые суда, снабжающие товарами и продовольствием прибрежные города Киликии и Сирии, не видать Никифору ни Тарса, ни Антиохии, ни Триполи. Подумай об этом.
Никифор недолюбливал царя немецкого королевства Оттона. Считая его варваром и выскочкой. Но отдавал должное, как Оттон умело собирал осколки Западно-Римских территорий в единое государство. Используя латинскую Церковь в качестве связующих звеньев в цепи. На эту духовную цепь, как рабов, приковывали дружественные баронства и недружественные народы. Назначенные им епископы с корнем выжигали независимость удельных германских баронов и славянских князей.
Это не могло не вызвать восхищение Никифора, который нежданно сам для себя стал государем. А созданная Оттоном тяжелая конница рыцарей вассалов, не раз показавшая свою эффективность в войнах с «чумой» севера, легкой кавалерией венгров и ополчением славян, уже давно стала предметом зависти честолюбивого Фоки. Что ж и у варвара можно поучиться, решил он.
Основа армии Византии — это призывники стратиоты, крестьянское ополчение и военные поселенцы. Они должны были прибывать к месту сбора вооруженными, при необходимости докупая недостающее снаряжение за свой счет. Регулярные части на войну собирались из отрядов личных телохранителей архонтов и тагмы федератов. Их вооружение ложилось на плечи самих архонтов и вождей федератов. Только на провиант и дорогостоящие технические средства, вроде мидийского огня, казна выделяла средства. Этого было недостаточно для современных войн. Требовалась реформа.
Но создание в византийской армии многочисленных отрядов закованных в броню и кольчугу всадников требовала значительных материальных затрат. При всей своей привлекательности, синклит не соглашался на выделение денег казны для проведения реформы. На сенаторов можно было повлиять с помощью Церкви. Но отец Полиевкт твердо стоял на позиции разделения светской и духовной власти. Такая позиция патриарха не устраивала Никифора. Синклит и Церковь стояли на пути его устремлений. Он твердо решил преобразовать Церковь Византии под свои нужды.
В один из зимних, холодных, но солнечных дней к нему «ворвался» кипящий от гнева патриарх Полиевкт. Обладая привилегией свободного общения с государем, сразу же перешел к обвинениям:
— Я требую объяснений! Что это за антицерковная Новелла XIX? Она вызвала возмущение всего византийского клира.
— Не соглашусь с тобой. Новелла XIX не антицерковная, а антиклерикальная. Она не против Церкви, а против церковных стяжателей! Давай разберемся, — спокойно ответил Никифор. — Стратиоты, в случае войны, становятся основой народного ополчения Византии. Изначально землю пограничным поселенцам выделяло государство. Землю, потерявшую хозяина стали скупать архонты. С этим, как ты помнишь, вел непримиримую борьбу еще базилевс Роман Лакапин. Теперь нашлась еще одна незаконная лазейка — завещание в пользу монастыря. — Никифор сделал паузу. — Помнишь, как в 4 веке «погибла» Великая Армения? Монастырские земли стали больше государственных и некому стало защищать царя. Поэтому, в этом вопросе я продолжаю дело Лакапина. Опустевшие земли должны возвращаться государству. И использоваться по своему первоначальному назначению — заселяться гражданами, способными служить стратиотами. Государство должно иметь верных воинов для обороны и нападения!
— Возможно, ты имеешь право запретить свободным гражданам, отдавать по завещанию свою собственность в пользу монастырей и храмов. Хотя это выглядит, по крайней мере, странно. Помазанник Божий запрещает верующим оставлять имущество для богоугодных дел Его слугам. — Полиевкт прибегнул к едкому сарказму. — Но что ты скажешь о «томосе»? Он касается уже самого синода! Ты запрещаешь посвящать в высшую степень священства без своей санкции! Не это ли прямое вмешательство в дела Церкви?
— Нет. Это мое право. Ты только что сказал, что я помазанник Божий! Как наместник Иисуса на земле, я могу запретить, синоду принимать постановления по делам Церкви без моего одобрения. Я не вмешиваюсь в само таинство рукоположения в епископы. Это дело духовное. Но я не хочу, чтобы епископом становился человек недостойный и не лояльный государю.
— У священника только один царь и Бог — это Отец Небесный, — возражал Полиевкт.
— Почему римский синод молчал, когда Оттон по своему выбору назначал архиепископов? Почему сейчас Церковь молчит, когда латинские иерархи рукополагаются лишь после того, как принесут латинскому императору клятву верности и ленную присягу. Как обычные светские князья, бароны и герцоги. Неужели у меня меньше прав, чем у безродного варвара? Я не требую ленной присяги от священников, но в моей власти давать или не давать согласие на избрание новых епископов, — твердо ответил Никифор.
— А ревизия государственными чиновниками земель и имущества епископств, после смерти епископа? А конфискация в пользу государства всего, что покажется им излишками? Для этого твой брат Лев создал департамент государственной тайной стражи, подчиненный только ему? Ты хочешь разорить церкви и пустить монастыри по миру! — Продолжал кипятиться Полиевкт.
— Если уж ты претендуешь на духовную власть, то не лезь в дела светские, — снова спокойно возразил Никифор. — Тайная стража создана для борьбы с агентами вражеских государств и наших продажных граждан. Лучше приучай своих священников заниматься духовной пищей. И менять ее на материальную пищу у своей паствы. Как известно из поучений Святого папы Иоанна Златоуста, духовность не совместима с роскошью. Ни к чему монастырям обширные земли. Зачем плодить монастырских рабов? Чтобы жирели монахи?
Трижды правы миссионеры короля Оттона и халифа ал-Муизза идущие со Словом Божьим к язычникам. При этом, не забывая наточить свои мечи. Они священники и воины. Еретиков следует сначала победить, а затем проповедовать им! Поэтому и нашим монахам надо основывать новые монастыри, а не давать жиреть старым. Именно монастыри должны стать опорой веры и ее форпостами на отвоеванных землях. И ставить их надо будет там, где я укажу. А всю их духовную организацию оставляю синоду. Это справедливо? — Спросил Никифор.
— Я понимаю, почему ты это делаешь. Тебе не дают покоя победы Оттона. Ты тоже хочешь стать завоевателем, истребляющим целые народы?
— Ничуть. Он устанавливает Святой крест на завоеванных землях, а я восстанавливаю Святой крест на бывших территориях империи, — возразил Никифор. — В чем еще между нами разница, спросишь ты? В том, что ты не поддержал меня на синклите по поводу преобразования армии. В том, что наши епископы не берут в руки оружия. А общее между нами то, что средства для своих целей и он, и я должны изыскивать самостоятельно.
— Выходит, ты хочешь сделать из воинов священников? И наоборот. Превратить несущих Слово Божье священников в сикариев. Возродить братство фанатичных убийц!
— Нет. Ты опять неверно меня понял. Я хочу только, чтобы монастыри стали не только оплотами веры на границах государства, но и убежищем для калек и ветеранов, — объяснил Никифор. — Как это заведено у скифов. Афонская братия монахов-аскетов должна стать им примером для подражания. Туда от соблазнов мира уходят ветераны. И оттуда, если понадобиться стране, они возвращаются, чтобы служить Родине с оружием в руках. Поэтому я требую, чтобы Церковь признавала святым всякого воина, погибшего в бою за веру.
— Теперь ты вмешиваешься в духовные сферы! — Осадил его отец Полиевкт. — Когда ты распорядился основать школу для детей воинов погибших на войне, это было в твоей власти, как светского правителя. Я понимаю, что ты хочешь отдать должное их отцам. В твоей власти назвать этих воспитанников саларами, т.е. будущими военачальниками. Это было уместно. Но решение духовного круга вопросов, в том числе и признание святости, оставь синоду.
Никифор молчал, глядя исподлобья на патриарха. Потом сказал вкрадчивым тоном:
— В шестом веке базилевс Маврикий создал в Итальянской провинции Византии Равеннский экзархат для противостояния северным варварам. И экзарх был представителем Константинопольского императора. Последний экзарх умер в прошлом столетии. На месте экзархата появились герцогства Рима, Венеции, Сполето и другие.
— Герцогство Рима? — Догадался Полиевкт. — Ты клонишь к тому, чтобы под видом восстановления должности экзарха поколебать власть понтифика в Италии, присоединив Папскую область к Равеннскому экзархату?
— Это было бы хорошее начало для восстановления нашего влияния в Итальянской провинции. Тебе это дело кажется невыполнимым?
— Я докажу тебе, Никифор, что проповедь имеет силу способную противостоять мечу.
— Если это будет так, то я распоряжусь, чтобы церкви и монастыри получали долю с военной добычи. Как это принято среди воинов, — криво усмехнулся Никифор.
Вскоре после разговора с отцом Полиевком, хмурый Никифор наскоро попрощался с отцом Вардой, детьми и Анастасией и уехал в Азию. Большая война требует больших затрат и подготовки. Никифор помнил, что ему сказал отец. В Каппадокии басилевс с воинами личной гвардии провел всю зиму, готовясь к войне. Пользуясь временной зимней передышкой, Никифор решил продолжить создание отряда тяжелой рыцарской конницы катафрактов. Для этих целей он использовал собственных ипаспистов телохранителей и личные сбережения. Они должны были стать ядром будущих многочисленных отрядов закованных в броню и кольчугу всадников византийской армии.
Непоседливый Цимисхий очень скоро заскучал. Он был слишком горячего нрава. В прыганье, игре в мяч, метании копья и стрельбе из лука он превосходил всех своих сверстников. Несмотря на то, что был очень небольшого роста, он на спор выстраивал в ряд четырех скакунов и, птицей мелькнув над тремя из них, садился на последнего. В маленьком его теле таилась храбрость и сила героя, его деятельная натура требовала выхода эмоциям. Нередко он оставлял полевой лагерь и вместе со своим, столь же своевольным приятелем Вардой Склиром и куролесил по всем злачным местам Кесарии Каппадокийской. Все чаще дружеские попойки заканчивались пьяными драками. Слухи об этих безобразиях будоражили город. Украшенные неправдоподобными подробностями, они достигали ушей Фоки.
Терпение Никифора закончилось. Немедля он вызвал Цимисхия к себе в полевую палатку. Того с трудом поставили на ноги и привели к государю. Никифор оглядел неопрятно одетого Вана, его распухшее от пьянства лицо и спросил:
— Ответь мне Ной, пристало ли командующему легионами Востока уподобляться грязной свинье?
Цимисхий взвился было. Но под воздействием винных паров пошатнулся и начал заваливаться. Никифор быстро подхватил его и усадил на скамью. Нечленораздельное мычание вырвалось изо рта Цимисхия — палатка наполнилась винным перегаром. Никифор брезгливо поморщился:
— Бери-ка ты, племянник, своих ипаспистов, собутыльников и охочих воинов. Да отправляйся в рейд на границу Киликийской Армении. От греха подальше. Проинспектируй оставленные нами гарнизоны. Да покрутись вокруг Тарса. Чтобы крысы не уходили далеко от своей норы. Весной я выйду в ту же сторону с основными силами. На тебя и оставленные там гарнизоны ложиться важная задача: обеспечить фуражом и продовольствием мою походную колонну, сосредотачивая продовольственные запасы в складах, расположенных в укреплениях на границе.
По знаку Никифора, гвардейцы, стоящие на страже подхватили Цимисхия и утащили отсыпаться. В то же время в палатку вошел мистик, личный секретарь государя.
— Стратиоты сидят по домам. Командующий Цимисхий остался без войск. Но он слишком непоседлив, для рутины повседневных тренировок. Посоветуй, Константин какое звание присвоить Цимисхию, для того, чтобы отправить в самостоятельный рейд по тылам противника? — Спросил Никифор. Мистик ненадолго задумался.
— Дука! Соответствует герцогскому титулу в западной иерархии. Эта должность, позволяет вести самостоятельные боевые действия. Собственными силами, без участия ополченцев. Кроме того дука имеет право инспектировать как гарнизонные войска, так и гражданскую власть фем, — ответил Константин.
— Пиши соответствующий эдикт, — распорядился Никифор.
Через день, трезвый и подтянутый дука Цимисхий, построил свою личную тагму телохранителей перед палаткой государя. Как на параде, под приветственные крики, Никифор проехал вдоль строя и занял позицию на возвышенности посередине.
— Удачи вам, орлы Византии! На вас уповают легионеры. От вас зависят наши будущие победы в Киликии. С вами Бог! — Прокричал государь.
Всадники отсалютовали в ответ: «Слава, государю!», «Хайре, басилевс!». Несколько рисуясь, Цимисхий подал команду, и стройной колонной всадники отправились на юг.
Уже после его отъезда к Никифору прибыл гонец из Константинополя. Брат писал, что, узнав о том, что со стороны Византии не последует карательных мер, рекс Оттон покинул Равенну. Он отправился в свои северные пределы. Во владения своей вдовой матери, в далекий Кельн. Там его ждали заботы учреждения новых церковных округов на границе со славянскими княжествами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тиран предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Бенедикт V (Бенедикт Грамматик;? — 4 июля 966, Гамбург) — папа римский с 22 мая по 23 июня 964 года.
2
Отто́н I Великий — герцог Саксонии в 936—961 годах, король Германии с 936 года, император Священной Римской империи с 962 года, король Италии с 961 года.
6
Патриа́рх Полие́вкт (ум. 5 февраля 970) — Патриарх Константинопольский с 3 апреля 956 по 5 февраля 970.
7
Тетра́рхия (греч) — правление четырёх, четверовластие. Система управления Римской империей, введённая императором Диоклетианом в 293 г.
8
Ашо́т III Вогормац (Милостивый) (ум. 977), — царь царей (шахиншах) Армении в 952—977 гг. Из династии Багратуни, сын Аббаса.
9
Василий I Македонянин (ок. 811/836 — 29 августа 886) — византийский император (867—886), основатель Македонской династии.
10
Патриа́рх Фо́тий I (ок. 820—896) — богослов, Патриарх Константинопольский (858—867 и 877—886 годы)
11
Доросская митрополия Константинопольского патриархата — учреждена на базе готской епископии, с центром в городе Дорос (совр. Мангуп), полуостров Таврия (Крым). Митрополия, объединяла новообращенное христианское население Хазарского каганата (и, возможно, Хорезма).
12
Патриа́рх Никола́й Ми́стик (852 — 15 мая 925) — Патриарх Константинопольский в 901—907 и 912—925г.