Записки на шахматных полях, или Энциклопедия детского остроумия

Давид Маркосян

Вы умеете быть непосредственным и мудрым? А может быть, хотите научиться, но не знаете, у кого? В этой книге учить будут дети. Умные, озорные, находчивые. Их объединяет общее увлечение – шахматы.Взрослые часто не знают, о чем говорить с детьми. Им кажется, что детей интересуют только игры и игрушки. Эта книга продемонстрирует, что интересно детям, о чем они думают и какими видят нас, взрослых. В книге собраны самые яркие и поучительные диалоги с детьми. Автор – известный гроссмейстер и тренер.

Оглавление

Что такое скука?

Ко мне ходит на индивидуальные занятия раз в неделю мальчик.

Хорошо схватывает, ведет себя вежливо, задает интересные вопросы.

Водят его «лечиться» от лени, от отсутствия интереса к чему бы то ни было и чтобы «научился уважать и иногда мозги включать». В самом начале действительно было трудно, но удалось заинтересовать, и теперь ходит с горящими глазами и жалуется, что одноклассники такие тупые, ничего не хотят, а в шахматы умеет играть только один в классе.

После того как проходим новый материал, я обычно предлагаю позиции на пройденную тему, чтобы решал. Учитывая появившийся интерес, хорошее схватывание и не очень сложные позиции, справляется он быстро.

На последнем занятии у нас произошел интересный диалог.

— Скучно! — восклицает после очередной решенной задачи. Но по глазам видно, что ему интересно.

— Почему скучно? Я же вижу, что ты решаешь с удовольствием!

— Нет, скучно!

— Ты понимаешь, что такое скучно? Это когда неинтересно.

— Нет! Скучно — это когда у тебя легко получается.

Ну, думаю, у мальчика явный когнитивный диссонанс. Надо попробовать обыграть его логикой!

— Хорошо, будем считать, что ты прав. Но тогда получается, что тебе интересно, когда задачи сложные и у тебя не получается. Так?

— Нет. Тогда это будет не интересно, а трудно.

Пытаюсь донести до него, что если «на одном конце» находится трудно, то «на другом конце» должно быть легко, а если есть «скучно», то должно быть и «интересно». Но нет, мальчик твердо уверен, что противоположностями являются скучно и трудно.

— Хорошо. А от чего и когда тебе бывает интересно?

— А у нас дома никто не говорит, что ему интересно! И слово «легко» тоже никто не употребляет. Если что-то получается легко — значит, это скучно!

Предпринимаю последнюю попытку.

— Может быть, ты знаешь, что такое «удовольствие»?

— Удовольствие — это когда я играю во что хочу и этого не видят родители!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я