История документа в России в лицах и судьбах

Григорьева Т.В., 2019

Уникальное издание, повествующее об истории документа в России, начиная с "Русской правды" и вплоть до начала XXI в. Книга расскажет о первых паспортах в Российской империи, о формулярных списках, брачных договорах, метрических книгах, дипломах первых отечественных вузов. Не обойденными вниманием окажутся и современные документы – трудовая книжка, завещание, договор, аттестат, свидетельства. Издание снабжено иллюстрациями подлинных архивных документов из личных фондов и региональных архивов. Читатель увидит документы известных исторических деятелей: Н.М. Карамзина, И.Н. Ульянова, С.Ю. Витте, А.Ф. Керенского, Великого князя А.А. Романова.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История документа в России в лицах и судьбах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Документы, удостоверяющие регистрацию рождения и смерти

Факты рождения, заключения брака и смерти человека воспринимаются, прежде всего, как событие частного порядка. Официальная же регистрация этих фактов позволяет сохранять и передавать информацию о происхождении человека, устанавливать правовой статус ребёнка, юридически закреплять родственные связи, создаёт основу для оформления наследственных прав.

Регистрация рождения, брака и смерти необходима также и для выполнения ряда публичных функций: статистической, учётной, фискальной. Государство с давних пор было заинтересовано в сборе информации о численности населения, его прибыли и убыли, гендерном составе, религиозной и сословной принадлежности. Но системная государственная регламентация регистрации рождения и смерти началась только в период реформ Петра I в XVIII в.

Считается, что первым актом, который предписывал фиксировать («регистрировать») рождение, является решение Московского собора 1666–1667 гг. Однако в этом решении речь идёт о регистрации факта крещения, а не собственно рождения: «…держати во всех церквах записные четыре книги и велети записывати, кто с кем поемлется в брак и кто у кого и чей приемник в крещении бывает»[67]. В «книгу крещённых» должны были записываться имена родителей и восприемников (крёстных родителей), год, день и месяц крещения, название города и прихода, а также имя священника, совершившего таинство.

14 апреля 1702 г. Пётр I издал указ «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священником недельных ведомостей о родившихся и умерших». Этот акт положил начало системе регистрации рождения, смерти и браков в метрических книгах.

Метрические книги — наверное, один из самых известных и распространённых видов документов. До настоящего времени они достаточно часто используются не просто как исторический, а именно как юридический документ, на основании которого составляются архивные справки[68] по запросам граждан, органов власти, организаций, общественных объединений. В свою очередь, архивные справки могут быть использованы для установления различных юридических фактов, например, факта родственных отношений, и для реализации субъективных прав в гражданских, наследственных, семейных отношениях.

Регистрацию рождения и смерти, хранение метрических книг вплоть до советского периода выполняли церковные учреждения разных конфессий.

За более чем 200-летнюю историю существования метрических книг правила их ведения и оформления менялись.

В 1722 г. издан правовой акт, устанавливающий обязательное ведение метрических книг: «Должны же отселе священ лицы иметь всяк у себя книги, которыя обычно нарекаются, метрики, то есть книги записныя, в которых записывают прихода своего младенцев рождение и крещение со означением года и дня, и с именованием родителей и восприемников. <…> Также и умирающие с приписанием по Христианской должности в покаянии преставилися и погребаемыя; а аще кто не погребён, именно написать вину, чего ради не получи Христианского погребения, со означением года и дня»[69]. Согласно этому акту, ежегодно метрические книги должны были предоставляться в Архиерейский Приказ. Сведения о количестве родившихся и умерших надлежало предоставлять каждые четыре месяца в Архиерейские Приказы, а затем в письменном виде передавать в Синод. При этом на данном этапе ещё не было введено каких-то общих требований к форме записей в метрических книгах.

«А каким образом оныя книги содержать и экстрактъ и табели присылать, тому сочинены в Синоде формы»[70] было установлено Указом 1724 г., т. е. была введена единообразная форма ведения метрических книг и формуляр записей.

При регистрации рождения в метрическую книгу записывались дата («число») рождения, сведения о родителях («у кого родился»), дата («число») крещения, сведения о восприемниках (крёстных), сведения о священнике, крестившего родившегося.

При регистрации смерти указывался номер регистрационной записи о смерти (отдельные столбцы для учёта умерших мужского и женского пола), дата смерти («числа умертвия»), фамилия, имя умершего («кто именно померли»), возраст умершего («лета»), причина смерти («какою болезнию»), кем были исповеданы и причащены, место погребения.

Форма метрической книги, утверждённой Синодским указом «О содержании священниками метрических книг для записи рождающихся, браком сочетавшихся и умирающих, и о присылке из оных ежегодно экстрактов к Архиереям» от 20 февраля 1724 г. Раздел «О рождающихся»

Форма метрической книги, утверждённой Синодским указом «О содержании священниками метрических книг для записи рождающихся, браком сочетавшихся и умирающих, и о присылке из оных ежегодно экстрактов к Архиереям» от 20 февраля 1724 г. Раздел «О умерших» возраст умершего («лета»), причина смерти («какою болезнию»), кем были исповеданы и причащены, место погребения.

Указом от 7 мая 1806 г. были утверждены новые печатные формы метрических книг[71]. Листы формуляров должны были изготавливаться типографским способом, но часто они чертились от руки.

В Оренбургской, Казанской, Сибирской, Вятской, Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Саратовской губерниях в 1828 г. были введены метрические книги о записи рождения, смерти и браков, заключаемых между магометанами[72]. Ведение метрических книг для магометан, а также выдача засвидетельствованных выписок из них возлагались на приходских имамов или муллу. Имамы могли вести эти книги на татарском языке, если не знали русского.

Метрические книги для записей рождений, браков, смертей раскольников, евреев, баптистов велись гражданскими властями.

Постепенно структура записей в метрических книгах усложнялась. В 1831 г. были введены дополнительные графы для регистрации рождений: раздельная нумерация родившихся по полу, указание имени и отчества матери ребёнка. Спустя 7 лет, в 1838 г. появились дополнительные правила ведения метрических книг и изменён их формуляр[73]. Интересно, что основанием для утверждения дополнительных правил для руководства «к исправному ведению» метрических книг и новых формуляров послужили обнаружившиеся затруднения, с которыми иногда сталкиваются «Дворянския Депутатския Собрания при выдаче документов на дворянство, по свидетельствам и сообщениям Духовных Консисторий о рождении просителей и детей их».

Особо подчёркивалось, что метрические книги как важные «акты всех состояний» надлежит вести своевременно и исправно. Также указывалось: «Строго воспрещаются в метрических книгах всякие подчистки, а если бы случилась погрешность писца, то погрешительно написанное надлежит оградить со всех сторон чертами и потом продолжать писать, что должно».

В форму метрики о рождении стали включаться такие дополнительные данные, как месяц и день не только крещения, но и рождения; звание и вероисповедание родителей. В утверждённых формах метрических книг приводились примеры записей.

Важное нововведение, которое придавало метрическим книгам ещё большую юридическую значимость и доказательственную силу — предоставление права родителям и восприемникам крещаемых младенцев собственноручно свидетельствовать верность записей, сделанных в метрических книгах. Была введена специальная графа для «рукоприкладства свидетелей записи по желанию». Запись также удостоверялась подписью священника и участвовавших причетников.

Особо указывалось, что «родившиеся, бракосочетавшиеся и умершие записываются в книги не на память или с показания семейств, но немедленно по исполнении каждой требы, как то: молитв при рождении и крещении младенца, венчание и погребение; прихожане же об умерших в семействах немедленно должны извещать приходских своих священников»[74].

Кроме того, предусматривалась возможность получения метрических свидетельств, т. е. «выпись слово в слово известной статьи метрической книги без всякой перемены и упущения»[75]. Такие свидетельства должны были подписываться «членами причта»[76], в присутствии которых они составлялись, и скрепляться церковной печатью. Свидетельства рассматривались как «предохранительные и вспомогательные» документы. Получить метрические свидетельства могли: 1) каждый — о времени его рождения и крещения, 2) родители — о рождении, крещении и кончине их детей, 3) опекуны — о рождении, крещении и кончине детей, не имеющих родителей и находящихся под их опекой[77]. Первоначально метрические свидетельства в прямом смысле представляли собой «выпись», так как полностью по форме и содержанию воспроизводили запись в метрической книге. Выпись изготавливалась и заверялась приходским священником и причтом. Позднее метрические свидетельства стали оформляться на особом бланке, отличающемся по форме и содержанию от метрических книг; в таких свидетельствах указывалось на то, что в соответствующей метрической книге содержится запись о рождении того или иного лица. Причём такие свидетельства обязательно должны были заверяться печатью Духовной консистории.

Формы метрических книг и выписей из них, установленные в 1838 г., просуществовали без особых изменений до начала ХХ в., хотя с течением времени правила их составления уточнялись и детализировались.

Форма метрической книги, утверждённая Сенатским указом «О ведении метрических книг по новым формам» от 7 февраля 1838 г. Часть первая «О родившихся»

В данной метрической книге Тихвинской церкви г. Симбирска за 1881 г. под номером 10 содержится запись о рождении Александра Фёдоровича Керенского, будущего председателя Временного правительства России. Номер «10» в первом столбце записи «Счёт родившихся» указывает на то, что это десятый ребёнок мужского пола, зарегистрированный в апреле 1881 г. Далее указаны: дата рождения — 22 апреля, дата крещения — 6 мая, имя родившегося — Александр, сведения о родителях: «коллежский советник Фёдор Михайлович Керенский и его законная жена Надежда Александровна Адлер, оба православные»; сведения о восприемниках: «полковник Александр Алексеевич Адлер и дочь полковника девица Анна Александровна Адлер». Также указаны имя и фамилия священника, совершившего таинство крещения[78].

Керенский Александр Федорович родился 4 мая (22 апреля ст. стиля) 1881 г. в Симбирске, практически точно через одиннадцать лет после рождения В. И. Ульянова (Ленина). Его отцом был Ф. М. Керенский, бывший в ту пору директором Симбирской мужской классической гимназии. Фёдор Михайлович был хорошим другом И. Н. Ульянова, отца Владимира Ульянова. Керенские и Ульяновы дружили семьями. Следует отдать должное порядочности и мужеству директора гимназии, который при окончании учёбы не только решился, но и настоял на награждении Владимира Ульянова золотой медалью. А это случилось спустя всего несколько месяцев после казни его родного брата — государственного преступника Александра Ульянова за его участие в попытке покушения на царя. Совсем не случайно, что спустя полтора года Ф. М. Керенского перевели в Ташкент на должность главного инспектора училищ Туркестанского края.

Ф. М. Керенский

А. Ф. Керенский

Художник И. И. Бродский

Сам же Александр Фёдорович в 1917 г. оказался на линии прямого противоборства с революционной партией, которую возглавлял его земляк из дружеской семьи В. И. Ульянов (Ленин). Ещё весной 1917 г. А. Ф. Керенский воспринимался в России не иначе как народный герой, напрямую причастный к свержению царского режима. И он на самом деле горел страстью переустроить Россию на демократический лад. Но слишком глубоким оказался кризис, в который попала страна, чересчур глухой, недальновидной и алчной проявила себя отечественная буржуазия. Процесс политической борьбы пошел дальше, и его крутая волна вознесла на самый ее верх Владимира Ульянова.

Незадолго перед смертью Керенский писал: «Удивительно. Никого нет вокруг. Ни Краснова — его казнили в 47-м году <…> ни этого Дыбенки-матросика. Ни Корнилова, ни Черчилля, ни Ленина, ни Сталина <…> Я один остался на всем белом свете <…> Что это — миссия? Или наказание? Наказание долголетием и всезнанием. Я знаю то, что уже никто знать не может».

Выпись из метрической книги за № 1 приходской церкви с. Артюшкино Симбирского уезда Симбирской губернии о рождении 2 февраля 1887 г. Анны Николаевны Горячевой. 3 января 1906 г.[79]

Некоторые наиболее богатые храмы, прежде всего, в городах, имели возможность изготавливать собственные типографские бланки выписей из метрических книг (по образцу утвержденных). Примером может служить выпись из метрической книги Богоявленской церкви г. Симбирска о рождении 13 мая 1885 г. Елены Фёдоровны Тарасовой. 16 августа 1894 г.[80]

Метрическое свидетельство[81] за № 2472 Пелагеи Ивановны Никитиной, родившейся 3 октября 1867 г. в с. Твердилково Переславского уезда Владимирской губернии, выданное Владимирской духовной консисторией. 18 марта 1896 г.[82]

Регистрация фактов смерти также осуществлялась в церквях и мечетях, при необходимости родственникам усопших выдавались выписи из метрических книг.

Форма метрической книги, утверждённая Сенатским указом «О ведении метрических книг по новым формам» от 7 февраля 1838 г. Часть третья «О умерших»

Одним из первых декретов ВЦИК от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»[83] была введена новая система регистрации рождения, брака и смерти. Функция регистрации актов гражданского состояния окончательно изымалась из ведения церкви, акты гражданского состояния должны были вестись «исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений»[84]. Рождение ребёнка должно было регистрироваться по месту пребывания матери. Отцом и матерью родившегося ребёнка записывались лица, подавшие заявление о регистрации и «давшие соответствующую в том подписку» (п. 10). Если же отец отказывался от внебрачного ребёнка, матери, опекуну или самому ребёнку впоследствии предоставлялось право доказывать отцовство в судебном порядке.

Устанавливались формы книг для записи рождения, браков и смерти. Такие книги надлежало вести в двух экземплярах, и один экземпляр по окончании календарного года передавать в суд по месту нахождения отдела записи. С началом каждого нового года начиналась книга записей рождений и смерти за соответствующий год.

Выпись[85] из метрической книги № 138 Александро-Невской церкви г. Симбирска о смерти Е. А. Чугуновой, крестьянки с. Сосновка Ставропольского уезда Самарской губернии. Исповедовал и причащал священник Петр Георгиевский, погребение совершили священник Петр Георгиевский и диакон Михаил Румянцев на городском кладбище 11 апреля 1906 г. Выпись выдана 9 августа 1906 г.[86]

В книгу записи рождений вносились сведения: номер записи о рождении (отдельно для мужского и женского пола); время рождения (день и месяц); фамилия и имя ребёнка; имя, отчество, род занятий родителей; постоянное место жительства; особые примечания. Каждая запись заверялась подписями свидетелей и родителей (или лиц, заменяющих их), а также подписями руководителя и секретаря отдела записи и печатью отдела.

Более детально порядок и особенности регистрации рождения и смерти регулировались Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (Кодекс 1918 г.)[87]. Кодексом предписывалось ведение нескольких реестров актов гражданского состояния: 1) книга записей рождений, 2) книга записей смертей, 3) книга записей отсутствующих, 4) книга записей браков, 5) книга записей разводов, 6) книга заявлений о происхождении зачатых детей, 7) книга для записей лиц, изменивших фамилии и прозвища (ст. 7 Кодекса 1918 г.).

Каждая запись, вносившаяся в книгу, заверялась подписями должностного лица, занёсшего соответствующий акт в книгу, лицом, сообщившим о событии, и свидетелями (если их присутствие было предусмотрено законом).

Заявление о регистрации новорождённого должно было быть подано в трёхдневный срок «со дня события» по месту жительства его родителей. К заявлению родители обязательно прикладывали подписку о том, что ребёнок «действительно происходит от них» (ст. 22 Кодекса 1918 г.).

Заявления о смерти и о нахождении трупа должны были подаваться в трёхдневный с момента события срок. Такое заявление обязаны были сделать жившие с умершими родственники или домашние, а если их нет, то соседи или администрация учреждения (больницы, богадельни, тюрьмы и т. п.), «в коем последовала смерть», или лица, нашедшие мёртвое тело.

Необходимо пояснить, каково было назначение «книг заявлений о происхождении зачатых детей». В таких книгах делались записи в целях последующего установления отцовства: «забеременевшая и не состояшая в браке женщина не позднее как за 3 месяца до разрешения от бремени подаёт заявление в местный Отдел записей актов гражданского состояния по своему месту жительства, указывая время зачатия, имя и место жительства отца».

Такое же заявление могло быть подано и состоящей в браке женщиной, если зачатый ею ребенок происходил не от зарегистрированного ее мужа» (ст. 140 Кодекса 1918 г.). «О поступившем заявлении Отдел записей актов гражданского состояния извещает лицо, названное в заявлении отцом, и последнему предоставляется в двухнедельный со дня получения извещения срок возбудить судебный спор против матери о неправильности ее заявления. Невозбуждение спора в указанный срок приравнивается к признанию ребёнка своим» (ст. 141 Кодекса 1918 г.).

В 1926 г. принят новый Кодекс законов о браке и семье[88]. Он в целом сохранил прежнюю систему регистрации рождения и смерти. При этом срок подачи заявления для регистрации ребёнка продлевался до двух недель.

Родителям новорожденного ребёнка выдавались выписи из регистрационных книг или свидетельства о рождении. Формы свидетельств со временем изменялись. Необходимо отметить, что свидетельства о рождении выдавались и лицам, факт рождения которых был зарегистрирован в церковных книгах. В случае невозможности документального подтверждения факта рождения свидетельство выдавалось на основании свидетельских показаний. Единая форма свидетельства о рождении была введена только в 1935 г.[89]. Получение такого свидетельства становилось обязательным.

Формы книги записей гражданского состояния, установленные Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.

Свидетельство за № 8 о рождении 9 февраля 1905 г. Полбина Ивана Семёновича в с. Ртищево-Каменка[90] Симбирского уезда Симбирской губернии, выданное отделом ЗАГС Майнской волости Ульяновского уезда Ульяновской губернии. Не ранее 1928 г.[91]

Полбин Иван Семенович — дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации (1943). В Советской Армии с 1927 г. Служил в авиачастях на Дальнем Востоке, участвовал в боях на р. Халхин-Гол, в Великую Отечественную войну сражался с врагом на разных фронтах. За умелое командование полком, успешное выполнение боевых вылетов на Смоленском, Московском и Сталинградском направлениях ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С декабря 1942 г. командовал 301-й бомбардировочной авиадивизией, а с апреля — авиакорпусом. За образцовое командование частями 2-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса в Корсунь-Шевченковской, Ясско-Кишиневской, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской операциях и 157 личных успешных боевых вылетов на разведку и бомбардировку опорных пунктов, аэродромов, скоплений войск и техники противника и проявленные при этом самоотверженность и героизм 6 апреля 1945 г. во второй раз был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза (посмертно). Награжден также двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 1-й ст., Суворова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды и медалями. И. С. Полбин 11 февраля 1945 г. погиб смертью храбрых при выполнении боевой задачи в Польше. Именем Полбина названы Оренбургское высшее авиационное училище летчиков, в котором он учился, его родное село. Там же ему установлен бюст. Его именем названы улицы в Москве, Ульяновске, Вроцлаве.

Свидетельство[92] за № 25571 о рождении 23 июня 1914 г. гражданки […] Клавдии Дмитриевны, выданное Тереньгульским районным бюро ЗАГС. Не ранее 1940 г.[93]

Свидетельство о рождении[94] Кобзаря Михаила Петровича, родившегося 11 ноября 1920 г. Выдано Алтыновским ЗАГСом Сумской области Украины. Не ранее 1961 г.[95]

Кобзарь М. П. — участник Великой Отечественной войны, окончил Академию бронетанковых войск им. Сталина в 1955 г. Службу проходил на Дальнем Востоке в должности заместителя командира дивизии. После увольнения в запас много лет работал на оборонном предприятии.

В 1946 г. формы свидетельств о рождении, браке и смерти были обновлены[96].

Свидетельство за № 057707 о рождении Козуловой Лидии Фёдоровны 10 июня 1926 г. в с. Чертановка Игнатовского района Ульяновской области, выдано Игнатовским районным бюро ЗАГС повторно. 12 июля 1949 г.[97]

Новые формы свидетельств о рождении и смерти были введены в 1969 г.[98] В Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 г. указывалось, что «регистрация актов гражданского состояния устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью охраны личных и имущественных прав граждан». Такая формулировка достаточно точно отражает цель всей системы регистрации актов гражданского состояния как в прошлом, так и на современном этапе развития нашего общества. Свидетельства о рождении, браке, смерти изготавливались по единому образцу на всей территории СССР на русском языке, а в союзных республиках и автономных республиках и на соответствующем национальном языке.

В этот период при регистрации рождения ребёнка, помимо данных о дате, месте рождения, фамилий, имён, отчеств ребёнка и родителей, стали указываться и национальность родителей и новорождённого (см. ст. 14 Кодекса 1969 г.). Свидетельства о рождении изготавливались в форме книжечки небольшого формата из плотного картона и имели водяные знаки. Относительно регистрации смерти сохранялись установленные ранее правила и сроки подачи заявления.

Свидетельство за № 27 о смерти 12 января 1930 г. Баратаева С. М., выданное Ульяновским городским отделом ЗАГС повторно.11 августа 1930 г.[99]

Баратаев Сергей Михайлович (1861–1930), политический и общественный деятель, князь, в 1905–1906 гг. — депутат 1-й Государственной Думы. В 1901–1906 гг. возглавлял Симбирскую губернскую земскую управу, один из организаторов губернского отделения партии Народной свободы. Окончил Казанский университет, кандидат химических наук. После 1917 г. работал в финансовых организациях губернии.

В советский период не раз изменялись и документы, связанные со смертью человека. Актовая запись об этом факте производилась по месту смерти. В книгу вносились следующие данные: номер записи о смерти (отдельно для мужского и женского пола); день смерти; имя, отчество, фамилия, род занятий умершего; от какой причины последовала смерть; где погребён; особые примечания. Запись удостоверялась подписью лица, сообщившего о смерти, подписями руководителя и секретаря отдела записи и печатью отдела. Родственникам умершего выдавалось свидетельство о смерти, которое необходимо для оформления иных юридических документов.

Свидетельство за № 478905 о смерти Козуловой А. А., выданное Ульяновским городским отделом ЗАГС. 16 февраля 1987 г.[100]

В новой России законодательство о регистрации актов гражданского состояния, в т. ч. рождения и смерти, порядок оформления и выдачи соответствующих свидетельств изменялись несколько раз[101]. В целом формы свидетельств схожи с теми, что существовали и в Российской Империи, и в СССР. В свидетельстве о рождении указываются фамилия, имя и отчество ребёнка, сведения о дате и месте рождении, о родителях, национальность родителей может указываться по их желанию; также в свидетельстве содержится информация о номере записи акта о рождении, об органах, оформивших свидетельство. В свидетельстве о смерти, помимо стандартного набора данных (ФИО, дата смерти, место смерти, номер записи о смерти), указывается точно в часах и минутах время смерти. Каждое свидетельство имеет серию и номер.

Как и прежде, свидетельства выдаются на основе записей в книгах регистрации актов гражданского состояния. То есть первичными являются именно регистрационные записи. Это позволяет в необходимых случаях выдавать свидетельства на основе таких записей повторно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История документа в России в лицах и судьбах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

67

Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 5. — СПб.,1853. — С. 461.

68

Архивная справка — документ архива, составленный на бланке архива, имеющий юридическую силу и содержащий документную информацию о предмете запроса с указанием архивных шифров и номеров листов единиц хранения тех архивных документов, на основании которых она составлена (пункт 5.7.2 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 18.01.2007 г. № 19 (зарегистрирован в Минюсте России 06.03.2007 г. № 9059 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, № 20. — Российская газета. — 2009. — № 89).

69

Прибавление к Духовному регламенту. Прибавление о правилах причта и чина монашеского. Май 1722 г. // ПСЗРИ. Собр. 1-е. Т. 6. № 4022, п. 29. С. 707.

70

О содержании священниками метрических книг для записи рождающихся, браком сочетавшихся и умирающих, и о присылке из оных ежегодно экстрактов к Архиереям: Синодский указ от 20 февраля 1724 г. // ПСЗРИ. Собр. 1-е. Т. 7. № 4480. С. 266–267.

71

О форме метрических книг: Синодский указ от 7 мая 1806 г. // ПСЗРИ. Собр. 1-е. Т. 29. № 22.118. С. 254–255.

72

О введении в действие метрических книг по Оренбургскому Духовному Магометанскому управлению: Указ от 21 сентября 1828 г. // ПСЗРИ. Собр. 1-е. Т. 3. № 2296. С. 837–840.

73

О ведении метрических книг по новым формам: Сенатский указ от 7 февраля 1838 г. // ПСЗРИ. Собр. 1-е. Т. 13. № 10956. С. 91–92.

74

Свод Законов Российской Империи. Издание 1899 г. Т. IX. Кн. вторая «Об актах состояний», разд. первый, ст. 864. С. 102.

75

О ведении метрических книг по новым формам: Сенатский указ от 7 февраля 1838 г. // ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. 13. № 10956. С. 91.

76

Причт — священнослужители и церковнослужители, состоящие при каком-либо приходе.

77

Свод Законов Российской Империи. Издание 1899 г. Т. IX. Кн. вторая «Об актах состояний», разд. первый, ст. 874. С. 103.

78

ГАУО. Ф. 134. Оп. 22. Д. 63. Л. 121 об. — 122. Подлинник. Рукопись на типографском бланке.

79

ГАУО. Ф. 134. Оп. 9. Д. 194. Л. 2. Подлинник. Рукопись на типографском бланке.

80

ГАУО. Ф. 134. Оп. 9. Д. 194. Л. 4. Подлинник. Рукопись на типографском бланке.

81

Оттиск печати Владимирской духовной консистории.

82

ГАУО. Ф. 134. Оп. 9. Д. 194. Л. 4. Подлинник на типографском бланке.

83

Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 18.12.1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» // СУ РСФСР. 1917. № 11, ст. 160 (Декрет действовал до 1927 г.).

84

Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. // СУ РСФСР. № 18, ст. 263.

85

На документе оттиск печати Александро-Невской церкви г. Симбирска.

86

ГАУО. Ф. 134. Оп. 9. Д. 194. Л. 4.

87

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (вместе с «Инструкцией об освидетельствовании душевно-больных») (принят ВЦИК 16.09.1918 г.) // СУ РС ФСР. 1918. № 76–77, ст. 818 (Действовал до 1927 г.).

88

Постановление ВЦИК от 19.11.1926 г. «О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке» (вместе с Кодексом) // СУ РСФСР. 1926. № 82, ст. 612.

89

Постановление СНК СССР от 02.11.1935 г. № 2440 «Об утверждении формы свидетельства о рождении»// СЗ СССР. 1935. № 58, ст. 477.

90

Ныне с. Полбино Майнского района Ульяновской области.

91

ГАУО. Ф.Р-4205. Оп. 2. Д. 18. Л. 1. Подлинник. Рукопись на типографском бланке.

92

На свидетельстве проставлены штемпельные отметки о выдаче паспортов в 1938 и 1940 гг.

93

Личный архив Егорова В. Н. Подлинник. Рукопись на типографском бланке.

94

На свидетельстве штемпельная отметка о выдаче паспорта в 1961 г.

95

Личный архив Егорова В. Н. Подлинник. Рукопись на типографском бланке.

96

Постановление СНК РСФСР от 08.01.1946 г. № 15 «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния» // СП РСФСР. 1946. № 3, ст. 8 (утратил силу согласно постановлению Совмина РСФСР от 14.02.1977 г. № 109).

97

Личный архив Егорова В. Н. Подлинник. Рукопись на типографском бланке.

98

Постановление Совмина ССР от 02.06.1969 г. № 410 «Об утверждении форм книг регистрации актов гражданского состояния» // СЗ ССР. Т. 2. С. 159, 1990 г. (утратил силу в соответствии с постановлением РФ от 06.07.1998 г. № 709).

99

ГАУО. Ф. 1433. Оп. 1. Д. 8. Л. 4. Подлинник. Рукопись на типографском бланке.

100

Личный архив Егорова В. Н. Подлинник. Рукопись на типографском бланке.

101

В настоящее время регистрация актов гражданского состояния регулируется ФЗ от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Приказом Минюста России от 28.03.2014 г. № 47 «Об утверждении форм бланков записей актов гражданского состояния», Приказом Минюста России от 25.06.2014 г. № 142 «Об утверждении форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я