История Древнего мира. Ответы на экзаменационные билеты

Григорий Бабаев, 2009

Настоящее пособие подготовлено в соответствии с программой курса "Истории Древнего мира". Предложенное издание рассматривает основные и наиболее важные вопросы, необходимые как для подготовки к экзамену, так и для успешной его сдачи.

Оглавление

Варианты периодизации древней истории

Выделяют две основные разновидности понятия «цивилизация» — теории стадионального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

Стадиональные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Сюда принято относить и популярную в советский период российской истории теорию формационного подхода. Среди цивилизационных теорий наиболее популярна теория Тойнби. Возникает логичный вопрос: а на каком основание происходит классификация? Почему одну страну принято изучать преимущественно в цивилизационном ключе, а другую цивилизацию — с помощью теории А. Тойнби. На каких основаниях автор выбирает инструмент для исследования? В принципе, любая цивилизация есть частный случай, но профессионал всегда видит, какой инструмент применить к изучению того или иного общества. Он берет именно тот инструментарий, который, по его мнению, объясняет особенности именно того общества, его историко-культурную специфику.

Для того чтобы отнести ту или иную страну к культурно-историческому типу, нужно проследить историю общества, начиная с глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество, и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. В общемировом цивилизационном процессе выделяют основные стадии: доиндустриальную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и постиндустриальную.

Теории локальных цивилизаций изучают большие исторические общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации — это своего рода «единицы», составляющие общий поток истории. Они совпадают с границами государств. Теория локальных государств — весьма коварное явление. В принципе, опираясь на критерии классификации, любую цивилизацию можно счесть локальной. Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные «компоненты» — географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство, церковь, религия, философия и т. д.

Обе теории — стадиальная и локальная — дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее — единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций — индивидуальное, разнообразие исторического процесса. Таким образом, обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга. Правильной можно счесть и ту, и другую. Иногда историческая цивилизация очень хорошо вписывается в постулаты формационного подхода, а иногда — для объяснения ее существования лучше применить цивилиза-ционный подход.

Иногда факт существования той или иной цивилизации можно объяснить сразу двумя теориями. Так, например факт существования во многом противоречивой российской цивилизации легче рассматривать с позиций цивилизационного подхода и теории социально-экономических формаций, долгое время принятых в советской историографии.

Выбор того или иного научного похода можно объяснить субъективной точкой зрения автора научной концепции. В этом — слабость данного метода. Можно сказать, что автор, снедаемый личными амбициями, подбирает факты под свою теорию. Бывают каверзные случаи, когда теория противоречит фактам. В данной ситуации научный деятель вынужден выстроить логическую теорию, объясняющую некоторые несоответствия.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я